Становление потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Становление потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста

2017-06-29 577
Становление потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мы создали условия для выявления у детей различных, имею­щихся у них в данном возрасте потребностей в общении со взрос­лым, в предметном манипулировании и гипотетически существую­щей потребности в общении со сверстниками. В первой серии опытов детям предоставлялась возможность общаться друг с другом наедине, без игрушек и вмешательства взрослого; во вто­рой — появлялась игрушка; в третьей — в опытах участвовал взрос­лый. Такая постановка эксперимента позволяла выявить особен­ности контактов детей в разных жизненных ситуациях и выделить влияние разных потребностей на взаимодействие испытуемых, а, также установить иерархию этих потребностей.

В поведении испытуемых мы выделили четыре категории дей­ствий, отражающих отношение детей к сверстникам. В I категорию вошли действия, характеризующие отношение к сверстнику как к интересному объекту. Подобные действия наблюдаются и при контактах со взрослым и с игрушкой. Они выражаются в ориен­тировочно-исследовательских движениях, направленных на озна­комление с различными качествами сверстника, и эмоциях, сопро­вождающих этот процесс: дети подходили к сверстнику поближе, улыбаясь, рассматривали его лицо, фигуру, одежду, привлекали к нему внимание экспериментатора. Во II категорию мы включили действия, общие для обращения со сверстником и игрушкой. Эти действия характеризовались изучением объектных качеств сверстника, 57


но их отличала особая бесцеремонность и они никогда не совершались применительно к взрослому. Дети дергали ровесника за волосы, за уши, хлопали рукой по голове, т. е. играли с ним как с куклой. В III категорию вошли действия, общие для поведения детей в отношении сверстника и взрослого: наблюдение за его действиями, прослушивание вокализаций, подражания. Сюда же включены и действия, адресованные сверстнику как партнеру по общению: улыбки, обмен игрушками, рассказы о своих умениях и т. д. IV категория объединяла действия, специфические только для контактов со сверстниками. Их отличала чрезвычайно яркая эмоциональная окраска: дети, радостно смеясь, разглядывали сверстника, восторженно следили за ним. К IV категории мы отнесли и действия с отрицательным зарядом: настороженное наблюдение за игрой ровесника, недовольство близким соседством с ним. Инициативные обращения к сверстнику как к субъекту. осуществлялись с особой раскованностью, малыши весело прыгали, кувыркались, дразнили друг друга и т. д. Особую группу составили негативные действия: ссоры из-за игрушек, недовольство бесцере­монным обращением ровесника.

В описанных четырех категориях выделились два аспекта от­ношения детей к другим людям — объектный и субъектный. Внешним признаком различения субъектных действий служили взгляды в глаза сверстнику, сопровождавшие то или иное действие и выражавшие отношение к нему (радость, ожидание, гнев и т. п.). Сходные на первый взгляд действия, например подражания, рас­сматривались в одних случаях как объектные (ребенок, понаблюдав за сверстником, ковырявшим свои колготки, производил то же самое действие со своей одеждой, не обращая внимания на дальнейшее поведение ровесника), а в других—как субъектные (увидев пры­гающего в кроватке ребенка, малыш подбегает к нему и, радостно улыбаясь и глядя ему в глаза, тоже принимается прыгать перед ним). Выделенные аспекты позволили проследить изменения в от­ношении детей к ровесникам на протяжении раннего возраста от объектного к субъектному. Динамика этого отношения отражена в табл. 3, испытуемые подразделены на три возрастные группы: младшую (от 1,0 до 1,5 лет), среднюю (от 1,6 до 2,0 лет) и старшую (от 2 до 3 лет).

Данные представлены в виде частоты действий различных категорий, куда входили и их общая сумма, и количество раз­новидностей действий внутри каждой категории, и число детей, совершавших те или иные действия. Помимо количественных оценок учитывалась интенсивность каждого показателя в баллах. В итоге частота действий также выступала не в абсолютных, а в условных единицах.

Заключительная горизонтальная строка таблицы свидетельству­ет о том, что активность испытуемых по отношению к сверстнику возрастала от младшей группы к старшей. Однако внутри выделён-


Таблица 3

Частота действий детей по отношению к сверстнику в сумме

по трем сериям опытов (в усл. ед.)

Категории действий Возрастные группы 1,0—1,5 1,6—2,0 2,0 —3
I. Общие для сверстника, взрослого и игрушки II. Общие для сверстника и игрушки III. Общие для сверстника и взрослого IV. Специфические для сверстника 44 36 26 82 14* 0** 255 484* 976** 29 56* 494**
В сумме 410 590 1496

Примечание. * — статистически значимые различия между младшей и средней группами по критерию Вилкоксона при р< Д05. ** — статистически значимые различия между средней и старшей группами при p< 0,01.

ных категорий действий эта закономерность касалась лишь III и IV, в то время как в I и II обнаружились тенденции к сокращению.

Уменьшение количества действий I категории свидетельствует о том, что интерес детей к сверстнику как к объекту снизился, хотя здесь статистически значимых различий мы не обнаружили. Значи­тельно сильнее сократилась с возрастом частота действий II кате­гории. В младшей группе эти действия (29 разновидностей) совершали все испытуемые. После полутора лет неспецифические действия все еще имелись в репертуаре поведения 10 испытуемых (15 разновидностей), однако их обращение со сверстником стало более деликатным, осторожным. В старшей группе подобные дей­ствия встречались только у 5 детей, количество их разновидностей сократилось до 6. Обращение со сверстником как с объектом постепенно исчезает из поведения детей.

Анализ содержания действий III категории, включающей и объек­тные и субъектные действия, выявил, что в двух младших группах преобладающей по отношению к сверстнику оказалась деятельность, направленная на ознакомление с его объектными свойствами и не имеющая целью установление контактов с ним. Количество таких действий в. младшей группе составило 76,8% от общей суммы действий данной категории, в средней—59,7%, а в старшей— только 30,6%. Содержанием этих действий явилось наблюдение за игрой ровесника, подражания его действиям, а также сопро­вождавшие эти действия эмоции. Субъектные действия детей младшей и средней групп состояли из выражения расположения сверстнику с помощью коммуникативных эмоций. В поведении детей старшей группы впервые появилась такая прогрессивная для детских контактов форма коммуникативных действий, как эмоционально окрашенные игровые действия, с помощью которых ребенок не только показывал свое отношение к сверстнику, но и


демонстрировал перед ним свои умения, а также вызывал его на ответную активность. Такую форму инициативных действий мы на­блюдали в поведении детей на протяжении всего раннего воз­раста по отношению к взрослому, и лишь у малышей третьего года жизни мы обнаружили ее появление по отношению к сверстнику. 98,9% от общей суммы игровых действий, обращенных к сверстнику, пришлось на старшую возрастную группу.

Итак, состав и количество объектных действий III категории с возрастом сокращаются, а субъектных—увеличиваются, что сви­детельствует об активном стремлении малышей к общению со сверстниками.

Наиболее резким изменениям подверглась IV категория действий. Ее удельный вес составил 9% от общего числа инициативных дей­ствий в младшей группе, 18,4%—в средней и поднялся до 43,1%— в старшей. Качественные различия в составе этой группы действий заключались в следующем. В младшей и средней возрастных груп­пах действия, адресованные сверстнику как субъекту, имели преи­мущественно отрицательный характер; с их помощью дети выражали недовольство поведением сверстника, нежелание общаться с ним (сердитые взгляды в глаза, отталкивание от себя и т. п.). В по­ведении детей старшей возрастной группы специфика отношения к ровеснику выражалась в стремлении малышей к установлению и поддержанию общения. В репертуаре поведения детей появились особые игровые действия, в которых выражалось отношение к ровеснику как к равному ребенку существу, с которым можно побаловаться, посоревноваться в умениях. Одновременно с ини­циативными действиями специфического характера появились соот­ветствующие, им подражания и совместные действия: дети весело танцевали, взявшись за руки, наперебой выкрикивали слова, ку­выркались, перебрасывались предметами, прыгали, хвастались своей ловкостью и т. п.

Значительно, менялась на протяжении раннего возраста чув­ствительность детей к воздействиям сверстников. Так, доля ответ­ных действий с положительным знаком составила в младшей группе 39,2% от общего количества ответных действий, в средней—50,5%, а в старшей—89,2%. На полюсе отрицательных ответных действий картина была обратной—от 30% негативных реакций у младших детей к 5,9%—у старших. В старшей группе детей почти не наблю­далось равнодушного отношения малышей к обращениям ровес­ников, в то время как в младшей группе почти 32% инициативных действий детей остались без ответа.

Сопоставление полученных данных с четырьмя критериями потребности в общении приводит к следующим выводам.

Для детей начала второго года жизни характерно преоблада­ние по отношению к сверстнику таких форм деятельности, которые сопоставимы с I и II критериями потребности в общении: интересом и эмоциональным отношением. Они выражаются в ориентировочно-


исследовательских действиях, связанных с ознакомлением со свер­стником как с интересным объектом восприятия, и в эмоциональных экспрессиях. Чувствительность к воздействиям сверстника развита чрезвычайно слабо: ответные реакции детей часто имеют отри­цательную направленность.

После 1,5 лет увеличивается выраженность двух первых кри­териев. Более четко выступают коммуникативные элементы поведе­ния, но по содержанию они не отличаются от тех инициативных действий, которые наблюдаются у детей младшей возрастной группы. Соединение слабо развитой инициативы по отношению к сверстнику с недостаточной чувствительностью к его воздей­ствиям приводит к тому, что при несомненном интересе детей друг к другу между ними не возникают взаимодействия, предпо­лагающие ' обмен активностью. Детские контакты характеризу­ются в этом возрасте односторонностью воздействия одного ребенка на другого.

Начало третьего- года жизни знаменуется поворотом к субъект­ным отношениям между детьми. Интерес и внимание к объектным качествам другого ребенка сохраняются. Однако все более суще­ственными становятся два других, специфических для общения критерия—инициативные действия, имеющие коммуникативную цель, и чувствительность к воздействиям ровесника. Они способствуют появлению контактов между детьми, в которых происходит взаим­ный обмен активностью. Поведение детей этого возраста удовлет­воряет всем критериям, коммуникативной потребности.

Сравнение результатов опытов в трех экспериментальных си­туациях («чистое общение», ситуация с включением игрушки и с участием взрослого) выявило, что наибольшую активность по от­ношению к сверстнику дети всех трех экспериментальных групп обнаружили в ситуации «чистого общения». Специфические для об­щения критерии коммуник ативной потребности—инициативность и чувствительность к воздействиям ровесников — выражались наи­более ярко. Центральной фигурой, на которой сосредото­чивалось внимание испытуемых, становится сверстник. Введение в эксперимент игрушки ослабляло интерес детей к сверстнику: си­туация опосредовалась уже игрушкой. Сокращались положитель­ные и увеличивались отрицательные субъектные обращения ребенка к ровеснику, ослаблялось стремление к совместным с ним играм. Участие в опытах взрослого также отвлекало детей друг от друга; они наперебой стремились привлечь к себе внимание эксперимен­татора; количество субъектных действий, обращенных к ровеснику, резко сокращалось.

Таким образом, сопоставление потребности детей в общении со сверстниками с их потребностью в предметном манипулировании и в общении со взрослым показало, что новая коммуникативная потребность занимает последнее место- в иерархии потребнос­тей.


Подход к общению как к деятельности, которая формируется на базе уже имеющихся у детей потребностей, вызывает необходи­мость анализа и в этой плоскости'. Разрабатывая концепцию генезиса общения применительно к общению детей со взрослыми, М. И. Ли­сина в качестве основы, на которой складывается коммуникативная потребность, выдвинула потребности ребенка в новых впечатлениях и в активном функционировании К раннему возрасту сложившаяся потребность в общении со взрослым не только действует наравне с предшествующими, но и оказывает решающее влияние на их содержание, способствуя переходу детей к новым видам активности (в частности, к формированию сначала предметного манипулиро­вания, а затем предметной деятельности). Применительно к сфере общения детей со сверстниками можно предположить, что исход­ными для возникновения новой потребности выступают упомянутые выше потребности: в новых впечатлениях, в активном функциониро­вании и (уже сложившаяся) в общении со взрослым. Две первые становятся основой для рождения у детей потребности в общении между собой, когда сверстник благодаря своей активности дает ре­бенку богатые впечатления и возможность направить активность на себя. Только третья исходная потребность мыслится в качестве кон­структивного материала для формирования отношения ребенка к ровеснику как к субъекту — отношения, специфического именно для коммуникативной деятельности.

Анализируя происхождение потребности детей в общении со сверстником, мы пришли к следующим выводам. Первоначально ровесник воспринимается ребенком прежде всего как интересный объект, удовлетворяющий потребность в новых впечатлениях. Чуть позже он начинает удовлетворять потребность малыша в активном функционировании, ребенок обследует его как привлекательный •предмет. Вместе с тем уже в раннем возрасте дети иногда адресуют друг другу коммуникативные действия, выработанные в общении со взрослым. Первоначально это лишь прямой перенос их из одной сферы в другую, не отражающий специфики отношения именно к сверстнику, коммуникативные акты свидетельствуют только о том, что субъектность последнего воспринимается ребенком. По мере расширения контактов все больший интерес малышей начинают вызывать не объектные, а субъектные качества ровесни­ков — способность отвечать на инициативу, выражать одобрение, умение сопрягать свои действия с поведением другого; перед ребен­ком раскрывается возможность общаться с равным ему партнером. - Обоюдная непосредственность поведения детей порождает спе­цифику их взаимодействия в данном возрасте. Качественная особен­ность детских контактов с ровесниками состоит в том, что это эмоционально окрашенная игра, благодаря которой дети в макси­мально свободной форме демонстрируют друг другу свои умения. Поддержка сверстником самых необычных действий приводит ре­бенка в радостное возбуждение, а огромное удовольствие от процесса игры 62 помогает малышу реализовать имеющиеся у него потенции.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.