Суицид как крайняя фаза проявления девиантности — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Суицид как крайняя фаза проявления девиантности

2017-07-01 378
Суицид как крайняя фаза проявления девиантности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Суицид - это акт преднамеренного причинения вреда своему физическому здоровью, который, как известно субъекту, непре­менно приведет к летальному исходу.

Анализ столь сложного явления невозможно проводить без комплексного рассмотрения, в деталях, таких факторов, как изме­нения в структуре личности, воздействие культурного, социального кружения, материального достатка и прочих переменных. На наш гляд, не подлежит сомнению тот факт, что суицидальные наме-ад индивида вызваны глобальными трансформациями в лично-и структуре. Речь может идти лишь об их характере и интен­сивности.




 


Самоубийство (суицид) - это осознанное лишение себя жиз-

ни.

Суицидальное поведение - понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.

К покушениям относят все суицидальные акты, не завер­шившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (об­рыв веревки, своевременно проведенные реанимационные меро­приятия и т.д.). Суицидальными попытками считают демонстра­тивно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта. К суици­дальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направлен­ными на лишение себя жизни.

Самоубийство следует рассматривать в рамках комплексной проблемы суицидального поведения, которое включает в себя суи­цидальные мысли, суицидальные приготовления, суицидальные попытки, суицидальные намерения и собственно акт суицида.

Эта концепция получила широкое распространение на Западе и по не зависящим от отечественных ученых причинам относи­тельно недавно разрабатывается в нашей стране.

Почему молодые люди пытаются лишить себя жизни? Этому способствуют многие факторы.

Покушающиеся на самоубийство молодые люди происходят чаще всего из неблагополучных семей. В таких семьях часты конфликты между родителями, а также родителями и детьми с применением насилия; родители относятся к детям недоброжела­тельно и даже враждебно. Способствовать принятию решения по­кончить с собой могут частые периоды безработицы и экономиче­ские проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери или уход из семьи отца.

Результаты других исследований позволяют связать само­убийства подростков с частым отсутствием родителей по причи­не безработицы. Как следствие, близкий человек, с которым мож­но себя идентифицировать, почти всегда отсутствует, и возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции. Покушающиеся на самоубийство часто говорят, что они не чувствуют близости ни к одному из взрослых. Им часто очень трудно общаться и с други­ми значимыми для них людьми, не к кому обратиться, когда необ-


ходимо с кем-то поговорить. Недостаток близости с родителями ведет к отсутствию эмоциональной поддержки. В одном из иссле­дований были выявлены три общие характерные особенности сту­дентов, помышлявших о самоубийстве. У них были плохие отно­шения с родителями и со сверстниками, они были убеждены в сво­ей беспомощности и считали себя неспособными повлиять на бу­дущее. При высоком уровне социальной интеграции показатели количества самоубийств ниже для всех возрастных групп (Lester,

1991).

Социальная изоляция делает молодых людей более уязви­мыми при утрате объекта любви, что может послужить причиной самоубийства. Потеря родителей в детстве делает особенно тяже­лой потерю других членов семьи, друзей или любимых. Депрессия может быть следствием ранее имевших место стрессов. В одном из исследований было выявлено, что существенным фактором, предо­пределяющим попытку совершения подростками самоубийства, было отсутствие или слабая поддержка со стороны семьи. Влияние прежних потерь, особенно если отсутствует поддержка со стороны семьи и какие-либо надежды, говорит о существовании поведенче­ской модели, «стрессовой уязвимости» молодых людей, покушаю­щихся на самоубийство.

Одним из наиболее часто встречающихся факторов, способ­ствующих покушению на самоубийство, является депрессия. Она может быть следствием потери объекта любви и сопровождаться печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Могут поя­виться такие психосоматические симптомы, как потеря аппетита, расстройство сна, усталость, снижение сексуального интереса. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно. Часто ее ста­раются скрыть за повышенной активностью, чрезмерным внимани­ем к мелочам или вызывающим поведением - правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связя-

ск самоубийства более высок среди молодых людей, увле-™51 Наркотиками или алкоголем. Употребление алкоголя повышает вероятность действий, совершаемых под ет пои внезапных импульсов. Бывает и так, что смерть наступа-следов е^едозиРовке и является непреднамеренной. Одно из ис-и, проведенное среди учащихся восьмых и десятых клас-




 


                       
   
 
     
 
       
         
 
 
 


сов, показало, что подростки, ведущие активную сексуальную жизнь и употребляющие алкоголь, подвергались большему риску самоубийства, чем те, кто от этого воздерживался; причем для бе­лых эта тенденция более выражена, чем для чернокожих.

Стресс также может стимулировать суицидные намерения. Результаты одного из исследований показали, что опрошенные, принадлежавшие к группам повышенного риска совершения само­убийства, имели много сомнительных знакомств, отличались низ­ким уровнем самооценки и большим количеством стрессовых си­туаций в предыдущем году.

Отчасти причиной стресса может послужить тяжелая до­машняя обстановка. Стрессовые ситуации могут возникать и в по­вседневной жизни: трудности с учебой, колебания при выборе профессии, попытки найти свое место в обществе, конфликты на сексуальной почве (особенно без эмоциональной близости) и чув­ство неуверенности в себе — все эти факторы способствуют возрас­танию напряженности.

Неуверенность в будущем также свойственна покушаю­щимся на самоубийство молодым людям. Они, как правило, ничего не ждут от будущего и смотрят вперед без надежд и реальных пла­нов. В настоящем же они видят только дискомфорт и страдание.

Некоторые склонные к самоубийству молодые люди харак­теризовались как незрелые личности, слабо контролирующие свои эмоции.

Склонные к самоубийству молодые люди отличаются сла­бым уровнем идентификации своей личности, а ведь идентифика­ция необходима для обретения чувства собственного достоинства, осмысленности существования и целеустремленности.

Самоубийство может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые молодые люди страдают галлюци­нациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Другие угрожают самоубийством, отчасти из-за ожидаемой вины, когда голоса призывают к внешней агрессии. Для подавляющего большинства совершивших самоубийство подростков были харак­терны длительные периоды неуравновешенного поведения с про­явлением признаков и симптомов психического расстройства, осо­бенно депрессии, и употребление наркотических веществ.

Важными эмоциональными компонентами причин само­убийства являются чувство вины и (или) страха и враждебности.


Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношени­ях Девушкам может показаться, что они беременны. Их попытки покончить с собой являются способом наказать себя или своего молодого человека. Чувство вины и стыда из-за внебрачной бере­менности - сильный мотивационный фактор для совершения само­убийства.

Самоубийства молодых людей часто связаны с проблемами в межличностных отношениях. В таких случаях самоубийство становится актом агрессии, направленным внутрь, на самого себя, вместо убийства противника как акта агрессии, направленного на­ружу. Забеременев, девушка может попытаться отомстить молодо­му человеку, совершив самоубийство (внутренняя агрессия), чтобы таким образом заставить его почувствовать вину, или же убив его самого (внешняя агрессия). Из всех агрессивных действий, на кото­рые способны люди, самоубийство (иногда) - одно из самых экс­тремальных. Это акт насилия, направленный против любимых лю­дей, общества, а также против самого себя. Близкие самоубийцы всегда остаются в недоумении, где они совершили ошибку.

За подростковыми самоубийствами стоят серьезные соци­альные и психологические проблемы. В психологических экспери­ментах не раз было показано, что у некоторых людей любая неуда­ча вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти в таких случаях не что иное, как попытка избежать жизненных труд­ностей путем ухода из самой жизни. Для подросткового, юноше­ского возраста это особенно характерно. Повод, из-за которого че­ловек кончает с собой, может быть совершенно незначительный -что-то вдруг переполняет чашу терпения. Для профилактики юно­шеских самоубийств необходимо создание такого психологическо­го климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непри­знанным, неполноценным.

Агрессивное и суицидальное поведение - формы социальной Дезадаптации подростков. Они свидетельствуют о том, что лич-ость не смогла справиться с выпавшими на ее долю обстоятельст­вами или испытаниями.

ы предполагаем, как уже упоминалось выше, что мотивы

!!!^11 поведения кроются в трансформации личностной щщ в вызванной воздействием на нее различных внутренних торам еШНИх ФактоР°в высокой интенсивности. К внутренним фак-

мы можем отнести смену мировоззренческих позиций, цен-




 


ностных ориентации, осознание некоторых экзистенциальных про­блем и многие-многие другие. Внешними же факторами можно считать воздействие культурного, социального окружения, измене­ния в материальной обеспеченности, а также потеря привычных идентификаций с собственным телом и другие. Нужно, однако, за­метить, что границы влияния внешних и внутренних переменных на индивида весьма условны и нередко сменяют или дополняют друг друга.

Таким образом, мы имеем все предпосылки для того, чтобы предположить, что суицидальный кризис не имеет своего собст­венного места в классификации кризисных состояний и является пиковым выражением наиболее интенсивных личностных кризи­сов.

Более того, не во всех случаях кризисов мы наблюдаем суи­цидальное поведение. Наиболее частым это явление становится в период протекания так называемой «негативной дезинтеграции» в структуре личности. В отличие от позитивной, в негативной дезин­теграции практически отсутствуют потенциальные возможности для личностного роста.

Роберто Асаджоли утверждал, что на пути к достижению полного духовного сознания человек может проходить через пять критических стадий: кризисы, предшествующие духовному пробу­ждению; кризисы, вызванные духовным пробуждением; спады вслед за духовным пробуждением; кризисы на стадии духовного преображения и состояние, именуемое «темная ночь души».

Однако же, когда духовный кризис приводит таких людей к сущностному пониманию их смертности, они могут начать испы­тывать невероятное сопротивление, а многие приходят к внезапно­му осознанию непрочности жизни. Такое открытие может опусто­шить людей, не склонных или неготовых столкнуться со своим страхом смерти, но оно может стать освобождающим для тех, кто готов принять факт своей смертности, так как полное принятие смерти может освободить их для того, чтобы насладиться каждым мгновением жизни.

Однако для многих людей, переживающих духовный кризис, это осознание становится болезненным и настолько неожиданным, что может подтолкнуть к абсурдному, казалось бы, решению - уй­ти из жизни. Вот почему представляется важным проведение пси­хотерапевтической работы с людьми, находящимися в состоянии


сиходуховного кризиса, с целью интеграции их отношения к смерти.

1.4. Разновидности девиантного поведения

Страхи и навязчивости

Возникновение различных страхов довольно характерно для детского возраста и пубертатного периода. Чаще всего это невро­тическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышение внимания к своему здоровью. В одних слу­чаях эти страхи кратковременны (10-20 минут), довольно редки и обычно обусловлены какими-либо эмоционально значимыми си­туациями. Они легко проходят после успокаивающей беседы, у ре­бенка появляется критическое отношение к ним. В других случаях страхи могут иметь форму коротких приступов, возникающих до­вольно часто и имеющих относительно длительный период време­ни (1-1,5 месяца). Причиной таких приступов бывают затянувшие­ся травмирующие психику ребенка ситуации (тяжелая болезнь родных и близких, трудноразрешимый конфликт в школе или в се­мье и т.п.). Нередко приступ страха сопровождается неприятными телесными ощущениями («останавливается сердце», «не хватает воздуха», «ком в горле»), двигательной суетливостью, плаксиво­стью и раздражительностью.

При своевременном выявлении и принятии адекватных мер страхи постепенно проходят.

В противном случае они могут принять затяжное течение (от нескольких месяцев до года и более), и тогда даже лечебные меро­приятия не всегда дают желаемые результаты.

^ Страхи появляются в форме навязчивостей, навязчивых дей­ствий. Среди навязчивостей преобладают страхи перед инфекцией и болезнью, боязнь острых предметов (особенно иголок), закрытых помещений, навязчивый страх речи у заикающихся. С возрастом зникает страх перед вызовом к доске или боязнь устных ответов, провождающихся неспособностью связно изложить материал хорошей подготовленности. Нередко тревожно-навязчивое жидание и страх приводят к неудаче при попытке выполнить даже привычное действие.




 


       
 
 
   



Навязчивые движения и действия также могут быть довольно разнообразными. В школьном и младшем школьном возрасте часто встречаются элементарные навязчивые тики (мигание, наморщива-ние лба и носа, подергивание плечами, шмыгание носом, хмыкание и т.п.). К навязчивым действиям близко примыкают вредные при­вычные действия (сосание пальцев, кусание ногтей, выщипывание волос и др.). Они не всегда носят навязчивый характер, и борьба с ними преимущественно сводится к применению мер психолого-педагогического воздействия.

У старших детей и подростков навязчивые страхи усложня­ются, а действия принимают вид болезненных защитных, порой довольно сложных ритуалов. Навязчивый страх заразиться сопро­вождается частым мытьем рук, навязчивый страх получить плохую отметку приводит к целому ряду запретов (например, не ходить в кино или не смотреть телевизор по определенным дням, не садить­ся в автобус или трамвай, у которого в номере имеется определен­ная цифра). Нередко у подростков появляются ритуалы (на кон­трольные работы и экзамены ходить в «счастливых» рубашках, носках и т.п.) и ритуальные предметы (тесьма на шее со «счастли­вой» безделушкой, «счастливый» карандаш или ручка и т.п.). Воз­можны и навязчивые мысли, навязчивый счет (окон в домах, ма­шин, встреченных на улице мужчин и женщин и др.), навязчивое повторение одних и тех же слов. Как правило, навязчивости возни­кают на фоне различных тяжелых для ребенка переживаний, а так­же у детей, имеющих определенные черты характера: боязливость, тревожность, мнительность и т.д.

Дисморфобии

В более зрелом (подростковом) возрасте могут появляться иные страхи дисморфобии. Под этим понимается необоснованная убежденность в наличии у себя физического недостатка, неприят­ного для окружающих. Этот феномен встречается преимуществен­но у девочек.

Нередко подросток находит дефекты в лице (крупный или тонкий нос, горбинка, слишком полные губы, некрасивая форма ушей, наличие прыщей и угрей и т.п.). Иногда это недостатки в фи­гуре (небольшой или слишком высокий рост, полные бедра, узкие плечи, чрезмерная худоба или полнота, тонкие ноги и т.д.).


Мысли о своей воображаемой дефективности занимают цен-ьное место в переживаниях подростка и определяют весь сте-тип его поведения. Он часами может рассматривать себя в зер- Vе находя все новые и новые недостатки. Подросток начинает уединяться, чтобы не быть предметом обсуждений, сторонится компании сверстников. В школе старается сидеть на задней парте, быть ближе к стене, очень неохотно выходит отвечать к доске, на переменах также стремится уединиться. Иногда, чтобы прикрыть воображаемый дефект в области лица, отращивает длинные воло­сы носит рубашки с высоким воротником. На улице закрывает ли­цо надвинутой на глаза шапкой или шарфом.

Мучительные мысли о своей некрасивости часто приводят подростка к врачу-косметологу с просьбой устранить физический дефект (укоротить нос, ликвидировать горбинку, «исправить» уши и т.п.). Эти школьники должны быть проконсультированы у психи­атра.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.