Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наука, общество, государство: новые принципы взаимодействия

2017-07-01 710
Наука, общество, государство: новые принципы взаимодействия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Концепция устойчивого развития: проблемы и противоречия ее реализации

41. Этика науки: содержание, проблематика

система нравственных требований, норм и правил, которые регулируют взаимоотношения и действия ученых, определяя, что допустимо, поощряется, а что считается непозволительным для ученого в различных ситуациях. Эта система исторически изменяется в процессе развития науки и усложнения ее взаимосвязей с обществом. Вместе с тем для нее характерны и преемственность, сохранение ключевых, основополагающих этических ценностей. В нормах Э. н. воплощены, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, конкретизированные применительно к особенностям научной деятельности (Профессиональная этика). Так, плагиат может быть квалифицирован как нарушение заповеди «не кради», а преднамеренное искажение (фальсификация) данных эксперимента — заповеди «не лги». Во-вторых, нормы Э. н. служат для утверждения и защиты специфических ценностей самой науки. Первая среди них — бескорыстный поиск и отстаивание истины. Поскольку часто бывает невозможно однозначно оценить истинность полученного знания, нормы Э. н. не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно давал истинное знание. Необходимо и достаточно, чтобы этот результат был: 1) новым знанием и 2) знанием, так или иначе (логически, экспериментально и пр.) обоснованным. Существование и устойчивое воспроизводство научной деятельности и, в частности, развитие научных достижений предшественников и коллег были бы невозможны без отношений взаимного доверия между теми, кто в этой деятельности участвует. Поэтому нарушения норм Э. н., коль скоро они становятся известными, закономерно влекут за собой моральные санкции со стороны научного сообщества, которые могут быть весьма чувствительными для нарушителя — вплоть до того, что он может оказаться вне процесса развития науки. Нормы и требования Э. н. редко формулируются в виде кодексов, как правило, они усваиваются каждым ученым в процессе его профессиональной подготовки. Вместе с тем в философии и социологии науки предпринимались попытки выявления, описания и осмысления этих норм и требований. На этой основе происходит становление Э. н. в качестве особой дисциплины, изучающей науку и научную деятельность с точки зрения ее нравственного смысла и содержания. Э. н. охватывает своей нормативной регуляцией самые разные стороны многообразной деятельности ученых: подготовку и проведение исследований, публикацию результатов научных экспериментов и открытий, проведение научных дискуссий, функции эксперта и преподавателей, готовящих новые поколения научных работников, и т. д. Особую остроту в современной науке приобрели этические проблемы взаимоотношений науки и ученого с обществом, т. е. социальной ответственности ученого. Для занятий научной деятельностью всегда была необходима моральная санкция со стороны общества, и вопрос о нравственном оправдании и обосновании таких занятий постоянно обсуждался, получая различные решения в разные исторические эпохи. Однако в эпоху научно-технической революции в связи с резким расширением круга социальных функций науки и масштаба ее социальных эффектов проблемы ответственности ученого перед обществом особенно обострились и наполнились новым содержанием. Социальная ответственность ученого на современном этапе научного прогресса выражается, прежде всего, в стремлении предвидеть нежелательные для человека и общества последствия, потенциально заложенные в результатах его исследований, а также в информировании общественности о возможности такого рода последствий, в поиске и изучении путей их избежания, минимизации или ликвидации. Таким образом, выделение Э. н. в качестве самостоятельной области этического знания и нормативной системы моральной регуляции поведения свидетельствует о том, что гуманистические ориентации, социально-ответственный выбор в области науки сливаются с научным поиском и научными решениями.

Наука:ценности и нормы

В науке – свой образ жизни, свои передаваемые по традиции нормы, своя система ценностей. Высшей ценностью для науки является истина. Истина в морально-этическом плане нейтральна. Нравственные оценки в науке относятся к деятельности по получению знания и по применению полученного знания.

Нормы очерчивают круг допустимого, приемлемого поведения в рамках данного социального института. На более высоком уровне регуляции поведения людей – уровне ценностей – определяется, во имя чего люди действуют, какое благо проистекает от данного социального института. Часто нормы и ценности социального института не получают письменного оформления и закрепления.

Нормой является то, что научная деятельность носит конкурентный характер. Сейчас наука финансируется в основном на конкурсной основе (гранты, государственные программы и т.д.). Исторически сложившейся нормой является автономия науки.

Принцип ценностной нейтральности науки: наука оперирует фактами («идет дождь»),

А ценностными суждениями («мне нравиться, что идет дождь»).

Интересно сформулировал нормы науки норвержский философ Г.Скирбекк:

-ищи истину,

-избегай бессмыслицы,

-выражайся ясно,

-старайся проверять свои гипотезы как можно более основательно.

Согласно Р.Мертону (американский социолог) четыре основополагающие этические ценности, вокруг которых строятся нормы науки:

Универсализм. Изучаемые явления всюду протекают одинаково. Истинность утверждений должна оцениваться не зависимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует. Результаты маститого ученого должны проверяться не менее строго, чем молодого.

Общность. Знание должно свободно становиться общим достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им, хотя он может претендовать на достойную оценку своего труда.

Незаинтересованность. Первичный стимул-поиск истины, а не славы, денег, званий.

Признание и вознаграждение – это возможное следствие, а не цель научных исследований.

Организованный скептицизм.. Каждый ученый отвечает за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами. Нельзя слепо доверять авторитету предшественников.

Но нужно уважать их результаты. И нужно иметь мужество отказаться от своих убеждений, если будет обнаружена их ошибочность.

В науке главной позитивной санкцией является признание коллег, как современников, так и последующих поколений. Формы признания:

- цитирование (см.ниже);

- увенчание престижной премией или наградой;

- увековечивание имени в названии закона или теории.

Негативные санкции могут быть самыми жестокими вплоть до игнорирования всеми коллегами всего того, что делает данный ученый:

- Зв фальсификацию результатов;

- за присвоение себе чужих достижений;

- за плагиат – воспроизведение без ссылки на автора.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.