Опыт фольклорно-этнографического исследования — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опыт фольклорно-этнографического исследования

2017-08-07 253
Опыт фольклорно-этнографического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Фанаты рок-групп “Алиса” и “Кино” занимают особое, пограничное положение среди молодежных субкультур. Выделяясь из неформального мира объектом поклонения – отдельной рок-группой (ср. панки, хиппи – система ценностей; рэпперы, гранжеры – музыкальное направление), они отличны и от фанатов (ср.: фанаты “Зенита”, группы “На-На”, Ф.Киркорова) близостью к неформалам и, следовательно, характерной для неформалов символикой. Двойственный характер данных субкультур и будет предметом нашего рассмотрения.

Совместное рассмотрение алисо- и киноманов представляется возможным из-за одновременности их появления, одного возраста фанатов, а также сходства атрибутики и поведения.

 

Алисоманы и киноманы - подростки 14-16 лет (число юношей и девушек примерно равно). Большинство - школьники, учащиеся ПТУ, как правило, дети небогатых родителей. Появились с 1985 года, наибольшее распространение получили в 1987-91 годах, многочисленны по сей день.

Облик фаната в идеале копирует внешний вид лидера группы. В обоих случаях это стрижка “каскад”, куртка “косуха”, заправленные в ботинки джинсы, футболки с символикой группы, значки, фенечки (предпочтение отдается кожаным и металлическим). Выходят из моды тельняшки, перчатки без пальцев, пионерские галстуки (у алисоманов), значки на шнурках (надевались на шею). Киноманы одеваются в черное (как В.Цой); алисоманы предпочитают сочетание черного и красного (как К.Кинчев): “классический” вариант - красный шарф на черном фоне. Внешних отличий между юношами и девушками мало, одежда поношенная (джинсы, рубашка, свитер), одеваться дорого и опрятно не принято.

При встрече фанаты одной группы могут приветствовать друг друга знаком “козы” (вверх поднимается указательный палец и мизинец). Существуют варианты рукопожатий, например “замком” у киноманов и “замком” с “козой” у алисоманов. Результаты контактов фанатов “Кино” и “Алисы” непредсказуемы и колеблются от выражения взаимной симпатии до полного неприятия (тяготеют к симпатии, по принципу “они как младшие братья” 1).

В поведении, как и во внешнем виде, фанаты ориентируются на лидера группы. Их отличает нарочитая грубость; в почете матерные ругательства, алкоголь. При этом киноманы более сдержанны, алисоманы более развязны (ср. имидж Цоя и Кинчева). Любопытно, что после принятия К.Кинчевым православия (1993 год) многие алисоманы также крестились и стали посещать церковь. Следование лидеру может подразумевать также выбор той или иной марки пива (например, «Балтики №3» – любимого пива К.Кинчева) или манеры курения:

“Я лично курила, ну, раньше когда, как Кинчев, левой рукой. Он курит левой рукой, и, вот, было увлечение” 2.

 

Трепетной любовью у фанатов пользуются имена Цоя и Кинчева (называемого также Кистя Кончев, Доктор, Кот), название группы “Алиса”:

“Она так на Косте помешана. Ищет парня, похожего на Костю. Она всех парней Костями называет, все парни обижаются...” 3

Многие фанаты носят “системные” имена (клички). Они могут быть связаны с символикой групп, текстами песен (Лихоманка, Мясо, Змей, Легенда, Кэт Ниоткуда).

Основные места встреч фанатов в Петербурге в настоящее время: магазин Castle Rock (Лиговский пр.,47), в меньшей степени - “Труба” (подземный переход у станции метро “Невский проспект”), “Ротонда” (ул.Гороховая, 57), раньше они собирались в Рок-клубе (ул.Рубинштейна,13). Культовое место киноманов – Богословское кладбище (“Богословка”), место захоронения В.Цоя.

Общение фанатов обычно сводится к совместному курению и употреблению спиртных напитков. В это время может происходить прослушивание кассет “Кино” и “Алисы”, пение песен под гитару, обмен значками, слухами.

Главное событие в жизни алисомана – концерт “Алисы”. Ходят на концерт компаниями. При отсутствии средств пытаются “вписаться” (пройти “на халяву”, бесплатно), или "нааскать"(от англ. to ask-просить) денег на билет у прохожих. Многие приезжают на концерты из других городов, ведут счет концертам, на которых побывали (чем больше, тем престижней).

На концерте фанаты толпятся у сцены с поднятой “козой” и подпевают. В начале тихих песен принято опускаться на колени, на песню “Спокойного сна” включать зажигалки (в память об авторе – В.Цое).

Концерты группы “Кино” с 1990 года (смерть В,Цоя) прекратились, их место заняло Богословское кладбище, куда приезжают в день рождения (21 июня), в день смерти В.Цоя (15 августа), в свободное время. Многие остаются ночевать на кладбище. В августе 1990 года, после похорон В.Цоя, там возник палаточный городок. На могилу приносят цветы, причем стараются купить желтые (любимый цвет В.Цоя), оставляют фенечки, значки, стихи и фотографии.

 

Из фольклорных жанров у фанатов “Алисы” и “Кино” особенно популярны граффити, которые представляют собой комбинацию названия группы, песен, цитат из песен, имени автора граффити, символики группы4:

 

 

n крест – распространяется у киноманов после смерти В.Цоя, у алисоманов после принятия К.Кинчевым православия

n солнце – по песне “Звезда по имени Солнце” (“Кино”), “Солнце за нас” и др.(“Алиса”)

n “Шабаш” - название альбома группы “Алиса”

n К.К. - инициалы К.Кинчева

 

Распространены граффити-лозунги:

Алиса - это круто,

Алиса - это класс,

Алиса - это Кинчев,

А Кинчев любит нас 5.

Цой - зто супер

Цой -это классно

Все любят Цоя В.

А Цой любит нас 6

Фанаты есть, фанаты будут,

Фанаты Костю не забудут! 7

Фанаты есть

Фанаты будут

фанаты Цоя не забудут 8

Вилы в печень - Кинчев вечен,

Вилы в бок - Костя бог! 9

Костя - ангел

Кинчев - бес! 10

Кино в сердцах

Кино в глазах

Кино в моей душе 11

Известно всем давным-давно,

Нет групп, похожих на Кино.

Сравнится вряд ли кто с тобой.,

Наш дорогой товарищ Цой 12

Лучше группы мне не надо,

Чем “Кино” из Ленинграда! 13

В 1987 году произошел ряд конфликтов К.Кинчева с милицией. Эти конфликты, равно как и потасовки между милицией и фанатами на концертах породили граффити-лозунги алисоманов:

Менты - козлы! 14

 

Раз, два, три - все менты козлы!

Три, четыре, пять - менты козлы опять!

Пять, шесть, семь - менты козлы совсем!

Восемь, девять, десять - их всех надо повесить! 15

 

Отдельную группу граффити составляют тексты, развивающие тему гибели В.Цоя:

Цой не умер,

Он уехал на гастроли в Рай

Цой не умер!

Он просто вышел покурить

Я поклоняюсь той звезде,

Которая сейчас лежит в земле

 

Тебя мы Витя не забудем

Ты вечно будешь жить для нас

Фанаты песнями разбудят

И ты споешь для нас сейчас

Виктор ты очень любил ночь. Может быть потому,

что ночью звездный зов слышнее и отчетливей.

ты тот человек, который словно забрел сюда ненадолго,

оставил нам свой песни и слишком рано ушел от нас.

твои глаза были всегда обращены к звездам, и это они

позвали тебя в путь

сейчас тебя нет среди нас, но ты

остался в наших сердцах. Память о тебе будет жить вечно! 16

Киноманы анекдотов про себя не рассказывают, алисоманы используют традиционные сюжеты о пьянице, металлисте и т.п., например:

Алисоман, значит, едет в автобусе, видит, значит, перед ним бабулька. Алисоман, так, медленно поднимает голову. Говорит: “Не пизди!” Роняет голову. Бабка молчит. Во второй раз то же самое. И в третий раз. И на третий раз бабулька возмущается: “Ну что такое, ведь я спокойно стою, никого не трогаю!” Алисоман, так, отталкивает ее, говорит: “Допизделась! 17

Анекдоты про В.Цоя немногочисленны, рассказываются не только и не столько киноманами, сколько другими неформалами и обыгрывают восточную внешность Цоя:

Чукча пришел на концерт группы “Аквариум”, посидел-посидел, сказал: “о!” и ушел. Потом пришел на следующий концерт. “Аквариум, - говорят ему, - великая музыка, что ты, дурак, не понимаешь ничего”. Вот, он пришел, посидел-посидел, ничего, не понял, не понравилось, он опять ушел. Когда он в двадцать пятый раз пришел на концерт “Аквариума, посидел-посидел, вдруг взгляд его прояснился, он поднял палец вверх и сказал: “О!” Вот так образовалась группа “Кино”18

 

Анекдоты о К.Кинчеве обыгрывают его “хулиганский” имидж, используют цитаты из песен “Алисы”:

“Попали БГ(Борис Гребенщиков) и Кинчев на тот свет. Встречает их апостол Петр. Обращается к БГ: “Ну что, Боб, грешил?” - “Грешил...” - “Много грешил?” - “Ох, много грешил...”

Ушел апостол Петр. Пришел - приводит женщину: старую, лохматую, грязную. “Вот, Боб, будешь жить с ней.”

Кинчев стоит и думает: “Ой, что-то мне теперь будет?..” Апостол Петр опять уходит. Приводит Шерон Стоун. У Кинчева глаза на лоб полезли. “Ну что, Шерон, грешила? Много грешила?” - “Ох, много...” - “Что ж... Будешь жить с Кинчевым” 19.

“Посадил БГ большое-большое поле конопли и велел Кинчеву и Шевчуку охранять его.

Ну, Шевчук сидел до полуночи, сидел, сидел - уснул. Просыпается - нету ничего, такой туман везде. На следующий день тоже сидел-сидел, уснул, тоже.

В третий день БГ опять оставил Шевчука поле сторожить, а сам подкрался. Лежит-лежит в канаве, вдруг слышит шорох такой. Ну, думает, померещилось, вот. Потом опять шорох. БГ спрашивает: “Кто там?” И голос такой кинчевский отвечает: “Ветер, это ветер!” 20 (цитата из песни “Алисы” “Экспериментатор”).

 

Слухи и толки фанатов могут быть условно разделены на “мистические” и “хулиганские”. Так, творчество групп “Кино” и “Алиса” обрастает мистической символикой:

"Она <девущка-неформалка - И.Н.> начала философствовать про черный и белый рок. Про то, что, вот, "Кино", это, - говорит, - белый рок с элементами классики. "Алиса" - это черный рок. Что, вот, они такие противоположные, поэтому Кинчев с Цоем были такими большими друзьями" 21.

“...Что Гребенщиков и Кинчев, они поспорили. Что Гребенщиков будет петь белый рок, а Кинчев - черный. Это у них, как бы, спор был такой.<...> Вот они так, в принципе, по жизни и шли. А теперь Кинчев выбирается на более светлую полосу” 22.

"Считалось, что Цой, это, там, ночь, "Алиса" — солнце. Две таких символики были" 23.

 

Киноманы отдают предпочтение “мистическим” текстам, причем одна их группа посвящена факту смерти В.Цоя: слухи об убийстве:

“Цой только погиб, они (алисо- и киноманы - И.Н.) воевали, потому что были такие слухи, что, типа, это Кинчев подстроил, потому что как бы даже сам Кинчев говорил, что у него единственный человек, с которым, ну, как это называется... достойный противник? И некоторые киноманы думали, что это типа это он подстроил, эту аварию. И поэтому киноманы били алисоман. Ну, потом они все объединились” 24.

 

Когда Цой погиб (в закрытом же хоронили гробу), ну, естественно, тут же пошли темы, что не он” 25.

Другие тексты повествуют о Богословском кладбище и о происходящих там чудесах:

“Есть такая фишка, что… Там стоит ангел, реально стоит памятник ангела, неизвестно, кто его построил, говорят, что он появился за одну ночь <…> Совсем рядом, там, несколько метров. Вот, и, как бы, туда все ходят, и говорят, вот, круто, мол. И там куча народу живет, говорят, всякое, что привидения ходят, Цой ходит” 26.

 

У алисоманов ходят рассказы о столкновениях с милицией. Рассказывается о безудержной жестокости “ментов” (например о том, что перед концертом “Алисы” их кормят специальными таблетками “для злости”, в результате чего “менты” “звереют”27):

“Они какие-то странные, они, вот, до концерта и после – совершенно разные люди. Начинают лупить, просто, всех попало, причем бьют так на поражение, хорошо” 28.

 

Любопытны и “обратные” тексты:

"...Мент спас алисомана. Выборгский район... Она девушка агрессивная, в косухе. В районе все рэппаки (поклонники рэп-музыки - И.Н.): “Снимай косуху!” - “Ни хуя!” Она вспоминает: и снять не могу, и драться не могу. Мент подошел, взял за руку и отпустил. “Не обижайте алисоманку!” Хотя она, тоже, такая была, в косухе, губы в черном” 29.

 

Итак, подведем итоги:

Все фольклорные тексты фанатов посвящены группе и ее лидеру прямо или опосредованно (напр. тексты о “ментах”, Богословском кладбище). Внешний облик, поведение фаната копируют лидера. Мировоззрение фаната также “освящено” причастностью к группе (рок-магазины, концерты, кладбище, предметный мир – одежда с символикой группы, марка пива и пр. В этом фанатские субкультуры сближаются с субкультурами культовыми и религиозными с их жестко центричной картиной мира, сакрализацией по отношению к предмету поклонения.

С другой стороны, данная субкультура использует символику неформального мира, как то: символы смерти (гибель В.Цоя), криминальная символика (тексты о милиции), символы чертовщины-божественного (“мистические тексты”), бездомности-бесполости (манера одеваться)30. Это объясняется тем, что группы “Алиса” и “Кино” вышли из неформальной среды и в своем творчестве сохраняют ее символику. Символика групп оценивается алисо- и киноманами как сакральная, а значит, продолжает свое развитие в фольклоре и быте фанатов.

 

ПРИМЕЧАНИЯ


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.