Функции и эффективность хозяйственного механизма — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Функции и эффективность хозяйственного механизма

2017-07-01 586
Функции и эффективность хозяйственного механизма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По мере развития производительных сил хозяйственный механизм приобретает все более рельефные черты, его элементы — четкость, а функции — адресность.

Первой функцией хозяйственного механизма является экономическая реализация собственности на средства про­изводства. Присвоение создаваемого в обществе продук­та, образующее глубинную сущность отношений собствен­ности, экономически реализуется в конкретных формах, находящихся в тесной взаимосвязи с уровнем развития производительных сил. Так, в рамках феодального обще­ства последовательно сменяют друг друга различные фор­мы организации хозяйства и виды ренты. Конкретные формы функционирования капитала порождают соответ­ствующие им превращения формы прибавочной стоимости.

Функцией хозяйствен­ного механизма является такая организация общественно­го производства, в ходе которой экономически реализует­ся исторически определенная форма собственности.

Хозяйст­венный механизм служит средством, орудием реализации основного экономического закона способа производства. Поэтому хозяйственный механизм включает исторически определенные формы и методы организации производительных сил, что и обеспечивает удовлетворение коренных интересов владельцев важней­ших средств производства. Переход, например, от простой кооперации к мануфактуре, затем и к фабрике означал не только укрепление материально-тех­нической базы собственности, но и перестройку форм ее экономической реализации. Сами мануфактура или фабрика не служат элементами хозяй­ственного механизма. Он включает экономические и орга­низационные формы, с помощью которых объединяют­ся вещественный и личный факторы, для того чтобы процесс производства мог существовать именно как процесс.

Формы и способы организации производства и пред­ставляют собой рычаги, воздействующие на совершенст­вование технического базиса и эффективность обществен­ного хозяйства, на повышение производительности обще­ственного труда, на более полную реализацию отношений собственности. Отсюда следует, что прогрессивность хо­зяйственного механизма исторически определенного обще­ства может быть оценена с учетом эффективности орга­низационных форм движения производительных сил. Этот признак, в частности, позволяет усилить аргументацию преимуществ.

Можно заключить, что хозяйственный механизм содер­жит ряд организационных форм и методов экономической реализации собственности и выступает тем самым как организационно - экономический способ осуществления тре­бований основного экономического закона данного обще­ства.

Функция хозяйственного механизма — регули­рование пропорций общественного воспроизводства. Формы и методы обеспечения упорядоченности этого процесса включаются в хозяйственный механизм, и сам он выпол­няет функцию регулирования пропорций общественного воспроизводства.

Эта функция хозяйственного механизма также осуще­ствляется исторически определенными способами. Если, например, на этапе свободной конкуренции рыночный механизм выступает единственным способом регулирова­ния пропорций воспроизводства, то в современном хозяйстве регулирование значительно раз­нообразнее. Общим итогом рыночных методов установле­ния пропорций воспроизводства остается достижение сбалансированности как частного результата устранения диспропорциональности. Поэтому процесс формирования пропорций здесь происходит в результате «взрыва» противоречий в периоды различных кризисов. Третья функция — разрешение противоречий между развитием производительных сил и конкретными фор­мами производственных отношений — обусловлена местом хозяйственного механизма в структуре производствен­ных отношений общественной формации, его организа­ционно-экономическим характером.

При анализе первых двух функций хозяйственного механизма рассматривались его роль и место в историче­ски определенном общественном строе. Как уже отмеча­лось, хозяйственный механизм не остается раз и навсегда данным, неизменным на всем протяжении исторического движения общественно-экономической формации. Изме­нения в общественном производстве неизбежно влекут за собой необходимость «настройки» всей системы его орга­низации.

Время — имманентная мера общественного труда, а его экономия в обобщающем виде характеризует использова­ние ресурсов производительных сил. Результативность тех или иных общественных форм производства в конечном счете определяется их способностью к сбережению време­ни, а закон экономии времени действует как критерий эффективности хозяйственного механизма.

Закон экономии времени — универсальный закон. В сфере организации общественного производства он из­меряет рациональность построения и ведения хозяйства. Именно потому, что уровень производительности обще­ственного труда в конечном счете характеризует и систе­му его общественного устройства, хозяйственный меха­низм способа производства может быть оценен с учетом выполнения им требований закона экономии времени.

 

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Раскройте понятие хозяйственного механизма организаций культуры.

2. Охарактеризуйте система механизмов менеджмента.

3. Перечислите черты хозяйственного механизма организаций культуры.

4. В чем заключаются функции и эффективность хозяйственного механизма?

Литература:

1. Игнатьева Е.Л. Экономика культуры: Учебное пособие. 2-е изд., уточн. и доп. – М.: ГИТИС, 2006, 231с.

2. Тульчинский Г.Л., Щекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. 4-е изд., испр. И доп. – СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. – 544с.

3. Оноприенко В.И. Хозяйственный механизм общественных формаций. Избранное. // Научный электронный архив. http://econf.rae.ru/article/6041

 

Понятие системы образования.

Структура и динамика преобразований системы образования в России.

Основные понятия и термины по теме:

План изучения темы:

1.Понятие системы образования.

2. Общая структура системы образования РФ.

3. Основные педагогические теории.

Социально-культурная сфера – совокупность отраслей, предприятий или организаций связанных прямо и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К социальной сфере относят такие услуги, как образование, здравоохранение, культура, физическая культура, общественное питание, коммунальное и социальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь.

Образование в Российской Федерации представляет собой громадную систему, сравнимую, пожалуй, только с системой военно-промышленного комплекса.

Понятие системы образования

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций».

По мнению Б.С. Гершунского, система образования может быть представлена в виде двумерной матрицы, каждая «ячейка» которой соответствует учебно-воспитательной (или образовательно-воспитательной) системе того или иного уровня и профиля: вертикальная ось отражает уровень образования, а горизонтальная – профили получаемого образования.

Учебно-воспитательная система характеризует педагогический аспект функционирования учебного заведения соответствующего уровня и профиля. Любая такая система – это совокупность взаимосвязанных компонентов: целей и содержания учебно-воспитательной и развивающей деятельности, методов, средств и организационных форм обучения и воспитания. Для каждого уровня и каждого профиля образования существует своя специфическая учебно-воспитательная система.

Наряду с понятием учебно-воспитательной системы существует понятие педагогической системы, которое нередко персонифицируется и используется для характеристики плодотворной научной деятельности крупных педагогов (системы Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, Дж. Дьюи, М. Монтессори, Р. Штайнера и др.).

К образовательным системам относятся все социальные институты, целью которых является образование человека. Характер системы образования определяется социально-экономическим, политическим строем страны, ее культурно-историческими и национальными особенностями.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. К числу таковых можно отнести следующие:

1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

2. Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонациональных государств.

3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

4. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

5. Свобода и плюрализм в образовании.

6. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Названные принципы определяют основные направления и приоритеты образовательной политики в России.

Общая структура системы образования РФ

Образовательное учреждение ведет учебно-воспитательный процесс по определенной образовательной программе. В Законе РФ «Об образовании» определены следующие виды образовательных учреждений:

• дошкольное: ясли, детский сад;

• общеобразовательное (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, лицеи, гимназии;

• учреждения начального профессионального (училища), среднего профессионального (техникумы, колледжи), высшего профессионального (институты, академии, университеты) и послевузовского профессионального (аспирантура, докторантура) образования;

• специальные (коррекционные) для обучения детей с отклонениями в развитии: школы для слабовидящих, глухих и др.;

• учреждения дополнительного образования детей: музыкальные, художественные школы, центры, клубы, курсы и др.;

• учреждения дополнительного образования взрослых;

• учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома;

• другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс: курсы, институты повышения квалификации, переподготовки и др.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Граждане могут использовать различные формы получения образования: в образовательном учреждении – в форме очной, очно - заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Дошкольное образование

Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 г. В соответствии с Типовому положением (1995 г.) Российское дошкольное образование и его учреждения должны решать достаточно широкий комплекс задач от охраны жизни и здоровья детей до приобщения к духовно-нравственным ценностям при тесном взаимодействии с семьей в интересах полноценного и гармоничного развития ребенка.

Для дошкольных учреждений России характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ.

Современное дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

Среднее (школьное) образование

Общее среднее образование является центральным звеном системы образования в Российской Федерации, которое включает в себя: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные учреждения типа интернатов; специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; внешкольные образовательные учреждения (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.).

Выпускники средних школ являются основными поставщиками студенческого контингента в высшие учебные заведения.

Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование направленно на подготовку специалистов-практиков по более чем 280 специальностям и реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: базового уровня и повышенного уровня.

Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2-3 года в зависимости от профиля подготовки.

Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений:

1) техникум (училище), реализующий основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня;

2) колледж, осуществляющий профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.

Высшее профессиональное образование

В зависимости от числа направлений обучения студентов вузы делятся на университеты, академии и институты. Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями. Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и его квалификации.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.