Журнально-публицистическая деятельность А.П.Чехова. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Журнально-публицистическая деятельность А.П.Чехова.

2017-07-01 251
Журнально-публицистическая деятельность А.П.Чехова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 80-е годы началась литературная и журналистская деятельность А.П. Чехова. Первоначально Чехов сотрудничал в юмористических еженедельниках Москвы («Стрекоза», «Будильник» и др.), писал для них свои знаменитые юмористические рассказы, которые подписывал “Антоша Чехонте”. Уровень этих изданий не соответствовал взглядам Чехова, и он был весьма неудовлетворен тем, что приходится писать именно для них.

Затем он сотрудничал с журналом “Осколки”. Здесь писатель вел фельетонное обозрение “Осколки московской жизни ”, где обсуждались актуальные вопросы, в том числе положение печати. Он высмеивал журналистов-поденщиков, приспособленцев, лишенных былых благородных черт журналиста прошлого.

В 1866 г. Чехов становится сотрудником газеты “ Новое время ”. Он публикует здесь свои рассказы и статьи. Его заслугой является внедрение в журналистику особого жанра – небольшого рассказа-новеллы. В рассказах Чехова 80-х годов ярко (часто по-щедрински) запечатлен убогий тип журналиста-поденщика, приспособленца, утратившего благородные черты работника печати предшествующих десятилетий («Два газетчика», «Корреспондент», «Сон репортера» и др.) Здесь кроме рассказов им напечатаны такие материалы, как статья о русском путешественнике Н.М. Пржевальском, путевые зарисовки «Из Сибири», и некоторые другие. Писатель организовал в газете «литературные субботники».
1883-ст Чехова о мальчиках из лавки, после этого переходит к серьёзным темам.зарисовка «записка»-хар-ка полит жизни России в 100 строках.

1886-1я кн Чехова»Пёстрые рассказы»..

«Я газетчик, но оным не умру» -Чехов

1886- «1ый серьёзный рассказ», «Панихида». Ряд публиц статей.

1888- «Московские лицемеры», «Люди подвига»

После поездки на остров Сахалин в 1890 г Чехов сотрудничает в журналах «Русская мысль», «Жизнь» и др. В «Русской мысли» он заведовал отделом беллетристики и впервые опубликовал здесь очерки «Остров Сахалин». Эти очерки, вышедшие вскоре в виде отдельной книги, вошли в золотой фонд русской публицистики.

 

Настоящим гражданским подвигом была длительная добровольная исследовательская поездка на остров Сахалин, превращенный властями в место каторги. книга содержала точные сведения обо всех сторонах жизни на острове, о быте заключенных и поселенцев, об их содержании. Он пишет о тяжелом положении женщин и детей, о недостатках исправительной системы, о произволе местной администрации и не действенности законов, об экономической отсталости края при наличии больших природных богатств, об отсутствии там системы медицинской помощи. Пренебрежение правительства к богатой окраине России, превращенной в каторжную тюрьму, острову Сахалину, Чехову непонятно. Не мог смириться писатель и с тем, что жизнь каторжников и населения Сахалина определяется не законом, а произволом администрации. Жизнь на острове напоминает ему крепостничество. осуждает недостатки исправительной системы на каторге, экономическую отсталость края, отсутствие налаженной медицинской помощи. Проблемы, поднятые в книге, часто оказывались сходными с проблемами всей России. И вместе с тем Чехов в очерках «Из Сибири» и книге «Остров Сахалин» показал высокие моральные качества русского народа, особенно сибиряков-первопроходцев, предсказал большое будущее сибирскому краю.

Книга сочетает в себе глубину и точность научного исследования с ненавязчивой публицистичностью. Книга стала предметом общественного обсуждения и сильным обвинительным документом властей. Последние годы жизни сотрудничал со многими изданиями, в которых откликался на важнейшие события современной жизни. Критиковал толстовство, псевдонаучность и чванство некоторых ученых, осуждал теорию малых дел, протестовал против “мелочей жизни”, делавших человека собственным рабом.

Сахалин. 3 месяца. Сам переписал население методом анкетирования. Итог: Насильственная колонизация Сахалина бесперспективна. Чехов выделяет в населении острова конкретные социальные группы и всестронне их изучает: чиновники, ссыльнокаторжные, аборигены. Чиновники на Сахалине ничем не отличаются от московских.Чехов избегает развернутых портретных характеристик каторжных, отказывается от сенсационных описаний их биографий, он персонифицирует каторгу – будничное существование показывает. Единственный личностный рассаз - «Рассказ Егора»(Сахалин типичен для России, как и Егор для Сахалина. Посадили невиновного за убийство. Его ужаснула детская проституция, женщин-каторжанок прямо распределяли по смотрителям и прочим. По мнению автора, национальные меньшинства обречены на вымирание.

Показывая типичность картин сахалинской жизни для русской действительности, чехов одновременно подчеркивает своеобразие природных, климатических условий острова. Пейзаж в очерках выполняет различные функции: определяет тональность повествования, создает фон, с них начинается описание мест посещения, мрачные серые описания природы перед тюрьмами и символ вольной жизни – деревенский пейзаж противопоставляются. Чехов искусно использует цветовые эпитеты. Пейзаж дается в динамике, он сливается с описанием событий, фактов. Щедрая природа острова и легендарные исторические судьбы первооткрывателей Сахалина создают оптимистический настрой очерков.

На Сахалин после очерков Чехова отправилась комиссия под руководством начальника Главного тюремного управления, которая нашла положение каторжных неудовлетворительным. Последовали послабления: запрещены телесные наказания женщин, финансирование детских приютов, отмена пожизненной каторги. Среди читающих были добровольцы, желающие помочь сахалинцам. Сахалинские наблюдения легли в основу рассказов «В ссылке», «Убийство».

 

30. Журналистское творчество В.А.Гиляровского. Его книга «Москва газетная».

 

По семейному преданию, фамилию «Гиляровский», образованную от латинского «hilaris» — «весёлый, радостный», получил за особенность своего характера дед писателя. Так его назвал при поступлении в Вологодскую духовную семинарию преподаватель латыни.

В 1871 г., так и не окончив гимназии, юноша совершил побег из родительского дома, чтобы в полной мере окунуться в манящую стихию настоящей народной жизни. Он пешком прошёл из Вологды до Ярославля, поступил в бурлацкую артель на Волге, потом работал крючником (портовым грузчиком) на волжских пристанях, служил на белильном заводе, пас конские табуны в казахских степях, был бойцом пожарного расчета, циркачом, актером провинциальных театров. Во время Русско-турецкой войны (1877—1878) Гиляровский стал добровольцем, служил в разведке и за храбрость был награждён Георгиевским крестом. После войны Владимир Алексеевич приехал на родину. Отец подарил ему книгу учителя Прохницкого, вышедшую в Вологде в 1873 г. В ней было напечатано гимназическое стихотворение Гиляровского «Листок». Первая публикация произвела на него сильное впечатление: «Это ещё больше зажгло во мне охоту писать, хотя я и до этого времени посылал отцу большие письма, где описывал бродяжную жизнь, посылал стихи, писанные на серой бумаге по притонам, а раз даже послал целый рассказ их жизни рабочих на белильном заводе». Но с тихой и «скучной» Вологдой Гиляровского уже мало что связывало. Вскоре он расстается с отцовским домом, чтобы продолжить свою «бродяжную жизнь». Скитания Гиляровского по России продолжались ровно десять лет, «круглое» число свидетельствует, конечно, о сознательно рассчитанном сроке этого биографического этапа. Настала пора воплощать в литературу этот огромный запас жизненного материала, знакомство с которым способно перевернуть русское общество. (Такой тип «творческого поведения» несколько позже канонизировал М. Горький, активно призывавший молодых писателей «идти в люди», на собственном опыте изучать жизнь низших социальных слоев, а уже потом приступать к профессиональным занятиям литературой.)
В 1881 г. Гиляровский стал москвичом. Его творческая активность реализуется одновременно и в художественной литературе, и в журналистике. Многочисленные рассказы и стихотворения Владимира Алексеевича появляются в самых разных московских изданиях. Начинающего автора, обладающего столь важным опытом и знанием «истинно народной жизни», горячо поддерживают писатели народнического направления, прежде всего Глеб Успенский и Влас Дорошевич. В 1887 г. Гиляровский издал сборник рассказов и очерков «Трущобные люди». Основные герои книги, как видно уже из заглавия, — нищие, обитатели ночлежек, деклассированные элементы. Книга получилась настолько беспросветно мрачной, что власти сочли её революционной. Уже отпечатанный тираж «Трущобных людей» был уничтожен, чудом сохранилось лишь несколько экземпляров. А.П.Чехов, с иронией относившийся к радикальному народничеству, в одном из писем конкретизировал причину недовольства цензуры писателем Гиляровским: «Книжку его конфисковали ещё в ноябре за то, что в ней все герои — отставные военные — нищенствуют и умирают с голода. Общий тон книжки уныл и мрачен, как дно колодезя, в котором живут жабы и мокрицы». Позднее Гиляровский опубликовал рассказы из скандальной книги в своих сборниках «Негативы» (1900) и «Были» (1909). Увлекшись социальным обличительством и изображением шокирующих язв общественной жизни, писатель явно недооценивал собственно художественный аспект своих произведений, пренебрегал вопросами стиля и формы.
В 1891 г. вышла книга стихов Гиляровского «Забытая тетрадь», выдержавшая три издания (1893 и 1901

В истории русской литературы Гиляровский остался и как поэт, и как автор обличающих рассказов, но поистине всеобщую известность ему принесла журналистская работа и книги воспоминаний, прежде всего «Москва и москвичи». Поселившись в Москве, Владимир Алексеевич стал работать в популярной городской газете «Московский листок», а через несколько лет перешёл в более солидную общероссийскую газету «Русские ведомости». Острый ум, общительность, репортерское чутье и особый артистизм журналистского стиля скоро сделали Гиляровского самым читаемым и востребованным репортёром Москвы. Шутя, коллеги уверяли, что он «накануне знает всё, где что свершится». Гиляровский в своих корреспонденциях оперативно и точно сообщал читателям обо всех самых значительных событиях российской жизни: от железнодорожных крушений и сенсационных убийств до Ходынской катастрофы в мае 1886 г. (Он был единственным журналистом — непосредственным очевидцем этих трагических событий.) Работал Гиляровский и в жанре «журналистского расследования», тогда ещё не столь распространённом. Друживший с ним писатель Н. Д. Телешов вспоминал такой эпизод: «Потом, неведомо почему, Гиляровский внезапно исчез и оказался на Балканах, в Сербии, где в своих корреспонденциях вывел тогдашнего короля Милана «на свежую воду», раскрывши всю его интригу и доказав, что знаменитое покушение на Милана было подстроено самим же Миланом для личных королевских целей. Это разоблачение подхватили европейские газеты, и Гиляровскому едва удалось унести из Белграда свою голову».
Ровно полвека прожил Гиляровский в Москве, став культовой фигурой для города, своего рода «московской достопримечательностью». Адрес писателя — Столешников переулок, дом 9 — был известен каждому москвичу. Личность Гиляровского обладала необыкновенной притягательной силой и почти у всех вызывала чувство симпатии. «В нём есть кое-что ноздревское, беспокойное, шумливое, — писал Чехов, — но человек это простодушный, чистый сердцем, и в нём совершенно отсутствует элемент предательства, столь присущий господам газетчикам». Тёплые приятельские отношения связывали Гиляровского и со многими знаменитыми людьми его времени - Л. Н. Толстым, Г. И. Успенским А. П. Чеховым, И. А. Буниным, А. А. Блоком, А. М. Горьким, Л. Н. Андреевым, И. Е. Репиным, Ф. И. Шаляпиным и др. О своих встречах с деятелями русской культуры Гиляровский написал интереснейшие воспоминания.

 

 

31. Российские газеты 70-80-х годов XIX века.
После закрытия лучших русских журналов “Современник” и “Русское слово”, их редакторы Некрасов и Благосветов решили арендовать у Краевского его пришедший в упадок журнал “Отечественные записки”. Это был характерный для этого периода тип общественно-политического ежемесячника с хорошо поставленным отделом публицистики, адресованным мыслящей образованной публике. Важное место в публицистике начинают занимать публикации на религиозно-нравственную тему. Об этом пишут Достоевский, Вл.Соловьев, Розанов и другие. Растет количество издаваемых ежедневных газет. Как и раньше, все периодические издания делятся на три направления: консервативно-монархическое (“Русский вестник”, “Московские ведомости”, “Гражданин”, “Новое время”); либерально-буржуазное (“Вестник Европы”, “Голос”, “Санкт-Петербургские ведомости”, “Русские ведомости”); демократическое (“Искра”, “Отечественные записки”, “Дело”). Первая была представлена изданиями Каткова, князя Мещерского, Суворина (“Новое время”). Они на страницах своих изданий защищали монархию и интересы высших слоев населения. Ко второй группе, помимо названных изданий относилась большая часть провинциальной прессы и массовых изданий для простонародья. Среди них было немало юмористических, театральных, спортивных и иллюстрированных еженедельников, которые вовсе не касались политических вопросов. Третья группа изданий защищала интересы трудящейся части населения. Лучшим среди них был журнал “ Отечественные записки”.
Новое время ” Суворина (1868) - ежедневная авторитетная газета монархического направления. Стала популярной в 70-е гг. в связи с событиями русско-турецкой войны. В ней печатались подробные сводки с театра военных действий, оперативная и разнообразная информация, которая оригинально подавалась читателю. Среди ведущих публицистов – Буренин, в числе сотрудников – П.Столыпин. Газета позволяла себе критиковать военное руководство, администрацию. Нередко на ее страницах поднимались острые нравственные вопросы – в статьях Розанова. Печаталась хорошая беллетристика, например, Чехова. Закрыта была в 1917 г.
“Русские ведомости” - ведущая московская газета 70-80-х гг. умеренно-либерального направления. Среди ее тем – защита интересов крестьян и рабочих в рамках законодательства, стремление к принятию конституции. Кроме того, на ее страницах была хорошая беллетристика. Все это делало ее популярной в интеллигентской среде. Ее деятельность способствовали формированию кадетских взглядов. С газетой сотрудничали видные литератора и ученые: Г.Успенский, П.Лавров, Михайловский, Короленко, Тимирязев, академик Анучин, музыкальный критик Ларош, репортер Гиляровский. Была закрыта в 1918 г.

«Новое время»
Газета не менее преуспевающего журналиста-издателя Суворина «Новое время» также в период войны 1877—1878 гг. заметно увеличила круг своих читателей. Петербургская бюрократия, офицерство, значительная часть интеллигенции стали подписчиками этой газеты. Постоянная критика военного руководства, администрации, широкая внутренняя и иностранная информация, острая постановка некоторых нравственных проблем в статьях Розанова, интересная беллетристика благодаря участию А.П. Чехова создавали несомненный успех изданию. Розничная продажа, реклама способствовали росту тиража. Суворин полностью отрицал необходимость каких бы то ни было радикальных выступлений интеллигенции, студентов или рабочих и постепенно, сохраняя внешний радикализм, становился идеологом самодержавно-бюрократического, буржуазного государства, шел параллельным курсом к правительству и помогал ему.
«Русские ведомости»
Среди умеренно-либеральных газет становится все авторитетнее московская газета «Русские ведомости». Защита интересов крестьян, а затем и рабочих, не выходящая, однако, за рамки государственного законодательства, устойчивые конституционные стремления, хорошая беллетристика создавали ей популярность среди русской интеллигенции (врачи, учителя, земские деятели), помогали постепенно формулировать принципы будущей кадетской партии.
В 80-е годы в газете сотрудничают: Г. Успенский, Михайловский, Короленко, революционный эмигрант П. Лавров, крупнейший русский ученый-демократ К.А. Тимирязев, академик Д.Н. Анучин, прогрессивный музыкальный критик Г.А. Ларош, репортер В.А. Гиляровский и др. Издавалась газета до 1918 г.

 

32. В.Г.Короленко - журналист и редактор. Журнал "Русское богатство".

«Русское богатство»
Одним из крупных и авторитетных журналов в России становится «Русское богатство». Он был организован в 1876 г., но до 1880 г. не имел заметного влияния в журналистике. С 1880 по 1881 г. журнал издавался группой (артелью) народнических литераторов во главе с писателем Н.Н. Златовратским. В 1880 г. в журнале сотрудничал Плеханов, еще не вполне освободившийся от идей народничества. Однако артельный журнал не оправдал себя. С 1883 по 1891 г. «Русское богатство» издавалось литератором Л.Е. Оболенским как либерально-народнический ежемесячник с философским, морально-религиозным уклоном, но большим успехом у читателей не пользовался.
С 1892 г. «Русское богатство» перешло в руки авторитетных народнических публицистов С.Н. Кривенко и Н.К. Михайловского.
Став руководителями журнала, Кривенко и Михайловский с 1894 г. развернули активную полемику с марксистскими идеями. После нескольких критических статей против «легального марксизма» прежде всего Струве, Михайловский и его сотрудники перешли к критике трудов Маркса, Энгельса и Плеханова. Это обстоятельство увеличивало интерес к журналу.

Однако, претендуя на роль хранителей идейного наследства 60-х годов, идей крестьянской демократии, общинного устройства, сотрудники «Русского богатства» стремились придать журналу в целом демократический характер. Большую роль в этом сыграл В.Г. Короленко, ставший соредактором журнала в 1895 г.

Тираж его достигал в 90-е годы 14 тысяч экземпляров.

Публицистика В.Г.Короленко. В основном, журналистская деятельность Короленко связана с журналом “Русское богатство ”. Она началась в 1878 г. Сначала он придерживался народнических взглядов. Затем отошел от них, но сторонником марксистского подхода не стал. Его тематика – простые люди, крестьяне, рабочие, их жизнь, будни, народники и их судьбы. Он опровергает народнические иллюзии о равенстве людей в крестьянской общине, идиллическое представление о деревне как гармоническом оплоте русской самобытности, анализирует истинные причины крестьянского разорения. Много пишет о голоде 1892 г. Короленко придерживается взгляда, что публицист должен активно вмешиваться в жизнь, стараться ее улучшить, помочь, он не может быть сторонним наблюдателем. Особенно его возмущали публикации в прессе, где страшные события, например, казнь, описывались с бесстрастной точностью и детальностью!!! После поездки в Америку, издал цикл очерков, в которых рассказывал о реальной – трудной – жизни простых людей в этой стране: о безработице, нищете и бесправии работающих, о всемогуществе доллара. Повествует о трудной судьбе русских и украинских крестьян-эмигрантов. Однако он признавал, что буржуазно-демократические порядки лучше самодержавно-крепостнических. Многие выступления в прессе были связаны с национальным вопросом и системой судопроизводства. В 1895 г. Короленко принял активное участие в судьбе крестьян-удмуртов, ложно обвиненных в человеческом жертвоприношении. Серия его судебных очерков обнажила злоупотребления в полицейской системе России. Вообще тема невинно осужденных – важнейшая в эти годы у Короленко. Он опубликовал статью с обвинением французского правительства по знаменитому делу Дрейфуса.

Прогрессивный характер имел в 90-е годы беллетристический отдел журнала, в котором участвовали Л.Н. Андреев, Н.Г. Гарин-Михайловский, В.В. Вересаев, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Д.Н. Мамин-Сибиряк и др. Значительное место принадлежало произведениям замечательного писателя-демократа и публициста конца XIX — начала XX в. Короленко. В «Русском богатстве» он выступил впервые в 1886 г. с рассказом «Лес шумит». Активное сотрудничество Короленко в журнале началось с 1892—1894 гг.
Короленко был непревзойденным мастером художественного очерка. Яркая публицистическая форма, предельная правдивость, смелость постановки общественно-значимых проблем, гуманизм характеризуют все его выступления в печати. Большинство произведений написано им по личным впечатлениям, хорошо документировано.
Публицист ставит вопрос о тяжелом положении крестьян, малоземелье, кулачестве в деревне, о беззакониях по отношению к простому народу («В голодный год», «Сорочинская трагедия»), протестует против национальной политики русского правительства, направленной на разжигание розни между народами и народностями России («Мултанское жертвоприношение», «Дом № 13» и др.).
В статье «Знаменитости конца века» Короленко осудил французское правосудие по поводу расправы над А. Дрейфусом.
Посетив в 1893 г. Америку, Короленко печатает в журнале повесть «Без языка» и очерк «Фабрика смерти» (о чикагской скотобойне) в «Самарской газете», где подвергает критике отдельные стороны американской демократии и некоторые нравственные нормы, рассказывает о трудной доле русских и украинских крестьян-эмигрантов.
Не раз разоблачал он провокационные выступления консервативной журналистики, направленные непосредственно против него, против публикации им критических материалов.

 

33. Возникновение первых рабочих газет в России.
Первые марксистские издания и рабочие газеты. Предшественниками этого типа изданий можно считать народнические и рабочие издания 70-х гг.: газеты “Работник” (1875), “Рабочая газета” (1880-1881), журнал “Земля и воля” массовое иллюстрированное издание “Русский рабочий”, газета “Рабочий” (1885).
Первой русской революционной рабочей газетой была “Рабочая заря” (1880). Это орган Северного союза русских рабочих. Главное содержание его выступлений – требование политических прав для народа и борьба за эти права. Но главная задача газеты – служить центром консолидации революционных сил, призывать к объединению ради строительства лучшего будущего. Основные публицистические методы – пропаганда и агитация, задача – организация революционного переворота. Во главе издания стоял Степан Халтурин, известный революционер-террорист, погибший в 1882 г. Вышел единственный номер, большая часть тиража была арестована, разошлось лишь несколько экземпляров.
Газету “ Рабочий ” (1885) издавала в нелегальной типографии группа Благоева, представлявшая партию русских социал-демократов и “Союз труда”. В ней сотрудничал Плеханов. Вышло два номера – в январе и в июле 1885 г. Главная идея номера содержалась в передовой статье - “Чего недостает трудовому народу?”, “Чего добиваться рабочему народу?”. Ближайшая задача издания – борьба за политические свободы трудящихся, более отдаленная цель – распространение политических знаний, чтобы народ стал вождем в борьбе с неправдой и окончательная победа над угнетателями. Причем борьба подразумевалась не только экономическая, но и политическая. Выпуск газеты приурочивался к каникулам студентов, чтобы они стали распространителями издания в провинции. Издание не получило должной поддержки в рабочей среде.
Нелегальная рабочая газета “Вперед” выходила в Киеве в 1896-1897 гг.
“Санкт-Петербургский рабочий листок” подцензурно выпустил два номера. Так же выходили местные социал-демократические провинциальные газеты в 90-х гг.
“Искра” – наиболее значимое из этих изданий. Это первая классовая партийная газета. Была органом социал-демократической партии. Выходила нелегально за границей, доставлялась курьерами в Россию. В ее редактировании и создании принимал активное участие В.И.Ленин. Главная цель издания – руководство рабочим движением и подготовка революционного восстания для свержения существующего строя – самодержавия. Однако газета очень быстро стала меньшевистской. Меньшевики придерживались менее радикальной программы, были сторонниками экономической борьбы. Большевикам во главе с Лениным пришлось организовывать другое издание.
Издания экономистов и меньшевиков выходили на рубеже столетий. Главный орган экономистов “Рабочая мысль” (1897-1902) стал выходить в Женеве раньше других. Периодический сборник “Социал-демократ” (1904-1905), газеты “Начало” (1905), “Народная Дума” (1907) – это уже детища предреволюционной и революционной активности 1905-1907 гг. В 1905 г. появились первые легальные партийные газеты.
Издания “легального марксизма”. Это особенное явление русской печати рубежа XIX-ХХ вв. Цензурные послабления привели к тому, что стало возможно в легальной печати обсуждать “Капитал” Маркса как экономическую научную работу. Об этом писали и в обычных общественно-политических и литературных журналах - “Отечественных записках”, “Деле”, “Вестнике Европы”. Но интерес общества к теории прибавочной стоимости Маркса был велик и привел к появлению такого течения в буржуазно-либеральной и либерально-демократической общественной мысли, как “легальный марксизм”. Его еще называли “экономический материализм”. Многие издания цитировали и пересказывали “Капитал” Маркса: толстые журналы “Новое слово”, “Начало”, “Жизнь”, “Мир божий”, “Научное обозрение”. Это давало возможность легально высказывать свои политические суждения многим социал-демократам. В этих изданиях выступал со статьями и В.И.Ленин. Кроме статей о марксизме в этих журналах публиковались художественные и публицистические произведения лучших литераторов страны. В конце концов эти издания все-таки через некоторое время закрывались цензурой, но они все-таки позволяли открыто обсуждать многие острые проблемы современной жизни.
Марксисты и журналисты демократического толка активно использовали провинциальные издания для пропаганды своих взглядов. Например, “Самарскую газету

Газетно-журнальные объединения создаются в конце века на базе преуспевающих газет. В издательское дело вкладывается частный капитал, открываются побочные производственные отделения, создаются агентства по распространению печати. Растет конкуренция. Издание многих газет и журналов становится выгодным коммерческим предприятием. Россия идет вполне в ногу с остальными странами Европы.
Система периодической печати конца XIX в. хорошо сформирована. Есть уже массовые и качественные издания, общественно-политические и специализированные. Большинство ежедневных газет свою главную задачу видят в максимально возможном достоверном информировании читателей о событиях внутренней и международной жизни. Среди ведущих газет – “Новое время”, “Русский курьер”, “Свет”, “Новости дня”, “Русское слово”, “Русский листок”, “Россия”. Мелкая – дешевая массовая пресса обслуживает интересы простонародья - “Петербургская газета”, “Петербургский листок”, “Московский листок”. Некоторые из них являются интересными и популярными изданиями. Например, “Московский листок” Пастухова, где начинал свой репортерский путь знаменитый В.Гиляровский. Издается правительственная народная газета “Сельский вестник”. Газета “Московские ведомости” продолжает оставаться в числе популярных. Улучшается полиграфическое оформление газет. Частные объявления, реклама и справки становятся обычным делом в газетах и приносят им значительны доходы. Большинство коммерческих изданий ведут активную конкурентную борьбу за читателя, всячески стараются привлечь его внимание: бесплатными приложениями, оказываемыми услугами подписчикам, премиями в виде книг. Но они по мере возможности заимствуют и западные принципы работы газет. В частности, популярными становятся криминальные материалы и судебные очерки, в газетах появляются сенсации и необычные репортажи, так называемые “материалы человеческого интереса”. Особое место занимают фельетоны и короткие рассказы. Они становятся весьма популярными жанрами газет и журналов. Конец века в России – это равнозначное сосуществование газет и журналов в системе СМИ, что говорит о вполне хорошо сформированном и насыщенном информационном рынке. Хотя немалым резервом служит неграмотная часть населения, которая, впрочем, снабжается листками с лубочными картинками и назидательными текстами, которые продаются на базарах и ярмарках. Главный изъян российского информационного поля – отсутствие свободы печати и других политических свобод.

 

 

34. Российская журналистика 90-х годов XIX века.
1890-е годы — время промышленного подъема в России. С процессами капитализации всей русской жизни связано дальнейшее развитие периодической печати. Продолжается количественный рост прессы, появляются новые типы периодических изданий.
Наблюдается рост провинциальной частнособственнической газетной печати, дальнейшее увеличение числа различных еженедельников, в том числе иллюстрированных.
Газеты и журналы 90-х.гг. характеризуются более активным обсуждением политических вопросов, особенно внутренней жизни. Все слои населения имеют собственные издания, однако наиболее популярные из них адресованы образованным социальным группам. Прежде всего интеллигенции.
“Нива” (1870-1918) – еженедельный иллюстрированный литературный и научно-популярный журналдля семейного чтения. Один из весьма популярных в этот период в России. Издатель А.Маркс. Здесь печатались Гончаров, Толстой, Чехов, Лесков, Мамин-Сибиряк, Мережковский и другие. К нему имелось несколько приложений. В частности специальные детские – по возрастам. В них публиковались произведения известных детских авторов, в частности. Корнея Чуковского. В качестве бесплатных приложений к журналу издавались собрания сочинений русских и зарубежных авторов. Имел огромный тираж – 275 тысяч экземпляров. Закрыт был в 1918 г.
“Русская мысль” (1880-1918) – известное либеральное издание. Это наиболее интересное издание своего времени по составу сотрудников. Здесь печатались ведущие профессора Московского университета: Семеновский, Ключевский, Костомаров, Миллер и другие. Выступали крупные земские деятели, публиковались талантливые публицисты Головачев, Венгеров, Вас. Немирович-Данченко. После ссылки с ним сотрудничал Чернышевский, редактировал отдел беллетристики Чехов. На страницах журнала увидели свет произведения Короленко, Чехова, Мамина-Сибиряка, Г.Успенского, Григоровича, Плещеева, Апухтина. Печатались произведения зарубежных авторов – Г.Сенкевича и Э.Ожешко. Номер обычно состоял из двух частей. Первой – литературной и научно-популяной; второй – публицистической. Журнал отрицательно относился к идеям марксизма, даже отклонил одну из статей Ленина. После революции 1905 г. стал органом кадетской партии. В 1918 г. был закрыт большевиками как реакционный.
“Русское богатство ” (1876) – один из крупных журналов в России, он приобретает особое значение в 80-е гг., когда издателями его становятся члены артели литераторов-народников, а затем литератор Л.Е. Оболенский. Это ежемесячное издание с философским, нравственно-религиозным уклоном. С 1892 г. издание переходит в руки публицистов-народников С.Н.Кривенко и Н.К.Михайловского. Особый интерес читателей вызвала полемика на страницах журнала с идеями марксизма, критика изданий “легального марксизма”. В ней участвовали Михайловский и Струве. Затем они перешли к критике трудов Маркса, Энгельса, Плеханова. Но в целом издание носило демократический характер. Особенно этому способствовала публицистическая деятельность В .Г.Короленко. Здесь он впервые выступил в 1886 г. с рассказом “ Лес шумит”. Активно он сотрудничал в журнале в 1892-1894 гг. В 1895 г. он был утвержден одним из официальных издателей журнала. Журнал полемизировал с консервативными изданиями по поводу пережитков крепостной системы, широко освещал внутриполитическую жизнь страны. Они касались вопросов деятельности земств, произвола администрации, национальной политики, экономического положения низших слоев. Журнал встречал интерес в слоях интеллигенции. Его тираж составлял в 90-е гг. 14 тысяч экземпляров. На его страницах печатались Достоевский и Л.Толстой, Андреев, Вересаев, Куприн, Бунин, Мамин-Сибиряк и другие. Журнал поддерживал писателей реалистического направления и критиковал сторонников чистого искусства и декадентства. После первой русской революции стал выразителем идей, промежуточных между эсерами и кадетами. То есть противником подпольной революционной деятельности, террора и сторонниками парламентских методов реформирования жизни и мирной тактики совершенствования общества. В 1914-1917 гг. журнал выходил под названием “Русские записки”. В 1918 г. вернулся к прежнему названию, но был закрыт по решению советской власти, как издание, начавшее бороться против диктатуры большевиков.


35. Начало публицистической деятельности А.М.Горького.
“Самарская газета”.. Это было типичное либерально-буржуазное издание. В нем были отделы хроники, обозрений столичной и провинциальной жизни, публиковались корреспонденции и фельетоны. С газетой сотрудничали Гарин-Михайловский, Скиталец. Тираж газеты составлял 2-3 тысячи экземпляров. Именно в этой газете и начал свою публицистическую деятельность А.М.Горький.

Весной 1894 г. по рекомендации Короленко он переезжает из Нижнего Новгорода в Самару и становится сотрудником «Самарской газеты». Он выступает как обозреватель провинциальной прессы, ведет городской фельетон «Между прочим», печатает отдельные статьи, рассказы и художественные произведения («Старуха Изергиль», «Песнь о Соколе»).
Он считал, что работая в газете, он может бороться за правду и добро, рассматривал ее как “бич обывательской совести, благородный колокол, вещающий только правду”. Он протестует, обличает своими выступлениями в газете различные стороны жизни: дикость, бескультурье, пустоту обывательской жизни, бесправие женщин, издевательство над человеческим достоинством. Он пишет о фабриканте, нещадно использующем детский труд. Показывает нечестность купцов и людей интеллигентных профессий – врачей, адвокатов. Рисует забитость крестьян и грубость чиновников и купцов по отношению к ним. Будущий писатель давал как бы портрет всей провинциальной российской жизни. Это необычно смело для провинциальной газеты.

В 1896 г. журналист возвращается в Нижний Новгород в качестве корреспондента газеты «Одесские новости» на открывшейся в городе Всероссийской выставке промышленности и художеств. Одновременно пишет статьи и очерки для газеты «Нижегородский листок».
М. Горький оказался одним из немногих русских журналистов, кто скептически отнесся к замыслу и экспозиции выставки. Выставка 1896 г. должна была по замыслу правительства показать особые успехи, достижения русского капитализма за последние годы. Но Горький увидел за размахом, экспонатами выставки многие недостатки, несовершенства русской жизни конца XIX в. Машины, представленные в павильонах, не облегчают труд рабочих: не машина служит человеку, а человек служит машине. На выставке не были замаскированы факты эксплуатации рабочих, бросались в глаза засилье в промышленности иностранных предпринимателей-капиталистов, ложный патриотизм устроителей, которые хотели некоторые образцы кустарных производств выставить в качестве национальных достижений (велосипед, пианино, сделанные вручную кустарями-одиночками).
Не принесла журналисту полного удовлетворения и культурная программа выставки. Горький высоко оценил выступления Малого театра, чешского дирижера Главача, русской сказительницы Ирины Федосовой, некоторые картины худож


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.