Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-07-01 | 1329 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Герменевтика - искусство толкования - направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.
В широком смысле понятие «герменевтика» может иметь следующие значения:
1. искусство интерпретации (толкования) текстов,
2. теория понимания, постижения смысла,
3. искусства постижения чужой индивидуальности,
4. учения о принципах гуманитарных наук.
Сторонниками и философами, внесшими значительный вклад в герменевтику, являются Гадамер, Шлейермахер и Поль Рикёр. Другим активным идеологом герменевтики можно назвать философа и историка Вильгельма Дильтея. Дильтей стремился оспаривать методику изучения природы путем внешнего наблюдения; он был активным сторонником «вчувствования».
Герменевтикой называют теорию толкования текстов. Как философская дисциплина Г. начала складываться в нач. 19 в. Герменевтика – философская теория понимания. Сначала существовала как искусство понимания текста, как приемы интерпретации текстов. Используется, когда текст непонятен (принадлежит к другой исторической эпохе). Текст – любая знаковая система со смыслом, основанная на языке. Открыт для разных интерпретаций, проблема: а можно ли прийти к единой интерпретации, и есть ли вообще истина и наука? Любое социальное явление можно трактовать как текст. Герменевтика занимается процедурой понимания, цели понимания: у Шлейермахера – понять мысль автора, у Дильтея – духовный смысл текста. Разработка методологической программы исследования.
|
Шлейермахер. (18 в, современник Гегеля, протестантский теолог, толковал Библию) сделал герменевтику философским течением: гуманитарное познание как интерпретация текстов (письменных источников). Вчувствование в текст, понимание смысла → диалог с автором текста, он тоже индивидуальность, пытается донести смысл до читателя – надо понять, что автор вложил в текст → условия (субъект познания): принцип конгениальности (сопоставимость автора и интерпретатора), диалог с автором (поставить вопросы), герменевтический круг (смысл текста в целом зависит от фрагментов и наоборот). Цель – адекватное понимание автора текста как субъекта. Стремился создать общую герменевтику (описать в целом процедуру понимания). Гуманитарное знание связано с построением текста. Чтобы понять текст нужно применить метод чувствования. Нужно поставить себя на место автора.
Цель герменевтики – проникновение во внутренний мир автора данного текста. Понять текст=понять внутренний мир автора.
Дильтей (1833-1911). «Жизнь». Занимался поиском остатков жизни в тексте.
Науки о природе (связаны с объяснением; нацелено на поиск чего-то общего. Общее - закон).
Науки о духе (психология. Изучение самого чел.духа. Это понимание. Литературоведение, философия, история. Понимание – вжиться в автора. Задача понимания – чтобы исторический опыт автора нам стал ясен. К пониманию текста надо присоединить историческую обстановку автора). Чтобы понять автора, замысел текста, надо понять, вжиться, реконструировать эпоху, в которой творил автор. Акцент на социально психолого-исторический опыт, в котором находился автор.
Гадамер (сем.Алексеева).
Гуманитарные науки отличаются тем, что в них существуют гуманистические понятия:
1) Образование (цель – подъем к общему. Речь идет о приобщении к культуре, надо вживаться в мир культуры)
2) Здравый смысл
3) Способность суждения. Субъект (ученый) должен формулировать суждения. От человека требуется сформировать именно те суждения, которые необходимы. Беда – у человека складывается синкретичное восприятие действительности. Задача исследователя в том, чтобы дать то суждения, которое необходимо дать.
|
4) Вкус. Ученый должен воспитывать в себе способность дистанцироваться от самого себя: различать текст, оценки и собственные пристрастия. Возможность посмотреть на себя со стороны и оценить насколько ты объективен. Объективно и пристрастно должен относиться к самому себе.
5) Историческое чувство. Возможность для исследователя определить, что для той или иной эпохи было возможно или нет. Не судить о том или ином историч.периоде по сегодняшним меркам. Мы принадлежим истории, а не история нам.
6) Предрассудки.
Факты+свободный разум=объективное познание.
Предрассудок это предпонимание. Системы образования, традиции, научные школы. Не надо негативно относиться к тому, что явл.предрассудком. Опирать только на факты
В науках о природе историч.часть не так важна. О ней судим с позиции сегодняшнего дня.
В науках о духе, о культуре историч.исследования не устаревают. Существует классика, кот не устаревает. История философии для самой философии очень важна.
Субъект гуманитарных наук имеет дело с интерпретацией текста, но человек всегда является носителем определенной традиции, нет индивидуального мышления в чистом виде, вопрос в том, насколько человек это осознает. Осознание – задача герменевтики (и субъекта). Предрассудок в широком смысле слова – предустановки сознания, не осознаваемые человеком, две категории (как у Хайдеггера): случайные (с которыми боролись просветители), от них можно избавиться с помощью рефлексии (посмотреть на очевидное и задуматься, почему это очевидно), и неустранимые (показатель включенности в определенную историческую эпоху, ~ менталитет), у каждого человека есть ограниченный горизонт понимания. Перед человеком стоит задача рефлексии и расширения горизонта понимания (внутри него). Люди, писавшие тексты, тоже были включены в историческое развитие → их можно понять, но не адекватно, а по-своему, можно сближаться. Процедура понимания – субъект подходит к тексту с проектом, с ожиданием смысла, коррекция первоначальных ожиданий, герменевтический круг (от предпонимания к пониманию), получившийся смысл опять можно корректировать, и т. д. → разные интерпретации. На результат исследования влияют жизненный опыт и другие факторы, которых нет в естественных науках (+ уровень образования). Понимать текст – это значит понимать смысл проблемы, на которую этот текст направлен, но которая в нем не сформулирована.
|
Гадамер утвержает, что именно истина, на кот претендует текст, остается предпосылкой герменевтич усилий, поскольку истолкование текста, выраж истину, создает перспективу обогащения нашего знания. Интерпретация мб направлена на семантическую составляющую текста; толкования языкового, лингвистического смысла; историческое толкование; ценностный анализ. Интерпретатор должен находить новый, актуальный смысл и значение текста. Правила понимания текста – герменевтический круг – понимание части обуславливает предвидение целого наоборот. Еще один прием – уравнение позиций истолкователя и автора для уничтожения историч дистанции.
Герменевтический круг - метафора, описывающая взаимообусловленность объяснения и интерпретации, с одной стороны, и понимания — с другой.
Трактовки понимания: транспозиция (сопереживание, подражание); интерпретация (выявл значений, соотв смыслу автора); автономия объекта.
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!