Вклад русской и советской этнографии в теорию социально-культурной антропологии. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Вклад русской и советской этнографии в теорию социально-культурной антропологии.

2017-08-24 123
Вклад русской и советской этнографии в теорию социально-культурной антропологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Значительное влияние на развитие исторической школы Ф. Боаса и региональных диффузионистских концепций оказали:

Владимир Иохильсон - В якутской ссылке активно знакомится с жизнью юкагиров, изучает их язык и быт. Написал работы: «Олекминские скопцы» и «Заметки о населении Якутской области в историко-этнографическом отношении». Основатель юкагироведенья.

Вл. Богораз. Основные его исследования посвящены культуре народов Евразии и Америки.

Лев Штернберг. Доказывал единство человечества с позиций эволюционизма. Л. Я. Штернберг внёс вклад в изучение первобытной религии (представления о сверхъест. «хозяевах», схема этапов эволюции верований и др.).

Самобытные теории этноса были созданы русскими и советскими теоретиками:

Сергеем Широкогоровым – исследовал принципы изменения этноса.

Львом Гумилевым – пассионарная теория.

Юлианом Бромлеем – основоположником дуалистической концепции этноса. Она была призвана разрешить проблему соотношения неизменного ядра свойств этноса и его общей способности значительно изменяться. Был противником пассионарной теории Гумилёва.

Владимиру Проппу принадлежит концепция морфологии сказки (в которой кроются исторические корни).

Михаил Бахтин известен теорией карнавальной культуры. Смех, карнавал и праздник, по мнению ученого, представляют собой бытие без отчуждения.

Большое влияние на формирование и развитие экономической антропологии оказал советский статистик и исследователь крестьянского хозяйства Александр Чаянов (1888–1937), который одним из первых обратил внимание на внерыночные традиции крестьянского хозяйства в

своих работах «К вопросу о теории некапиталистических экономических систем» (1924) и «Организация крестьянского хозяйства» (1925).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Антропологические знания в

Древнем мире и Античности.

Антропологические знания стали зарождаться в процессе появления древ. цивилизаций. В офиц.текстах Древнего Египта (надписи на гробницах, стелах) зафиксировано знакомство египтян с культурами племен верховьев Нила, Сирии, Палестины, Аравии.

Древнейший антропол текст – это Библия, она содержит множество антропологических концепций – моногенеза, генеалогии народов от сыновей Ноя.

Первый историк Древней Греции – Геродот. Он написал Историю», которая рассказывает о греко-персидских войнах. Ксенофонт написал Анобасис. Полибий – Всеобщую историю. Гиппократ предложил концепция географ. детерминизма (политическое устройство зависит от условий окружающей среды). Концепция антропосоциогенеза Демокрита – древние люди страдали от голода и холода, поэтому стали объединяться в группы, так было проще выжить.

«Очерк о происхождении германцев и местоположении Германии» Корнелия Тацита. Он описывал природные условия, образ жизни, общественное устройство, военное дело германцев.

В Византии в 6 в в работах Прокопия Кесарийского «История войн Юстиниана с персами, вандалами и готами» описаны культурные традиции народов Европы и Ближнего Востока. Константин Багрянородный (Порфирогенет) в Х в. в работе «О народах» (или «Об управлении империей», 949–952)обобщил значительную информацию об этнографии Юго-Восточной иВосточной Европы. В XIII в. первое известие о восточных странах в Европе было связано с именем венгерского монаха Юлиана

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Антропологические знания в Средние

Века и Новое время.

Толчком к изучению других народов послужили великие геог. открытия. Самая ранняя обобщающая характеристика индейцев Америки была осуществлена Пьетро Мортиром в работе «О Новом Свете» 1530. Он привычно использовал стереотипы о полной счастья жизни представителей первобытных культур в противовес культурной деградации современной ему европейской цивилизации. Однако население новых земель очень отличалось от европейцев. Возникали сомнения к принадлежности этих людей к чел. роду. Бартоломео Лас Касас в работе «История Индий» (1552) предположил, что жители Америки – это потомки пропавших «десяти колен израилевых. Мишелем Монтенем в работе «Опыты» (1580) высказывал концепцию «счастливого дикаря».

18 век - появляются 1-ые антропологические концепции и методы.1-ый метод – сравнительно-исторический. Создан Лафито в книге «Нравы американских дикарей в сравнении с нравами древних времен» (1724). Писал о наличии общих античных и американских корнях. Первая школа – эволюционизм. Многие философы продолжали пропагандировать концепцию счастливого дикаря. Жан-Жак Руссо в работе «Происхождение и основах неравенства между людьми» говорит о том, что все люди до возникновения частной собственности были свободными, Дени Дедро «Добавление к путешествию Бугенвиля» также идеализировал первобытную культуру. Вальтер, Тюрго, Фергюссон – концепция всемирно-исторического прогресса.

Гербер «Идеи к философии истории человечества» говорил о влиянии факторов окружающей среды. Он выступал против европоцентризма. Дал научную концепцию возникновения языка, как способа выражения чувств. Дал толчок к изучению устного творчества.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мифологическая школа.

Появилась в нач 19 в и является 1-ой этнологической школой. Она появилась благодаря А) началу публикации индийских и иранских сакральных текстов. В 1771 г. Абрахам Анкетиль-Дюперрон опубликовал в Париже священную книгу зороастризма – «Авесту», а с 1786 г.начал печатать переводы упанишад. Б) В XIX в., благодаря филологическим исследованиям, стало понятно, что европейские народы имеют общие культурные корни, нач изучаться фольклор и тд. В 1697 г. во Франции вышел сборник сказок «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки старого времени», составитель Шарль Перро.

Представители мифологической школы опирались на данные сравнительного индоевропейского языкознания и сравнительной индоевропейской мифологии. Расмус Кристиан Раск (крупнейший европейский знаток «Авесты») и Франц Бопп (один из первых издателей «Махабхараты») установили существование индоевропейской семьи языков.

Первоначально мифологическая школа изучала мифологию и языки, потом перешла на верования и фольклорные образы. Сказка начала восприниматься как деградировавший миф. Мифологическое направление зародилось в Германии, где впервые сложилось сравнительное индоевропейское языкознание. Представители:

Якоб и Вильгельм Гримм издали два тома детских сказок «Детские и домашние сказки» (1812–1814), где был зафиксирован целый пласт немецкой мифологии и фольклора.

Джеймсом Макферсоном был найден и опубликован эпос легендарного скальда Оссиана «Сочинение Оссиана, сына Фингала» (1763), который позволил Шотландии предъявить претензии на свою государственность. Доказано, что эпос поддельный.

В 1806–1808 гг. немецкие писатели Людвиг Ахим фон Арним и Клеменс Брентано составили и издали трехтомную антологию народныхпесен «Волшебный рог мальчика», которая оказала серьезное влияниена немецкий и европейский сентиментализм.

В России по настоящее время будоражит общественность «Велесова книга» сфальсифицированная книга о руническом прошлом Руси.

В середине XIX в. начался процесс институционализации этнологии. Были созданы Парижское общество этнологии (1839), реорганизованное в Общество антропологии (1859), Американское

этнологическое общество (Нью-Йорк, 1842). В Англии в 1843 г. было открыто Этнологическое общество. В 1871 г – Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии. В Германии Общество антропологии, этнологии и доистории появилось в 1869 г.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Типы жизнеобеспечения

В 1896 г. вышла работа немецкого географа и зоолога Эдуарда Хана (1856–1928) «Домашние животные и их отношение к хозяйству человека», в которой автор пришел к выводу, что первой стадией в развитиичеловеческого хозяйства была собирательская, за которой последовала

охотничья. Сегодня известно, что особой скотоводческой стадии в развитии хоз. деятельности человека не существовало. На смену охоте и рыболовству приходило комплексное земледельческо-животновод. хоз. Были выдвинуты 2 стадии развития земледелия: 1-ая стадия связана с использованием палки-копалки и мотыги. 2-ая стадия связана с появлением плуга. Наиболее последовательно идея классификации культур по стратегиям жизнеобеспечения проведена в работе американского социолога Герхарда Ленски (род. 1924) «Власть и привилегия. Теория социальной стратификации» (1966) и в его совместной с Джин Ленски книге «Человеческие общества: Введение в макросоциологию» (1970).

Первая стратегия - общества охотников и собирателей. Потом идёт стадия огороднических обществ. На основе аграрных обществ формируются индустриальные общества. Первое индустриальное общество – Великобритания.

Периодизация истории чел. была разработана Отисом Дунканом (1921–2004). В схеме О. Дункана семь типов обществ: 1) бродячие группы охотников и собирателей; 2) бродячие охотничье-собирательские племенные общества; 3) оседлые охотничье-собирательские племенные общества; 4) хортикультурные деревенские и племенные общества; 5) агрикультурно-государственные общества. 6) кочевые скотоводческие племенные общества, представляющие боковую линию развития; 7) идустриальные общества-государства, в которых доминирует город.

Толкотт Парсонс (1902–1979). В работе «Общества: Эволюционные и сравнительные перспективы» (1966) предложил свою периодизацию: 1) примитивные общества; 2) промежуточные общества (архаичные общества – Древний Египет и дт); 3) промежуточные империи (Китай, Индия и тд). Немного особняком у него стоят Древний Израиль и Древняя Греция.

В развитии человечества традиционно выделяют 4 главные эры: 1) охотничье-собирательскую (до 7000 г. до н. э.); 2) хортикультурную (от 7000 г. до 3000 г. до н. э.); 3) аграрную (от 3000 г. до н. э. до 1800 г. н. э.); 4) индустриальную (от 1800 г. до наших дней). Возможна 5-ая стадия -постиндуст-ая.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Природные ресурсы.

Под природными ресурсами понимается вся экологическая среда обитания человека, включая территорию, минеральные ископаемые, воду, животный и растительный мир. В каждом обществе существуют правила и нормы использования природных ресурсов. Например, у пигмеев в Центральной Африке человека, загрязнившего воду, изгоняли из племени. На западе сущ мнение, что человеку присущ террит инстинкт, поэтому возникает частная собственность. Но ни частную, ни коллективную собственность нельзя считать универсальным явлением. Например, в обществах охотников и собирателей не существует ни индивид., ни коллективной форм собственности на ресурсы. Единственное исключение из данного правила – североамериканские индейцы.

У ручных земледельцев основной природный ресурс – земля – находился в коллективной собственности общины или большой семейной группы. Возможен был вариант, когда все хозяйственные работы велись коллективно. Другой вариант: коллектив совместно выполнял только самые тяжелые работы – вырубку леса, остальное – каждая семья самостоятельно.

В индустриальных и постиндустриальных обществах в частной собственности может находиться не только земля, но и другие виды природных ресурсов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.