Патологическое фантазирование и хобби — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Патологическое фантазирование и хобби

2017-07-01 327
Патологическое фантазирование и хобби 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фантазии встречаются у всех детей всех возрастов. Проявле-

их могут быть самыми различными и тесно связаны с возрас-

эволюцией воображения. В младшем школьном возрасте это в




 


       
   
 
 


основном образные фантазии, связанные с путешествиями в другие страны, встречами с различными животными и т.п., навеянные ус­лышанными сказками, сюжетами прочитанных книг.

В некоторых случаях фантазии бывают садистского, мазохи­стского или эротического характера. Фантазии такого рода нередко сопровождаются сексуальным возбуждением, приводящим ребенка или подростка к онанизму. В пубертатном возрасте наблюдаются фантазии по типу самооговоров и оговоров, связанные с повышен­ными извращенными влечениями. Например, мальчик рассказывает о мнимом участии в ограблении, воровстве, угоне автомашины, принадлежности к различным бандам. У девочек-подростков ого­воры носят характер ложных обвинений в изнасиловании. Юноши среднего и старшего подросткового возраста бывают склонны к философическому мудрствованию («философическая интоксика­ция»), проявляющемуся в форме поиска философских истин, соз­дания своих концепций переустройства общества, этико-эстети-ческих взглядов и т.п.

«Философическая интоксикация» не мешает нормальному усвоению учебного материала и социальной адаптации подростка. В постпубертатном периоде этот феномен, как правило, постепенно исчезает. Однако при длительном существовании, вычурности и нелепости «идей» нарастающей непродуктивности интеллектуаль­ной деятельности следует думать о наличии хронического вяло те­кущего психического заболевания.

Увлечение (хобби) характерно для подросткового и юноше­ского возраста. Однако в отдельных случаях оно приобретает одно­сторонний патологический характер. В отличие от патологического фантазирования и мудрствования, основанных на патологическом воображении, фантазировании, размышлениях, при патологиче­ском увлечении ведущим является стремление к деятельности.

Патологическое увлечение характеризуется крайней одер­жимостью или чрезмерно интенсивным характером, необычностью и вычурностью, когда все остальное (учеба, развлечения, встречи с друзьями) отодвигается на задний план. Подросток все свое время уделяет хобби.

Особенностью патологических увлечений являются также большие затраты времени и сил при минимальных, не расширяю­щихся знаниях в области увлечения.


Расстройства аппетита

Расстройства аппетита или нарушение «пищевого поведе-ия» V детей и подростков возникает по различным причинам. Это может быть стремление обратить на себя внимание и добиться же­лаемой цели или реакция на ссору, разлуку с родными и близкими, тяжелые переживания.

Причиной ограничения в еде или отказа от пищи является также желание похудеть, исправить фигуру.

Нарушение «пищевого поведения» начинается с исключения из рациона калорийных продуктов (масла, хлеба, сладкого, угле­водных продуктов). Вначале перестают есть по утрам или вечерам. Затем принимают пищу один раз в день в довольно ограниченном количестве: салат, какие-либо овощи или фрукты, небольшой бу­терброд и стакан мало подслащенного чая.

В начале чувство голода значительно подавляется, затем, при длительном ограничении в еде, снижается возбудимость пищевого центра, в результате чего аппетит резко снижается и даже совсем пропадает. Наступает истощение и прогрессирующее падение веса тела. Уговоры и угрозы близких с целью заставить принимать дос­таточное количество пищи не приносят желаемого результата. Иногда, чтобы избежать ссор с родными, подростки принимают пищу, но вскоре незаметно для окружающих вызывают рвоту или принимают слабительное.

Несмотря на прогрессирующее истощение, подростки про­должают старательно учиться в школе, участвуют в общественной жизни коллектива, помогают родным по хозяйству.

Однако постепенно при развитии истощения активность и успехи в школе начинают снижаться. У девочек, как правило, на­рушается менструальный цикл.

Болезненное расстройство аппетита может быть непродол­жительным - до 2-3 недель, причем в детском возрасте эти перио­ды короче. В пубертатном периоде они могут принимать затяжное ечение - до нескольких месяцев, даже лет. Иногда отказ от пищи еняется нормализацией «пищевого поведения», однако в даль-шем при незначительных и не всегда уловимых неприятных пе-ная ИВаниях вновь может возникнуть расстройство аппетита. Пол-нормализация состояния обычно наступает к 17-19 годам.




 


Азартные игры

Игра как мощное средство творческого освоения мира при­влекает к себе возрастающий интерес ученых. Практиков вооду­шевляет заметный обучающий эффект деловых, имитационных и других игр. Вместе с тем игра способна затормозить развитие лич­ности, увести её в стороны от основного направления развития, де­формировать интересы и ценностные ориентации.

Игра как вид человеческой деятельности оказывает на жизнь всего общества и отдельного индивида всё большее влияние, при­чем не только положительное, но и резко отрицательное. Игра как инструмент познания мира и получения опыта уже не имеет столь большого распространения, и все чаще приходится слышать об азартных играх.

Для того чтобы правильно понять сущность, причины и ус­ловия возникновения страсти к азартным играм, необходимо по­нять, что такое игра, какое место она занимает в жизни людей, по­чему дети и подростки увлекаются азартными играми, какие сред­ства профилактики могут оказаться более эффективными.

Чем же объясняется притягательная сила азартных игр для подростков, каковы причины массового увлечения ими? Азартны­ми играми увлекаются, прежде всего, те подростки, развитие кото­рых можно классифицировать как неблагополучное. В известном смысле само увлечение азартными играми может служить призна­ком личного неблагополучия, и поэтому оно не должно оставаться без внимания педагогов и родителей1. Речь идет о снижении инте­реса к учению, об отсутствии полезных увлечений, неумении с пользой распорядиться своим свободным временем. Одновременно с этим часто отмечаются такие причины, как сильная престижная мотивация, честолюбие, выраженная потребность в острых ощуще­ниях, жадность, зависть, желание выглядеть старше в глазах свер­стников и другие негативные психологические образования.

Зачастую азартные игры в наибольшей степени увлекают тех подростков, которые не могут самоутвердиться в других видах дея­тельности, например в учебной, в спорте, в общении со своими близкими, а также и в школьном коллективе, где приходится про­водить большую часть своего времени. Чаще всего проблема само-

1 Согласно законодательству, лица, организующие азартные игры, несут административную и уголовную ответственность. Их действия квалифи­цируются как получение нетрудовых доходов, мошенничество.


ждения возникает не только из-за отсутствия соответствую­щих способностей, но и из-за конфликтных отношений с педагога-и и одноклассниками или неблагоприятных семейных отношений.

Такие учащиеся испытывают дефицит положительных эмо-плй лишены признания ровесников. Склонность к игре - своего оода инфантильная реакция на неуспех в основной - учебной и об­щественной - деятельности, способ компенсировать неудачи в дру­гих сферах жизни, признак неспособности ребенка конструктивно решать стоящие перед ним проблемы, уход от них в мир игр.

Отрицательная оценка увлечения азартными играми основы­вается на том, что оно не способствует полноценному развитию личности, а, наоборот, деформирует её, вызывая алчность, внушая фатализм, приводя к другим негативным психическим образовани­ям.

Как же бороться с азартными играми? Подобное лечится по­добным, клин клином вышибается, говорят в народе. Действитель­но, практика жестких запретов и наказаний за азартные игры не­приемлема по нескольким причинам, подросток в игре стремится достичь самовыражения, получить свободу выбора, удовлетворить потребности в риске и азарте, а любой запрет будет увеличивать, и подогревать азарт и интерес - «запретный плод сладок». Подрос­ток, ощущая на себе избыточное внимание из-за его увлечения, по­старается скрыть свои увлечения (уйти «в тень»), что может в ко­нечном итоге привести к невозможности какой-либо коррекции.

В связи с этим лучше использовать профилактические мето­ды, чем проводить коррекцию. Профилактика азартных игр заклю­чается, прежде всего, в улучшении семейных взаимоотношений, совместном проведении досуга родителями и детьми. В этом плане положительное влияние оказывают совместные занятия туризмом, техническим творчеством (конструирование самоделок - от про­стых моделей до изготовления более сложных), искусством, физ­культурой, совместная работа на приусадебном участке, определе-ие внутри семьи тех обязанностей, которые может нести сам ре-нок и принимать самостоятельные решения в процессе их вы­полнения.

Школы, где подросток проводит основное своё время, долж-

в Челях профилактики азартных игр организовывать внешколь-

"еРопРИятия, стараться привлекать к школьной жизни (круж-

> Факультативы, художественная самодеятельность, спортивные




 


секции) тех подростков, которые по тем или иным причинам под­вержены влиянию азартных игр.

Следует отметить, что для улучшения профилактики стоит как можно больше внимания уделять такому вопросу, как само­стоятельность в выборе, принятии решения самим подростком, а не выполнение чьих-либо повелительных советов.

Игра - явление далеко не простое. Сейчас трудно предуга­дать все возможные последствия внедрения игровых форм дея­тельности в учение и труд. Ясно одно: для предупреждения и пре­одоления нежелательных последствий увлечения азартными и иными играми, не способствующими поступательному развитию личности, им следует противопоставить научно обоснованные, ор­ганизационно оформленные синтетические формы деятельности, органически сочетающие в себе элементы спонтанности и должен­ствования, желаемого и необходимого.

Сквернословие

Как часто приходится сталкиваться с таким негативным влиянием, как брань! Вряд ли кому-либо это доставляет удовлетво­рение, но так называемые «крепкие выражения» продолжают от­равлять наш слух. Особенно неприятно слышать брань из уст под­ростков и молодых людей. Модная прическа, красивая одежда, приятные лица и вдруг, будто водопад грязи из юных уст, - сквер­ная, безобразная речь. Откуда же подростки узнают подобные вы­ражения? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно прислушаться к речи некоторых взрослых. Увы, брань можно услышать на строй­площадке, на улице, в общественном транспорте, в коридорах учи­лищ, институтов, даже на телевидении и радио. Сами взрослые не следят за своей речью и, не заботясь о последствиях сквернословия, знакомят детей с подобными выражениями.

Ещё печальнее обстоят дела в неблагополучных семьях -там, где родители ведут аморальный образ жизни, регулярно упот­ребляя спиртное. Нередко приходится слышать от воспитателей детских садов, что есть дети, речь которых засорена настолько, что допускать их к общению с другими детьми просто опасно. При бе­седах с родителями таких детей можно услышать оправдания типа: «устал», «был в плохом настроении», «вырвалось». Эти родители не понимают, что именно они калечат речь своих детей, вырабаты-


тшвычку к сквернословию, от которой бывает очень вая у них "к _,vriH0 избавиться.

В чем причина того, что ребёнок усваивает отрицательные ки которые никто не пытается ему привить, в то время как НаВЬильные слова далеко не всегда оставляют след в его душе? На-^дная мудрость гласит: «Слова убеждают, а пример вдохновляет». «Вдохновленный» примером сквернословия родителей, ребенок, попав в подобную ситуацию, пусть доже игровую, абсолютно точ­но воспроизводит все услышанные «соленые» слова и бранные вы­ражения, вырастая в глазах сверстников и шокируя добропорядоч­ных взрослых.

Когда дети подрастают, родители удивляются, испытывая на себе грубость сына или дочери, слыша брань в свой адрес.

В школе появляются новые источники заимствования раз­личных нецензурных и жаргонных выражений. Многие школьники начальных классов приносят из дома бытующие там бранные вы­ражения, уже вошедшие у родителей в привычку. Ученики, не зна­комые прежде с подобными словами, тоже начинают употреблять их и закреплять в своем сознании и речи. По мере взросления дети становятся осмотрительней, избирательнее, хитрее. Нецензурные слова произносятся только в компании ровесников, украдкой, при доверительных беседах друг с другом, либо «выскакивают» в си­туациях конфликта.

Запреты и борьба против такой речи со стороны родителей, учителей и воспитателей могут привести к обратному эффекту, ес­ли не учитывать психологических особенностей личности учаще­гося, его стремление к самостоятельности, независимости, «взрос­лости».

Совершенно очевидно, что не все юноши и девушки, произ­носящие бранные слова или жаргонные выражения, испытывают при этом удовольствие. Почему же они так говорят? Стремясь по­скорее стать самостоятельными, подростки часто имитируют этого рода проявления «взрослости» и могут самоутверждаться таким образом. Опасность такой имитации заключается в том, что обра­зуется стойкая привычка к сквернословию, к засорению языка жар­гонными выражениями.

На кого же ложится самая большая ответственность за вос­питание культуры речи? Прежде всего, на школу, семью, общест­енные организации, учреждения культуры, на телевидение и лите-




 


ратуру. С раннего детства следует формировать у ребёнка непри­миримое отношение к брани и жаргону. Школа должна убедить в этом родителей, сделать из них своих союзников. В дошкольных учреждениях, в начальных классах школы воспитатели и учителя обязаны самым тщательным образом следить за речью детей, не допуская ни одного случая сквернословия. Если такой случай имел место, необходимо сразу, в присутствии детей дать ему строгую оценку, при этом не акцентируя внимание на самом ребенке. Если с малых лет сквернословие будет встречать резкое, нетерпимое от­ношение со стороны окружающих, вряд ли оно станет приемле­мым, а тем более привычным для молодых людей.

Значительные неиспользованные резервы в этом отношении имеют уроки русского языка и литературы, на которых можно ре­шать такие задачи воспитания культуры речи: обогащение речи учащегося и её упорядочение.

Одним из методов профилактики является широкая глас­ность в коллективе: это и осуждение сквернословия на диспутах и собраниях, и выступление самодеятельных художественных кол­лективов. При этом нельзя забывать, что в подростковом возрасте коллектив сверстников является для ученика является наиболее ав­торитетным и значимым, а значит, осуждение коллектива может стать важным поворотным пунктом в сознании подростка. Однако нельзя процесс борьбы за чистоту речи пускать на самотек, ведь психика ребёнка весьма ранима. Бесконтрольные действия могут привести к глубокому конфликту внутри классного коллектива, от­далению подростка от него, вовлечению его в уличные компании.

В процессе выработки иммунитета к вредным привычкам очень важно не упустить момента, когда подросток начинает осуж­дать свои поступки, приносящие вред общему делу. Эти ситуации ведут подростка к нравственной зрелости через переживания угры­зений совести, раскаяния, чувства стыда. Он начинает понимать ответственность перед коллективом за собственные поступки. Многократное повторение совместных действий с коллективом приводит к выработке нравственных привычек. Вступая в борьбу с недостатками в человеке, следует искать союзника в нем самом. Известный советский психолог С.Л. Рубинштейн писал: «Кто хочет исправить недостатки человека, должен искать его достоинства, хотя бы потенциальные, те свойства его, которые могут быть об-


, достоинства при надлежащем направлении заключенных

в нём сил».

Граффити

На этой оригинальной форме проявления девиантного пове-среди подростков и молодежи остановимся более подробно, так как феномен «граффити» в нашей стране почти не изучен, пуб­ликаций очень мало, и они носят историко-этнографический харак­тер Социальные и психологические исследования граффити в на­шей стране не проводились.

Итак, термин «граффити» происходит от итальянского «graf­fito» и означает «нацарапанный», «проводить линии», «писать ка­ракули». Первоначально этот термин относился лишь к древним надписям и употреблялся историками и археологами. Сейчас он обозначает всякую неразрешенную надпись, знак, сделанные лю­бым способом на объектах общественной и частной собственности. Граффити составляют неотъемлемую часть пейзажа современных городов и сел, а также внутренней обстановки общественных зда­ний. Их можно обнаружить на стенах домов, заборах, скамейках и другой уличной фурнитуре, в транспорте, лифтах, на лестницах, в общественных туалетах, на столах и даже на памятниках культуры. Они выполнены всевозможными способами — мелом, ручками и ка­рандашами, маркерами, краской, иногда выцарапаны или выбиты. Граффити содержат разнообразные сообщения, ругательства, изре­чения, рисунки и символы.

Многообразие разрушений, происходящих в обществе, мож­но классифицировать в зависимости от степени их институциона-лизированности. При такой классификации поведение стихийных рисовальщиков займет промежуточную позицию между допускае­мыми обществом ритуальными разрушениями в определенное вре­мя и определенных ситуациях (карнавалы, праздники) и теми ви­дами поведения, которые являются признаками девиантного пове­дения - вандализма (битье стекол, порча памятников). Граффити относятся к тому типу разрушений, ущерб от которых рассматри­вается как «неизбежные издержки» и институционализирован (т.е.

н ожидаем), а деятельность по устранению надписей является ру­тинной обязанностью. Действительно, по сравнению с другими Разновидностями вандализма (поджоги, осквернение памятников и

РО и насильственными преступлениями граффити представляют




 


собой мелкие, незначительные, относительно безопасные проявле­ния девиантного поведения человека. Но мелкие формы агрессии, к числу которых относится вандализм, получая положительное под­крепление, влекут за собой более крупные. Это означает, что в той степени, в какой граффити выражают деструктивные (разруши­тельные) импульсы человеческой природы, они порождают усвое­ние агрессивных образцов поведения.

Городское пространство, насыщенное граффити, снижает психологическую и функциональную поддержку со стороны окру­жающей среды. Граффити, как и разбитые стекла, мусор и другие признаки неухоженности, воспринимаются как симптом деграда­ции, вызванной ослаблением механизмов социального контроля, что порождает у людей беспокойство, чувство страха и уязвимости. Кроме того, ощущение беспорядка и упадка понижает порог сдер­живания от деструктивных действий, а это, в свою очередь, увели­чивает вероятность дальнейших разрушений. Некоторые виды граффити, например порча информационных стендов и знаков, особенно предупреждающих, препятствует функциональному воз­действию дизайна.

В то же время граффити имеют и некоторые положительные социальные функции. Настенные рисунки и надписи являются раз­новидностью коммуникации, свободной от повседневных общест­венных ограничений в силу своей анонимности. Они являются спо­собом выражения установок, конфликтов и проблем, большей ча­стью подавленных и скрытых. Не случайно некоторые авторы от­мечают психодинамическое значение граффити.

Настенные рисунки и надписи представляют собой весьма неоднородное явление - от детских каракулей до политических ло­зунгов, поэтому уместно привести некоторые классификации. За­метим, что эти классификации не являются строгими и абсолют­ными, но все же они помогают увидеть различные формы рассмат­риваемого феномена,

К первым относятся городские надписи и рисунки, сделан­ные, как правило, на внешних сторонах зданий, заборах, деревьях, в метро и представляющие собой чаще всего сообщение о группо­вой идентичности. Вторые размещаются внутри зданий. К ним от­носят граффити в туалетах, на стенах общественных мест, столах, партах и т.п. Эти надписи чаще являются выражением личностных установок, эмоциональных состояний или внутриличностных кон-


ов Кроме того, в личных граффити в большей степени обна-одаается воздействие обстановки.

Рассматривая феномен городских надписей, следует выде- трИ вида. Первый - содержательные граффити, то есть над-Иси содержащие эксплицитное сообщение разнообразной темати- Второе - разрушающие граффити. Они появляются преимуще­ственно на рекламных плакатах и стендах. Это знаки, нарушающие целостность и изменяющие содержание официального сообщения или образа. К ним относятся подрисованные усы и клыки, раскра­шенные глаза, стертые или приписанные буквы и т.п. К третьему виду относятся специфические надписи, сделанные в стиле «хип-хоп» и принадлежащие к соответствующей подростково-моло­дежной субкультуре. Наиболее распространенный вид - динамич­ные росчерки - автографы, украшенные различными символами (крестами, коронами, звездами, стрелами и т.п.). Однако встреча­ются и целые многоцветные картины большого размера, снабжен­ные текстами. Рассматривая эти три типа надписей применительно к Франции, отмечается последовательное их распространение, на­чиная с 1960-х годов, и преобладание в последние годы граффити третьего типа.

Существует несколько эмпирических классификаций, груп­пирующих надписи, найденные в зданиях и общественных местах. С.А. Высоцкий и А.А. Медынцева выделяют следующие разновид­ности средневековых граффити, обнаруженных в культовых со­оружениях Киева: 1) благожелательные (начинаются словами «Господи, помоги...», 2) поминальные, 3) в память об обществен­ных событиях, 4) автобиографические, 5) относящиеся к фрескам и связанные тематикой храмовых росписей, 6) рисунки-кресты, ма­гические знаки, изображения святых.

Многочисленные исследования посвящены граффити в об­щественных туалетах школ, колледжей и университетов. Граффи-и, обнаруженные здесь, обычно сосредоточены на следующих те- ах" автографы, секс (сексуальные желания, предложения, коммен-рии), романтические отношения (выражения чувств к противопо-ому полу, не имеющие сексуального оттенка), оскорбления и ie слова, наркотики, политика, религия, национальные отно-ДемсГ*' *ИЛ0С0Фские изречения, юмор. Результаты исследований ц^ Пируют разное соотношение этих тем, но все-таки основ-ссу туалетных граффити составляют надписи, связанные


       
 
   
 


отношениями с противоположным полом. Но здесь существуют еще их тендерные различия.

Каких-либо специальных исследований (ни за рубежом, ни в России), посвященных изучению мотивов данного вида девиантно-го поведения, не проводилось, но на основании изучения ценностей субкультур рисовальщиков и содержательных классификаций над­писей и рисунков можно попытаться выстроить причины, побуж­дающие к созданию граффити.

Утверждение личностной или групповой идентичности. Граффити порождены желанием оставить след, сообщить о своем существовании, выразить привязанность. Знаки, подчеркивающие идентичность, составляют значительную часть надписей и рисун­ков.

Написание имен популярных исполнителей, спортивных ко­манд и т.п. передает чувство причастности и симпатии, обозначает принадлежность к той или иной группе, приверженность опреде­ленному стилю жизни. Субкультурная символика эмоционально наполнена. Как отмечают некоторые исследователи, идентифици­рующие граффити насыщены чувствами гордости и радости. Осо­бенность российских граффити состоит в том, что многие из них исполнены на английском языке. Объясняется это в первую оче­редь тем, что он является языком молодежной музыкальной суб­культуры.

Многие исследователи отмечают ценность популярности и славы в субкультуре граффити. Желание достичь признания и ува­жения, особенно в пределах субкультуры, реализуется за счет ко­личества, заметности надписей, их долговечности и месторасполо­жения, которое подразумевает большой риск.

Протест против социальных и культурных норм. Граф­фити влечет порчу общественного или частного имущества, что само по себе является нарушением социальных запретов. Многие надписи содержат агрессивные сообщения с употреблением слов и символов, которые в большинстве культур являются социальным табу. Надписи и рисунки дают возможность человеку выразить его асоциальность одновременно на трех уровнях - поведенческом, вербальном и лингвистическом. Причем граффити представляют собой относительно безопасный для индивида способ заявить о своей оппозиции социальным институтам.


Стремление обозначить свою непринадлежность к гос-

уюшей культуре является важным фактором отбора суб-ПОДСгуоных символов. При этом отбираются символы, максималь-^тотивоположные символам общепринятых ценностей. Так, для Н°6культуры р0ССИйских хиппи в годы, когда религия подавлялась, бши характерны образы, связанные с христианством. По мере уг­ождения церкви в качестве официально признанного института все большее распространение начали получать знаки чертовщины. Из этого следует, что значение символа, используемого граффити, не всегда выражает традиционно приписываемые ему установки.

Злобные реакции. Многие надписи представляют собой обидное или грубое высказывание в адрес конкретных людей, по­литических, этнических и других социальных групп, их лидеров, субкультур, социальных институтов. Подобные типы граффити со­держат мотивы борьбы, соперничества и символического насилия.

Мотивы творчества. Некоторые граффити весьма изощре­ны по стилю. Встречаются целые картины. Усложненность стиля представляет собой не только средство достижения славы, но и са­моцель. Многие рисовальщики считают себя художниками, при­дающими унылой и безликой городской среде красивый вид. Под­готовка к раскрашиванию включает в себя долгие тренировки и уп­ражнения по совершенствованию умений.

Сексуальные мотивы. Надписи и рисунки часто содержат сексуальные желания. Иногда граффити служат средством комму­никации, когда они расположены в определенных местах (напри­мер, в туалетах). Кроме того, познание сексуальности является важным мотивом детской граффити. Так, изучая надписи и рисунки в туалетах начальных школ Пуэрто-Рико, где учатся дети 6-11 лет, Лукка и Пачеко обнаружили, что более половины граффити связа­ны с сексуальной тематикой: комментарии по поводу гетеро- и го­мосексуальных контактов, рекомендации, выражения сексуальных желаний, изображения половых органов. По мнению авторов, по­средством таких надписей и рисунков дети исследуют поведение, соответствующее сексуальным ролям.

Развлекательные мотивы. Практически во всех эмпириче­ских исследованиях граффити фигурирует категория «разное». В «разное» включают каракули, отдельные слова, которые нельзя от­нести ни к одной из содержательных категорий. По-видимому, ри-




 


сование является частью игры и само по себе доставляет удоволь­ствие.

Глава 2.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

2.1. Сущность и природа коррекционно-педагогической деятельности со школьниками, проявляющими девиантные формы поведения

Анализ психологической и педагогической литературы по­зволяет указать на различного рода концепции, а также способы и методы воспитательных действий. Проблемами психолого-педаго­гической коррекции девиантного поведения занимались такие уче­ные, как Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, Г.Я. Трошин, А.Ф. Лазурский, А.В. Владимирский, Н.В. Чехов и другие.

На сегодняшний день в системе общественного воспитания детей и подростков имеет место такая парадоксальная ситуация, когда все педагогические и психологические усилия направляются на исправление эмоциональных нарушений, в частности - девиант­ного поведения, а не на воспитание миролюбия, эмпатии, сопере­живания, доброжелательности.

Стратегическим подходом в решении проблемы девиантного поведения является объединение усилий всех субъектов образова­тельного процесса (классный воспитатель, социальный педагог и педагог-психолог, родители и т.д.).

Процесс осуществления совместной деятельности субъектов образовательного процесса по коррекции девиантного поведения школьника происходит в рамках программы, разрабатываемой и реализуемой ими в определённой временной последовательности по этапам жизненного цикла проекта (их характеристика пред-


ниже). На каждом из этих этапов происходят наиболее Ct№ твенные качественные изменения в содержании и организа-° овместной деятельности указанной категории педагогических mpi тников. Для выявления характера этих изменений необходимо ^ециально обратиться к проблеме деятельности и совместной дея­тельности субъектов образовательного процесса.

Теория деятельности является одной из ведущих теорий пси­хологической науки в России. Она была создана в отечественной психологии и развивается уже на протяжении более 50 лет благо­даря работам Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна. В то же время различные варианты теории деятельности созданы в Германии (К. Хольцкамп), Финляндии (Ю. Энгстрем) и других странах.

Под деятельностью чаще всего понимают специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого человека и условия его существования. С точки зрения А.Н. Леонтьева, дея­тельность также может быть рассмотрена как некоторая более или менее сложная совокупность систем процессов, которые осуществ­ляют некоторые определенные жизненные отношения индивида. В.И. Слободчиков на основе анализа философской и психологиче­ской литературы зафиксировал, по крайней мере, четыре различ­ных смысла, которые вкладываются в это понятие, одно из кото­рых: деятельность как процесс самоизменения человека в ходе обстоятельств своей жизни.

Вопросы сущности и содержания коррекционной работы с девиантными школьниками, процесс определения, ее основопола­гающих компонентов и ведущих направлений деятельности, осо­бенности проведения диагностики и технологии коррекционного процесса являются предметом изучения научных отраслей психо­логии и педагогики.

В психолого-педагогической литературе в настоящий момент Утствуют системные исследования коррекционно-педагоги-ои деятельности, не ведется пока целостного изучения взаимо-и между коррекционной деятельностью и единым педагогиче­ским процессом.

го то^ы выяснить сущность и природу коррекционно-педа-скои деятельности со школьниками, проявляющими деви-




 


антные формы поведения, следует обратиться к научным понятиям коррекция, профилактика, психолого-педагогической воздействие, совместная деятельность и др.

Понятие коррекция определяется как исправление (частич­ное или полное) недостатков психического и физического раз­вития у аномальных детей с помощью специальной системы психолого-педагогических приемов и мероприятий. Причем коррекция рассматривается как психолого-педагогическое воз­действие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, на­правленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого дефек­та, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом.

В специальной справочной литературе понятие «коррекция» также трактуется как система специальных психолого-педаго­гических мероприятий, направленных на преодоление или ослаб­ление недостатков развития аномальных детей, сориентированных на исправление не только отдельных нарушений, в том числе и проявлений девиантных форм поведения, но и на формирование личности всех категорий аномальных детей.

Главная цель коррекционного процесса - уменьшение часто­ты проявления форм девиантного поведения школьниками. Кор­рекция рассматривается как путь или способ преодоления и ослаб­ления девиантных форм поведения через формирование соответст­вующих жизненно необходимых качеств в ходе учебно-воспи­тательного процесса или различных видов деятельности учащихся (учебной, трудовой, игровой и др.).

Таким образом, коррекционно-педагогическая деятель­ность - это сложное психологическое и социально-педагоги­ческое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающее как единая педагогическая система, куда входят объект и субъект педаго­гической деятельности, ее целевой, содержательный, операци-онно-деятельностный и оценочно-результативный компонен­ты. Поэтому наряду с диагностико-коррекционной, коррекционно-развивающей, коррекционно-профилактической существует и вос-питательно-коррекционная, и коррекционно-обучающая, и другая деятельность. Исходя из существующего положения и трактовки коррекционной работы, правомерно говорить о коррекционно-педагогическом процессе как едином образовательном процессе, в который входят обучение, воспитание и развитие школьников.


Наиболее глубоко психолого-педагогическую сущность кор­онной деятельности и ее профилактическую направленность, ^СК га взгляд, раскрыли психологи и психотерапевты (С.А. Бадма-На i" В Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидере, А.С. Спиваков-6 '«и то 1 которые видят коррекцию как особым образом органи-ованное психологическое воздействие, осуществляемое по отно­шению к группам повышенного риска и направленное на пере­стройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определя


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.