Избирательное отношение детей раннего возраста к сверстнику — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Избирательное отношение детей раннего возраста к сверстнику

2017-06-29 570
Избирательное отношение детей раннего возраста к сверстнику 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Интересные данные об отношении детей раннего возраста к сверстни­ку мы получили с помощью метода изучения избирательности ис­пытуемых к различным воздействиям. Этот метод успешно приме­нялся при исследовании общения детей со взрослым и позволил установить наличие предпочтительного отношения детей к воз­действиям взрослого и особый состав их действий в адрес послед­него (X. Т. Бедельбаева, 1978; С. Ю. Мещерякова-Замогильная, 1979; Д. Б. Годовикова, 1979).

Перенесение указанного метода в сферу общения детей с ровес­никами происходило следующим образом. Мы разработали две серии опытов, в которых сопоставлялось отношение детей к свер­стникам, взрослым и игрушкам. Сверстник и взрослый входили в группу социальных объектов, а игрушки получили условное наименование несоциальных объектов (что не отрицает того факта, что они созданы в рамках человеческой культуры), в качестве несоциальных объектов выступали также изображения животных.

В I серии выявлялась избирательность восприятия детьми изо­бражений на слайдах, на которых порознь или в различных соче­таниях были запечатлены взрослый, сверстник и животное. Во II серии определялось наличие у детей избирательного отношения к реальным сверстнику, взрослому и игрушке. Для этого ребенку, сидящему в кроватке, через определенные промежутки времени показывали один из объектов, скрытых остальное время за экраном. Основные результаты опытов представлены в табл. 4.

Как следует из таблицы, дети отдавали предпочтение соци­альным объектам — взрослому и сверстнику независимо от способов их предъявления. В то же время взрослый и сверстник восприни­мались детьми по-разному. При демонстрации изображений (I се­рия) дети разглядывали фотографии сверстников дольше, чем снимки взрослых, выше была интенсивность и внимания, и эмоцио­нальных проявлений. При восприятии изображений сверстника дети стремились вовлечь экспериментатора в совместное рассматривание, чаще и разнообразнее вокализировали. А при восприятии реальных взрослого и сверстника наши испытуемые развивали более высокую активность в отношении взрослого: максимальное (по сравнению с другими объектами) время рассматривания и сохранения интереса к нему, усилившуюся внимательность и наиболее яркое эмоцио­нальное отношение.

Среди реакций детей на изображение сверстника особый ин­терес вызывают их вокализации, так как ознакомление не только сопровождалось большим числом высказываний, но и имело специфическое содержание. Оно заключалось в постоянном срав­нении себя с ровесником, а иногда и в прямом отождествлении с ним. Последнее выражалось в том, что дети называли, изображен- 63


Таблица 4

Проявления избирательности к социальными несоциальным объектам при восприятии их в различных ситуациях в целом по выборке

 

 

Параметры избирательности Объекты восприятия
Животное Взрослый Сверстник
  (игрушка)    
I серия — слайды
Длительность рассматривания (в с)   13* 16*z
Интенсивность внимания (в' усл. баллах)   163* 196*z
Зрительные ориентировки (в усл. баллах)   597* 680* z
Двигательное оживление (в усл. баллах) 206 ' 223* 263*z
Эмоциональные проявления (в усл. баллах)   161* 304* z
Вокализации (в усл. баллах)   130* 154*z
II серия — реальные объекты
Длительность рассматривания (в с)   19* 15*z
Количество проб, в течение которых объект      
вызывал интерес   10* 8*z
Интенсивность внимания (в усл. баллах)   32* 23*z
Зрительные ориентировки (в усл. баллах)   3125* 1236*z
Двигательное оживление (в усл. баллах)   395* 237*z
Эмоциональные проявления (в усл. баллах)   14 026* 7509*z
Вокализации (в усл. баллах)   901* 770*z

Примечание * — различия значимы для социальных и несоциальных объектов, z — различия значимы для социальных объектов.

ного ровесника своим именем, в этих случаях наблюдался особенно
пристальный интерес к слайдам. Ребенок как бы изучал себя со
стороны. Некоторые испытуемые помещали -изображение ребенка
в знакомые житейские ситуации, объясняли его эмоциональное
состояние переживаниями, известными им по собственному опыту.
Ничего подобного не происходило при восприятии детьми изображений взрослого или игрушки (животного). Ознакомление с фото­
графиями сверстников сопровождалось преимущественно познавательными эмоциями.

Анализ результатов II серии подтвердил полученные в предыду­щих опытах данные о чертах сходства и различия в контактах детей с ровесниками и взрослыми. Сходство выражалось в стремле­нии привлечь к себе внимание сверстника, продемонстрировать ему свое отношение и показать свои умения. Средствами контакта служили эмоциональные экспрессии, игровые действия, вокализа­ции, жесты. Чувствительность к воздействиям сверстника прояв­лялась в ответных действиях, содержание которых свидетельство­вало о готовности детей общаться друг с другом.

Качественная особенность детских контактов с ровесниками заключалась в специфическом содержании: это эмоционально окра-


шенная игра, по ходу которой дети в максимально свободной

форме демонстрируют друг другу имеющиеся у них умения и

навыки.

Избирательное отношение детей к социальным воздействиям

и различие в поведении по отношению к взрослому и сверстнику объясняются не столько разницей в информативности объектов асоциального и несоциального окружения, сколько наличием у них обостренных социогенных потребностей. По нашим экспериментальным данным, восприятие другого человека не просто сопровождалось усилением активности испытуемых по сравнению с восприятием животного (игрушки), но и стимулировало поведение, адекватное ситуации общения. Так, разглядывая изображение сверстника, дети разговаривали с ним как с живым ребенком; фо­тографии взрослых вызывали у детей воспоминания о близких, желание видеть и общаться с ними.

Влиянием социальных факторов объясняется и предпочтение,
оказанное детьми взрослому по сравнению со сверстником (II се­
рия). Взрослый занимал в этой ситуации пассивную позицию, а
сверстник вел себя очень активно и с точки зрения информативности

представлял собой больший интерес. Однако' наличие у детей более
острой потребности в общении со взрослым, нежели со сверстником,
стимулировало их к активным попыткам вступить с ним во взаимо­
действие. Преобладание интереса к сверстнику при восприятии
слайдов связано, на наш взгляд, с актуализацией потребности
в самопознании, которая благодатным образом могла удовлетво­
ряться в ситуации, позволяющей ребенку посмотреть на себя со
стороны.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.