Журналистская и издательская деятельность А.С.Пушкина. «Литературная газета» Пушкина и Дельвига. Пушкинский «Современник». — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Журналистская и издательская деятельность А.С.Пушкина. «Литературная газета» Пушкина и Дельвига. Пушкинский «Современник».

2017-07-01 213
Журналистская и издательская деятельность А.С.Пушкина. «Литературная газета» Пушкина и Дельвига. Пушкинский «Современник». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А.С. Пушкин — один из виднейших русских журналистов. Его журналистская деятельность началась еще в 20-е годы 19 в. В канун восстания декабристов он выступал как поэт и публицист в журналах «Сын отечества», «Московский телеграф», в альманахе «Полярная звезда». Темы его публицистических выступлений — борьба против консервативных мнений «Вестника Европы» Каченовского. Особо отметим его участие в «Полярной звезде». Сотрудничая в декабристском альманахе как поэт, Пушкин тем не менее был вовлечен в журнальную жизнь и борьбу. Здесь он впервые понял, какой силой в утверждении тех или иных истин, понятий является периодическая печать.

В течение 1825 года, некоторое время после разгрома декабристов, Пушкин участвует в «Московском телеграфе» Полевого, защита романтизма на страницах которого вполне устраивала поэта. Здесь было напечатано несколько стихотворений и замечательная статья о баснях Крылова.

Поэт продолжает участвовать в борьбе против «Вестника Европы», а вскоре активно включается в борьбу против Булгарина и Греча.

Однако длительное сотрудничество с Полевым оказалось невозможным, и поэт ищет себе новых союзников.

В 1827 г. Пушкин принимает активное участие в организации журнала «Московский вестник». Это недолговременное издание, душой которого на первых порах был рано умерший поэт и философ Д.В. Веневитинов. Лицо журнала определяли философы-идеалисты. Но Пушкин настойчиво боролся за влияние в журнале, за превращение его из сугубо философского издания в литературно-общественный журнал, доступный широкому кругу читателей. В 1827 г. он поместил здесь не один десяток поэтических произведений. Однако союз с философами не удовлетворял Пушкина, друзья поэта А.А. Дельвиг и другие - не поддержали его и не приняли участия в «Московском вестнике», и сам Пушкин вскоре покидает журнал. Со смертью Веневитинова в 1827 г. журнал постепенно теряет влияние среди читателей и в 1830 г. закрывается.

Таким образом, и эта попытка Пушкина создать «свой» журнал не увенчалась успехом.. Органом печати, где Пушкин мог в начале 30-х годов выступить против Булгарина и Греча, стала «Литературная газета».

«Литературная газета» издавалась друзьями Пушкина и редактировалась Антоном Антоновичем Дельвигом, бароном и другом по лицею. Выходила газета в 1830-1831 гг., один раз в пять дней. Это одно из интереснейших изданий первой половины 19 в. Главная заслуга этого периодического органа - смелая борьба против Булгарина и Греча, против засилья реакционеров и циников в отечественной литературе. В «Литературной газете» Пушкин приобщился к редактированию периодического издания. В 1830 г. во время отъезда Дельвига из Петербурга Пушкин как редактор подготовил и выпустил ряд номеров газеты.

В «Литературной газете» участвовали кроме Пушкина и Дельвига такие литераторы, как О. Сомов, П. Вяземский, Д. Давыдов, Е. Баратынский, П. Катенин, Н. Языков, Ф. Глинка, Н. Гоголь и др. В Петербурге главенствовали Греч и Булгарин, в Москве — Каченовский.

По своему характеру новое издание друзей Пушкина было литературным и литературно-критическим. Соответственно имелось и два отдела: литературный и критики.

Политический отдел не был разрешен в газете Дельвига. Только наличие такого отдела позволило бы успешно конкурировать с «Северной пчелой» Булгарина и Греча. В условиях строгого контроля со стороны правительства и цензуры, при отсутствии в газете политического отдела ей трудно было стать влиятельной и независимой газетой с большим кругом подписчиков. Тем не менее газета смело выступала против «Вестника Европы», «Северной пчелы» и «Сына отечества». Не нашла она общего языка в 30-е годы и с Полевым. Вяземский, Пушкин, с одной стороны, Полевой - с другой, ведут резкую полемику между собой, не избегая личных выпадов и упреков в неблагонадежности.

Но главный фронт литературной борьбы — это разоблачение полицейской роли в литературе Булгарина и Греча, насаждения ими пошлых вкусов, безыдейности в литературе.

В третьем номере «Литературной газеты» в отделе «Смесь» была опубликована заметка Пушкина, в которой отрицательно оценивался модный мещанский роман Булгарина «Иван Выжигин». Заметка вызвала бурную реакцию со стороны Булгарина. Он пишет донос на «Литературную газету», pезко критикует седьмую главу «Евгения Онегина». На это Пушкин отвечает рядом эпиграмм и памфлетов («О записках Видока»). В этом произведении Пушкин разоблачает продажную сущность булгаринской прессы и самого Булгарина. Под видом рецензии-отклика на книжку французского сыщика Видока Пушкин клеймит самые низменные, самые отвратительные черты Булгарина и всей булгаринской прессы. Он говорит о полицейской роли, которую играет Булгарин в литературе, уподобляя его тайному французскому полицейскому агенту — Видоку.

Острый характер полемики «Литературной газеты» с Булгариным, Гречем и Полевым не нравился правительству, Бенкендорфу. Разоблачая Булгарина и Греча, Пушкин добивался недоверия читателя к их изданиям, которые шли в русле официальной политики. Поэтому III Отделение ищет повод запретить газету Дельвига. Этим поводом стала публикация в газете в октябре 1830 г. перевода четверостишия, посвященного жертвам июльской революции 1830 г. во Франции. Друзьям Пушкина удалось, используя свои связи при дворе, добиться возобновления газеты, но при категорическом условии отказа Дельвига от ее редактирования. Редактором был утвержден О. Сомов.

Пушкин печатается здесь реже и реже, теряет в известной степени интерес к этой газете, а само издание из-за цензурных стеснений в 1831 г. прекращается. Дельвиг умирает в 1831 году.

Одновременно с сотрудничеством в газете Дельвига Пушкин использовал в борьбе против Булгарина и Греча московский журнал «Телескоп», поскольку тот благоволил к поэту, одобряя его переход от романтизма к реализму.

В 1831 г. Пушкин помещает там две фельетонные статьи: «Торжество дружбы, или оправданный Александр Анфимович Орлов» и «Несколько слов о мизинце г. Булгарина и о прочем», — направленные против Булгарина и Греча.

В статье «Торжество дружбы...» Пушкин иронизирует над Булгариным и Гречем в связи с их отзывом о романисте Орлове — бездарном бульварном писателе. Орлов построил свою литературную репутацию на том, что сделал несколько ловких подделок под роман Булгарина «Иван Выжигин», благодаря которым прославился и сам. Пушкин приравнивает творчество Булгарина к творчеству Орлова — заведомо бездарного человека — и тем самым низводит Булгарина до Орлова.

Вторая статья написана в духе сатирического фельетона. Статья «Несколько слов о мизинце г. Булгарина...» построена на высказывании Греча, который утверждал, что в одном мизинце господина Булгарина ума больше, чем в головах некоторых литераторов, намекая на Пушкина.

«Современник»

в 1836 г. ему удается наконец организовать свой собственный журнал под названием «Современник». Но и этот журнал был чрезвычайно ограничен в своей программе, в своих возможностях. Журнал был разрешен как чисто литературный, с невыгодной периодичностью: четыре номера в год.

Журнал был разрешен правительством, надеявшимся привлечь Пушкина на свою сторону, показать обществу, что Пушкин пошел на компромисс с правительством.

В первом номере журнала никакой программы опубликовано не было, и это вызвало нарекания. «Современник» в статье от редакции писал: «Издатель «Современника» не печатал никакой программы своего журнала, полагая, что слова литературный журнал уже заключают в себе достаточное объяснение».

Пушкин, выступая руководителем издания, сосредоточивает все свое внимание на литературной части журнала. В «Современнике» почти нет переводов. Редактор предпочитает печатать своих, русских литераторов. Тираж его колебался от 2400 до 900 экземпляров.

Пропаганда отечественной литературы, новой литературной школы, особенно прозы, - вот что стало предметом заботы Пушкина. И в этом отношении важно отметить его исключительное внимание к творчеству Гоголя.

Не случайно самая острая статья в «Современнике» принадлежала Гоголю. Она называлась «О движении журнальной литературы...» (№ 1). Многими читателями статья Гоголя была принята за программную. Это обеспокоило Пушкина, и в третьем номере «Современника» Пушкин, признавая достоинства статьи, все же отверг ее программность. Эта позиция издателя еще раз демонстрирует трудное положение прогрессивного журнала в николаевской России.

Кроме Гоголя в журнале печатались Жуковский, Вяземский, Баратынский, Тютчев, Одоевский и др. Пушкин-редактор широко привлекал в журнал наряду с опытными литераторами молодежь, новых неизвестных авторов, в том числе участников Отечественной войны 1812 г., офицеров армии, бывших партизан (Надежду Дурову, Дениса Давыдова и др.).

Отдел прозы пополнялся воспоминаниями, документальными материалами, отражавшими интерес Пушкина к русской истории. Сам поэт печатает «Капитанскую дочку», «Скупого рыцаря», «Путешествие в Арзрум» и другие произведения.

«Путешествие в Арзрум» — один из первых очерковых циклов в нашей литературе и журналистике. Обобщения сделаны на материале конкретных событий и судеб людей без участия творческого воображения.

Пушкин сознавал некоторые недостатки своего журнала и в конце 1836 г. задумал его реорганизацию. Хотел пригласить в отдел критики Белинского, других сотрудников, но смерть оборвала его планы.

При жизни Пушкина вышло всего четыре номера «Современника». Пятый номер был издан уже после смерти поэта его друзьями Жуковским, Вяземским, П.А. Плетневым.

Тем не менее журналу, основанному Пушкиным, суждено было после девятилетнего забвения стать лучшим журналом, когда-либо издававшимся до того в царской России.

12. Отечественная журналистика 20-30-х годов XIX века. Журнал Н.А.Полевого "Московский телеграф".
Цензура и ее ужесточение после декабрьского восстания. После восстания декабристов был усилен контроль за “направлением умов”, Николай I учредил особую полицию – жандармов (“вооруженная инквизиция” по Герцену). Появилась государственная тайная полиция – Третье отделение. Его возглавил А.Х.Бенкендорф. Усилилась цензура – было предписано, чтобы ни в одной из газет не содержалось “суждения о политических видах его величества”. Допускались лишь некоторые перепечатки политических сообщений из “Санкт-Петербургских ведомостей” и “Санкт-Петербургской газеты”, которая издавалась на французском языке министерством иностранных дел. Новый цензурный устав (1826) вместо прежнего (1804). Была создана сложная система цензуры: Главное управление цензуры при Министерстве народного просвещения, Верховный цензурный комитет, состоящий из трех министров – просвещения, внутренних и иностранных дел; Главный цензурный комитет в Петербурге и три цензурных комитета в крупных городах – Москве, Вильне (ныне Вильнюс, Литва) и Дерпте (ныне Тарту, Эстония). Главная цель – борьба с “вольнодумными сочинениями”. Запрещалось печатать статьи о современной политике и рассуждения, в которых заметны мысли “о происхождении законной власти не от бога” и излагаются взгляды, противные христианской религии. Особый контроль был учрежден за периодическими изданиями. Один из параграфов цензурного устава запрещал печатать “места из сочинений или переводов, имеющие двоякий смыс л”. Можно было запретить сочинения лишь “за двоякий смысл” и намеки. Этот устав называли “чугунным” и говорили, что даже “Отче наш” в его свете можно истолковать как опасное политическое сочинение. Недовольство публики привело к принятию нового устава в 1828 г. Он запрещал публично обсуждать дела политические и государственные. Изменилась структура органов цензуры: Главное управление цензуры и цензурные комитеты в Петербурге, Москве, Вильне (ныне Вильнюс, Литва), Риге, Киеве, Одессе Тифлисе. В состав главного цензурного комитета помимо трех министров вошел представитель Третьего отделения. И вся цензура оказалась под началом шефа жандармов – А.Х.Бенкендорфа.
Журналистика периода после восстания декабристов 1825 г. В связи с запретами цензуры русская журналистика развивалась в русле научно-литературных интересов. Нужно было немало изобретательности русским журналистам – Пушкину, Полевому, Белинскому, чтобы обсуждать в печати вопросы политической жизни. Они прибегали к иносказаниям, намекам, “эзопову языку”. Но возникали и новые газеты, которые издавали “благонадежные издатели”.
“Земледельческая газета” (1830) – газета для сельских хозяев и землевладельцев.
“Купец” (1830) – коммерческое издание.
“Колокольчик” (1830) – литературная газета.
“Литературная газета” – ее издавал Дельвиг. В ней печатался А.С.Пушкин. Она была популярна в литературных кругах.
“Художественная газета”. Издавалась Кукольником.
“Бабочка” (1829). Интересно, что “Северная пчела” восприняла эту газету как конкурента и “воевала” с ней, пока издание не закрылось.
Ряд газет издавался как приложения к журналам – это было типичным для России того времени. Так было дешевле для издателей и удобней для читателей.
“Молва” (1830) – газета выходила при журнале “Телескоп”.
Продолжают появляться новые провинциальные газеты.
“Одесский вестник” (1827).
“Тифлисские ведомости” (1828-1832).
“Литовский вестник” (1834).
“Официальная газета Царства Польского (1838-1861).
Между газетами, особенно частными, существовала жесткая конкуренция. Причем в ход шли не только честные методы борьбы. Донос не был редким методом воздействия. Ими нередко пользовались такие издатели как Ф.Булгарин, Н.Полевой и другие.
Оперативность газ ет была достаточной. В столичных газетах “возраст” новостей составлял несколько дней, в провинции – 5-10, иногда 20 дней. Но все портила доставка. Вся периодика доставлялась только по почте по подписке. Розничной торговли в то время не было. На почте в 30-е годы появилась специальная газетная экспедиция для рассылки газет. Поступали они и в библиотеки по всей стране, где тоже были доступны читателям. Однако в большинстве газет информация была не комментированной, никаких аналитических материалов не печаталось. Порой было трудно понять, что из сообщенного следует, важно ли оно.
В 1838 г. в большинстве губерний появились местные газеты – губернские ведомости. Эти газеты состояли из двух частей – официальных и неофициальных. В целом издания были очень скучны.
1830 г. – неспокойный год как в Европе – революции во Франции и Бельгии, восстание в Польше, так и для России – волнения в Литве, Белоруссии, на Кавказе, холерные бунты в России, восстание в Севастополе, брожение умов. Цензоры потребовали от периодических изданий доставлять по одному экземпляру всех изданий для тщательного контроля. Они рассматривали их с особым вниманием. На издания сыпались доносы, некоторые з акрывались. В 1830 г. была закрыта “Литературная газета” Дельвига, в 1832 г. журнал Киреевского И.В. “Европеец”, в 1834 г. журнал Н.А. Полевого “Московский телеграф”, в 1836 г. издания Н.И. Надеждина: журнал “Телескоп” и газета “Молва”. Особенно отличился Министр народного просвещения С.С. Уваров. Он объявил основными устоями русской жизни “православие, самодержавие и народность ” (теория “официальной народности”). Его мечта - отодвинуть Россию “на 50 лет от того, что готовят ей теории”. Его прозвали “Министр погашения и помрачения просвещения в России”. Он считал периодические издания возмутителями спокойствия и стремился подорвать частноиздательскую деятельность. Сначала в 1835 г. выпустил циркуляр, запрещающий вести предварительную подписку на издания – т. е. сбор средств для издания. Потом в 1836 г. было запрещено создавать новые периодические издания – этот запрет действовал 20 лет. Поэтому в России стала распространена перекупка права на издание газет и журналов (“Литературное прибавление к “Русскому инвалиду” перекуплены А.А.Плюшар у А.Ф. Воейкова, “Отечественные записки” в 1839 г. А.А.Краевским у вдовы П.П.Свиньина, “Современник” Панаевым и Некрасовым у Плетнева). Право выпуска новых специализированных, а не энциклопедических газет и журналов мог дать только император. В виде исключения право издания общественно-литературных и научно-литературных журналов выдавалось известным политически благонадежным людям. С 1837-по 1846 гг. были созданы лишь 4 новых журнала: органы “официальной народности” “Маяк” и “Москвитянин”, журнал “Русский вестник” (1841 г. Н.И.Греч) и передовое издание “Финский вестник”, посвященное финской теме, но в нем обсуждались и вопросы русского общества. Поощрялись казенные (государственные издания) – “Ученые записки Московского университета” (1833), “Журнал министерства народного просвещения” (1834). Но успеха у читателей они не имели. В 30-е гг. сокращается число общественно-литературных изданий и увеличивается число экономических и научно-технических. “Журнал мануфактур и торговли”, “Журнал путей сообщения”. Возникают две правительственные отраслевые газеты – “Коммерческая газета” (1825-1860) и “Земледельческая газета” (1834-1917). Последняя знакомила читателей с новыми методами ведения сельского хозяйства и одной из первых в русской журналистике стала помещать иллюстрации в газетах – изображения новых машин и чертежи, рисунки животных и растений. Появляются научные, литературные, хозяйственные и прочие газеты, выпускаемые частными лицами. Но всем частным газетам запрещалось касаться политических тем. Исключением была только “Северная пчела” Булгарина и Греча (1825), которая стала выходить как “газета политическая и литературная” и имевшая связи с Третьим отделением. Она единственная могла помещать политическую информацию. И поэтому вызывала гнев издателей и журналистов. После декабрьских событий 1825 г. ведущее место в журналистике играли московские издания. Пушкин считал, что московский журнализм “убьет” петербургский. “Ученость, любовь к искусству и таланты неоспоримо на стороне Москвы”. Петербургских литераторов он называл “смышлеными литературными откупщиками”. Того же мнения придерживался и Гоголь. Центр передовой русской мысли переместился из Петербурга в Москву. Вообще конкуренция Москвы и Санкт-Петербурга в областях культуры и науки – это особая тема разговора и она не завершена до сих пор.
“Триумвират” журналистов – Булгарин, Греч и Сенковский. Одним из лучших журналов того периода был “Телеграф” Н.А.Полевого, который вбирал в себя “все умственное движение страны”, как считал Белинский. Полевой и Белинский – важнейшие фигуры журналистики 30-х гг. в Москве. В Петербурге – Булгарин и Греч, которые порвали со своим былым либерализмом. Они издавали журналы “Сын Отечества”, “Северный архив” (они объединились в 1831 г) и газету “Северная пчела”. В 1834 г. в Петербурге стал выходить журнал “Библиотека для чтения” О.А.Сенковского. Они и образовывают реакционный “триумвират” журналистов – Булгарина, Греча и Сенковского. Отрадным явлением на небосклоне петербургской журналистики были “Современник” Пушкина (1836) и “Литературная газета”. В 1839 г. в Петербург приезжает Белинский и становится ведущим сотрудником журнала “Отечественные записки”. Все эти перемены приводят к тому, что в 40-е гг. петербургская журналистика опять становится ведущей. Главный жанр журналистики этих времен - литературная критика. В публикациях этого жанра идет обсуждение всех общественно значимых вопросов нравственного, этического и даже политического характера. Разделы “Критика и библиография ” становятся весьма популярными и без них не обходится ни один журнал. И все-таки журнал – основной тип отечественного периодического издания XIX в. Ряд из них заслуживает особого разговора.
Журнал “ Московский телеграф ” (1825-1834) издавал Н.Полевой, происходивший из купцов и в журналистику пришедший как самоучка. Его журнал был одним из наиболее популярных и читаемых изданий после “Вестника Европы”. Это был энциклопедический журнал. Выходил два раза в месяц. Имел четкие рубрики: “ Изящная словесность”, “Наука и искусство”, “Критика и библиография”, “Известия”, “Смесь”. Он издавал журнал для массового читателя, но стремился не приспосабливаться и идти на поводу у вкусов публики, а вести ее, “тянуть вверх”. Был сторонником романтизма и поклонников ранних произведений А .С.Пушкина. Будучи купцом, Н.Полевой выражал интересы нарождающейся буржуазии и считал справедливым уравнивание прав дворянства и купечества, а также был выразителем идеи свободного капиталистического развития России. Писал на широкий круг тем – от новых достижений в области науки и обзора событий международной жизни до новинок литературы и парижских мод. Отделы в журнале возглавляли известные литераторы и ученые. Поэтому материалы отличались достоверностью и профессионализмом. В 1834 г. журнал был закрыт цензурой из-за высказывании в рецензии на драму придворного писателя Кукольника “Рука всевышнего Отечество спасла” крамольной мысли, что Россию в 1612 г. спас купец Минин, не дворяне.
Московский вестник ” (1827-1830). Теоретический журнал, редактировал М.Погодин, в его работе принимал участие А.С.Пушкин. Философия и философская критика – основное направление журнала. Печатались и литературные произведения, и литературная критика. Пушкин опубликовал здесь несколько стихотворений.
15. Журнал "Телескоп" Н.И.Надеждина
“Телескоп” (1831-1836) – это энциклопедический журнал современного просвещения, рассчитанный на широкий круг читателей. Но главным содержанием была литература. Его издавал профессор Московского университета Н.И.Надеждин. Он был критиком романтизма и сторонником нарождающегося в литературе направления – реализма. Здесь печатались М.Загоскин, И.Лажечников, Ф.Тютчев, А.Полежаев. Публиковались переводы произведений Бальзака. В журнале сотрудничал молодой Белинский. Одно время он даже оставался за редактора. Именно в “Телескопе” он опубликовал статью “Ничто о ничем”, где высказался по теоретическим вопросам журналистики: дал впервые разграничение понятий “газета” и “журнал” и подчеркнул необходимость для каждого журнала иметь свое направление. При журнале издавалось приложение – газета “Молва” - газета мод и новостей. Иногда вместо нее выходило библиографическое приложение. Журнал был закрыт цензурой за появление на его страницах “ Философского письма” П.Чаадаева. Надеждин в результате был лишен права заниматься журналистикой и сослан.

 

 

13. Журналистская деятельность Н.И.Греча и Ф.В. Булгарина
“Северная пчела” (1825) – это была первая настоящая русская частная газета политического содержания. Издатели Ф.Булгарин и Н.Греч. Это было коммерческое издание, поэтому оно делалось с оглядкой на читателя и его вкусы. Значительный доход позднее стали приносить газете коммерческие объявления, печатать которые было разрешено только этой частной газете. В ней на первых двух полосах печатались иностранные и внутренние новости, сообщения на различные темы, сгруппированные по разделам. Здесь были постоянные рубрики. Критика, прежде всего литературная, фельетоны, рассказы, стихи располагались внутри. Много места занимали литературные новинки и салонные сплетни. Газета все время стремилась сообщать сенсации, эксклюзивную информацию. Любые сведения, поднимающие тираж. Впервые в ней стали печатать скрытую рекламу товаров и торговых заведений – за деньги от торговцев. Эту газету всегда обвиняли в бульварности, в реакционности, в нападках на прогрессивных писателей и поэтов – Пушкина, Лермонтова, Гоголя, в недостоверности материалов. Тем не менее это европейский тип издания, которое шло в ногу со временем и в полной мере отвечало понятию газета. Это была газета новостей (редчайшее тогда для России явление), а не газета мнений (обычный тип изданий в России). “Северная пчела” была законодательницей мод и в верстке газеты. Она одной из первых стала располагать тексты в 3-4 колонки и первой изобрела “подвал” - расположение оригинальной статьи в нижней части полосы разделенным на колонки блоком.

 

14. Журнал "Библиотека для чтения" О.И. Сенковского.
“Библиотека для чтения” (1834-1865). Энциклопедическое издание Смирдина. Это был журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод. Журнал выходил очень точно – первого числа каждого месяца. Это было весьма необычно для России. Тираж составлял от 5 до 7 тысяч экземпляров. Издание адресовалось среднему классу – городским чиновникам, мещанам, младшим офицерам, а также провинциальным помещикам. То есть было массовым изданием. Представление о содержании дают названия отделов журнала: “Русская словесность”, “Иностранная словесность”, “Науки и художества”, “Промышленность и сельское хозяйство”, “Литературная летопись”, “Смесь”. Здесь же публиковались сведения о парижских модах и давались картинки модных туалетов. У журнала был выраженный экономический уклон и он отражал понимание издателя в необходимости развития капиталистических отношений в России. Редактировал Сенковский, прославившийся своими библиографическими фельетонами, например, на гоголевские “Мертвые души”. Их он подписывал псевдонимом “Барон Брамбеус”, точнее писал их от имени вымышленного литературного героя. Это очень напоминает журналистские опыты Бенджамина Франклина с его “Вдовой Дугуд”. Издание было задумано как крупное коммерческое предприятие, приносящее доход. Журналистам хорошо платили, издатель ввел твердый авторский гонорар, который регулярно выплачивался. Именно за введение денежных отношений в журналистское творчество критиковал Смирдина Белинский. И, как показало время, зря. Введение гонорара сделало журналистику доходной профессией и способствовало демократизации литературы и журналистики.

 

16. Русская журналистика 40-х годов XIX века.
Общественно-политические тенденции 40-50-х гг. характеризуются сохраняющимися противоречиями в политическом устройстве и экономическом укладе страны. Крепостное право, феодальные отношение, противодействие капиталистическим преобразованиям – все это тормозит развитие страны, и обсуждение этих проблем мы находим на страницах печати. Острота противоречий приводит мыслящую часть общества к осознанию необходимости в любой форме сделать эти проблемы предметом обсуждения общественности. Возникает литературное направление критического реализма. Журналистика стремится доступными средствами участвовать в этом процессе. Причем взгляды журналистов, издателей, общественных деятелей, литераторов на благоприятные для России пути развития и решения острых социальных и политических вопросов разделяются. Одни видят выход в реформах западного типа, другие проповедуют теорию “официальной народности ” и надеются на охранительную роль власти и религии, третьи зовут назад в “светлое прошлое” и ругают все иностранное, как главный источник зла. Есть и еще одна группа интеллектуалов, которые хотят радикально переустроить общество и тем самым решить все проблемы. Возникают идеологические течения:
“Официальные народники ” (М.П.Погодин, С.П.Шевырев), “ западники” (В.Н.Боткон, Т.Н.Грановский), “славянофилы ” (И.В. и П.В.Киреевские, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков), “революционные демократы” (В.Г.Белинский, А.И.Герцен).
1. Издания сторонников “официальной народности ” занимали охранительную, консервативную позицию. Существующая власть от Бога, главные добродетели – терпение и смирение, западные перемены пользы России не принесут – у нас особый путь – вот лейтмотив этих изданий. Это издания “триумвирата” – Булгарина, Греча и Сенковского. О них мы уже рассказывали. Это газеты “Северная пчела”, журналы “Сын Отечества”, “Русский вестник”, “Библиотека для чтения”. Кроме этих изданий были:
Репертуар и Пантеон ” (1842-1856) появился благодаря слиянию двух литературно-театральных журналов “Репертуар” Булгарина и “Пантеон” Полякова. Его издателем стал Песоцкий, а редактором сначала Булгарин, затем Межевич. В журнале печатались материалы, связанные с театром – биографии актеров и музыкантов, театральные обозрения, пьесы, театральные мемуары и хроника, закулисные сплетни и слухи, театральные анекдоты. В 1847 г. издателем и редактором журнала стал Ф. Кони, что положительно сказалось на углублении его содержания. Многие пьесы А.Островского впервые были опубликованы в этом журнале.
“Маяк” (1840-1845) - одно из ведущих изданий этого направления. Его ориентиры – религиозность, патриотизм, народность. Издатели и редакторы его – П. Корсаков и С.Бурчак. На страницах журнала критиковали Пушкина за недостаточную религиозность, отрицательно относились к французской литературе, особенно к Гюго и Жорж Санд. Убеждали читателей, что единственная, достойная внимания культура – это р усская, а западная европейская культура русским не нужна, она чужда им. Тираж журнала около 800 экземпляров. Позиция сторонников “официальной народности” была близка к славянофильской. Несколько изданий у них были общими – это “Московский наблюдатель” и “Москвитянин”.
2. Издания “славянофилов ”. Их сравнительно немного, ибо приверженцы славянофильских взглядов вообще отвергали такой путь общения с народом. Их способ – это университетская кафедра или непосредственное общение с людьми. Для этого видные славянофилы, например К.С. Аксаков, регулярно посещали светские собрания, где вели свою проповедь возврата к истинно русскому во всем – в поведении, одежде, привычках, взглядах, экономическом и политическом устройстве. Но все-таки прессу использовали для пропаганды своих взглядов. Сначала это был орган официальных народников “ Московский наблюдатель ” - научно-литературный журнал славянофильского направления. Здесь печатались Киреевский, Языков, К.Аксаков. Они отстаивали идею самобытности России, идеализировали старину, патриархальную гармонию отношений бояр и народа, русскую общинность, начала народовластия. Но этот журнал вскоре сменил свое направление из-за смены редактора и с приходом туда Белинского. Затем центр славянофильской журналистской пропаганды переходит в журнал “ Москвитянин ”, который создавался как консервативное славянофильское издание. Главный его отдел “Духовное красноречие” писал о православной самобытности России, противопоставлял ее “загнивающему” Западу, печатал произведения чешских, сербских, болгарских авторов. Они пытались спорить с Гоголем и Белинским по вопросу о прогрессе. Здесь восхвалялись нравственные качества купечества, но одновременно публиковались пьесы А.Н.Островского, показывающие будни купеческой жизни. Ап.Григорьев, примыкавший по взглядам к славянофилам, весьма своеобразно толковал в своих критических статьях сами пьесы и их женские образы. Видел в них идеализацию патриархальной самобытности, нравственную чистоту героев. Были у славянофилов и несколько газет, но и они вызывали недовольство цензуры из-за противопоставления жизни народа и господ.
“Молва” (1857).
“Парус” (1859).
3. Издания “западников”. “Отечественные записки”.

4. Издания “революционных демократов” – это издания, выпускавшиеся за границей и доставлявшиеся в Россию нелегально. Первым, кто стал этим заниматься, был А.И.Герцен, талантливый публицист, литератор и философ

17. Журнал "Отечественные записки" в 40-е годы XIX века.
“Отечественные записки”.
Журнал был основан в 1818 г. Свиньиным. В нем публиковались статьи на исторические и географические темы, а также сообщения о быте и нравах русского народа, который благоденствует под властью царя, церкви и дворянства. Журнал особого успеха не имел. В 1831 г. перестал выходить. Но в 1838 г. Свиньин попробовал возобновить издание. Но опять неудачно. И он передал права на издание А.А. Краевскому, человеку с литературными способностями и опытом, а также с хорошей деловой хваткой. Он давно мечтал об издании журнала. Он придерживался прозападного направления. Журнал был объемный, энциклопедический. Пользовался успехом. Почти сразу в нем стал сотрудничать Белинский, высоко его ценил. При Белинском издание получило четкое направление - борьба против крепостничества, пережитков, застоя, азиатчины. Особенно эта позиция была заметна в отделах библиографии и критики, в которых Белинский выступал со статьями. В работе журнала участвовали Некрасов, Герцен, Панаев, Огарев, публиковались Лермонтов, Кольцов и Тургенев. Журнал активно полемизировал с изданиями Булгарина, Греча, Сенковского, особенно с “Библиотекой для чтения”, а также со славянофильскими изданиями. Белинский привлек к работе в журнале многих видных литераторов – Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Одоевского, Даля, Фета, Майкова и других. Интересен был и отдел переводов журнала – Диккенс, Ф.Купер, Жорж Санд, Г.Гейне. Из зарубежных писателей прошлого на страницах этого издания появились лишь Гете и Шекспир. В отделе критики публиковали обзоры не только отечественной, но и зарубежной литературы, помещали переводы критических статей иностранных авторов. Появлялись в журнале и полемические статьи против выступлений в печати известных славянофилов. Журнал высказывался за распространение просвещения, за свободу, за прогрессивные формы экономической, политической и культурной жизни. Ратовал за всестороннее развитие страны и ее народа. Боролся с крепостничеством, используя для этого все возможные поводы. Например, публиковал статьи о рабстве в Америке. Писал о новых методах труда, подводя к мысли о необходимости отмены крепостного права. Важное место отводилось национальной культуре России и осуждалось пренебрежительное отношение к ней дворянства. Несмотря на западнические взгляды сотрудничающие в журнале Герцен и Белинский нимало не преклонялись перед Западом, хотя и объективно оценивали большие достижения его капиталистической цивилизации. Многие материалы в журнале посвящались развитию науки, освещению новых наработок философии. Однако в 1846 г. Белинский, Некрасов и Герцен ушли из журнала, после чего он занял либеральную позицию.

 

18. В.Г.Белинский в "Отечественных записках".
При Белинском издание получило четкое направление - борьба против крепостничества, пережитков, застоя, азиатчины. Особенно эта позиция была заметна в отделах библиографии и критики, в которых Белинский выступал со статьями. В работе журнала участвовали Некрасов, Герцен, Панаев, Огарев, публиковались Лермонтов, Кольцов и Тургенев. Журнал активно полемизировал с изданиями Булгарина, Греча, Сенковского, особенно с “Библиотекой для чтения”, а также со славянофильскими изданиями. Белинский привлек к работе в журнале многих видных литераторов – Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Одоевского, Даля, Фета, Майкова и других. Интересен был и отдел переводов журнала – Диккенс, Ф.Купер, Жорж Санд, Г.Гейне. Из зарубежных писателей прошлого на страницах этого издания появились лишь Гете и Шекспир. В отделе критики публиковали обзоры не только отечественной, но и зарубежной литературы, помещали переводы критических статей иностранных авторов. Появлялись в журнале и полемические статьи против выступлений в печати известных славянофилов. Журнал высказывался за распространение просвещения, за свободу, за прогрессивные формы экономической, политической и культурной жизни. Ратовал за всестороннее развитие страны и ее народа. Боролся с крепостничеством, используя для этого все возможные поводы. Например, публиковал статьи о рабстве в Америке. Писал о новых методах труда, подводя к мысли о необходимости отмены крепостного права. Важное место отводилось национальной культуре России и осуждалось пренебрежительное отношение к ней


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.