Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2017-07-01 | 160 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Журналы 1769 года.
В канун и во время восстания Пугачева возникли произведения литературного и публицистического характера, вышедшие из народной среды. Это рукописные повести («Повесть о господине и приказчике», отличающаяся сатирической остротой, «Сказание о деревне Киселихе» и некоторые другие), плачи, челобитные («Челобитная к богу»). До нас дошло небольшое число этих произведений. Наиболее сильное впечатление оставляет «Плач холопов», написанный между 1767— 1769 гг., который явился откликом народа на Комиссию нового Уложения и указы Екатерины. Социально острый по своему содержанию, «Плач», автором которого был, очевидно, крепостной поэт, написан рифмованным стихом. И стих, и народная лексика, простота речи – все говорило о близости этого произведения к фольклору. «Плач холопов» раскрывает перед читателем ужасающую картину произвола господ и бесправного положения народа в самодержавно-крепостническом государстве. Это произведение, вышедшее из народной среды, полно не только скорби и отчаяния, вызванного сознанием безысходности положения, но и гнева против угнетателей, против рабства.
Во многом плач перекликается с яркими документами народной публицистики — пугачевскими манифестами, указами, воззваниями. Воззвание Пугачева к яицким казакам А.С. Пушкин назвал «удивительным образцом народного красноречия, хотя и безграмотного». Эта народная публицистика отразила классовую борьбу крестьян с помещиками и носила ярко выраженный агитационный характер.
Рост оппозиционных настроений, усилившееся воздействие литературы на формирование общественного сознания вынудили Екатерину прибегнуть к новой возможности оказать влияние на общественное мнение. С начала 1769 г. она начинает издавать сатирический журнал под названием «Всякая всячина». «Всякая всячина» обильно черпала материал из английского сатирико-юмористического журнала «Зритель». Формально издателем журнала считался секретарь Екатерины Г.В. Козицкий, но фактически руководство журналом осуществлялось самой императрицей, и это не было секретом в литературных кругах.
|
В первом номере «Всякой всячины», который раздавался бесплатно, было написано: «Сим листом бью челом; а следующий впредь изволь покупать». Здесь же помещалось обращение «Ко читателю». Екатерина поощряла других литераторов к изданию подобных «сатирических» журналов, причем желающие издавать подобные журналы могли не открывать своих имен.
Так как «Всякая всячина» была объявлена журналом сатирическим, то Екатерина поспешила объяснить, что имеет она в виду под сатирой и «какой оная быть должна».
«Всякая всячина» не признавала критики социальных недостатков действительности, она порицала, и то в «улыбательном духе», явления, нежелательные для правительства, или такие пороки, как скупость, мотовство и щегольство дворянства, суеверия, неумение держать себя в обществе и т. д. Она показывала пример благонамеренной журналистики, предлагая «не целить на особ, а единственно на пороки», т. е. на общечеловеческие недостатки. «Всякая всячина» выступила со своей, не скрывающей ее официозный характер программой, которой должны были следовать издатели журналов:
«1) Никогда не называть слабости пороком.
Хранить во всех случаях человеколюбие.
Не думать, чтоб людей совершенных найти можно было, и для того
Просить бога, чтоб нам дал дух кротости и снисхождения».
Далее предписывалось «никому не думать, что он один весь свет может исправить» («Всякая всячина», 1769, 1 мая).
«Всякая всячина» стремилась затушевать реальные пороки русской действительности, превознося вместе с тем правление и законодательные мероприятия императрицы. Журналистам надобно толковать о достоинствах правительства, а не писать о недостатках русской жизни. «Всякая всячина» писала, что манифестом от 18 июля 1762 г. взяточничество в России осуждено и те, кто продолжает жаловаться на судей, повинны сами, так как они сами искушают судей взятками, от которых те по слабости человеческой не могут отказаться, что и приводит подчас к неправым решениям.
|
«Улыбательный» тон сатиры сменяется на весьма резкий в тех случаях, когда обличается свободомыслие. В 22-м номере «Всякой всячины» была помещена сказка, которая в аллегорической форме рассказывала о том, как «мужику» было решено сшить новый кафтан, созвали портных, но дерзкие мальчики, которых позвали на помощь (имелись в виду неугодные императрице депутаты, выступившие в Комиссии в защиту крестьянства), помешали портным сшить кафтан по размеру (т. е. дать народу соответствующее законодательство).
Большинство материалов в журнале принадлежало Екатерине, хотя помимо нее в нем принимали участие и другие авторы: Г.В. Козицкий, А.О. Аблесимов, А.П. Сумароков, И.П. Елагин и др.
новиков- идейн противник ек2
Призыв «Всякой всячины» не остался неуслышанным. Один за другим стали появляться в 1769 г. журналы: «И то, и сё» М.Д. Чулкова (интерес к фольклору, отчётл нац-е тенденц, стремится создать нов жанры-быт.повесть, быт.рассказ, нет сатиры, даже боялся. Гл.идея-борьба мал.чела за своё место в жизни, заполняет все№ своими пр-ми, популяр-ть падает-тады с 5№ приглаш Сумарокова), «Ни то, ни сио в прозе и стихах» В.Г. Рубана (существует на ср-ва, собир-е за оды, публик переводы, закрылся после№20), «Поденщина» В.В. Тузова, журнал «Полезное с приятным» И.А. де Тейльса и И.Ф. Румянцева,(шляхетский корпус, снач полумес. Изд, после2х№-еженед, переводы заграничн нравоучит статей, не участв в полемике. «Смесь» — издатель этого журнала точно не установлен, «Трутень» Н.И. Новикова, «Адская почта» Ф.А. Эмина. «Бабушка» русских журналов, как называла себя «Всякая всячина», вскоре разочаровалась в своих «внучатах», которые не хотели идти по тропе, проложенной ею. Различные по степени своей социальности, по объему и периодичности, журналы сыграли положительную роль в развитии русской общественной мысли. Наиболее сатирически острыми из них были «Трутень», «Адская почта» и «Смесь».
|
Литературная форма сатирического журнала была открыта в западноевропейской литературе конца 17— начала 18 в. Образцом для русских сатирических журналов являлись английские нравоучительно-юмористические издания. Использовав опыт европейских предшественников и первого русского сатирического журнала Сумарокова «Трудолюбивая пчела», русские сатирики Ф. Эмин и особенно Н. Новиков создали новый тип сатирического журнала, в котором на смену юмористически занимательному сюжету пришла сатира, насыщенная острым, социально-злободневным содержанием.
Однако вышедшие в 1769 г. журналы просуществовали недолго. Так, журнал «Поденщина» — всего около пяти недель (выпускался он ежедневно, объемом в 4 странички). Остальные, кроме «Трутня» и «Всякой всячины», прекратили свое существование в том же 1769 г. Лучшие сатирические журналы быстро разгадали, что издание Екатериной литературного журнала еще один тактический ход в политике. Ф. Эмин сравнивал политику Екатерины с заигрыванием легкомысленной девицы, которая «всем понравиться хочет».
Журнал «Адская почта» был ежемесячным изданием одного автора, писателя-разночинца Федора Эмина, который называл себя турецким подданным, распространял о себе небылицы. На самом деле родился на Украине или в Польше, в Турции принял магометанство, владел несколькими языками. Эмин построил журнал в форме переписки двух бесов — Кривого и Хромоногого. В конце каждой книжки журнала (было выпущено шесть книжек с июля по декабрь 1769 г.) помещались «Ведомости из ада».
И «Адская почта», и в еще большей степени журнал «Смесь» публиковали материалы, в которых содержалась сатира на лица. В переписке бесов современники улавливали намеки на конкретные события и конкретных лиц русской жизни. Выбор фантастической формы издания придавал ему занимательность, делая более доступным для демократического читателя. Ведь даже бесы, духи зла, обличая пороки современного общества, возмущаются испорченностью людей.
«Адская почта» и «Смесь» сразу стали на сторону издателя самого остросатирического журнала «Трутень», который с первого номера вступил в полемику с псевдосатирической «Всякой всячиной».
|
Вскрывая смысл деятельности Екатерины во «Всякой всячине», журнал «И то, и сио» Михаила Дмитриевича Чулкова остроумно писал: «Ты исправила грубые наши нравы и доказала нам, что надобно обедать тогда, когда есть захочется. Твоя философия научила нас и тому, что ежели кто не имеет лошади, тот непременно пешком ходить должен».
Роль Ломоносова (1711 – 1765) в развитии русской журналистики
Михаил Васильевич Ломоносов — крупнейший поэт первой половины 18 столетия, выдающийся ученый, представляющий собой поразительное явление в развитии русской культуры и науки.
Литературная деятельность Ломоносова протекала в русле классицизма. Он смог, продолжая развивать достижения своих предшественников и современников, сказать новое слово в области художественной практики и литературной теории. «Имя основателя и отца русской поэзии,— говорит Белинский,— по праву принадлежит этому великому человеку. Натура преимущественно практическая, он был рожден реформатором и основателем».
Именно он создал реальную систему стиха, реформировал русский литературный язык.
Широко известна биография Ломоносова, сына поморского крестьянина-рыбака.
М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист, поэт, просветитель — оставил заметный след и в области журналистики. Заботясь о развитии русского просвещения, Ломоносов понимал, какую большую роль в распространении и пропаганде научных знаний, в развитии русской культуры играет журналистика.
Благодаря инициативе и энергии Ломоносова в январе 1755 г. стал издаваться при Академии наук первый крупный научно-литературный журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие», издатели которого обязывались публиковать «сочинения, какие только обществу полезны могут быть». Журнал стал выходить 2000-м тиражом (12 раз в год). Однако уже с 1758 г. тираж уменьшился до 1200, так как прежний тираж не расходился. Журнал был предназначен для широкого читателя. На виньетке, открывавшей каждый полугодовой номер, значился девиз: «Для всех».
Одним из требований, выдвигаемых к авторам статей, было требование ясности и доступности.
Это был интереснейший научно-популярный журнал, в котором публиковались материалы официально-политического характера, статьи о разных отраслях науки, сочинения древних и современных писателей.
На страницах журнала велась пропаганда науки и борьба с невежеством, суевериями. В журнале предполагалось «исключить все из журнала статьи богословские и вообще все, касающиеся до веры...». «Ежемесячные сочинения» заполнялись переводными материалами, научными и литературными (здесь были, в частности, напечатаны философские повести Вольтера «Задиг», «Микромегас»).
|
В журнале печатались многие крупные русские писатели и ученые: В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, И.П. Елагин, экономист П.И. Рычков. Ломоносов мало выступал на его страницах в силу серьезных разногласий с редактором журнала историком Миллером. Статьи на экономические темы поднимали вопросы о мануфактурах, ремеслах, купечестве. Большое место отводилось статьям по истории, с которыми особенно часто выступал Миллер. Одна из статей, «Опыт новейшая истории о России», печатавшаяся в трех книжках журнала за 1762 г., вызвала резкую критику Ломоносова. Несмотря на использование первоисточников, тщательное изучение разнообразных материалов, работа Миллера имела все недостатки старых исторических трудов: обилие частностей, неумение найти генеральные линии в развитии событий, пренебрежение к философии, истории. Ломоносов выступал против искажения Миллером русской истории, его пренебрежительно-высокомерного отношения к русскому народу.
Среди литературных работ, печатавшихся в журнале, следует назвать опубликованные в 1755 г. статью В. Тредиаковского «О древнем, среднем и новом стихотворении российском» и две статьи анонимные: «О качествах стихотворца рассуждение» и «Рассуждение о начале стихотворства». Статьи поднимали важные теоретические вопросы русского стихосложения и вместе с тем отражали литературную полемику того времени.
Особое место в истории журналистики принадлежит полемической статье М.В. Ломоносова «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии». Непосредственным поводом к написанию статьи послужила необходимость ответить немецкому рецензенту, подвергнувшему в 1752 г. в лейпцигском журнале необоснованной критике разработанную Ломоносовым теорию теплоты («О причине теплоты и стужи»). В 1754 г. с критикой теории теплоты выступил и «Гамбургский корреспондент».
При Академии наук с 1727 г. выходил научный журнал на латинском языке «Комментарии», в котором публиковались полностью или частично научные работы. С выходом в 1750 г. «Новых комментариев» публикуемые работы часто получали оценку в заграничных журналах. Иностранные рецензенты, весьма благосклонно относившиеся к работам, напечатанным в научных журналах Академии наук, постоянно подвергали критике научные труды Ломоносова, которые делали его первооткрывателем в ряде областей науки. Предвзятость их оценок была очевидной.
Ломоносов взялся отвечать заграничным оппонентам, в утверждениях которых он увидел беспринципность и недобросовестность, пагубную для выявления научных истин.
Статья была написана по-латыни в 1754 г., а через год опубликована на французском языке в амстердамском журнале «Nouvelle Bibliotheque Germanique».
Ломоносов не ограничивается полемикой только по научным вопросам, он поднимает ряд принципиальных проблем, касающихся прав и обязанностей журналистов вообще.
Ломоносов полемично и темпераментно доказывает невежество «рецензента» и неспособность его понять новую теорию. Недобросовестные приемы критики способствуют искажению мысли ученого, ему приписывают невежественные суждения.
В заключение статьи Ломоносов излагает свои знаменитые семь правил, которые следует «затвердить как лейпцигскому журналисту, так и всем подобным ему».
Во-первых, Ломоносов считает, что журналист должен взвесить свои силы, способен ли он «уметь схватить новое и существенное в сочинениях, принадлежащих иногда людям самым гениальным».
Второе правило: «Чтобы быть в состоянии произвести приговор искренний и справедливый, надобно освободить свой ум от всякого предрассудка, от всякого предубеждения...»
Третье: журналист должен уметь аргументировать свои возражения, «он должен неоднократно взвесить то, что намерен сказать для того, чтоб быть в состоянии оправдать свои слова, если в том встретиться надобность».
Далее: «Журналист не должен торопиться порицать гипотезы. Они позволительны в предметах философских, и это даже единственный путь, которым величайшие люди умели открыть истины самые важные».
«Особенно же пусть журналист запомнит, что всего бесчестнее для него красть у кого-либо из своих собратьев высказываемые мысли и суждения и присваивать их себе, как будто бы он сам придумал их!»
Ломоносов пишет, что одни сомнения и вопросы не дают журналисту права осуждать сочинение и он не должен считать, «что непонятное и необъяснимое для него, таково же и для автора...»
Последнее, седьмое правило говорит о том, что журналист «никогда не должен иметь слишком высокого мнения о своем превосходстве, о своем авторитете и о достоинстве своих суждений».
Из этих правил, изложенных Ломоносовым, вырисовывается нравственный облик истинного, серьезного журналиста.
Журналы 1769 года.
В канун и во время восстания Пугачева возникли произведения литературного и публицистического характера, вышедшие из народной среды. Это рукописные повести («Повесть о господине и приказчике», отличающаяся сатирической остротой, «Сказание о деревне Киселихе» и некоторые другие), плачи, челобитные («Челобитная к богу»). До нас дошло небольшое число этих произведений. Наиболее сильное впечатление оставляет «Плач холопов», написанный между 1767— 1769 гг., который явился откликом народа на Комиссию нового Уложения и указы Екатерины. Социально острый по своему содержанию, «Плач», автором которого был, очевидно, крепостной поэт, написан рифмованным стихом. И стих, и народная лексика, простота речи – все говорило о близости этого произведения к фольклору. «Плач холопов» раскрывает перед читателем ужасающую картину произвола господ и бесправного положения народа в самодержавно-крепостническом государстве. Это произведение, вышедшее из народной среды, полно не только скорби и отчаяния, вызванного сознанием безысходности положения, но и гнева против угнетателей, против рабства.
Во многом плач перекликается с яркими документами народной публицистики — пугачевскими манифестами, указами, воззваниями. Воззвание Пугачева к яицким казакам А.С. Пушкин назвал «удивительным образцом народного красноречия, хотя и безграмотного». Эта народная публицистика отразила классовую борьбу крестьян с помещиками и носила ярко выраженный агитационный характер.
Рост оппозиционных настроений, усилившееся воздействие литературы на формирование общественного сознания вынудили Екатерину прибегнуть к новой возможности оказать влияние на общественное мнение. С начала 1769 г. она начинает издавать сатирический журнал под названием «Всякая всячина». «Всякая всячина» обильно черпала материал из английского сатирико-юмористического журнала «Зритель». Формально издателем журнала считался секретарь Екатерины Г.В. Козицкий, но фактически руководство журналом осуществлялось самой императрицей, и это не было секретом в литературных кругах.
В первом номере «Всякой всячины», который раздавался бесплатно, было написано: «Сим листом бью челом; а следующий впредь изволь покупать». Здесь же помещалось обращение «Ко читателю». Екатерина поощряла других литераторов к изданию подобных «сатирических» журналов, причем желающие издавать подобные журналы могли не открывать своих имен.
Так как «Всякая всячина» была объявлена журналом сатирическим, то Екатерина поспешила объяснить, что имеет она в виду под сатирой и «какой оная быть должна».
«Всякая всячина» не признавала критики социальных недостатков действительности, она порицала, и то в «улыбательном духе», явления, нежелательные для правительства, или такие пороки, как скупость, мотовство и щегольство дворянства, суеверия, неумение держать себя в обществе и т. д. Она показывала пример благонамеренной журналистики, предлагая «не целить на особ, а единственно на пороки», т. е. на общечеловеческие недостатки. «Всякая всячина» выступила со своей, не скрывающей ее официозный характер программой, которой должны были следовать издатели журналов:
«1) Никогда не называть слабости пороком.
Хранить во всех случаях человеколюбие.
Не думать, чтоб людей совершенных найти можно было, и для того
Просить бога, чтоб нам дал дух кротости и снисхождения».
Далее предписывалось «никому не думать, что он один весь свет может исправить» («Всякая всячина», 1769, 1 мая).
«Всякая всячина» стремилась затушевать реальные пороки русской действительности, превознося вместе с тем правление и законодательные мероприятия императрицы. Журналистам надобно толковать о достоинствах правительства, а не писать о недостатках русской жизни. «Всякая всячина» писала, что манифестом от 18 июля 1762 г. взяточничество в России осуждено и те, кто продолжает жаловаться на судей, повинны сами, так как они сами искушают судей взятками, от которых те по слабости человеческой не могут отказаться, что и приводит подчас к неправым решениям.
«Улыбательный» тон сатиры сменяется на весьма резкий в тех случаях, когда обличается свободомыслие. В 22-м номере «Всякой всячины» была помещена сказка, которая в аллегорической форме рассказывала о том, как «мужику» было решено сшить новый кафтан, созвали портных, но дерзкие мальчики, которых позвали на помощь (имелись в виду неугодные императрице депутаты, выступившие в Комиссии в защиту крестьянства), помешали портным сшить кафтан по размеру (т. е. дать народу соответствующее законодательство).
Большинство материалов в журнале принадлежало Екатерине, хотя помимо нее в нем принимали участие и другие авторы: Г.В. Козицкий, А.О. Аблесимов, А.П. Сумароков, И.П. Елагин и др.
новиков- идейн противник ек2
Призыв «Всякой всячины» не остался неуслышанным. Один за другим стали появляться в 1769 г. журналы: «И то, и сё» М.Д. Чулкова (интерес к фольклору, отчётл нац-е тенденц, стремится создать нов жанры-быт.повесть, быт.рассказ, нет сатиры, даже боялся. Гл.идея-борьба мал.чела за своё место в жизни, заполняет все№ своими пр-ми, популяр-ть падает-тады с 5№ приглаш Сумарокова), «Ни то, ни сио в прозе и стихах» В.Г. Рубана (существует на ср-ва, собир-е за оды, публик переводы, закрылся после№20), «Поденщина» В.В. Тузова, журнал «Полезное с приятным» И.А. де Тейльса и И.Ф. Румянцева,(шляхетский корпус, снач полумес. Изд, после2х№-еженед, переводы заграничн нравоучит статей, не участв в полемике. «Смесь» — издатель этого журнала точно не установлен, «Трутень» Н.И. Новикова, «Адская почта» Ф.А. Эмина. «Бабушка» русских журналов, как называла себя «Всякая всячина», вскоре разочаровалась в своих «внучатах», которые не хотели идти по тропе, проложенной ею. Различные по степени своей социальности, по объему и периодичности, журналы сыграли положительную роль в развитии русской общественной мысли. Наиболее сатирически острыми из них были «Трутень», «Адская почта» и «Смесь».
Литературная форма сатирического журнала была открыта в западноевропейской литературе конца 17— начала 18 в. Образцом для русских сатирических журналов являлись английские нравоучительно-юмористические издания. Использовав опыт европейских предшественников и первого русского сатирического журнала Сумарокова «Трудолюбивая пчела», русские сатирики Ф. Эмин и особенно Н. Новиков создали новый тип сатирического журнала, в котором на смену юмористически занимательному сюжету пришла сатира, насыщенная острым, социально-злободневным содержанием.
Однако вышедшие в 1769 г. журналы просуществовали недолго. Так, журнал «Поденщина» — всего около пяти недель (выпускался он ежедневно, объемом в 4 странички). Остальные, кроме «Трутня» и «Всякой всячины», прекратили свое существование в том же 1769 г. Лучшие сатирические журналы быстро разгадали, что издание Екатериной литературного журнала еще один тактический ход в политике. Ф. Эмин сравнивал политику Екатерины с заигрыванием легкомысленной девицы, которая «всем понравиться хочет».
Журнал «Адская почта» был ежемесячным изданием одного автора, писателя-разночинца Федора Эмина, который называл себя турецким подданным, распространял о себе небылицы. На самом деле родился на Украине или в Польше, в Турции принял магометанство, владел несколькими языками. Эмин построил журнал в форме переписки двух бесов — Кривого и Хромоногого. В конце каждой книжки журнала (было выпущено шесть книжек с июля по декабрь 1769 г.) помещались «Ведомости из ада».
И «Адская почта», и в еще большей степени журнал «Смесь» публиковали материалы, в которых содержалась сатира на лица. В переписке бесов современники улавливали намеки на конкретные события и конкретных лиц русской жизни. Выбор фантастической формы издания придавал ему занимательность, делая более доступным для демократического читателя. Ведь даже бесы, духи зла, обличая пороки современного общества, возмущаются испорченностью людей.
«Адская почта» и «Смесь» сразу стали на сторону издателя самого остросатирического журнала «Трутень», который с первого номера вступил в полемику с псевдосатирической «Всякой всячиной».
Вскрывая смысл деятельности Екатерины во «Всякой всячине», журнал «И то, и сио» Михаила Дмитриевича Чулкова остроумно писал: «Ты исправила грубые наши нравы и доказала нам, что надобно обедать тогда, когда есть захочется. Твоя философия научила нас и тому, что ежели кто не имеет лошади, тот непременно пешком ходить должен».
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!