Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема 2.2. Состав и особенности сметного финансирования и бюджетного нормирования расходов.

2017-07-01 653
Тема 2.2. Состав и особенности сметного финансирования и бюджетного нормирования расходов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Бюджетная система РФ

Основные понятия и термины:

Бюджет. Государственный бюджет. Расходы бюджета. Бюджетная система. Закрепленные доходы. Регулирующие доходы. Государственный внебюджетный фонд.Целевой бюджетный фонд. Дотации. Субвенции. Кредитные ресурсы. Межбюджетные отношения.

План изучения темы:

1. Экономическая сущность и содержание бюджета.

2. Бюджетная система РФ.

3. Бюджетное устройство. Межбюджетные отношения.

Экономическая сущность и содержание бюджета

Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране.

Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет – это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государственного аппарата и т. д.

Государственный бюджет – это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность осуществлять властные полномочия.

В то же время бюджет является категорией, которая свойственна различным отношениям. С зарождением и формированием государства связано возникновение и развитие бюджета. Для государства бюджет – это инструмент обеспечения непосредственно своей деятельности, и в то же время он является важным элементом для проведения социальной и экономической политики.

Задачи бюджета:

1) перераспределение ВВП;

2) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

3) государственное регулирование и стимулирование экономики;

4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Через формирование и использование централизованных фондов денежных средств на уровнях государственной и территориальной власти проявляется распределительная функция бюджета.

Государство с помощью государственного бюджета регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя средства бюджета на развитие и восстановление отраслей, регионов. И в связи с этим государство может ускорять или сдерживать темпы производства, усиливать или ослаблять рост капиталов и сбережений, изменять структуру спроса и предложения.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две стадии.

1. Образование доходов бюджета.

В процессе образования доходов бюджета происходит изъятие части ВВП в пользу государства. В связи с этим возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета преследуют единственную цель, заключающуюся в формировании доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны обезличенность и денежная форма. Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Источники налоговых доходов: прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента, добавленная стоимость, накопления и др.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате экономической деятельности государства или при перераспределении уже полученных государством доходов по уровням бюджетной системы.

Использование (расход) бюджетных средств

Расходы бюджета – это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

В основном расходы бюджета носят безвозвратный характер.

За счет расходов бюджета происходит перераспределение средств бюджета по уровням бюджетной системы через дотации, бюджетные ссуды, субвенции и др.

Структура расходов бюджета устанавливается в бюджетном плане и зависит, как и доходы бюджета, от экономической и иной ситуации в стране.

Контрольная функция бюджета действует вместе с распределительной и дает возможность осуществления обязательного государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Бюджетная система РФ

Бюджетная система – это главное звено финансовой системы государства, является составляющей частью бюджетного устройства.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государств, административно-территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении. Она основана на правовых нормах, экономических отношениях и государственном устройстве.

Построение бюджетной системы зависит от формы административного и государственного устройства страны. Все государства подразделяются, в зависимости от степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями на: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Бюджетная система состоит из бюджетов следующих уровней (ст. 10 БК РФ):

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ (РФ) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе:

а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

б) бюджеты городских и сельских поселений. Согласно ст. 11 БК РФ, федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который равен календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Государственный внебюджетный фонд – форма образования денежных средств, аккумулируемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. К ним относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования, т. е. местный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

В местных бюджетах, в соответствии с бюджетной классификацией РФ, раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий (ст. 14 БК РФ).

Бюджет муниципального района, т. е. районный бюджет, и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет.

Бюджет субъекта РФ, т. е. региональный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Использование органами государственной власти субъектов РФ иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ не допускается.

В бюджетах субъектов РФ, в соответствии с бюджетной классификацией РФ, раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФ в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», и расходных обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

В соответствии со ст. 16 БК РФ, федеральный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ, не допускается, за исключением случаев, установленных БК РФ и иными федеральными законами.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ образуют консолидированный бюджет РФ.

Целевой бюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда (ст.17 БК РФ).

Бюджетное устройство. Межбюджетные отношения

Бюджетное устройство – это организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимодействие входящих в нее бюджетов.

Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, существующих в стране.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. Бюджетная система в унитарных предприятиях включает два звена: государственный бюджет и местные бюджеты.

В соответствии с БК РФ, бюджетная система федеративных государств состоит из трех звеньев: государственный бюджет, бюджеты членов федерации (субъектов Федерации – в России), местные бюджеты.

Государственная бюджетная система состоит из трех звеньев и включает: республиканский (федеральный) бюджет; 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области; около 29 тыс. местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему.

Сложной проблемой в бюджетном устройстве является бюджетный федерализм, т. е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов.

В рамках межбюджетных отношений все бюджеты, которые входят в состав бюджетной системы РФ, взаимосвязаны.

Межбюджетные отношения – это отношения, которые возникают между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, которые связаны с формированием и исполнением соответствующих бюджетов (ст. 6 БК РФ).

Межбюджетные отношения основаны на следующих принципах:

1) распределение и закрепление расходов бюджетов по уровням бюджетной системы РФ;

2) разграничение регулирующих доходов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

3) равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований;

4) равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ;

5) выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.

Для совершенствования межбюджетных отношений необходимо:

1) оказывать поддержку субъектам Федерации таким образом, чтобы оставить им стимулы к развитию собственных источников дохода;

2) сделать схему группировки территорий по экономическим районам с учетом их экономического потенциала и природных условий более упорядоченной;

3) ввести эффективный механизм предоставления инвестиций для выравнивания уровней социально-экономического развития регионов.

Доходную часть территориальных бюджетов составляют закрепленные и регулирующие доходы, дотации и субвенции, а также кредитные ресурсы.

Закрепленными доходами считаются доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты.

Регулирующими доходами являются средства, направляемые от вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету, превышающие закрепленные доходы, для покрытия его расходов. Они зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета.

Дотации – определенные суммы денежных средств, передаваемые из вышестоящего бюджета для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.

Субвенции – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия.

Кредитные ресурсы – средства, передаваемые в качестве кредита, т. е. они должны быть возвращены с процентами или без них.

Вопросы и задания для самопроверки:

Литература:

Учет основных средств учреждения культуры

Основные понятия и термины по теме: Учет. Отчетность. Контроль.Статистический учет.Творческий отчет.

План изучения темы:

1. Роль и значение учета.

2. Виды учета. Требования к их орган изации.

3. Функции учета в управлении.

Роль и значение учета

Учет, отчетность и контроль являются частью информационного механизма менеджмента, связанного с характеристиками реальных результатов деятельности фирмы. Учет – это характеристика итогов деятельности фирмы в утвержденной системе показателей. Отчетность – периодически оформляемая документация, содержащая данные учета и предоставляемая в органы и инстанции, имеющие контрольные полномочия. Контроль же есть проверка выполнения принятых решений и утверждающих планов. Такие проверки предполагают данные учета и отчетности. Таким образом, эти виды управленческой деятельности настолько тесно связаны между собой, что их целесообразно рассматривать в едином технологическом комплексе.

Правильно организованные учет и отчетность играют важнейшую роль в технологии менеджмента. Фиксируя итоги деятельности за определенный период, данные учета и отчетности создают информационную базу данных как для контроля, так и для принятия последующих плановых и других решений. Без опоры на эти данные невозможна эффективная организация заработной платы, задание системы стимулирования. Без достоверных данных учета и отчетности невозможна выработка норм и нормативов, создание нормативной базы. Оценка результатов деятельности как фирмы в целом, так и ее подразделений, отдельных работников также предполагают наличие объективной картины результатов. Сведенные в региональном и общегосударственном масштабе данные учета и отчетности создают основу для выработки культурной политики, принятию решений по бюджету, для научно- теоретического анализа, выявления тенденций и закономерностей, действующих в сфере культуры, её отраслях, экономике и обществе в целом.

Не менее важна и правильно выстроенная система контроля. Контрольные проверки позволяют выявить степень выполнения принятых решений и планов, возможные отклонения в их реализации. Такие отклонения могут быть не только отрицательного, но и позитивного характера. Поэтому задачей контроля является отнюдь не выявление недостатков исключительно, но и наиболее успешного опыта работы. Более того, в процессе проверки может быть оказана необходимая организационная и технологическая помощь, проведено действенное консультирование. Контроль позволяет создать условия для пресечения злоупотреблений, соблюдения законности.

Виды учета. Требования к их организации

Из определения учета и отчетности видно, что центральную роль в их организации играет выбор системы конкретных показателей и принятие специального решения по утверждению их в качестве показателей учета и отчетности. Этим последние отличаются от показателей, фигурирующих в анализе, - там аналитик волен применять те показатели, которые наиболее соответствуют целям анализа. В учете же речь должна идти о стабильной системе характеристик.

Система учета и отчетности должна соответствовать нескольким очевидным требованиям:

- показатели учета и отчетности должны соответствовать планируемым показателям, иначе утрачивается единство информационного механизма менеджмента;

- система учета должна быть простой и ясной, по возможности исключать показатели, требующие перерасчета и использовать простые натуральные и стоимостные показатели;

- учет должен быть оперативен и своевременен – всякие «рисования» учета задним числом создают почву для злоупотреблений;

- учет должен быть максимально полным, т. Е. охватывать все стороны деятельности фирмы;

- данные учета и отчетности должны быть достоверными - как показывает практика, наиболее сложное для сферы культуры требование.

В сфере культуры действуют четыре вида учета и отчетности: текущий, статистический, бухгалтерский учет, а также творческий отчет.

Бухгалтерский учет является частью финансового контроля и настолько технологически специфичен, что образует достаточно развитую самостоятельную дисциплину менеджмента. Все виды учета, включая и творческий отчет, опираются на использование современных компьютерных технологий.

Статистический учет – это планомерный сбор и изучение количественных и

качественных явлений и закономерностей общего развития и конкретных условий времени и места (перепись наличия оборудования, определение средней заработной платы работников предприятия по категориям работающих, количество и качество вырабатываемой продукции, учет использования рабочего времени и т.п.). Данные о хозяйственных и производственных изменениях статистический учет получает и бухгалтерского и оперативного учета. На основе статистического учета определяются количественные и качественные показатели работы каждого предприятия. Операции и явления подлежат статистическому наблюдению, группированию, определению средних и относительных величин, индексов путем построения радов динамики, анализа и соответственно установления определенных закономерностей.

На основе данных текущего учета регулярно (обычно один раз в год) составляется статистический отчет. Статистический отчет заключается в заполнении специальной табличной формы. Для каждого типа учреждений культуры заполняется своя типовая форма статотчета согласно альбому типовых форм Государственного комитета по статистике (Госкомстата). В содержание такой формы входит подробная инструкция по ее заполнению, так что подготовка статистического отчета обычно особого труда не составляет — при условии хорошо налаженного текущего учета. В противном случае оформление статотчета превращается в «творчество» сомнительного характера.

Форма статотчета заполняется в трех экземплярах по истечении отчетного года, подписывается руководством фирмы и передается (высылается) в региональный орган Госкомстата и вышестоящую ведомственную инстанцию (учредителю). Один экземпляр остается в архиве фирмы.

Вышестоящие инстанции иногда требуют в качестве приложения к статистическому отчету подробную пояснительную записку о деятельности фирмы (годовой информационный отчет). Госкомстату такой отчет не требуется.
При всей уязвимости для критики действующих форм статистической отчетности они играют важнейшую роль, создавая информационную базу данных о состоянии и работе сферы культуры в региональном масштабе и масштабе страны в целом. Поэтому статистические показатели не могут произвольно меняться — в этом случае может наступить так называемый «обрыв в статистике» — ситуация, делающая невозможным прослеживание тенденций развития, в том числе и в историческом масштабе, затрудняет сопоставление различных периодов развития сферы и общества.

Текущий учет. Речь идет об учете текущей (каждодневной) деятельности фирмы. В силу этого его также называют оперативным (в отличие от других — так или иначе, но эпизодических видов учета и отчетности) учетом. Этот учет является базой, над которой надстраиваются все другие виды учета и отчетности — отсюда его еще одно название — первичный.

С некоторой степенью условности можно различать два вида текущего учета: количественный и качественный. Количественный учет связан с учетом объемов выполненной работы (количество мероприятий, посетителей, доход ит. п.). Типичным документом текущего учета в сфере культуры является журнал учета текущей работы. Обычно учет в нем ведется по следующим позициям: порядковый номер, дата, наименование работы, время начала и окончания, количество посетителей, подпись ответственного лица, примечания. Регулярно (ежемесячно, ежеквартально) данные об объеме выполненной работы суммируются с заполнением специальных таблиц. Страницы такого журнала пронумерованы, прошнурованы и должны скрепляться печатью, так как журнал является документом финансовой дисциплины. Хотя вести его могут должностные лица, которым это поручено, за достоверность, своевременность и полноту записей в журнале ответственность несет руководитель организации. К другим документам текущего учета относятся списки коллективов, журналы посещения кружков и коллективов, журналы дежурств и другие документы, в которых ведется учет работы в подразделениях и службах.

Что может подтвердить записи в журнале учета текущей работы? Не секрет, что в сфере культуры, в силу особенностей оказываемых услуг, имеются возможности для «рисования» учета, а значит и «липовой» отчетности. В качестве подтверждающих материалов могут выступать планы, программы, пригласительные билеты, сметы, сценарии, фотографии, видео- и киноматериалы, корешки путевок и квитанций — практически все материалы и документы, сопровождающие ход подготовки и проведения конкретных мероприятий. Поэтому такие документы и материалы также могут быть отнесены к текущему учету.

Качественный учет — учет уровня и эффективности проводимой работы. К его материалам и документам относятся справки по итогам проверок, отзывы посетителей и клиентов, рецензии и отзывы в СМИ, результаты экспертных оценок и т. п.

Примером документа, в котором объединяются качественные и количественные характеристики выполненной работы, являются акты сдачи-приемки выполненной работы, подписанные представителями исполнителя и заказчика, в которых фиксируются объемы выполненных работ, их соответствие запланированным, наличие или отсутствие претензий заказчика к исполнителю по объему и качеству выполненных работ. Кроме того, в сфере культуры неоднократно предпринимались попытки введения паспортов учреждений культуры, в которых систематически фиксировались итоги и оценки их деятельности.

Творческий отчет. В этом случае речь идет о специфических мероприятиях, на которых фирмы демонстрируют образцы достигнутого уровня своей работы. Это могут быть концерты, выставки, спектакли, фестивали, комплексные мероприятия.

Подобные творческие отчеты могут проводиться на различных уровнях: отдельных коллективов, мастеров и исполнителей, учреждений и организаций, могут быть отчетные акции регионального масштаба и даже республиканского уровня («дни культуры» или фестивали). Творческий отчет решает ряд задач:
• демонстрация лучших образцов работы;

• оценка итогов работы за определенный период;
• реклама и пропаганда (продвижение имиджа и репутации) деятельности фирмы и ее самой;

• вербовка новых клиентов, потребителей и активных участников деятельности организации.

По своим задачам творческий отчет переплетается с public relations и вполне может рассматриваться также как одна из форм PR.

Творческие отчеты имеют место не только в сфере культуры. Менеджмент практически во всех других сферах и отраслях прибегает к выставкам продукции, дням открытых дверей и другим акциям, носящим характер творческого отчета.

Чтобы мероприятие могло рассматриваться в качестве творческого отчета, оно должно отвечать нескольким требованиям:

• на нем должен быть продемонстрирован лучший опыт работы;
• сценарий проведения должен предполагать возможность оценки демонстрируемых образцов работы (экспертный опрос, анкетирование посетителей или участников, книгу отзывов, проведение конференции и т. п.);

• итоги творческого отчета, и особенно оценки должны стать предметом специального анализа (совещания, семинара) для определения перспектив дальнейшей деятельности.

Только реализация этих условий делает мероприятие реальным творческим отчетом.

Функции учета в управлении

Различают следующие функции учета:

- Контрольная. Различают три вида контроля: предварительный (до совершения хозяйственных операций); текущий (во время совершения хозяйственной операции); последующий (после совершения хозяйственной операции, анализ). Качественная учетная информация позволяет осуществлять контроль на разных стадиях производства, осуществить анализ на базе этой информации и принимать соответствующие управленческие решения.

- Информационная. Является одной из важнейших функций учета, так как на долю бухгалтерской информации приходится более 70% общего объема экономической информации.

- Обеспечение сохранности собственности. Тесно связана с контрольной функцией. Реализация этой функции достигается путем проведения инвентаризаций.

- Обратной связи. Используя ее, с помощью бухгалтерской информации осуществляется контроль за выполнением плановых показателей и т. д. Система бухгалтерского учета обеспечивает управление обратной связью на любом уровне. Функцию обратной связи выполняет информация, поступающая, главным образом, из первичной документации.

- Аналитическая. Тесно связана с информационной. Реализация этой функции позволяет осуществить анализ по всем разделам бухгалтерского учета.

Вопросы и задания для самопроверки:

1.Перечислите функции учета в управлении деятельностью учреждений культуры.

2. Перечислите виды учета и охарактеризуйте их.

3. В чем заключается роль и значение учета.

Литература:

1. Игнатьева Е.Л. Экономика культуры: Учебное пособие. 2-е изд., уточн. и доп. – М.: ГИТИС, 2006, 231с.

2. Тульчинский Г. Л., Щекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. 4-е изд., испр. И доб. – СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. – 544 с.

 

Сметы планирования и финансирования

Основные понятия и термины по теме: Смета. Смета проекта. Бюджет проекта. Финансовый план.

План изучения темы:

1. Определение понятий «смета» и «финансовый план».

2. Принципы сметного финансирования.

3. Виды смет.

4. Смета проектных затрат.

5. Смета проектных затрат как средство повышения эффективности проекта.

Определение понятий «смета» и «финансовый план»

Финансовое управление, менеджмент, бюджет, планирование. Понятия, которые мы встречаем и употребляем каждый день, не задумываясь, не отдавая себе отчета в том, что это иностранные слова, так называемый профессиональный сленг, который легко воспринимается коллегами, но может быть неоднозначно понят сторонними слушателями.

Например, когда в требованиях к составлению отчетности или правилах написания заявки встречаются словосочетания «бюджет проекта» или «смета проекта», мы однозначно понимаем, что, хотя слова разные, обозначают они по сути одно и то же. Нередко в текстах попадается слово «смета», а как уточнение в круглых скобках – «финансовый план».

В работе, связанной с финансовым управлением, все три понятия – «смета», «бюджет», «финансовый план» – имеют свое конкретное значение, но довольно часто возможна взаимозамена этих слов в различных источниках.

Попробуем определить, что же такое «смета», «бюджет» и «финансовый план». Синонимы ли это, возможно ли употреблять их в одном и том же контексте, или каждое из этих понятий несет в себе свою смысловую нагрузку?

В специальной литературе по финансовому управлению все три понятия обычно имеют различный смысл, хотя употребление русских слов и там часто различно и зависит от финансово-экономической подготовки переводчика.

Например, в курсе «Финансовый менеджмент» встречаются такие определения:

«Бюджет – это годовой финансовый план компании».

Текущий бюджет состоит из:

- плана сбыта;

- производственного плана;

- сметы прямых затрат на материалы;

- сметы прямых затрат на оплату труда;

- сметы общезаводских накладных расходов;

- сметы торговых и административных расходов;

- прогнозного отчета о прибылях и убытках.

Из этого определения следует, что сметы – это составные части бюджета, характеризующие направление затрат (на оплату труда, материалы и т.д.), а если мы посмотрим внимательно на экономическое содержание первых двух и последнего пунктов, то увидим источники доходов.

Финансовый план (или бизнес-план) трактуется как полномасштабный документ на ряд лет, в котором приводятся не только суммы доходов и расходов, но и механизмы привлечения источников средств, распределения расходов с описанием характера деятельности организации, схем производства, предоставления и реализации продукции (услуг).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что употребление того или иного понятия зависит от конечного пользователя.

Так, для целей финансового управления целесообразно разделять значения слов «смета», «бюджет», «финансовый план».

При этом следует иметь в виду, что когда мы говорим о смете доходов и расходов, то это просто иное представление документа. Доходы, как правило, в такой смете показаны по направлениям расходования средств.

Бюджет – таблица доходов и расходов на определенный период, например, год. Доходная часть бюджета показывает все возможные источники финансовой поддержки, имеющиеся в наличии у организации в указанный период.

Расходная часть бюджета группирует затраты в легко определяемые категории – статьи расхода.

Принципы сметного финансирования:

1. Расходы бюджетных учреждений обусловлены планом социально-экономического развития данной административной единицы;

2. объем затрат, их структура и распределение по кварталам увязаны с плановыми заданиями;

3. утвержденная смета является планом финансирования учреждения и основанием для расходования выделяемых из бюджета средств в течение года;

4. предусматривается строго целевое назначение сметных ассигнований, при этом все затраты бюджетных учреждений сгруппированы по статьям бюджетной классификации;

5. выдача средств осуществляется в меру выполнения бюджетными учреждениями, организациями производственных и финансовых планов с учетом использования отпущенных ранее средств, при этом в течение года бюджетные средства отпускаются по мере выполнения учреждением плана работ;

6. не допускаются расходы, непредусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также скрытое увеличение расходов за счет каких-то других источников или уменьшение объема работ;

7. незаконные или излишние ассигнования исключаются из смет расходов.

В сметах отражаются расходы только на текущее содержание бюджетных учреждений, приобретение оборудования, инвентаря и на капитальный ремонт.

Расходы на капитальные вложения, в соответствии с планом социально-экономического развития, финансируются по особым сметам.

На уровне органов власти такие капитальные вложения предусматриваются в планах отделов и учреждений капитального строительства.

В соответствии с БК РФ Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.

Виды смет:

1) индивидуальные сметы – составляются для отдельного учреждения или для проведения отдельного мероприятия. Индивидуальная смета отражает специфику и особенности производственной деятельности бюджетного учреждения. Министерство финансов разрабатывает типовые формы индивидуальных смет по видам бюджетных учреждений. Индивидуальные сметы составляются в образовании, здравоохранении, социальном обеспечении, управлении и обороне.

2) Общие сметы составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий в случае с небольшим объемом финансирования и одинаковым штатным составом работников. Их составляют чаще всего по однотипным крупным учреждениям культуры и на содержание аппарата государственной власти.

3) Сметы расходов на централизованные мероприятия разрабатываются ведомствами для финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт, проведение конференций).

4) Сводные сметы объединяют индивидуальные сметы и сметы на централизованные мероприятия, т.е. это смета в целом по ведомству.

Смета проектных затрат

Деньги играют очень важную роль в управлении проектами, так как их наличие является одним из необходимых условий для начала выполнения проекта. Не сильно погрешив против истины, можно сказать, что успешные менеджеры по управлению проектами становятся бухгалтерами с управленческими функциями и занимаются составлением сметы и бюджета, прогнозированием развития и контролем затрат своих проектов. Совокупность всех этих действий называется финансовым менеджментом.

Разница между сметой и бюджетом состоит в том, что в то время как смета проекта показывает только общую сумму, выделяемую на каждый вид деятельности или на определенный объем работ проекта, бюджет показывает расходы за определенный период времени также на каждый вид деятельности или на центр затрат; бюджет проекта — это план поступления и использования денег на реализацию какой-то части проекта или проекта в целом. Несмотря на различия данных понятий, смета и бюджет являются главными инструментами, обеспечивающими непрерывное управление проектом, и составляют основу системы проектного контроля.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.