Ацефальные(безголовые) общества — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Ацефальные(безголовые) общества

2017-08-24 168
Ацефальные(безголовые) общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наиболее распространены в об-вах охотников и собирателей. Для этой стадии характерен наименьший уровень политической интеграции. Каждая община, состоявшая из 30–60 человек, являлась полностью независимой и самостоятельной в пол. отношении. Пол. значимые решения принимались коллективно на общем собрании, которое решало не только пол. вопросы, но и значительный спектр повседневных проблем. Пол. деятельность еще не выделялась из других форм социальной жизни. Не существовало пол. лидеров, играющих самостоятельную пол. роль. Тем не менее нельзя рассматривать данную стадию как полное отсутствие пол. институтов или соц. позиций, связанных с политикой. У народов, находящихся на этом уровне развития политических отношений, существуют определенные соц. роли, связанные с пол. влиянием, например, неформальное лидерство в общине.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вождество

Эта стадия характерна для животноводов и ручных земледельцев, находившихся на высоком уровне технологического развития. В этих обществах масштаб политической интеграции меньше, чем на предыдущей стадии(племенные об-ва). Для вождества характерно четкое выделение политических ролей. Пол. власть концентрируется в руках вождей и традиционно передается по наследству. Вместе с тем пол. деятельность еще не отделена от других форм человеческой активности. Вождь является организатором экономической деятельности, верховным судьей, жрецом и военным лидером.

Вождь как формальный собственник земельных ресурсов контролирует процесс сбора дани и перераспределения ее по своему усмотрению в кругу близких родственников. Экономическая деятельность вождя имеет форму престижной экономики.

Судебные функции вождя заключаются в монопольном праве на разрешение споров и конфликтов в рамках судопроизводства. Он опрашивает потерпевших и свидетелей, выявляет виновных и степень их вины, выносит приговор, а иногда и сам является палачом.

Как военный лидер он имеет право объявлять войну, заключать мир, мобилизовывать население, использовать его на крупных общественных работах. Предки вождя рассматривались в качестве божественных существ, а места их захоронения становились культовыми центрами. В вождествах существовало чёткое различие иерархических родственных групп. При этом политический статус человека зависел от степени родства с вождем.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Государство

Это высшая форма организации власти в общ-ве, которая максимально выражается в трех признаках: 1. Политическая жизнь в идеале отделена от др. сфер жизни общества (экономической, религиозной, социальной и т.д.); 2. Существуют четко выраженные соц. роли политических лидеров, администрации и т.п.; 3. Гос-во представляет собой максимальный уровень пол. интеграции.

Традиционно выделяют следующие черты гос-ва: право собирать налоги и распределять их; право мобилизовывать людей для военных и гражданских целей; право на использование насилия в пределах собственной территории. Любое насилие, совершаемое без ведома гос-ва, расценивается как преступление и наказывается.

Любое гос-во поддерживает собственное стабильное существование не только с помощью насилия, но и благодаря идеологии, цель которой заключается в создании убежденности граждан в абсолютной законности существующего гос-ва и пол. системы.

Проблема происхождения гос-ва в настоящее время не имеет общепринятого решения. Существует множество концепций. В рамках СКА сформулировано несколько собственных концепций:

Волюнтаристская (произвольная) теория разработана Г. Чайлдом. В ее основе лежит предположение о том, что неолитическая революция привела к разделу сферы труда. Об-во разделилось на крестьян, ремесленников и торговцев. Традиционные системы соц. контроля стали давать сбой. В ходе этого процесса у группы людей появились ресурсы и возможности для установления пол. контроля над об-вом – так возник гос. аппарат управления и администрация.

Чайлд выделил три основные причины появления государства: 1. Более эффективная защита от врагов; 2. Более эффективное производство материальных ресурсов; 3. Увеличение производства продукции и населения.

Гидравлическая теория предложена немецким антропологом К. Виттфогелем. Гос-во возникло в тех регионах, где было невозможно личное ведение сельского хоз-ва и требовалось объединение мощных демографических ресурсов для создания ирригационных систем. Огромные трудовые коллективы нуждались в координации деятельности, поэтому был создан пол. аппарат управления, который постепенно трансформировался в гос-во.

Земельная (принудительная) теория разработана американским антропологом Р. Корнейро. Он считал, что госсистемы возникли в тех регионах Земли, где существовало земледелие и острый дефицит земельных ресурсов. В процессе борьбы за ресурсы появлялись военные организации, которые конкурировали между собой. Наиболее эффективные военные группировки постепенно превращались в гражданскую администрацию.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Семья и брак в культуре

Семья (по Мердоку) – это социальная группа, характеризующаяся совместным проживанием, экономической кооперацией, совместным участием в биологическом и социальном воспроизводстве. Она включает в себя взрослых индивидов обоих полов (как минимум двое из них состоят в социально одобряемых сексуальных отношениях) и детей (собственных и/или приемных). Институт семьи необходимо отличать от института брака.

Брак - комплекс обычаев, регулирующих отношения между сексуально ассоциированной парой взрослых членов семьи. В социально-культурной антропологии выделяют несколько основных черт брака:

1) правовая: брак – это социально санкционированный союз;

2) физиологическая: брак – это сексуальный союз;

3) хронологическая: брак – это постоянный союз;

4) пространственная: брачные отношения предполагают совместное проживание членов этого союза.

Однако на практике брачные отношения не всегда предполагают сексуальные отношения. В некоторых культурах существуют правила, ограничивающие в определенные периоды времени.

Брак предполагает постоянство супружеской жизни. Вместе с тем у большинства народов мира существует институт развода. Причем легкость процедуры развода не означает, что она широко распространена.

Брак предполагает совместное проживание супругов. Характерно для европейской культуры, но не для всего человечества. 94 из 240 африканских народов жены с детьми должны жить отдельно от мужей (в другом поселении).

Антропологам известны отдельные примеры брачных отношений, которые полностью не укладываются в стандартные представления о семье и браке (семья у наяров в Индии, где можно выйти замуж за пальму или камень).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

37. Классификация браков (по количеству супругов, по месту проживания супругов)

В социально-культурной антропологии используется следующая классификация браков по количеству супругов: моногамия, классическая полигамия и последовательная полигамия.

Моногамия – форма брака, при которой существует не более двух брачных партнеров. Характерна для европейской христианской культуры. Нарушение этого правила влечет за собой жесткое наказание. Однако в западной культуре допускается развод, что привело к распространению традиции последовательной полигамии – права вступать в течение жизни в брак несколько раз.

Полигамия – форма брака, при которой одновременно может быть более двух брачных партнеров. Встречаются два основных вида – полигиния и полиандрия.

Полигиния (Многоженство)- форма брака, при которой мужчина вступает в брак с несколькими женщинами. Является одной из самых распространенных (Индия, Китай, Ближний и Средний Восток, Африка). Обладание несколькими женами является признаком социального престижа мужчины.

Полиандрия (многомужество). Встречается у 1 % культур мира. Распространена в Тибете, Непале. У тода на юге Индии распространена братская полиандрия. Женщина вступает в брак также со всеми братьями мужа, даже теми, которые еще не родились. Все дети в этом браке являются детьми старшего брата. Причина таких уникальных брачных отношений в нехватке женщин у тода.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.