Социально-культурная антропология как наука — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Социально-культурная антропология как наука

2017-08-24 158
Социально-культурная антропология как наука 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социально-культурная антропология как наука

Социально-культурная антропология – наука о сходствах и различиях в человеческих культурах во времени и пространстве. она изучает социальный, символический и материальный аспекты жизни, занимается культурами тех обществ, которые можно изучать, непосредственно общаясь с их представителями и наблюдая за ними. Цель С-К антропологии заключается в поиске универсальных культурных моделей и выяснении специфических черт различных человеческих сообществ.

Структура антропологии (британо-американская структура):

1. Физическая (биологическая) антропология

2. Лингвистическая антропология

3. Наиболее известна гипотеза Сепира-Уорфа - языковые различия влияют на восприятие мира (теория лингвистической относительности)

4. Археология

5. Социально-культурная антропология

СКА в континентальной структуре относится к этнографическому знанию, которое имеет три уровня:

1. Этнография - сбор и обработка первичных данных

2. Этнология - поиск этнических специфических черт культуры

3. Социально-культурная антропология - высшая степень абстракции, когда основное внимание уделяется поиску культурных универсалий

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Принципы СКА

Принцип универсализма. Культура каждого народа – универсальный источник знаний о человеке. Этот принцип основан на равенстве людей, одинаковой ценности для общества любой личности и культуры каждого народа. Этот принцип был сформулирован английским исследователем Э.Тайлором и в настоящее время признается одним из важнейших в С-К антропологии. Принцип холизма. Поэтому каждая культура должна изучаться как единое целое, совокупность биологических и культурных компонентов. Этот принцип был сформулирован в 20е гг. ХХ в. антропологом Б. Малиновским, который несколько лет исследовал жителей Тробрианских островов в Новой Гвинее и считал, что антропологи должны изучать не экзотические элементы культуры определенного племени с точки зрения европейцев, а единую целостную систему норм и правил, имеющих определенные социальные функции.

Принцип интеграции. Антропологи рассматривают все составляющие жизни общества и социальных групп в их взаимосвязи. Это означает, что каждое культурное явление должно изучаться как составная часть большей по масштабам культурной системы. антропологи выделяют три уровня интегративности общества: 1. Маломасштабные общества – общины, немногочисленные социальные группы, замкнутые и самодостаточные в экономическом отношении, основанные на ведении натурального хозяйства и обеспечении всех потребностей человека. Они характерны для доиндустриальной эпохи развития человечества. 2. Крупномасштабные общества – крестьянские общества, основанные на экономических связях с городом, общества с индустриальными формами производства (численность населения может достигать миллионов человек). Для данного типа обществ характерно формирование наций. широкое распространение получает обмен товарами, рабочей силой в пределах конкретной нации.

3. Глобальная система человеческих отношений – формируется в настоящее время в результате информационной революции и связана с глобализацией общества. Проявляется в создании общечеловеческих культурных и социально-политических организаций (таких, например, как ООН) и глобальных систем коммуникации (в частности, Интернет).

Принцип адаптивности. Люди, их жизнь и культура тесно связаны с окружающей средой, природными и климатическими условиями, социальной средой обитания (физическая, биотическая и социальная среда). Адаптация – приспособление людей к различным условиям жизни.

Культурный релятивизм. Начало этому принципу положил американский антрополог Ф. Боас, провозгласивший равноценность всех культур. Ни одна из них не может рассматриваться по отношению к другим ни как высшая, ни как низшая. С такой точки зрения английская культура ХХ в. ничем не превосходит культуру аборигенов Австралии. Ни одна из них не является

ни более развитой, ни менее развитой. Они просто разные. В настоящее время выделяют описательный, нормативный и культурный релятивизм.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эволюционное направление

Эволюционизм – первая научная теория в С-К антропологии. Представители - Эдуард Тайлор, Льюис Г. Морган. Ее основные идеи:

1. Существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т.д.

2. Убеждение о полном тождестве исторических путей разных народов Эдуард Тайлор (1832–1917) – первый в мире профессорСКА.

Является автором концепции «культурных пережитков», в соответствии с которой в современных обществах встречаются элементы культуры, не имеющие функционального значения и

В работе «первобытная культура» (1871) э. Тайлор сформулировал первую развернутую теорию происхождения религии – анимизм. благодаря этому анимизм прочно вошел в религиоведение в качестве первобытной религиозной формы. В 1881 г. Э. Тайлор издал работу «Антропология», которую можно считать первым учебником по дисциплине.

Генри Льюис Морган (1818–1881) – американский юрист, был близок с индейцами племени ирокезов, изучал их быт, защищал права, был усыновлён племенем сенека. впоследствии написал работу «лига ирокезов» (1851). Наиболее важный и известный его труд – «Древнее общество» (1877). По Моргану история делится на родовое и политическое общество. Г. Морган предложил концепцию происхождения семьи. Он выделил пять стадий развития семьи и одну предстадию: промискуитет (предстадия); кровнородственная семья; пунолуальная семья; парная семья (на ранних стадиях формирования не предполагалось совместного ведения хозяйства); патриархальная семья (характеризуется исключительной властью главы семьи, такая семья объединяет несколько семейных пар); современная моногамная семья. К концу 19в эволюционизм стали сильно критиковать за евроцентризм, возникает несколько альтернативных школ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диффузионизм

Школа диффузионизма оформилась на рубеже XIX–ХХ вв. Основной ее идеей стало сведение всей истории человечества к явлениям контакта, столкновения и переноса культур. Основная идея заключалась в том, что основные элементы культуры возникали в одном или нескольких центрах и распространялись через диффузию по всему миру. Именно пути распространения элементов культуры пытались определить диффузионисты. Предтеча диффузионизма - немецкий географ Фридрих Ратцель. Он выделил следующие пути распространения идей - торговля, войны, воровство. Фробениус (1873–1938) – немецкий этнолог. В работе «Происхождение африканских культур» (1898) Л. Фробениус впервые использовал понятие «культурные круги» как совокупность предметов материальной культуры с определенными признаками и характеристиками. Сравнивая культурные круги многих регионов мира, сделал выводы о родственных культурах Западной и Северной Африки, Меланезии и новой Гвинеи. Л. Фробениус подразделил культуры на мужские и женские.

Кельнская школа диффузионизма. Роберт Фриц Гребнер (1877–1934) – немецкий этнолог. Основываясь на нескольких (от восьми до пятидесяти) элементах культуры, Ф. Гребнер выделил уже восемь самостоятельных культурных кругов. При помощи метода картографирования накладывал одни круги на другие – в результате получались культурные слои. Чем больше диаметр круга, тем он хронологически древнее. В работе «Картина мира примитивного человека» (1924) Ф. Гребнер рассматривал культуру как конгломерат или просто эклектическое соединение предметов материальной культуры и верований, обрядов.

Английский диффузионизм. В Англии идеи диффузионизма были доведены до абсолюта врамках течения гипердиффузионизма. Популярность диффузионизма была связана с Графтоном Эллиотом Смитом, врачом-патологоанатомом, который работал в Египте с мумиями фараонов. В результате очень увлекся Египтом, вернулся в Британию и стал доказывать, что все было изобретено в Египте, а потом распространилось по миру.

Венская школа диффузионизма. Вильгельм Шмидт (1868–1954) – католический священник, сторонник идеи первобытного монотеизма (сначала был один бог, а потом появились грубые идеи – фетишизм, анимизм, тотемизм.

Диффузионизм в США. К. Уисслер пришел к выводу, что путем диффузии распространяются не только материальные и нематериальные элементы культуры, но и соматические (телесные, организменные) характеристики. В работе «Человек и культура» (1923) он сформулировал общий закон культурной диффузии: антропологические черты имеют тенденцию распространяться во всех направлениях из своего центра происхождения. Сходные идеи были высказаны другим американским антропологом.

Неодиффузионизм. Второе дыхание диффузионизм обрел после Второй мировой войны в связи с активизацией исследований возможностей трансокеанских контактов. Современный диффузионизм представлен фигурами английского археолога Г. Чайлда и норвежского исследователя Т. Хейердала, который в своей книге «Американские индейцы в Тихом океане» (1952) выдвинул идею о возможности древних мореплавателей пересекать океаны.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Школа Э.Дюргейма

Французская социологическая школа Э. Дюркгейма.Дюркгейм (1858–1917) – французский социолог и антрополог. Один из основателей современной социологии. Основное внимание Э. Дюркгейм уделял проблеме социального согласия. В работе «О разделении общественного труда» (1893) он впервые сформулировал концепцию механической и органической солидарности. В архаических обществах имеет место «механическая солидарность», основанная на полном поглощении индивидуального сознания коллективным. В развитых обществах существует «органическая солидарность», основанная на разделении труда, функциональной взаимозависимости и взаимообмене. В работе «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) Э. Дюркгейм предположил, что религиозные верования являются основой упорядоченности примитивного общества. Он считал, что религия по природе своей коллективна и основывается на разделении мира на две сферы – сакральную и профанную. Марсель Мосс (1872–1950) – племянник и ученик Э. Дюркгейма. М. Мосс рассмотрел такое явление в традиционной культуре, как дарение. По его мнению, дарение – универсальная форма обмена в обществе до появления товарно-денежных отношений. Другим значительным трудом М. Мосса был очерк «Техники тела» (1934), в котором французский антрополог выдвинул идею о влиянии конкретных комплексов культуры на использование человеком собственного тела. По его мнению, люди воспитываются в разных культурах, поэтому поразному используют потенциал своего тела. М. Мосс в 1947 г. опубликовал один из первых во Франции учебников по антропологии.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Функциональное направление

В Великобритании в 1920-х гг. возникла влиятельная школа функционализма. Ее лидером был Бронислав Малиновский. Основная идея этой школы заключалась в том, что для анализа любого элемента культуры нужно выяснить, какие потребности человека удовлетворяет этот элемент, т.е. раскрыть его рациональный смысл. В этой школе был еще один крупный деятель - Альфред Редклиф Браун. Функционализм сформировал исследовательский канон антропологии: антрополог как ученый-полевик, обязательное знание языка изучаемой культуры. Функционализм умер к 1970-м гг. из-за увлечения абстрактным анализом культуры.

Бронислав Каспар Малиновский (1884–1942) – английский антрополог польского происхождения. В 1922 г. вышла его самая известная работа «Арргонавты западной части Тихого океана». Во введении был кратко сформулирован новый метод сбора полевого материала – непосредственное наблюдение. Б. Малиновский провозгласил принцип холизма – целостного изучения культуры во всех ее проявлениях. Революционность этой идеи заключалась в том, что формально одинаковые социальные институты выполняют в разных культурах различные функции.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Структурализм

Лидером, которого стал французский исследователь Клод ЛевииСтрос (1908–2009). Основная идея структурализма заключалась в поиске универсальной структуры общества, которая позволит ответить на фундаментальный вопрос о степени и сути социальных и культурных различий между человеческими обществами. Он нашел только две возможности вскрыть структуру - изучение наиболее архаичных пластов человеческой культуры - соответственно мифы и сказки. Мифы и сказки - первичные формы передачи информации, которые были до возникновения письменности. Фиксация и сравнение мифов разных народов, вычленение их законов, позволяют выйти на универсальную структуру общества. Культуру рассматривал как синоним общества и понимал как универсальный атрибут человеческого бытия, принципиальное строение которого одинаково во всех общественных системах. Считал, что во всех общественных системах действуют универсальные законы культуры, которым подчинено функционирование человеческого разума.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Школа «Культура и личность»

Ученики Ф. Боаса (Р. Бенедикт, М. Мид, А. Кардинер, Р. Линтон) сформировали этнопсихологическое направление (психокультурализм), основная черта которого – идея разработки концепции личности как основного компонента развития общества.

Школа включала в себя три направления:

1. Конфигурационизм. Две основные представительницы этого направления – Р. Бенедикт и М. Мид – рассматривали общество как механизм социализации личности, который превращает младенца в полноправного и полноценного члена общества.

2. Фрейдизм. Это направление принесло школе «культура и личность», с одной стороны, наибольшую известность, а с другой – и самую значительную критику. Под влиянием идей З. Фрейда серьезно изменились представления о культуре и механизмах ее развития. Сторонники этого направления (их нередко называли «менталистами») стали рассматривать общество как сумму индивидов, а культуру как наиболее часто встречающиеся способы индивидуальной реакции на внешние раздражители (последователи Райхер, Кардинер).

3. Изучение национального характера. Это направление возникло во время ВМВ, когда армия США столкнулась с множеством примеров разных систем культурных ценностей. В 1946 г. вышла книга Р. Бенедикт «Хризантема и меч» – один из первых опытов описания национального характера японцев, в которой она предложила оригинальную методикукосвенного исследования культуры (дистанционный метод): в качестве источника этнографического исследования использовались кинофильмы, театральные пьесы и постановки, произведения художественной литературы и пр. Впоследствии Р. Бенедикт еще обращалась к проблеме национального характера в работе «Детское кормление в некоторых европейских странах» (1949), в которой провела сравнительный анализ моделей воспитания детей в восточноевропейских странах.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неоэвалюционизм

Понятие неоэволюционизм возникло в середине 50х годов XX века благодаря работам американского этнолога Лесли Уайта и антрополога Джулиана Стюарда. В основе неоэволюционизма сохранились основные постулаты традиционного эволюционизма, но вместо идеи однолинейного развития культуры, неоэволюционистами были предложены несколько концепций эволюции, таких как теория общего и частного развития, закон культурной доминанты и др. Неоэволюционисты рассматривали историю общества как совокупность замкнутых систем, развивающихся в разных направлениях. Такое развитие являлось результатом приспособления человека к различным экологическим средам. Существует три типа эволюционной концепции: однолинейная, универсальная и многолинейная. Концепция однолинейной эволюции требует наличия универсальных стадий последовательного развития социокультурных систем – таких, например, как «дикость – варварство – цивилизация». В настоящее время она не применяется. Идея универсальной эволюции заключается в обнаружении глобальных изменений, имеющих форму развития. Теория многолинейной эволюции допускает существование множества приблизительно одинаковых путей социокультурного развития и установка всеобщих законов эволюции не является её целью.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неоэволюционизм.

В 40-х гг 20 в возвращается интерес к унитарно-стадиальному подходу к истории, новый этап получил название «неоэволюционизм». Представители 1-ого поколения:

Лесли Уайт – лидер неоэволюционизма. Изучал в полевых условиях культуру индейцев пуэбло (юго_запад США). В 1964 г. Л. Уайт был даже избран на пост президента Аме. Антропол. ассоциации. церкви. Ввел в науку термин «культурология». Наибольшая заслуга Л. Уайта заключается в создании энергетической концепции культуры: каждая культура выступает определенным способом аккумулирования и использования энергии. Л. Уайт сформ. «основной закон культурной эволюции»: степень развития производственной культуры = объёму потребляемой энергии в год на одного человека умноженному на эффективность использования энергии. Его труды: «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культурных систем: ключ к пониманию племен и нации» (1975).

Джюлиан Стюард - полевой исследователь индейцев-шошонов. Создатель теории культурной экологии, где культура рассматривалась как эффективное средство адаптации к окружающей среде. В работе «Теория культурных изменений. Методология многолинейной эволюции» (1955) он выступил с идеей многолинейной эволюции. Он выделял следующие стадии общества: примитивное, агрикультурное и индустриальное общество.

Дж. Мёрдок – создатель школы количественных кросскультурных исследований. Полевые исследования проводил среди индейцев хайда (1932) и индейцев тенайно (1934–1935). В середине 40_х гг. ХХ в. им была организована Микронезийскаянаучная экспедиция. Работы Мёрдока – «Социальная структура» (1949) и «Африка: ее народы и история их культуры» (1959).

Представители 2-ого поколения ( отдавало приоритет материальным факторам развития культуры и стремлению к научности антропологии.):

Марвин Харрис – один из лидеров второго направления. Автор теории культурного

материализма, направленной на объяснение всех явлений культуры материалистическими причинами.

Элман Сервис – ученик Л.Уайта, занимался проблемами политогенеза (происхождения

пол. структур и государства). В работах «Примитивная социальная организация и «Возникновение государства и цивилизации. Процесс культурной эволюции» (1975 г). Выделил две основные стадии развития общества – примитивные и цивилизованные общества. Цивилизованные общества он разделил на архаичные цивилизации и современные цивил. общества. В своей знаменитой работе «Короли и каннибалы» (1977) он писал, что целью его книги является «показ взаимосвязи между материальным и духовным благополучием». Объяснял, почему, например, индусы не едят говядину и т.д.

Мортон Герберт Фрд - автор влиятельной концепции политогенеза. Ученик Стюарда. Полевые исследования проводил в Китае (1947–1948 ). В работе «Эволюция политического общества» (1967) выделял стадии развития общества: простые эгалитарные общества, ранжированные общества, стратифицированные общества и государства (первичные и вторичные).

Маршалл Саллинз – ученик Л. Уайта, Дж. Стюарда. Автор концепции первобытного достатка (парадокс Саллинза), изложенной в работе «Экономика каменного века» (1972). Исследуя историю капитана Дж. Кука в работе «Острова истории» (1985), сформулировал концепцию культурного детерминизма в истории.

Роберт Карнейро – ученикЛ. Уайта. Полевые исследования проводил среди индейцев амаука в

Перу и куикуру в Бразилии. Большое внимание уделял вопросам политогенеза, в частности вопросу функционирования вождества. Особый интерес представляют идеи Р. Карнейро об объективных методах изучения культур. В статье «Происхождение государства» (1970) Р. Карнейро проанализировал существующие теории происхождения государства и подверг их критике. Теории он разделил на волюнтаристские (теория общественного договора, марксистскую теорию …) и теории принуждения.

Ричард Адамс. Изучал проблемы политической антропологии. В работе «Энергия и структура: Теория социальной власти» (1975) впервые в истории антропологии использовал идеи синергетики И. Пригожина, а также первый и второй законы термодинамики для объяснения культурной динамики.

3-е поколение. К. Коттак, А. Джонсон, М. Марголис, Д. Прайс.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Антропологические знания в

Древнем мире и Античности.

Антропологические знания стали зарождаться в процессе появления древ. цивилизаций. В офиц.текстах Древнего Египта (надписи на гробницах, стелах) зафиксировано знакомство египтян с культурами племен верховьев Нила, Сирии, Палестины, Аравии.

Древнейший антропол текст – это Библия, она содержит множество антропологических концепций – моногенеза, генеалогии народов от сыновей Ноя.

Первый историк Древней Греции – Геродот. Он написал Историю», которая рассказывает о греко-персидских войнах. Ксенофонт написал Анобасис. Полибий – Всеобщую историю. Гиппократ предложил концепция географ. детерминизма (политическое устройство зависит от условий окружающей среды). Концепция антропосоциогенеза Демокрита – древние люди страдали от голода и холода, поэтому стали объединяться в группы, так было проще выжить.

«Очерк о происхождении германцев и местоположении Германии» Корнелия Тацита. Он описывал природные условия, образ жизни, общественное устройство, военное дело германцев.

В Византии в 6 в в работах Прокопия Кесарийского «История войн Юстиниана с персами, вандалами и готами» описаны культурные традиции народов Европы и Ближнего Востока. Константин Багрянородный (Порфирогенет) в Х в. в работе «О народах» (или «Об управлении империей», 949–952)обобщил значительную информацию об этнографии Юго-Восточной иВосточной Европы. В XIII в. первое известие о восточных странах в Европе было связано с именем венгерского монаха Юлиана

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Века и Новое время.

Толчком к изучению других народов послужили великие геог. открытия. Самая ранняя обобщающая характеристика индейцев Америки была осуществлена Пьетро Мортиром в работе «О Новом Свете» 1530. Он привычно использовал стереотипы о полной счастья жизни представителей первобытных культур в противовес культурной деградации современной ему европейской цивилизации. Однако население новых земель очень отличалось от европейцев. Возникали сомнения к принадлежности этих людей к чел. роду. Бартоломео Лас Касас в работе «История Индий» (1552) предположил, что жители Америки – это потомки пропавших «десяти колен израилевых. Мишелем Монтенем в работе «Опыты» (1580) высказывал концепцию «счастливого дикаря».

18 век - появляются 1-ые антропологические концепции и методы.1-ый метод – сравнительно-исторический. Создан Лафито в книге «Нравы американских дикарей в сравнении с нравами древних времен» (1724). Писал о наличии общих античных и американских корнях. Первая школа – эволюционизм. Многие философы продолжали пропагандировать концепцию счастливого дикаря. Жан-Жак Руссо в работе «Происхождение и основах неравенства между людьми» говорит о том, что все люди до возникновения частной собственности были свободными, Дени Дедро «Добавление к путешествию Бугенвиля» также идеализировал первобытную культуру. Вальтер, Тюрго, Фергюссон – концепция всемирно-исторического прогресса.

Гербер «Идеи к философии истории человечества» говорил о влиянии факторов окружающей среды. Он выступал против европоцентризма. Дал научную концепцию возникновения языка, как способа выражения чувств. Дал толчок к изучению устного творчества.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мифологическая школа.

Появилась в нач 19 в и является 1-ой этнологической школой. Она появилась благодаря А) началу публикации индийских и иранских сакральных текстов. В 1771 г. Абрахам Анкетиль-Дюперрон опубликовал в Париже священную книгу зороастризма – «Авесту», а с 1786 г.начал печатать переводы упанишад. Б) В XIX в., благодаря филологическим исследованиям, стало понятно, что европейские народы имеют общие культурные корни, нач изучаться фольклор и тд. В 1697 г. во Франции вышел сборник сказок «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки старого времени», составитель Шарль Перро.

Представители мифологической школы опирались на данные сравнительного индоевропейского языкознания и сравнительной индоевропейской мифологии. Расмус Кристиан Раск (крупнейший европейский знаток «Авесты») и Франц Бопп (один из первых издателей «Махабхараты») установили существование индоевропейской семьи языков.

Первоначально мифологическая школа изучала мифологию и языки, потом перешла на верования и фольклорные образы. Сказка начала восприниматься как деградировавший миф. Мифологическое направление зародилось в Германии, где впервые сложилось сравнительное индоевропейское языкознание. Представители:

Якоб и Вильгельм Гримм издали два тома детских сказок «Детские и домашние сказки» (1812–1814), где был зафиксирован целый пласт немецкой мифологии и фольклора.

Джеймсом Макферсоном был найден и опубликован эпос легендарного скальда Оссиана «Сочинение Оссиана, сына Фингала» (1763), который позволил Шотландии предъявить претензии на свою государственность. Доказано, что эпос поддельный.

В 1806–1808 гг. немецкие писатели Людвиг Ахим фон Арним и Клеменс Брентано составили и издали трехтомную антологию народныхпесен «Волшебный рог мальчика», которая оказала серьезное влияниена немецкий и европейский сентиментализм.

В России по настоящее время будоражит общественность «Велесова книга» сфальсифицированная книга о руническом прошлом Руси.

В середине XIX в. начался процесс институционализации этнологии. Были созданы Парижское общество этнологии (1839), реорганизованное в Общество антропологии (1859), Американское

этнологическое общество (Нью-Йорк, 1842). В Англии в 1843 г. было открыто Этнологическое общество. В 1871 г – Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии. В Германии Общество антропологии, этнологии и доистории появилось в 1869 г.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Типы жизнеобеспечения

В 1896 г. вышла работа немецкого географа и зоолога Эдуарда Хана (1856–1928) «Домашние животные и их отношение к хозяйству человека», в которой автор пришел к выводу, что первой стадией в развитиичеловеческого хозяйства была собирательская, за которой последовала

охотничья. Сегодня известно, что особой скотоводческой стадии в развитии хоз. деятельности человека не существовало. На смену охоте и рыболовству приходило комплексное земледельческо-животновод. хоз. Были выдвинуты 2 стадии развития земледелия: 1-ая стадия связана с использованием палки-копалки и мотыги. 2-ая стадия связана с появлением плуга. Наиболее последовательно идея классификации культур по стратегиям жизнеобеспечения проведена в работе американского социолога Герхарда Ленски (род. 1924) «Власть и привилегия. Теория социальной стратификации» (1966) и в его совместной с Джин Ленски книге «Человеческие общества: Введение в макросоциологию» (1970).

Первая стратегия - общества охотников и собирателей. Потом идёт стадия огороднических обществ. На основе аграрных обществ формируются индустриальные общества. Первое индустриальное общество – Великобритания.

Периодизация истории чел. была разработана Отисом Дунканом (1921–2004). В схеме О. Дункана семь типов обществ: 1) бродячие группы охотников и собирателей; 2) бродячие охотничье-собирательские племенные общества; 3) оседлые охотничье-собирательские племенные общества; 4) хортикультурные деревенские и племенные общества; 5) агрикультурно-государственные общества. 6) кочевые скотоводческие племенные общества, представляющие боковую линию развития; 7) идустриальные общества-государства, в которых доминирует город.

Толкотт Парсонс (1902–1979). В работе «Общества: Эволюционные и сравнительные перспективы» (1966) предложил свою периодизацию: 1) примитивные общества; 2) промежуточные общества (архаичные общества – Древний Египет и дт); 3) промежуточные империи (Китай, Индия и тд). Немного особняком у него стоят Древний Израиль и Древняя Греция.

В развитии человечества традиционно выделяют 4 главные эры: 1) охотничье-собирательскую (до 7000 г. до н. э.); 2) хортикультурную (от 7000 г. до 3000 г. до н. э.); 3) аграрную (от 3000 г. до н. э. до 1800 г. н. э.); 4) индустриальную (от 1800 г. до наших дней). Возможна 5-ая стадия -постиндуст-ая.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Природные ресурсы.

Под природными ресурсами понимается вся экологическая среда обитания человека, включая территорию, минеральные ископаемые, воду, животный и растительный мир. В каждом обществе существуют правила и нормы использования природных ресурсов. Например, у пигмеев в Центральной Африке человека, загрязнившего воду, изгоняли из племени. На западе сущ мнение, что человеку присущ террит инстинкт, поэтому возникает частная собственность. Но ни частную, ни коллективную собственность нельзя считать универсальным явлением. Например, в обществах охотников и собирателей не существует ни индивид., ни коллективной форм собственности на ресурсы. Единственное исключение из данного правила – североамериканские индейцы.

У ручных земледельцев основной природный ресурс – земля – находился в коллективной собственности общины или большой семейной группы. Возможен был вариант, когда все хозяйственные работы велись коллективно. Другой вариант: коллектив совместно выполнял только самые тяжелые работы – вырубку леса, остальное – каждая семья самостоятельно.

В индустриальных и постиндустриальных обществах в частной собственности может находиться не только земля, но и другие виды природных ресурсов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

И современной культурах.

После того как природные ресурсы преобразованы в продукты потребления, они должны быть распределены между членами общества. Человечеству известны 3 способа распределения продуктов потребления:

Обмен – это взаимная передача предметов и услуг в равном объеме, без использования денег.

Обычный обмен предусматривает конкретные сроки возвращения этих предметов и услуг. Сбалансированный обмен предполагает возвращение эквивалента подарка в установленные сроки. Негативный обмен – форма обмена между народами, стоящими на разных уровнях технологического развития. Молчаливый обмен не предполагает непосредственного контакта

его участников. На Тробрианских есть обмен-кула, Кула – это драгоценное ожерелье, которое передавалось от племени к племени. Передающий должен был рассказать о предыдущем владельце.

Распределение-перераспределение – это передача членами общества части продуктов и услуг в распоряжение центральной политической власти, которая потом их распределяет по своему усмотрению. Самая древняя форма – это дань натуральными продуктами. В современном обществе – это налоги. Видом распределения является потлач. Во время потлача богатые индейцы раздавали часть своего имущества соплеменникам, а часть уничтожали.

Рыночный обмен – форма распределения, при которой товары и услуги покупают и продают при помощи стандартизированных денег. Цена определяется под влиянием спроса и предложения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Производство

Производство продовольствия зародилось самостоятельно только в нескольких регионах мира, с широким временным разбросом. Жители соседних с ними регионов заимствовали сельскохозяйственные навыки.

Если бы мы окинули взглядом мир в 4000 г. до н. э., т. е. тыс спустя после возникновения производства продовольствия в древнейших его центрах, мы бы удивились еще больше, увидев, что в некоторых других зерновых районах современности оно в ту пору отсутствовало – это вся остальная территория США, Англия, солидная часть Франции. Сегодня многие из этих областей не только не являются традиционными житницами, но наоборот – территориями, в достаточной мере обезвоженными, с признаками экологического упадка: это Ирак и Иран, Мексика, Анды, некоторые районы Китая, африканский Сахель.

В нескольких районах оно развилось самостоятельно, в результате одомашнивания местным населением местных растений и животных. В большинство остальных районов оно было занесено извне, в виде скота и культур, прежде одомашненных где-то еще.

Опять же, говоря о районах, импортировавших производство продовольствия, почему в одних (скажем, на юго-западе Соединенных Штатов) местные охотники и собиратели сами заимствовали домашних животных и культурные растения у соседей и продолжали жить как земледельцы, а в других (скажем, в Индонезии и в большей части субэкваториальной Африки) проникновение сельского хозяйства подразумевало популяционный катаклизм – вытеснение местных охотниковвсобирателей в ходе экспансии производящих племен

Ручное земледелие (хортикультура). Ручное земледелие является разновидностью земледелия, основанной на ручной силе самого человека. Основные орудия труда – заостренная палка, деревянная мотыга. Наиболее распространенная технология обработки земли – подсечно-огневое земледелие, при котором урожайность достигалась за счет сжигания леса и удобрения земли золой. Такой участок земли давал хороший урожай в течение 50 лет. В зоне тропических лесов, где много растительности, такая технология позволяла вести оседлый образ жизни. В зоне умеренного климата руч


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.