Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-08-07 | 278 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Художественное пространство, в котором существует лирический субъект и «совершается действие»1, в лирике является организующим элементом авторской модели мира. Изучение художественного пространства помогает определить место в нем лирического субъекта (смысл движения субъекта, его оценку - как различных топосов, так и других обитателей пространства). Определение места лирического субъекта в пространстве может стать материалом для восстановления авторского мироощущения и его связи со сложившимися культурными моделями.
Рассмотрим художественное пространство рок-поэзии Михаила Борзыкина (лидера ленинградской рок-группы «Телевизор» 80-90-х годов). В текстах Борзыкина доминируют пространственные категории «путь» (как нравственный поиск, как становление героя), «город» и «дом», которые организуют авторскую модель мира. Для ее реконструкции необходимо определить положение лирического субъекта поэзии Борзыкина в пространстве и сопоставить его с положением человека в архаической модели мира.
В архаической модели мира «пространство возникает... через развертывание, распространение его вовне по отношению к некоему центру»2, где находится высшая сакральная ценность мира. Обычно центр «отмечается алтарем, храмом, крестом, древом мировым, мировой осью (axis mundi), пупом земли, камнем, мировой горой, высшей персонифицированной сакральной ценностью»3; человек занят освоением и преобразованием пространства. Изначально он находится не в центре пространства, но стремится к нему; или же отправляется на периферию с целью преобразования хаоса в космос. У Борзыкина же центром пространства является человек:
Это игра на всю жизнь.
Это любовь до конца.
Это дорога в мир беспредельный.
Это начало Вселенной,
центр которой - я сам.
Великий роман между душой и телом...4
Такая структура пространства полностью совпадает с антропоцентричной моделью мира, согласно которой человек («мировой человек», «первочеловек») как микрокосм является центром мироздания. У Борзыкина лирический субъект, как и в антропоцентричной модели мира, представляет собой творение демиурга, создателя этого мира, и зависимость субъекта от высших сил не отрицается:
1. Я у вольных у небес
попрошу для себя свободы...
2. Я молюсь своим богам.
Остальное - не главное...
3. День Михаила. И нет тебя со мной
ангел-хранитель мой...
Однако лирический субъект часто вступает в конфронтацию с демиургом:
1. Находясь в потоке кулуарных оваций,
начинаю думать, начинаю сомневаться:
|
чей бог не имеет себе равных?
у кого патент на правду?
<...>
Я не хочу тебя придумывать сам.
Я не хочу тебя искать по святым писаньям,
стоя на коленях, стоя в грязи,
кричу небесам: кто ты?
2. Не боюсь я Страшного Суда.
И не хочу быть рабом у Христа,
И никогда не полюблю Иуду.
И мне все равно, кто и что писал:
У света не будет конца, я решаю все сам!
Он переносит на себя функцию творца окружающего мира:
В связи с тем, что я так решил,
начинается новая жизнь.
Будут новые песни и новые люди.
В связи с тем, что нет больше веры небесам,
Я отменяю ваш депрессанс.
Я объявляю вам:
Конца света не будет!
Являясь «высшей персонифицированной ценностью», находящейся в центре пространства, лирический субъект может совмещать в себе функции человека и божества, творения и творца:
Ты чувствуешь тепло божественных глаз,
Я чувствую холод надменный.
Ему нет дела до нас
Он - один во Вселенной.
Совершенно один во Вселенной5.
В этом тексте разграниченность мира «своего» и мира «чужого» реализуется в оппозициях я - ты, мы - он. Лирический субъект (я) понимает безразличие божества, демиурга (он) к созданному им миру, что выражено через категорию «холод». Представитель «чужого» мира (ты) чувствует со стороны демиурга защиту и покровительство, что выражено через категорию «тепло».
С одной стороны, - это явное неприятие лирическим субъектом религии, признанной обитателями «чужого» мира, ведь божество - тоже представитель «чужого» мира. С другой стороны, сам лирический субъект является носителем персонифицированной сакральной ценности, центром Вселенной, центром пространства, творцом. Возможно, что данный текст представляет самооценку лирического субъекта через занимаемое в пространстве место: лирический субъект одинок; мир, созданный им, ему безразличен.
Как и в архаической модели мира, к центру, обозначенному сакральной ценностью, ведет путь, соединяющий с ним все объекты пространства. Как уже было сказано выше, у Борзыкина лирический субъект является центром пространства, но лирический субъект - это и субъект странствия. Поэтому центр пространства подвижен, он всегда там, где в тот или иной момент находится лирический субъект. Центр пространства может быть в доме, в городе, за пределами города, за пределами этого мира. В архаической модели мира «каждый сакрализированный мезокосм <...> имеет свой особый центр»6. А у Борзыкина центр всегда один - лирический субъект.
|
Таким образом, модель Вселенной («космоса»), как организованной, гармоничной части пространства выступает по отношению к лирическому субъекту внутренним, близким, своим миром. Путь лирического субъекта лежит через чужой, внешний, враждебный ему мир. Этот путь не только труден и опасен, но и бесконечен:
В безмолвную мглу
лежит одинокий мой путь.
«Безмолвие», «мгла», «одиночество» - это характеристики хаоса в архаической модели мира, но точного «пункта прибытия» субъекта не существует. Как и в архаической модели, у Борзыкина «путь строится по линии все возрастающих трудностей и опасностей»7. Герой мифа или сказочный герой проявляют упорство в преодолении этих трудностей; даже если герой не в силах справиться с ними сам, он прибегает к помощи волшебных предметов и волшебных помощников. У лирического субъекта поэзии Борзыкина таких волшебных предметов и помощников нет. При встрече с неопределенностью, с неожиданными препятствиями он пассивен:
1. Неспокойно земле в эту ночь.
Не сойти бы с ума,
скоро наступит зима.
Первый падает снег,
страшно мне.
Моей осени нет -
впереди только белая смерть.
2. Зима встает на пути -
и не спастись, не обойти.
И склонившись над телом, плачет душа:
«Как жаль! Прощай!..»
Зима в современном понимании мифа метафорически соответствует ночи8, которая характеризуется как гибель растительного мира (или гибель вообще) и сон-смерть. И у Борзыкина «зима» и «ночь» соотносятся со смертью. Зима для лирического субъекта - главное и непреодолимое препятствие.
Но именно, путь является для лирического субъекта высшей ценностью или возможностью открыть доступ к таковой; он не сойдет с этого пути и не вернется назад, т.к. его путь необратим:
Не плачь, дитя, терпи!
Пойми, у нас не будет пути назад,
когда я ослепну от гнева
и отдам этот странный мир твоим глазам.
Отдаление от центра пространства для лирического субъекта поэзии Борзыкина невозможно, т.к. центр и сакральная ценность - это он сам. Лирический субъект самодостаточен, но в то же время занят поиском какой-то принципиально иной ценности на периферии9, где согласно архаической традиции такой ценности быть не может10. На периферии пространства в архаической модели мира герой преодолевает препятствие, но тем самым открывает для себя лишь доступ к этой ценности.
|
Таким образом, лирический субъект поэзии Борзыкина мыслит себя центром Вселенной. Путь является для него высшей ценностью, а также способом нахождения таковой на периферии. Субъект обладает функцией творца, однако проявляет пассивность при встрече с неожиданными препятствиями.
Важным является и рассмотрение оценки лирическим субъектом различных топосов. Дом, являющийся в архаической модели безопасным местом, для лирического субъекта поэзии Борзыкина таковым не является. Скорее это некий «псевдодом», ложный дом11, тюрьма:
Домой, я любил это слово: домой.
Мой город мне льстил,
мой город был послушен.
Но когда я смотрел на звезды,
он стал моей тюрьмой.
Дома мне еще хуже.
Слышишь вой волка:
какое родное отчаянье.
Возвращение домой являлось ценностью для лирического субъекта только в прошлом. В настоящем же субъект сознает, что дом не безопасное место12.
Другой топос - город - характеризуется в рок-поэзии Борзыкина открытостью в противоположность закрытости дома. Сложность топоса города в том, что как система домов он также предполагает ограниченность, замкнутость пространства; но как система улиц предполагает бесконечность движения и выход в открытое пространство за пределами города. Открытым пространством город является и тогда, когда путь в нем совершается по вертикали от земли к небу. В дуалистических мифах земля (нижний мир) противопоставлена небу (верхнему миру). «Перемещения из одного мира в другой сопряжены с опасностями и запретами, нарушение которых ведет к гибели героя»13. Такой путь (земля - низ / небо - верх) привлекает лирического субъекта, но несмотря на это, он не пытается двигаться по данному пути. Здесь субъект лишь созерцатель. Поэтому для него и город становится тюрьмой по сравнению с недосягаемым миром неба, звезд, что приводит к восприятию лирическим субъектом города как пространства чужого и враждебного («свой» город превращается в «чужой»). С этим связана принадлежность границы между мирами внутреннему, «своему» миру, т.е. самому лирическому субъекту. Все, что окружает его, - дом, город, другие микрокосмы - противопоставлены ему как враждебные:
1. Чужой город зажигает огни.
Чужой самодовольный рассвет.
Говорят, это все нужно любить,
говорят это нужно уметь.
Чужие люди называют меня братом,
жалеют меня, зовут за собой,
но я никогда не буду солдатом,
это слишком надежное знамя - любовь14
2. На Желябова, 13 тишина.
Кто сказал тебе, что кончилась война?
Этот город не спит, он шепчет мне:
«Выживет тот, кто сильней!»
3. Восстань! этот город - убийца.
Восстань! уходи от системы.
Восстань!
Однако враждебный, чужой мир не отличается принципиально от мира лирического субъекта:
Беги, бездомный пес,
От глаз, от холодных звезд ко мне.
Пускай весь мир лает...
|
Бездомный пес, который воспринимается субъектом как родственное существо, такой же, как любой обитатель «лающего» мира. Можно также отметить, что недосягаемый, но когда-то желанный мир звезд (и неба) наделен эпитетом «холодный», который является в архаической традиции одной из характеристик враждебного мира, хаоса.
Каждый представитель враждебного лирическому субъекту мира по-своему одинок, он такая же жертва города-убийцы, как и субъект:
Дворами ухожу от минут, ухожу от потерь.
И опять я никому не нужен.
И никто никому не нужен.
Ты жив, пока ты нужен себе.
Так же как и лирический субъект, враждебные ему микрокосмы находятся в постоянном движении, в вечном, хотя и безрезультатном поиске высшей ценности:
1. Страсти кипят и рвутся нервы.
И каждый хочет уехать первым
В город своей мечты и веры,
Страну несбывшихся снов.
2. За тревогой поколений
вижу новый город-сон.
Все в одном...
Я играю в этом ритме
Я настроен в унисон с этим сном.
«Город мечты и веры», «страна несбывшихся снов» и «город-сон»15 представляют собой сакрализированный мезокосм, где сбываются сны и мечты. В этом значении они близки образу рая в архаической модели мира, который представляет собой пространство «отовсюду огражденное», упорядоченное, укрытое, умиротворенное, дружественное человеку в противоположность хаосу16. В христианской традиции образ рая разрабатывается по трем линиям: рай как сад, рай как город, рай как небеса17. У Борзыкина «город мечты» не небесный, а земной рай, т.к. попасть в него можно не через смерть, а на поезде18. В позднем Возрождении «секуляризация темы рая как города вела к идеализированному образу общества и цивилизации, т.е. к идеологии утопии»19. Именно к такому «идеализированному обществу и цивилизации» стремятся обитатели пространства у Борзыкина; и «город мечты», «город-сон» становятся всего лишь иллюзией, чем-то недостижимым или несуществующим вообще:
Дышат вокзалы иллюзией жизни.
Гудок тепловоза как стартовый выстрел.
Рванулись с мест,
на подножках повисли,
чтобы уйти, не оставив следов.
И поезд не тот, но они довольны.
Здесь за каждое место ведутся войны.
Итак, для лирического субъекта поэзии Борзыкина гармония возможна только в центре пространства20, а центром является он сам. Окружающее пространство (дом, город, город-сон и т.д.) преобразованию не поддается («Этот мир никогда не станет иным»). Возможно, что лирический субъект обретает гармонию и в движении, которое является для него высшей ценностью. Постоянное движение, в котором находится субъект, говорит также о том, что он не оставляет надежду найти гармонию не только внутри, но и вовне себя:
Я дышу свинцовым небом
В ожидании чистых звезд
По ночам.
Конец пути, результат движения для лирического субъекта не определены, но они совершенно ясно обозначены по отношению к родственным, но не тождественным субъекту, обитателям пространства:
|
Ночью, грязной дождливой ночью,
Они покинут квартиры -
ваши смешные квартиры.
Прощаний не будет, молча
они выйдут на улицы,
чтобы порвать навсегда
с вашим усталым миром,
с вашим нелепым миром.
<...>
Из города прочь -
к новой Отчизне,
чтобы сначала
начать все сначала.
Дети уходят, и никаких революций,
просто уходят, они не хотят вам мешать.
Спите спокойно, они никогда не вернутся,
только прошлое в ваших руках,
ну, а завтрашний день вам у них не отнять21.
В архаической модели мира относительно центра и относительно говорящего «они» (все другие) находятся на периферии. Так как у Борзыкина лирический субъект является центром вселенной, он не может быть обитателем периферии, а значит не может быть и одним из «детей»22. «Начать все сначала» еще не значит создать идеальный мир. Возможно, именно поэтому лирический субъект находится в стороне, лишь наблюдает за уходом «детей» из города, но не принимает участие в движении.
На основе проанализированного материала можно сделать некоторые выводы. Как и в архаической модели мира, пространство в лирике Михаила Борзыкина имеет центр, отмеченный высшей сакральной ценностью. Такой ценностью и, соответственно, центром пространства, у Борзыкина является лирический субъект. Центр пространства не статичен, как в архаической модели мира, он постоянно перемещается вместе с движением лирического субъекта. Для отдельных топосов (дом, город) в поэзии Борзыкина свой особый центр не отмечен (в архаической модели мира такой центр, как правило, отмечается очагом для дома, храмом для города и т.д.). У Борзыкина же дом и город обретают центр лишь тогда, когда в них находится лирический субъект, для которого в свою очередь характерны отчужденность и одиночество. Он существует в пространстве враждебных ему топосов и микрокосмов («чужой город», «чужие люди», «город-убийца» и т.д.). Важной для субъекта является гармония между душой и телом и бесконечность движения, пути, который проходит через периферию пространства, где лирический субъект занят поиском некой высшей ценности. Однако в отличие от человека в архаической модели мира, лирический субъект проявляет пассивность и не стремится преобразовать хаос в космос. Таким образом, противопоставленность лирического субъекта окружающему миру, является одной из важнейших особенностей поэзии Борзыкина.
Сделанные нами выводы, не являются окончательными и не исчерпывают проблему изучения художественного пространства поэзии Михаила Борзыкина, а являются лишь материалом для реконструкции авторского мироощущения.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин, 1992. Т.1. С.418.
2 Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. М., 1997. Т.2. С.340.
3 Там же. С.341.
4 Здесь и далее цитаты приводятся по фонограммам разных лет. Особые случаи оговорены отдельно.
5 Борзыкин М. Отчуждение // Альтернатива. Опыт антологии рок-поэзии. М., 1991. С.132-133.
6 Мифы народов мира... Т.2. С.428.
7 Там же. С.352.
8 «Зима» и «ночь» - категории временные и предполагают прежде всего, движение субъекта во времени. В архаической модели мира пространственные и временные категории формируют единый континуум. У Борзыкина временная категория прерывает движение субъекта в пространстве.
9 У Борзыкина лирический субъект не выступает культурным героем, несущим ценность на периферию. Другие обитатели периферии ему враждебны (см.: «Отчуждение». «Уходи один!», «Я у вольных у небес...», «Нет денег»).
10 Мифы народов мира... Т.2. С.340-341, 352-353.
11 Лотман Ю.М. Заметки о художественном пространстве. 2. Дом в «Мастере и Маргарите» // Указ. соч. С.458.
12 Дома лирический субъект не находит покоя и защиты. Такое отношение субъекта к дому имеет связь с архаической традицией, ведь «дом с его атрибутами, постелью, печью и теплом - вообще закрытое и жилое пространство воспринимается в рыцарских и богатырских текстах как «женский мир» (Лотман Ю.М. О метаязыке типологических описаний культуры // Указ. соч. С.398). Но, с другой стороны, и поле, как открытое пространство «мужской мир», противопоставленный дому и городу, не является воплощением гаромонии:
Стой, небо, я не хочу двигаться в поле дождей.
Троллейбус, вези мое тело назад к теплой воде.
Изранен мой взгляд, я сегодня затравленный зверь,
Дворами ухожу от минут, ухожу от потерь.
Здесь «небо» не часть вертикали, ведь субъект не стремится к нему. Небо движется горизонтально вслед за троллейбусом. «Остановка» неба - это остановка троллейбуса, а значит и временное прекращение движения субъектом. Вода, к которой стремится вернуться субъект, в архаической традиции выступает и как спасительное, священное начало, и как источник зла, гибели, смерти. Но прежде всего вода - это первоэлемент мироздания. Тепло, выступая в качестве одной из характеристик «женского мира», дополняет образ воды. Возможно, что «теплая вода» в поэзии Борзыкина - это воплощение женского начала, которое, как и в архаической традиции, предполагает омоложение, «второе рождение» и возвращение к первоначальной чистоте.
13 Мифы народов мира... Т.1. С.233.
14 Борзыкин М. Отчуждение // Альтернатива. С.136.
15 В поэзии Борзыкина сон всегда выступает как позитивное начало (см. «Цветные сны», «Кто сможет отнять мои сны?»).
16 Мифы народов мира... Т.2. С.364.
17 Там же.
18 Подробнее образ поезда в русской рок-поэзии см.: Ступников Д.О. Символ поезда у Б.Пастернака и рок-поэтов // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1998.
19 Мифы народов мира... Т.2. С.365.
20 Гармония - основной признак центра пространства в архаической модели мира.
21 Борзыкин М. Дети уходят // Альтернатива. С.132-133.
22 Уход «детей», который не предполагает «никаких революций», не соответствует, например, обещанию Борзыкина осуществить революцию на деле, сделанному на одном из концертов середины 80-х годов (Троицкий А.К. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е... М., 1991. С.151.). Это может стать еще одним доказательством невключенности лирического субъекта в категорию «детей», т.к. Михаил Борзыкин неоднократно заявлял в своих интервью, что максимально соответствует лирическому герою своих песен.
Т.Г.ИВЛЕВА
Г.Тверь
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!