Русская журналистика второй половины 50-х и начала 60-х годов XIX века. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Русская журналистика второй половины 50-х и начала 60-х годов XIX века.

2017-07-01 150
Русская журналистика второй половины 50-х и начала 60-х годов XIX века. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

до этого-жесткая цензура.

Аграрный вопрос. Как освободить крестьян?

1.без земли-монархисты,возм выкупить землю-либер демокр, с землей- револ демокр (совр-к)
После 1855 г. газеты снова получили право писать о событиях внешней и внутренней политики России. Стало легче организовать новую газету. В 1855-1864 гг. было разрешено к изданию около 60 газет, но реально издавалось 28. 1857- подготовка нового закона о печати.
2. Крестьянская реформа 1861 г. Крестьянская реформа способствовала распространению капиталистических отношений, росту городов и промышленности. Исчезал читатель-дилетант, интересующийся всем понемногу, но ничем в особенности, для дела. Периодическая печать из атрибута состоятельных слоев общества, превращается в прессу грамотных слоев населения. Появлялся новый массовый читатель – ремесленники, чиновники, извозчики, прислуга. А вместе с ним и новый тип газеты – массовый. Это привело к расширению прав печати, росту числа и значения частных газет. Это было узаконено в 1865 г. во “ Временных правилах о печати ”.

Издание массовых газет становится коммерческим предприятием, главной задачей которого не только информировать публику, но и извлекать прибыль из своего дела. Заметен рост интереса к газетам среди мещан, купечества и других слоях населения. Появились новые газеты “Народная летопись”, “Очерки”, “Неделя”. Последняя была демократической, выступала против пережитков крепостного права, писала о положении рабочих. В ней сотрудничали революционные демократы и народники, в частности П.Лавров и А.Герцен. Все три газеты были недолговечны.

В это время можно выделить несколько направлений периодических изданий по отношению к крестьянской реформе и ее осуществлению:
Славянофильские газеты “День” (1861), “Парус” (1859), “Москва” высказывались за необходимость освобождения крестьян с землей на основе общинного устройства и круговой поруки за выкуп. Но их издания.
“Почвеннические ” издания отстаивали идею необходимости осознания себя народом, консолидации на основе русской идеи, придание нации новой формы, взятой из нашей родной русской почвы. Причем под народом подразумевалось не только крестьянство, но и купечество. Это, например, журнал “Время”.
Монархические дворянские сословные издания выступали за сохранение прежних порядков при формальном освобождении крестьян. Выразителями чаяний землевладельцев были “Журнал землевладельцев”, “Земледельческая газета”, еженедельник “Домашняя беседа”, газеты “Весть” и “Гражданин”. Среди наиболее влиятельных монархических газет – “Московские ведомости” М.Каткова, который встал во главе этой старейшей русской газеты в 1863 г. Газета выступала за крепкую государственную власть, критиковала марксизм и осуждала рабочее движение.
Либерально-буржуазные газеты “Биржевые ведомости”, “Голос”, “Русские ведомости”, “Санкт-Петербургские ведомости” (до 1875 г.), “Новости”. Эти издания обзаводились собственными корреспондентами в различных уголках страны и за рубежом, создавали собственные типографии, внедряли технические новшества. Стала выходить почтовая газета “Северная почта”, которая отличалась большой скованностью и осторожностью суждений.
“Русский вестник” (1856) – либерально-консервативное издание М.Н.Каткова. В канун реформ он выступал за отмену крепостного права, но при сохранении царской власти и господствующего положения дворян-помещиков. Журнал активно выступает против демократов, в частности, против Герцена и Чернышевского. Издание имеет ярко выраженную патриотическую и государственную направленность – на его страницах критикуются все антирусские действия и намерения иностранных государств. Отстаивает интересы России и российского государства. С журналом сотрудничали многие крупные литераторы: Тургенев, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Л.Толстой, Достоевский, Крестовский ученые Вл.Соловьев, Н.Тихонравов, Ф.Буслаев. Это было авторитетное проправительственное издание, пользовавшееся вниманием читающей публики. Издавалось 50 лет и было закрыто после смерти М.Каткова.
Демократические издания – прежде всего журналы “Современник” и “Русское слово”.
“Современник” – после “мрачного семилетия” журнал, редактируемый Некрасовым, заметно оживился. Здесь стали печататься И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Л.Н.Толстой. Появляется на его страницах юмористический раздел “Ералаш” – и в нем афоризмы и сентенции пародийного персонажа Козьмы Пруткова. В средине 50-х с журналом начинает сотрудничать как литературный критик и публицист Н.Г.Чернышевский. Он возрождает принципы Белинского, вступает в полемику с представителями дворянской этики и либеральными беллетристами. Это приводит к демократизации издания. В 1858 г. в журнал приходит работать Н.А.Добролюбов. Это усиливает демократические перемены в “Современнике”. В журнале открывается отдел “Политика”. От обсуждения крестьянской реформы “Современник” переходит к революционной пропаганде идей крестьянского восстания, к утверждению, что крестьянская реформа обернулась обманом народа, и его интересы не будут в ее ходе удовлетворены. Здесь разоблачаются помещики-крепостники и одновременно критикуются либералы-соглашатели, которые своей политикой могут свести на нет все усилия демократических сил.

23. Российские газеты 60-х годов XIX века
В 1862 г. было разрешено печатать объявления всем газетам, это позволило многим из них существенно улучшить свое материальное положение. Кроме того, газеты стали распространять не только по подписке, но и продавать в розницу, прежде всего на железнодорожных вокзалах. А в 1865 г. “Временными правилами” была разрешена уличная продажа газет разносчиками. Такое право надо было купить. Первоначально им монопольно владели 13 хозяев, которые получали от полиции 176 нагрудных блях для своих торговцев.
Русское телеграфное агентство (РТА) было создано в 1866 г. Извещение об этом было дано в газете “Биржевые ведомости”, при которой уже 4 года действовало свое телеграфное бюро. Агентство получило разрешение иметь свои бюро в разных городах, издавать свои бюллетени телеграмм и продавать их. Первоначально оно распространяло иностранную политическую информацию и коммерческие новости на территории страны организациям, редакциям газет и частным лицам. Но вскоре стало собирать и распространять за границей через немецкое агентство Вольфа внутрироссийскую информацию. Это облегчило получение информации, особенно провинциальными газетами. Вскоре к первому телеграфному агентству в России прибавилось еще два – Международное телеграфное агентство (1871) и Северное телеграфное агентство (1882). “Телеграфные бюллетени” иногда становились самостоятельной газетой. Так было в случае с газетой “Телеграф”. Все это привело к изменениям в самой журналистской профессии. Репортеры стали самой важной фигурой в редакциях, от их разворотливости и умения найти интересные материалы зависел успех газеты. Изменилось и содержание газетных полос: внутренняя и внешняя политика стали главным содержанием ежедневной газеты. Появился жанр передовой статьи. Частные газеты оттесняют на второй план официальные издания. Увеличился формат газет. В зависимости от необходимости печатались дополнительные страницы или выпускались дополнительные выпуски. Появились постоянные рубрики. Общие для большинства газет: заграничные известия, телеграммы, фельетоны. Изменилось и внешнее оформление газет. Текст располагался в несколько колонок, особо стал оформляться “подвал” – нижняя часть полосы, куда обычно заверстывали фельетон или большую статью. Критика в газетах была академической, спокойной. Большинство материалов были без подписи и их авторы не были известны публике. Были материалы, которые начинались словами “По слухам”. Значительное место в газете занимали объявления – от половины до трех полос. В это время была издана первая рекламная бесплатная газета “Листок объявлений”. Но предприятие оказалось неудачным из-за преждевременности.
Сатирическая журналистика этого периода заслуживает нескольких слов. Журналы “Искра”, “Гудок”, “Будильник”, “Весельчак”, “Арлекин”, “Развлечение” пользовались большим спросом. Главный посыл этих изданий – “земля наша велика. Но смеха в ней мало. Смеяться надо всем, лишь бы не скучать”. Кстати, журнал “Гудок” издавал Д.Минаев. А в “Будильнике” начинал свою литературную деятельность А.П.Чехов.

“Русское слово” (1859-1866) – это было научно-популярное издание, отражавшее взгляды разночинной интеллигенции. В 1860 г. его редактором стал Г.Е.Благосветлов. В журнале были отделы науки и художественной литературы, критики и библиографии. На его страницах выступали Д.Писарев, П.Лавров, А.Щапов и другие представители демократической публицистики. Публицистическая

направленность издания подчеркивается преобладанием статей по истории, философии, экономике, литературе в его содержании.

“Вестник Европы” (1866-1918) – один из авторитетных и долговечных журналов России второй половины XIX в. Редактор – М.Стасюлевич, бывший профессор истории Петербургского университета. Историческое издание, ежеквартальное. С 1868 г. – ежемесячное. Первая часть отдавалась беллетристике и очеркам научного характера, вторая часть называлась “ Хроника” и содержала внутренние и иностранные сообщения, литературные обозрения, библиографию. В этом журнале одно время печатался В.Стасов. В беллетристическом отделе печатались Салтыков-Щедрин, Гончаров, Тургенев, Островский, Мамин-Сибиряк и другие известные писатели. Немало произведений западных авторов было опубликовано на его страницах – например, Эмиля Золя. Поэзия была представлена стихами Фета, Плещеева, Апухтина, Полонского, а также декадентов Гиппиус, Минского. Печатались философские статьи Вл.Соловьева, мемуары Панаева, Анненкова, Буслаева, Гончарова, Софьи Ковалевской. В отделе науки выступали со статьями крупнейшие естествоиспытатели И.Сеченов, И.Мечников, А Бекетов. В своих выступлениях журнал ставит важнейшие вопросы современности, требующие скорейшего разрешения: крестьянский, финансовый, судебный, земский. Реформа школы, администрации. Одновременно он выступает против революционных методов борьбы, называет русских социалистов-революционеров врагами мирного процесса, “политическими убийцами”. Журнал был закрыт большевиками в 1918 г.

24. Журналы Достоевского «Время» и «Эпоха». В конце декабря 1859 года, ровно через 10 лет после отправки на каторгу, Достоевский вернулся в Петербург. Он решил реабилитировать свое литературное имя и вместе с братом Михаилом он начал издавать литературно-художественный журнал "Время" (1861 - 1863), а чуть позже - "Эпоху" (1964-1865). Братья привлекли к сотрудничеству в своих журналах ведущих писателей и журналистов того времени. В журналах "Время" и "Эпоха" братья Достоевские выступали как идеологи "почвенничества" - специфической модификации идей славянофильства. Сутью этого направления было утверждение национальной самобытности и критическое отношение к западнической ориентации интеллигенции. Почвенничество было близко к идеям славянофильства. Скептически относясь к революционным путям преобразования России и Европы, Достоевский высказывал эти сомнения в художественных произведениях, статьях и объявлениях "Времени", в резкой полемике с публикациями "Современника". Суть возражений Достоевского - возможность после реформы сближения правительства и интеллигенции с народом, их мирного сотрудничества. Эту полемику Достоевский продолжает и в повести "Записки из подполья" ("Эпоха", 1864) - философско-художественной прелюдии к "идеологическим" романам писателя. “Программа” “Времени” была чрезвычайно разнообразна. Вот структура журнала, предложенная Достоевским: I. Отдел литературный. Повести, романы, рассказы, мемуары, стихи и т.д. II. Критика и библиографические заметки, как о русских книгах, так и об иностранных. Сюда же относятся разработки новых пьес, поставленных на наши сцены. III. Статьи ученого содержания. Вопросы экономические, финансовые, философские, имеющие современный интерес. Изложение самое популярное, доступное и для читателей, не занимающихся специально этими предметами. IV. Внутренние новости. Распоряжения правительства, события в отечестве, письма из губерний и проч. V. Политическое обозрение. Полное ежемесячное обозрение политической жизни государств. Известия последней почты, политические слухи, письма иностранных корреспондентов. VI. Смесь. а) Небольшие рассказы, письма из-за границы и из наших губерний и проч. б) Фельетоны. в) Статьи юмористического содержания. Прямым редактором журнала был М.М.Достоевский, поскольку Ф.М.Достоевский находился под надзором полиции. Только в 1873 году это препятствие было устранено. М.М.Достоевский занимался больше финансовыми вопросами журнала, Ф.М.Достоевский осуществлял литературное руководство. В журнале “Время” были опубликованы “Записки из мертвого дома”, “Униженные и оскорбленные” Ф.М. Достоевского, “Житейские сцены” Плещеева, “Грех да беда на кого не живет” Островского, “Мое детство” Воронова, “Зимний вечер в бурсе” Помяловского и др. Большое место отводилось французской уголовной хронике, мастерски обработанной в редакции; в статьях затрагивались вопросы воспитания молодежи; имелись отделы внутренних новостей и иностранных известий. Журнал был разнообразным и интересным для публики и собирал до четырех тысяч подписчиков. Достоевский ведет критический отдел, который был открыт статьей “Ряд статей о русской литературе. Введение”, он принимает также участие в других трудах по журналу, в составлении книжек, в выборе и заказе статей, а в первом номере взял на себя и фельетон “Сновидения в стихах и прозе”. В журналах братьев Достоевских публиковались и молодые авторы. Среди них была двадцатилетняя Аполлинария Суслова. В жизни Достоевского она сыграла роль роковой женщины, черты характера которой отразились потом в образах его инфернальных героинь (Полины, Настасьи Филипповны, Катерины Ивановны). В своих журналах Достоевский, призывая к “всеобщему духовному примирению”, пытался взять на себя роль посредника между либералами и революционными демократами. Стремясь стать выше борьбы партий, он призывал к духовному единению и братству сословий в России, к примирению дворянства и народа. Достоевский указывал, что, в отличие от Западной Европы, духовная связь между высшими классами и народом в России является якобы преимуществом ее исторического развития. Спор Достоевского с демократическим лагерем не ограничивался политическими вопросами. Достоевский выступает и с критикой эстетической программы революционных демократов. Он пишет полемическую статью “Г.-- бов и вопросы искусства”, направленную против Добролюбова и всего лагеря революционно-демократической литературы, стремясь нейтрализовать ее могучее влияние на читателей. Высмеивая заботу “утилитаристов” о пользе, о практическом значении искусства, которые якобы ставила во главу угла демократическая эстетика, Достоевский обвиняет ее в том, что она превращает искусство в сухое резонерство, умаляет значение художественности. “Записки из подполья” явились одним из наиболее тягостных и безысходных произведений Достоевского. Они направлены против революционно-демократического лагеря, в частности против исторического оптимизма Чернышевского и его романа “Что делать?”. В “Записках” утверждалось нравственное и патологическое “подполье” человека-индивидуалиста, замкнувшегося в антиобщественном мирке, злобном смаковании личного отщепенства, перебирающего грязь и гадость своего душевного “подполья”, стоящего за “гарантирование” своего “каприза”. В 1862 году Достоевский совершает свою первую поездку за границу, а по возвращении поместил в своем журнале “Зимние заметки о летних впечатлениях”, в которых подверг едкой критике буржуазные порядки и нравы Западной Европы. Достоевский зорко увидел фальшь и лицемерие буржуазного либерализма, торжество денежного мешка, благополучие буржуа, купленное ценой горя и страданий миллионов. Одна из глав, называющаяся “Опыт о буржуа”, содержит глубокую и резкую критику буржуазного либерализма. Журнал “Время” имел большой успех у публики. По свидетельству Н.Страхова, в 1861 году у него было 2300 подписчиков, во второй год - 4302. Гонорар редко падал ниже 50 рублей за печатный лист, составлял до 100 р. В мае 1863 года журнал “Время” был по высочайшему повелению закрыт. Это было связано со статьей Н. Страхова “Роковой вопрос”, посвященной польскому восстанию. Следующий журнал был назван “Эпоха” и открыт в 1864 году. Новый журнал братьев Достоевских просуществовал недолго (1864--1865). Он начался в неблагоприятных обстоятельствах: были проблемы с цензурой, изменились настроения публики. Все это требовало большой энергии от издателей, но Ф.М.Достоевский в это время находился у постели умирающей жены. Журнал выходил нерегулярно и у него не было уже успеха “Времени”. Последовавшие затем несколько смертей (Марьи Дмитриевны, жены писателя, Михаила Михайловича, его брата, и Аполлона Григорьева) окончательно подорвали состояние журнала. В 1865 году подписка журнала составляла 1300 подписчиков, это не могло покрыть расходов, и журнал был закрыт. Ф.М.Достоевский остался с долгом в 15 тысяч. В тяжелом 1865 году Достоевским был начат роман “Преступление и наказание”, напечатанный годом позже.

 

25. Журнал "Отечественные записки" в 70-е-80-е годы XIX века.
“Отечественные записки” всеми доступными методами протестовали против эксплуатации, против обезземеливания крестьян, против сословного неравенства. Здесь была опубликована поэма Некрасова “Русские женщины”, посвященная декабристам и их женам. На его страницах появились несколько статей, в частности Плеханова и Михайловского, рассказывающих о “Капитале” К.Маркса. Журнал пропагандировал произведения критического реализма в художественной литературе и критиковали сторонников чистого искусства. Уделяли внимание освободительной борьбе Болгарии и в связи с этим критиковали царскую власть. Вообще иностранная тема в публицистике использовалась для высказывания соображений по поводу внутренней политики России. Звучали здесь народнические идеи. Заметной вехой является опубликование публицистических произведений Салтыкова-Щедрин а. После смерти Некрасова именно он удержал журнал в демократическом русле, не дав либералам-народникам изменить его направление. Издание было закрыто в 1884 г. царскими властями.

«Отечественные записки» Некрасова
Журнал «Отечественные записки» возглавлял Некрасов. В качестве соредакторов выступали Салтыков-Щедрин и Елисеев, Журнал сохранял верность лучшим традициям журналистики 60-х годов. Его демократизм определялся враждой ко всем остаткам крепостнических отношений. Прежде всего он выступал против обезземеливания крестьян, против сословной неравноправности основной массы русского населения, высоких налогов, особенно выкупных платежей за землю.
Вместе с тем журнал протестовал против новых эксплуататоров — хищников-предпринимателей, пришедших на смену крепостникам.
Отметили сотрудники журнала и появление рабочего вопроса в России, хотя много внимания ему не уделяли, оставаясь по преимуществу идеологами трудового крестьянства, сторонниками крестьянской революции, общинного социализма.
Будучи легальным журналом, «Отечественные записки» поддерживали тех деятелей, которые действовали в подполье, вели мужественную прямую борьбу с самодержавием, особенно в годы второй революционной ситуации конца 70-х годов. Публикация поэмы Некрасова «Русские женщины», посвященной декабристам и их женам, мужественно разделившим с осужденными сибирскую ссылку, каторгу, была прямой моральной поддержкой тем революционерам, которые непосредственно боролись против самодержавия в 70-е годы.
Известное внимание «Отечественные записки» уделяли международному революционному движению, деятельности I Интернационала, марксизму. «Отечественные записки» уже в 1868 г. дали информацию о выходе книги «Das Kapital» К. Маркса на немецком языке. После выхода первого тома «Капитала» в 1872 г. в переводе на русский язык — это был первый перевод «Капитала» на иностранный язык — журнал напечатал несколько статей, связанных с книгой К. Маркса. Авторами этих статей были Н.К. Михайловский, В.И. Покровский и молодой Г.В. Плеханов. Однако всей глубины идей Маркса публицисты журнала не поняли, а Михайловский, будучи народником, выступил по вопросам марксизма, главным образом в полемических целях, одновременно используя критику капитализма в трудах Маркса. Как известно, народники отрицали прогрессивность капитализма в России.
Боевую позицию занял журнал в вопросах литературной критики. Здесь выступали Писарев, Салтыков-Щедрин и Михайловский. Все они были сторонниками реализма, критиковали теорию чистого искусства, искусства для искусства, натурализм и невзыскательность вкуса литературных ремесленников.
Журнал «Отечественные записки» постоянно печатал обозрения иностранной жизни французского публициста Шассена, уделял значительное внимание проблемам славянских стран, особенно Болгарии в связи с войной 1877—1878 гг. Все сотрудники журнала сочувствовали освободительной борьбе болгарского народа, помогали ему и желали победы, но вместе с тем использовали болгарскую тему для острой критики русских самодержавных порядков.
Особую роль в журнале «Отечественные записки» играла сатирическая публицистика М.Е. Салтыкова-Щедрина. Его публицистика — это подлинная летопись пореформенной России. Все жгучие проблемы русской жизни нашли отражение в публицистических циклах сатирика: «Дневник провинциала в Петербурге», «Благонамеренные речи», «Письма к тетеньке» и др.
Сатирик часто прибегал к гиперболе, фантастике, аллегории, другим формам эзоповского языка, в смешном и нелепом виде изображал представителей официальной бюрократии, много места отводил характеристике рождающегося русского капиталиста Дерунова. Много места по традиции «Современник» уделял разоблачению измен и предательств либерализма.
В связи с критикой либерализма писатель-публицист много внимания уделил характеристике либерально-буржуазной прессы, заклеймив ее продажность в вымышленном, но очень точном названии газеты «Чего изволите?». Пародии его на содержание статей, фельетонов буржуазной прессы, ее язык, стиль занимают существенное место в сатирических очерках, опубликованных в «Отечественных записках» («В среде умеренности и аккуратности», «Современная идилия» и др.). Салтыков-Щедрин был глубоким критиком несовершенств буржуазной демократии, немецкого милитаризма, о чем ярко свидетельствует его книга очерков «За рубежом».
После смерти Некрасова в 1877 г. Салтыкову-Щедрину пришлось в сложной борьбе с либеральными народниками отстаивать прежнее направление «Отечественных записок», и он с честью выполнял эту задачу вплоть до закрытия царским правительством в 1884 г. передового русского журнала.
К демократическим изданиям этой поры принадлежит журнал «Дело» и газета «Неделя».
Оба эти издания шли в русле идей «Отечественных записок», что не лишало их своеобразия и оригинальности.

Возродить «Время» в период, когда редакции даже не разрешили выступить с объяснением статьи, было невозможно. ММ обращается с просьбой открыть новый журнал «Правда». Журнал с таким названием не разрешила. И лишь после второго прошения с большой задержкой был разрешен журнал с названием «Эпоха». (1864-1865гг.)

Журнал заявлен как ежемесячное издание в 30-35 печатных листов, состоящее из 3 отделов: литературного, юридического и политического, а также «Приложений». Необходимость нового юридического отдела редакция объяснила необходимостью разъяснений «новых положений по судопроизводству», а также освещения «русских процессов» (опять интерес к психологии преступника ФМ).

Извещение о первом номере журнала осталось незамеченным, так как оно было в конце марта, когда подписка уже состоялась, а журнал уже вышел в начале апреля. Еще одной неприятностью было отсутствие ФМ в СПБ, он был с больной женой в М.. Непосильные нагрузки ММ вызвали резкое ухудшение здоровья, 10 мая ММ скончался. ФМ нужно было найти и деньги, и редактора. Его имя не могло стоять ни в качестве редактора, нив качестве издателя, т.к. он бывший политический преступник. Он выпросил у богатой тетке предварительное наследство в 10000, плзвал Порецкого, на которого легла вся работа. Номера по прежнему отставали с выходом, у подписчиков меняется к нему отношение. На журнале лежала «антипатриотическая» тень «Времени». Издатели сами закрыли журнал, выступив с объявлением в «Библиотеке для чтения».

 


26. М.Е. Салтыков-Щедрин – публицист и редактор. Публицистическая и редакторская деятельность М.Е. Салтыкова Щедрина в «Отечественных записках» явилась новым этапом той работы, которую он начал еще в «Современнике». В «Отечественных записках» сатирик работал 16 лет, с 1868 по 1884 г.; его произведения появлялись почти в каждой книжке и во многом определяли характер и на правление журнала. Начиная свое сотрудничество в «Отечественных записках», писатель опубликовал в 1868—1869 гг. два цикла: «Признаки времени» и «Письма о провинции». И в том и в другом произведении Салтыков-Щедрин, как бы подводя итог прожитому после реформы десятилетию, ставит вопросы: что изменилось в жизни России после реформы 1861 г.? Почему общественный подъем 60-х годов не принес ожидаемых результатов? В чем причина неудачи революционного движения? Эти проблемы волновали всех сотрудников «Отечественных записок» и их читателей. Салтыков-Щедрин увидел причину неудачи борьбы против самодержавия в том, что слишком неоднородно было «движение реформаторов», как он условно называл движение 60-х годов. Хотя крепостное право юридически было отменено, пережитки феодализма оказались настолько живучими, что сатирик имел полное право признать: крепостное право живет во всем.Оценивая другие реформы 60-х годов, Салтыков-Щедрин так же недвусмысленно раскрыл их крепостническую сущность. Салтыков-Щедрин верно раскрыл классовую природу земств, антинародный характер многих их начинаний. Никогда не выступая против земств как органов местного самоуправления, он был лишь против засевших в них крепостников-помещиков, которые прилагали все силы к сохранению своих привилегий. В 1872—1876 гг. Салтыков-Щедрин печатает на страницах «Отечественных записок» два новых публицистических произведения: «Дневник провинциала в Петербурге» (1872) и «Благонамеренные речи» (1872—1876). Оба эти цикла посвящены преимущественно дальнейшему развитию капитализма в России и отражению этого процесса в политической жизни страны. Писатель одним из первых в русской литературе создал типические образы представителей русской буржуазии 70—80-х годов и ее идеологов — либералов. Разоблачение либерализма становится одной из главных тем его литературной деятельности. Писатель смело осуждает политическую реакцию конца 60-х годов, критикует последующие реформы царского правительства, судебную в частности, затеянные для того, чтобы приспособить самодержавный режим к нуждам капиталистического развития. Особое место в цикле занимает рассказ о Дерунове, содержащий беспощадную характеристику «опоры» современного общества. Рассматривая общественную жизнь в годы реакции, Салтыков-Щедрин типичным явлением русской действительности называет «молчалинство». Безразличие к насущным вопросам современности, стремление к личному благополучию господствует в либеральном обществе. Салтыков-Щедрин, верно понимая характер русского капитализма как явления, обусловленного историческим развитием, не признавал капиталистические отношения вечными и неизменными. После поездки по Европе Салтыков-Щедрин печатает в «Отечественных записках» цикл очерков «За рубежом» (1880). Сатирик развеял ореол мнимой революционности, возникший вокруг буржуазных республиканцев, которые защищали в прессе и парламенте капиталистические порядки. Признал милитаризм важнейшей чертой в политике и настроениях немецкой буржуазии. Упоенная победой над Францией в 1870—1871 гг., Германия мечтала занять главенствующее положение в Европе. Салтыков-Щедрин высмеял эту претензию и заклеймил наглость прусской военщины. Он ставит вопрос о характере дальнейшего развития России и приходит к выводу, что она, так же как многие европейские страны, пойдет по пути капиталистического развития. «Письма к тетеньке» (1881—1882), «Современная идиллия» (1877—1883) и публицистические произведения, написанные после закрытия «Отечественных записок», рисуют русское общество в период обострения революционной борьбы и реакции, наступившей вслед за разгромом движения народников. Яркой сатирой на царский суд и расправу является сценка «Злополучный пискарь, или Драма в Кашинском окружном суде». В наиболее обобщенном виде тупость и реакционность царской бюрократии была воплощена писателем в образе ретивого начальника, который решил закрыть Америку. Не менее злую сатиру на либеральную прессу, явно повернувшую в конце 70-х годов к монархизму, содержит цикл «В среде умеренности и аккуратности». Сатирик вводит читателей во все тайны редакционной кухни и пародийно раскрывает сущность основных жанров буржуазной газеты: передовой статьи, фельетона, корреспонденций. Публицистика Салтыкова-Щедрина 70—80-х годов - это подлинная революционно-демократическая летопись всей пореформенной России. Резкость и непримиримость сатиры были отражением убежденности писателя в том, что необходимо решительно покончить с царизмом и эксплуататорами. Салтыков-Щедрин был и остается непревзойденным мастером публицистической сатиры, замечательным художником слова. В своем творчестве он часто прибегал к иносказанию, гиперболе, иронии, фантастике. Писатель быстро и верно умел подметить новое в экономике, политике, литературе. Это умение позволило ему раньше других, уже в на чале 70-х годов, создать яркие, типические образы.Огромная сила сатирического обобщения, типизации— яркая индивидуальная особенность стиля Салтыкова-Щедрина. Он мог схватывать явления в их становлении, росте. Салтыков-Щедрин был мастером эзоповского языка. Несмотря на многочисленные иносказания, на условность употребления ряда слов и оборотов речи, читатель, по свидетельству самого сатирика, хорошо понимал его. У него чрезвычайно сильно развито чувство слова, огромен словарный запас, поразительно умение использовать многозначность слов. Как никто, писатель умел выявить нужный смысловой оттенок в слове и с его помощью охарактеризовать любое жизненное явление, поведение отдельного человека или целой социальной группы. Сатирик в совершенстве постиг язык так называемого образованного общества — язык чиновников, адвокатов, либеральных писателей и журналистов, законодательных учреждений — и пародировал его в своих произведениях. Столь же хорошо знал он речь народа, крестьян, язык русских летописей. Для характеристики различных сторон русской жизни 70—80-х годов Салтыков-Щедрин охотно вводил в свои произведения литературные персонажи: Молчалина, Чацкого, Рудина, Глумова, Ноздрева и многих других — и заставлял их действовать. Писатель постоянно стремился сделать своих противников смешными, ибо смех — великая сила. Смех сатирика, злой и безжалостный, был направлен на расшатывание основ существующего строя, что прямо соответствовало тогда интересам народа.

27. Нелегальная революционная журналистика 70-х годов XIX века.
Нелегальные издания революционеров-народников – особенность этого периода. Их можно отнести к бесцензурной периодике. Само революционное народничество, ушедшее в подполье, разделялось на несколько групп, отличавшихся друг от друга в основном тактическими установками на революцию. Это — бакунисты, или анархисты, лавристы, или пропагандисты, и группа П.Н. Ткачева, которая придерживалась бланкистских установок. Каждое из этих направлений стремилось к созданию своего печатного органа.
Журнал “ Народное дело ” издавали сторонники анархиста Бакунина. Они писали о борьбе с угнетением трудящихся, пропагандировали революцию и создание революционной организации. Сотрудничали с 1 Интернационалом. Они же издавали за границей еще журнал “Община” и революционную газету “Работник ”.

Бакунисты уже в 1868 г. за границей организовали журнал «Народное дело». История этого журнала особенно интересна в связи с тем, что после выхода первого номера в редакции наметились разногласия и лидеру анархизма М.А. Бакунину, организовавшему журнал, пришлось его покинуть. Руководство «Народным делом» перешло в руки группы русских эмигрантов во главе с Н. Утиным, учеником и последователем Чернышевского. Группа Утина, ознакомившись с программой и деятельностью I Интернационала, порвала с Бакуниным и продолжила издание «Народного дела» как органа Русской секции I Интернационала. Утинская группа не перешла на позиции марксизма, но идея международной солидарности трудящихся, борьба с социальным угнетением привлекали их в деятельности Интернационала и их издание сыграло определенную роль в пропаганде на русской почве принципов международной революционной организации. Просуществовало издание до 1870 г.
Бакунисты издавали еще два периодических органа за границей — журнал «Община» и первую революционную газету для народа «Работник

Группа П. Лаврова издавала журнал и газету “ Вперед! ” В них рассказывалось о новых формах революционной борьбы и печатались запрещенные произведения. П. Лавров и его сторонники издавали в 1873—1875 гг. журнал и газету под названием «Вперед!». В этих изданиях защищалась идея подготовительной пропаганды социализма и революции в России силами народнической интеллигенции. Заслуга изданий Лаврова в широкой информации русского читателя о новых формах революционной борьбы в западноевропейских странах, публикации запрещенных в России произведений. Особенно выделяются две статьи Лаврова в газете «Вперед!», посвященные Парижской коммуне. Уделял внимание издатель и развитию социалистического движения в славянских странах.

Группа Ткачева издавала журнал-газету «Набат». Публицистическая деятельность Ткачева обратила на себя внимание Ф. Энгельса, который в работе «Эмигрантская литература» подверг серьезной критике социолого-теоретические и тактические представления этой группы русских народников.
Однако революционно-народническая печать в эмиграции не удовлетворяла нужды революционного движения в стране, и с 1878 г. делаются серьезные попытки создать тайные типографии и нелегальные периодические органы в самой России. Газета «Начало» была первой революционной газетой, издававшейся на территории страны. Ее преемницей стала газета «Земля и воля». Газета собрала лучшие силы революционного народничества. Здесь сотрудничали С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, молодой Г.В. Плеханов. Плеханов начинал свою революционную деятельность в рядах народничества, но позднее в 80-е годы перешел на позиции марксизма и, создав группу «Освобождение труда», стал первым пропагандистом революционного учения Маркса в России. Газета «Земля и воля» просуществовала недолго. Разногласия в рядах народников по проблемам политической борьбы и тактики индивидуального террора привели к расколу «Земли и воли», и вместо нее были созданы две организации и два издания: «Черный передел» и «Народная воля».
«Народная воля» — газета целенаправленная. Она отличалась тем, что ее основное содержание отражало жизнь и деятельность революционеров-террористов. Факты революционной борьбы подавались с налетом сенсационности. Газета издавалась с 1880 по 1885 г. Всего вышло 12 номеров и несколько «Листков «"Народной воли"». Члены этой организации (А.И. Ж


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.