Протонобиломагнарное общество — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Протонобиломагнарное общество

2017-09-10 370
Протонобиломагнарное общество 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие в обществе, подобному описанному выше, доминарных и особенно магнарных отношений и образование доминомагнарного уклада вело к появлению нового типа предклассовых социоисторических организмов - протонобиломагнрного общества. Такое общество существовало, например, у части батаков Суматры. У них только протонобилархи и протонобиларисты имели право иметь рабов и много жен. Протонобиларх нередко получал власть не по наследству, а избирался из числа протонобиларистов.

Переход от протонобиларного (или протонобилодоминарного) общества к протонобиломагнарному нередко сопровождался превращением общины в великообщину и исчезновением должности и положения протонобиларха. Организация власти во многих протонобиломагнарных великообщинах была такой же, как и в пракрестьянских общинах: глава великообщины, совет старейшин, народное собрание, великообщинный суд, но с тем различием, что власть фактически принадлежала богатым людям прежде всего из числа протонобиларистов, но не только их. В таких обществах правом иметь рабов и иных зависимых лиц пользовались не только протонобиларисты, но и любые богатые люди.

Примером подобного рода протонобиломагнарного общества могут послужить карачаевцы конца XVIII - первой половины XIX века (до реформы). Они подразделялись на четыре основных сословия, из которых два первых считались свободными. Первое свободное сословие составляли таубии (горские князья). В 1867г. они составляли 3,7 % населения Карачая. Для них считалось недопустимым и неприличным заниматься физическим трудом. Таубии считались белой костью.

Второе свободное сословие - карауздени. Их было 67,7 %. Они относились к «черному» народу. Хотя карауздени и считались вполне свободными, тем не менее несли некоторые повинности в пользу таубиев. В основе данной формы эксплуатации лежала верховная собственность таубиев на землю караузденей. Эта форма эксплуатации обычно характеризуется как феодальная, хотя здесь полностью отсутствовала основная ячейка феодализма - манор. В действительности она была нобиларной.

Два зависимых сословия - юльгюлькулы (12,4%) и башзыскулы (3,3%). Первые были людьми, которые получали от других лиц землю и скот, сами вели хозяйство и отдавали часть своего труда владельцам земли и скота. Чаще всего это были люди, захваченные в плен. Но в таком положении могли оказаться и ранее свободные члены общины. Один путь - задолженность, другой - аренда земли из-за доли урожая. Таким образом, у карачаевцев существовали магнарно-рабовладельческие, магнарно-кабальные и магнарно-арендные отношения. Башзыскулы были рабами, которые трудились в хозяйстве владельца.

В роли доминомагнаристов чаще всего выступали таубии. Но ими могли быть зажиточные карауздени. Более того, даже юльгюлькулы в свою очередь могли иметь и магнариев, и домашних рабов. Наряду с богатыми караузденями существовали разорившиеся таубии. Таким образом, прасословное деление не вполне совпадало с протоклассовым.

Особое место в карачаевском обществе занимали азаты-вольноотпущенники из числа бывших магнарно-зависимых и рабов-доминариев (12,9 %). Формально они считались свободными, но фактически продолжали нести некоторые повинности в пользу бывших владельцев.

Высшей формой объединения у карачаевцев были общины, но довольно крупные по размерам. Численность населения карачаевских аулов доходила до 4 тыс. человек и больше.

К этому же типу относится общество балкарцев. Как и у карачаевцев, представители привилегированного прасословия носили название таубиев. Свободные рядовые общинники именовались каракишами. Магнарно-зависимые производители делились на две группы: чагары (кулы) и ясакчи (жасакчи). На низшей ступени находились казаки и караваши, жившие в доме хозяина и исполнявшие все домашние и дворовые работы. Были в Балкарии и вольноотпущенники.

Протонобиломагнарные великообщины существовали и в Дагестане, где они обычно входили в союзы, причем иногда в те же самые, в которые входили пракрестьянские и протодоминомагнарные социоры. Союзы великообщин в Дагестане иногда в свою очередь объединялись в сверхсоюзы. Наиболее известным из таких сверхсоюзов был Акуша-Дарго, в который входило 5 «вольных обществ».

С карачаевским удивительно сходно общество и (ицзу) Ляншаня (провинция Сычуань, Китай). Они делились на четыре прасословия: носу (7 %), цюйно (55 %), ацзя (30 %) и сяся (8 %). Носу были аристократами. В идеале они не должны были заниматься производительным трудом. Носу считались верховными собственниками всей земли. В силу этого рядовые свободные общинники - цюйно несли в их пользу повинности. Ацзя находились в полной собственности своих хозяев, которые могли их убить, подарить и т. п. Получая от своих владельцев землю, орудия труда, семена, жилище, они более или менее самостоятельно вели хозяйство. Сяся были рабами, которые трудились в хозяйстве владельца.

Прасословное деление в обществе ицзу далеко не полностью совпадало с протоклассовым. Большинство носу (88,47 %) жило за счет чужого труда. Но 11,53 % носу вынуждены были трудиться сами. Людей, живших целиком за счет эксплуатации, мы находим и среди цюйно. Они составляли 4,16 %. Но при этом 41,5 % цюйно были частично или полностью доминариями или магнариями. Разбогатевшие ацзя с разрешения хозяина могли приобретать участки земли, скот и рабов. В целом ацзя владели 17,68 % сяся и 1,46 % ацзя.

Имеются числовые данные о протоклассовом составе общества ицзу: люди, жившие полностью за счет эксплуатации, составляли 8,3 % населения, производители, которые вполне самостоятельно вели свое хозяйство, иногда с использованием чужого труда, - 36 %, магнарии и доминарии - 55,7 %.

Если в одних обществах исчезали протонобилархи, но сохранялись нобиларисты, то в других, наоборот, могли исчезнуть рядовые нобиларисты, но сохраниться протонобиларх. Примером такого общества может послужить предклассовая («гомеровская») Греция XI-IX вв. до н.э., а также общество древних ирландцев (до V в. н.э.).

В Греции с переходом от предклассового общества к классовому исчезли нобилархи, зато получили необычайное развитие доминарные и особенно магнарные отношения. Общество Архаической Греции (VIII-VI вв. до н.э.) было доминомагнарным. «Гомеровские» великообщины трансформировались в архаичные полисы, а последние превратились в классические города-государства. Архаичные полисы могли также возникнуть в результате преобразования политомагнарных обществ. Примером такого развития может послужить карафагенское общество.

Еще один вариант развития состоял в сохранении доминомагнарных отношений и превращении протонобиларных отношения в протополитарные. Результатом было возникновение уже описанной выше протополитомагнарной великообщины.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.