Общая характеристика древнерусской литературы — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общая характеристика древнерусской литературы

2017-06-29 136
Общая характеристика древнерусской литературы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Жанровая система древнерусской литературы

Древнерусская литература возникла после принятия христианство: во многом система жанров была заимствована из Византии. В то же время, в средневековой Руси литературные произведения находились в тесной связи с фольклором, что обусловило их национальный колорит. Широкое распространение на Руси получила религиозная литература. Церковные жанры – это “слова”, “священные писания”, “жития”, ” патерики”, “хождения”, “древнерусское красноречие”. “Жития” это описание жизни святого, “патерики” описывали жизнь достойного монаха, “хождения”- описание паломничества в святые места. К мирским жанрам относятся – исторические или воинские повести, поучения, летописи.

Летописаниями назывались записи по годам, по “летам ” Поучения – жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его. Воинские повести изображали воинские подвиги русского народа, многочисленные битвы. В XVII веке формируются новые жанры: поэзия, драма, сатирические, бытовые повести. В сатирических повестях говорилось о важных общественных проблемах; о продажности суда, социальном неравенстве, взяточничестве. Произведения древнерусской литературы создавались на старославянском языке, достигшем расцвета в Болгарии. Болгарскими книжниками было создано много переводов и оригинальных произведений. Эти книги стали первыми книгами на Руси. Русь приобщалась к высокоразвитым византийским и болгарским культурам. Первая книга, написанная на Руси это ”Речь философа”, повествующая мировую историю от ее сотворения до возникновения церкви. В дальнейшем в каждом жанре будут созданы оригинальные памятники.

 

 

Периодизация древнерусской литературы

Древнерусская литература связана с основными этапами исторического развития древнерусского государства.

В литературе Древней Руси выделяют следующие периоды:

I период (конец Х по Х1 век). Это начальный период в развитии древнерусской литературы, это период относительного единства древнерусского государства. Литература в этот период распространена в узком кругу феодальных верхов. В целом древнерусская литература, в отличие от фольклора, была литературой господствующего класса (бояре, князья). В ХI веке с греческого языка переводят книги на славянский язык. Художественной вершиной этого периода является “Слово о законе и благодати” Илариона.

II период (конец Х1-началаХ11в). Литература Киевской Руси.

III период (конец Х11 до середины Х111в). Это литература феодальной раздробленности. В этот период кроме киевского литературного центра формируются Владимиро - Суздальский, Галицко – Волынский и другие центры.

IV период (середина ХIII по XIV век). Это период борьбы русского народа с монголо-татарскими завоевателями. Главная тема этого периода это тема борьбы с монголо–татарами.

Vпериод (конец XIV по XVв). Это период формирования единого централизованного государства, период экономического и культурного возрождения Руси после падения татаро-монгольского нашествия. В этот период создается “Задонщина”, прославляющая победу.

VI период – XVIвек. Литература в этот период тесно примыкает к политике, становится публицистичной. Зарождается авторское начало, особенно в публицистике. Проявляется собственное мнение, появляется вымысел.

VII период – XV11 век. Это переходный период от древнерусской литературы к новой. Формируются новые жанры - поэзия, драма, сатирические, бытовые повести, развивается театр. На этом историческом этапе происходит осознание и выражение авторской позиции, оформление собственности на литературный труд указанием имени автора.

 

 

Литература Киевской Руси (середина XI в. – первая треть XII в.)

Киевская Русь – раннефеодальное древнерусское государство IX-XII в. сложилось это государство в результате объединения земель полян, славян, кривичей. Через славянские земли проходил большой водный путь. Из Северной Европы в страны Востока. Путь который назывался из “варяг в греки” т. е. из Скандинавии в Византию. В 882 г. князь Олег объединил русские земли и это год образования Киевской Руси. Киевское государство было одним из самых передовых государств того времени. Русская земля славилась своими богатыми городами. В XII веке в ней было более 200 городов. Древнейшие города - Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск. Киевская Русь занимала огромную территорию от Балтийского до Черного морей. От Киевской Руси ведут начало три народа: русские, украинцы и белорусы.

В конце Х века Киевская Русь достигла культурного и политического расцвета. Этому расцвету способствовало принятие христианства. Киевский князь Владимир в 982г. крестился в греческом городе Корсунь по византийскому обряду. Он познакомился с мусульманской, католической, иудейской религиями, но выбрал православие. В 988г. последовало массовое крещение в Днепре. По приказу Владимира были уничтожены языческие идолы. Так, Перуна (бог грозы) привязали к хвосту коня и волочили с горы, а после кинули в Днепр. Владимир приказал на месте языческих кумиров построить церкви. Князь Владимир канонизирован Русской православной церковью как святой. Народ не сразу преодолел языческие верования, становление христианства было сложным процессом. Обряды, обычаи языческой культуры, продолжали сохраняться в народе. Некоторые из них вошли в христианскую культуру, например встреча масленицы, Нового года. Христианская религия вначале была принята боярами, князьями, но постепенно утверждается и среди простого народа.

С христианством распространяется письменность, открываются первые школы в Киевском государстве, которые были созданы князем Владимиром. В летописи сообщалось: “Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное”. В летописи указано, что матери, отдавая детей в эти школы, оплакивали их, как мертвецов. Первые школы были открыты при монастырях. Дело отца продолжил его сын Ярослав Мудрый. Он расширил круг людей, обучавшихся грамоте. По его приказу священники должны были” по городам и иным местам ” учить людей, ибо “ велика ведь бывает польза от учения книжного” В Новгороде им была создана школа, в которой обучались 300 детей. В Киеве в XI-XII1 в. действовал женский монастырь, который носил имя апостола Андрея Первозванного. Монастырь был основан великим киевским князем в конце XI в. Всеволодом Ярославичем. В монастыре приняла пострижение его дочь Анна, ставшая первой его игуменьей. При монастыре была основана первая на Руси школа для девочек. Многие исследователи считают, что это первая школа для девочек и в Европе. В школе девочек обучали писанию, пению, учились шить. Монастырь был разрушен Батыем в 1240 г. Школы в Киевской Руси еще не были популярны. Самым распространенным в этот период было индивидуальное обучение. Образованность в Киевский период ценилась очень высоко. Но в целом уровень грамотности населения не только в этот период, но и в целом в Древней Руси был очень низким.

При монастырях во Владимире, Рязани, Суздале, Муроме и др. городах собираются библиотеки. Новгородская библиотека сохранила много древнейших славянских рукописей. Древнейшие памятники датированы XI веком. Написаны на старославянском языке. Основные жанры литературы этого времени это повести, слова, поучения, жития, хождения и летописи. Ведущим жанром становится историческая повесть, достоверно изображающая события. Центральным героем исторических повестей является князь, воин, защитник страны, строитель храмов, просветитель. Такому князю противопоставляется князь-преступник, ведущий междоусобные войны, стремящийся добыть себе власть силой, например, князь Святополк из-за власти идет на убийство своих братьев – Бориса и Глеба. В середине XI веке на Руси зарождается жанр летописи. Летописание является показателем высокого культурного уровня, достигнутого древней Русью. Летописи - важнейший жанр древнерусской литературы, незнакомый другим литературам. Повествование велось по годам, а рассказ каждого года начинался со словами “ В лето ”. В древнерусской литературе слово “лето” означало и сезон года и сам год. Ученые монахи в летописи сообщали о тех событиях, которые с точки зрения летописца были достойны внимания потомков. Описывались военные походы киевского князя, набеги степных кочевников, неурожаи и т. д. Нумерация годов отличалась от современной. Например, крещение Руси датировалось в летописи не 988 годом, а 6496 годом. Византийские греки, а вслед за ними и другие православные народы вели отсчет лет не от Рождества Христова, как сейчас, а от сотворения мира. Считалось, что оно произошло за 5508лет, до рождения Христова, принятые в большинстве стран мира, надо от даты от сотворения мира, отнять 5508 лет. Нынешнее летоисчисление было введено в России в 1700 году Петром I.

Каждый летописец сначала переписывал все, что было написано до него, а потом писал о тех событиях, современником которых он был. Летописи пополнялись и получался летописный свод (сборник) Русская летопись – это коллективный труд. Русские летописи составляются до XVI века. В XVI веке летопись сменяется хронографами. Начинали летопись писать по приказу князя. Летописцы отражали народную точку зрения, критиковали недостатки князей. Эту особенность древнерусской литературы “писать правду”- отмечал Пушкин. Д. Лихачев относил летопись к числу “объединяющих жанров”. В летопись вошли исторические повести, жития, поучения, различные документы. В составе летописи до нас дошли многие другие памятники, это и “Поучение В. Мономаха” и “Хождение за три моря А. Никитина”.

Последующий летописец продолжал труд своего предшественника, он или дополнял или сокращал уже написанную часть летописи. Трудно установить историю древнейшего русского летописания. До нас дошли своды летописей более позднего времени – Лаврентьевская летопись 1377г, Ипатьевская летопись – 20 г. XV века и Новгородская - 30г. XV века.

История возникновения русской летописи основана на гипотезе. Наиболее авторитетной считается гипотеза академика Шахматова. По утверждению Шахматова устные исторические предания существовали задолго до летописания. С возникновением письменности появляются первые записи исторических событий. Летописание как жанр, видимо, возникает в годы правления Ярослава Мудрого.(1019-1054) Русь, принявшая христианство, стремится к самостоятельности, а Византия противится этому. Ярослав Мудрый, чтобы освободиться из-под византийского влияния, строит русские церкви, а в 1051 г. назначает русского митрополита Илариона на эту должность, до этого всегда назначали греков. Ярослав добивается канонизации русских святых – Бориса и Глеба. Первые эти записи названы “Сказание о распространении христианства на Руси”, которое были составлено в 1039г. Это рассказы о крещении Руси, рассказы о Борисе и Глебе, похвала Ярославу Мудрому. Следующий этап в развитии русского летописания приходится на 60-70гг XI века. Этот этап Шахматов связывает с деятельностью монаха Киево-Печерского монастыря - Никона. Никон повествует о первых русских князьях – Олеге, Игоре, Владимире. Эти записи сделаны в 1059г и этот свод Шахматов предложил назвать “Начальным сводом”. Эти записи были сделаны до 1095г. Летописец придал своему изложению публицистический характер. Он упрекает князя за междоусобные войны, за то, что они не заботятся о Руси. В начале XII века, видимо, около 1113 г. “Начальный свод ” был вновь переработан монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. В науке труд Нестора по первым ее словам был назван “Повесть временных лет”.

 

 

“Повесть временных лет”

Летопись дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи XIV в. Названа по имени монаха Лаврентия, который переписал эту летопись. Эта летопись хранится в Санкт–Петербурге. “Повесть временных лет”дошла и в составе Ипатьевской летописи XV в. Этот список хорошо сохранился и ближе к первоначальному списку. Ипатьевская летопись хранится в Костроме в Ипатьевском монастыре. Список найден Карамзиным.

Нестор обращается к истории Руси: “откуда есть, пошла Русская земля”. Он связал русскую историю со всемирной. Происхождение Руси дано на фоне развития всей мировой истории. Определено место русского народа среди других народов мира, говорится об образовании русского государства, о письменности, перечисляются народы, платящие дань русичам. Нестор подчеркивает, что народы, которые угнетали славян, исчезли, а славяне остались и процветают. В летописи указано, что к VI веке славяне занимали огромные территории от Вислы до Дуная. В VI веке началось великое расселение славян, их разделение на южных, западных и восточных. Восточные славяне расселились у берегов Днепра и его притоков: Рось, Сулу, Десна. Здесь образовался союз племен: поляне, северяне, древляне, вятичи, кривичи, славяне, волыняне и другие. К IX в. сложилось государство Русь со столицей Киев. Жители Руси стали называться руссами или россами. Первые сведения о руссах встречаются у византийских авторов (VI в и у арабских путешественников VIII-IX в) “Повесть временных лет” создавалась в период, когда Русь утратила свое единство и летопись должна была напомнить князьям о единстве русских земель. “Повесть временных лет” начинается с библейской легенды о всемирном потопе, о том, как Ной разделил земли между сыновьями: Симом (восток – Персия, Сирия Вавилон и др.) Хамом (Юг-Египет, Эфиопия и другие) Иафетом (север и запад: Албания, Армения, Колхида, славянские земли). Братья обещали жить в мире. Это был злободневный намек на русскую действительность начала XII века, когда русские князья-братья постоянно воевали друг с другом. Далее автор повествует о славянских племенах, о их обычаях, нравах. Среди племен выделяются поляне. Это тихое, миролюбивое племя. Они уважали своих матерей, сестер. Поляне изображены как христиане. А древляне, вятичи, северяне как язычники. Повествуется об основании Киева тремя братьями – Кием, Щеком и Хоривом. По имени старшего брата город назван Киевом. Все эти события в “Повести временных лет” не датированы. Первая дата, указанная в летописи - это 852г. С этого года Русь упоминается в греческом летописании. Первоначально славянские племена жили в мире и в согласии, но потом стали нападать друг на друга, воевать и утратили свою независимость. Славяне вынуждены были платить дань варягам. В 862г варяг Рюрик основал династию Рюриковичей, которая правила на Руси до XVI в. До прихода Рюрика, в Древней Руси существовало несколько мелких княжеств. В 882г Рюрик с братьями объединил земли в единое государство. Рюрик правил Киевом и Новгородом, его брат Трувор в Изборске, а Синеус в Белозере. Братья стремились объединить русские земли и это им удалось. Но к XII веку единство Руси было в прошлом. На Русь нападали половцы, и только единая страна могла победить врага. Объединить страну могли князья, и автор надеется на их благоразумие. В летописи охарактеризованы первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Более 30 лет княжил Олег. Это мужественный, мудрый воин. Под 907 г. рассказывается о походе Олеге на столицу Византии - Константинополь. Олег с большим и мощным войском двинулся в поход. Он на корабле подплыл к заливу Суд, на берегу которого стоял город. Греки перегородили ему путь цепями. По приказу Олега корабли поставили на колеса и пустили по земле. Олег победил и заключил выгодный для Руси договор. Тексты мирных договоров между Русью и Византией сохранились в “Повести временных лет”. Это первые дошедшие до нас международные договоры молодого русского государства. По требованию Олега, греки сшили ему дорогие паруса. В знак одержанной победы Олег прибил на вратах Царьграда свой щит. Этот ритуал в те времена означал славу победителя и позор проигравшего. Князь Олег был прозван вещим, но и ему не удается уйти от своей судьбы. Под 912 г. дана легенда о смерти Олега от своего коня. Волхвы предсказали князю смерть от любимого коня. Он приказал увезти коня. Прошло несколько лет и князь узнает, что сумел перехитрить судьбу, да еще посмеялся над предсказаниями волхвов: “Не верно говорят волхвы, все то ложь, конь умер, а я жив”. Олег решил посмотреть на останки коня. Он ступил на череп коня, а оттуда выползла змея и смертельно его ужалила. К этой легенде обращается и Пушкин в “Песне о вещем Олеге”. В “Повести временных лет” сообщается, что Олег умер в Киеве, его похоронили на горе Щековице. Другие летописцы указывают еще три места захоронения великого князья: у киевских жидовских ворот, Ладогу и смерть Олега за морем. Все эти места объясняются тем, что “могилой” на Руси называлось не само захоронение, а холм, насыпанный для отправления тризны по герою, поэтому на Руси могло существовать несколько таких могил, так как тризну по русскому князю справляли в разных местах. Олег остался в русской истории как объединитель Северной и Южной Руси в одно государство. Во время его правления Русь заявила о себе как о новой сильной стране.

Нестор с гордостью описывает подвиги первых русских князей и с горечью говорит о их ошибках и слабостях. Объективность летописца проявляется в летописи о смерти князя Игоря. Каждый год осенью русские князья отправлялись собирать дань с подвластным им племенем. Это называлось “полюдьем”. Осенью 945 г. Игорь поехал к древлянам за данью. Столица древлян - Искоростень находилась недалеко от Киева. Искоростень – город полян. Игорь взял дань, но по дороге подумал, что мог взять больше. С малой дружиной, он повернул обратно. Древляне собрались на вече. Они решили, что надо Игоря убить, а то русский князь их погубит. “Ведь если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его” Древляне убили Игоря и его дружинников. Бесславно умер Игорь, его погубила его собственная жадность.

Гибель мужа потрясла княжну Ольгу. Вскоре к ней явились древлянские послы. На ладьях приплыли 20 лучших мужей. Пришли они к ней в Киев и говорят: “Мужа мы твоего убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Древлянскую землю. Пойди замуж за князя, за нашего Мала” В древнерусском государстве победитель, убийца князя-правителя, мог вместе с властью взять в жены и вдову убитого. Так, обеспечивалась законная преемственность власти. Ольга решила жестоко отомстить древлянам за смерть мужа. Одних по ее приказу живыми закопали в землю. Других – заперли в баню и ее подожгли. Третьих перебили у могилы князя Игоря, когда Ольга совершала тризну, т.е. большой поминальный пир. Древляне напились и их перебили. Около 500 древлян погибло от мечей киевских воинов. Далее Ольга со своим войском отправилась на войну. Взять Искоростень сразу не удалось. Она простояла все лето у города и придумала, как уничтожить город своих врагов. Ольга предложила древлянам заключить мир, с условием, что они ей заплатят дань. Она попросила с каждого двора по три голубя и по три воробья. К лапкам птиц привязали трутовик и их отпустили. Птицы полетели в свои гнезда. Весь Искоростень запылал в огне от пожара, так как птицы уже в воздухе загорелись. Обезумевшие люди бросились за крепостные стены, но тут дружина Ольги их убивала. Город был сожжен, многие погибли, а часть населения попала в плен. Древляне оказались бессильны перед княгиней Ольгой, и они вынужденно подчинились этой мудрой женщине. Она действовала по законам своего сурового времени, когда месть за родного человека считалась делом священным. Ольга в летописи представлена, как мудрая правительница. Она не оружием и силой, а умом устанавливает на Руси порядок. В русском княжеском роду - Ольга первая кто приняла христианство. Летописец подчеркивает, что ум, мудрость, смекалка в Древней Руси ценились так же высоко, как мужество, сила и отвага.

Под 964 г. в “Повести временных лет” повествуется о сыне Игоря и Ольги – князе Святославе. Это мужественный, сильный воин. Он собирал дружину и стал ходить в походы, воевать. Святослав не брал с собой ни котлов, ни шатров, мясо не варил, обходился малым. Спал под открытым небом, а под голову седло. Святослав всегда предупреждал врагов: “Хочу на вас идти”. Описан поход Святослава на Царьград. Он, как всегда, предупредил греков, что идет брать их столицу. Открытость Святослава противопоставляется хитрости византийцев. Греки спросили у князя сколько у него воинов, якобы для того, чтобы подготовить дань. А в действительности узнали о численности войска Святослава. Греки выставили стотысячное войско и не выплатили дань. Перед боем Святослав своей речью воодушевил воинов. Он призывает не посрамить русскую землю. Или победа или смерть. Святослав одержал победу и греки стали ему платить дань. Позже он погибает в бою с печенегами. Печенежский князь Куря делает из черепа Святослава чашу. В “Повести временных лет” Святослав представлен как самый воинственный князь. Война его обычная стихия. Он постоянно воевал, завоевывал чужие земли, в это время на Русь нападали и некому защитить стариков и детей. Киевляне упрекали его за это. Летописец относится к Святославу двойственно: восхищаясь его отвагой, заботой о дружине, он осуждает его завоевательные походы. Образ Святослава - это образ живого человека со своими достоинствами и недостатками. Смерть Святослава, считает летописец, закономерна это следствие отказа принять христианство. Его мать, княгиня Ольга, приняла христианство, а он остался глух к ее просьбам и не последовал примеру своей матери. Святослав удивляется и говорит: “ Как мне одному принять чужую веру? А дружина моя смеяться начнет ”, - и жил, следуя языческим обычаям, но не запрещал христианство. Незадолго до своей смерти, Святослав раздает земли своим сыновьям. Ярополку – Киев, Олегу - Древлянские земли, а Владимиру достается Новгород.

После смерти отца между братьями началась борьба. Победил Владимир и в 980 г он стал правителем Руси. В “Повести временных лет” вначале князь Владимир представлен как язычник. У него было несколько жен и 800 наложниц. Но приняв в Корсуне христианство, он женится на полоцкой княжне Рогдене. Она вначале отказала Владимиру, не хотела за него замуж, Владимир был сыном князя Святослава и ключницы (рабыни) Малуши. Тогда Владимир захватил Полоцк и насильно взял ее в жены. Владимир принял христианство, и порвал с прошлым. Как христианин он отменил смертную казнь. Князь понял, что только бог может или даровать человеку жизнь или лишать его жизни. Прежний многоженец стал примерным семьянином. Он устраивал щедрые пиры. Пища раздавалась больным и убогим. Народ любил своего князя за его щедрость и в былинах он назван “красным солнышком”. Владимир был еще и одаренным полководцем. Велики его военные заслуги. Он победил половцев, хазар, печенегов. Но в “Повести временных лет” князь Владимир прославляется, прежде всего - как князь - креститель.

1037 г. повествует о Ярославе Мудром. Ярослав Мудрый - один из наиболее выдающихся киевских правителей. Он сумел после смерти отца -- князя Владимира объединить русские земли. Ярослав добился канонизации своих братьев. Князь был начитанным человеком своего времени. Он очень любил книги. По его приказу с греческого языка переводили на славянский, строили церкви: Софийский собор, монастырь святого Георгия, святой Ирины. При его правлении вера христианская все расширялась. Ярослав положил начало составлению на Руси писанного закона, издав “Правду Ярослава”, с которой начинается знаменитая “Русская Правда”- сборник правовых норм Древней Руси. Оригинал утрачен. Памятник дошел в рукописи. Первооткрыватель Русской Правды - историк В.Н. Татищев. Дошло более ста списков. “Русская Правда”-- главный источник правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси.

Ярослав Мудрый победил печенегов. При его правлении молодая христианская Русь стала известна в Европе. Сам он женился на дочери короля Швеции. При крещении ее назвали Ириной. В браке родились девять детей. Князь своих дочерей выдал замуж за королей Венгрии, Норвегии, Франции. Ярослав Мудрый таким образом, устанавливал международные отношения.

В “Повести временных лет” рядом с князьями изображены и простые воины, люди из народа. Под 997 г. повествуется о мудром старце из города Белгорода. Когда князь Владимир с дружиной ушел в северные земли, печенеги осадили город. Осада длилась долго, люди умирали от голода. Горожане решили сдаться. И тогда один старец попросил еще немного продержаться. По его просьбе выкопали два колодца и опустили два чана – один с киселем, другой с медовой водой. Старец велел позвать 2-3 печенегов. Пришли они и увидели, что у белгородцев огромные запасы меда, киселя. Горожан кормит сама земля. И тогда печенеги ушли. В этом рассказе прославляется ум, находка, смекалка русского человека. В «Сказании о белгородском киселе» проявилась особенность древнерусской литературы – жизнеутверждение, отсутствие отчаяния и уныния. В другом рассказе повествуется о победе русского юноши Кожемяки над печенежским богатырем. Печенежский богатырь своим гигантским ростом наводил на всех ужас. Но скромный юноша Кожемяка победил врага и спас Русь от набегов печенегов.

Основной мотив “Повести временных лет” – это любовь к родине. “Не погубите землю отцов и дедов своих”- постоянно звучит в повести. Нестор призывает князей жить в мире. Ведь все они родственники по крови. Русские князья должны объединиться и вместе выступить против поганых – уверен автор. Слово “поганый” в те времена означало язычник, не христианин. Погаными называли печенегов, половцев. Лучших князей Нестор восхваляет, а тех, чья деятельность шла вразрез интересам государства, он осуждает.

“Повесть временных лет” - первое дошедшее до нас историческое сочинение древнерусской литературы. Летопись описывает факты из года в год. На первом плане в летописи всегда дела князя, его идеальный облик. Описаны также обычаи, нравы людей. Рассказы по объему небольшие. “Повесть временных лет” поражает своей стройностью, ясностью, сдержанностью. Летопись всегда рассказывает о главном, важном, оставляя без внимания все мелочи. Язык памятника богатый, точный, использован живой разговорный древнерусский язык. ХI-ХII в. Д. Лихачев считал, что “Повесть временных лет” не просто сборник фактов русской истории, это литературно изложенная история Руси. “Повесть временных лет” сыграла важную роль в развитии летописей. Для литературы 18-19в памятник служил источником сюжетов, образов. Так, Сумароков в трагедиях “Синав и Трувор”, “Хорев” обращается к древнерусским сюжетам. Рылеев в своих “Думах” создает галерею древнерусских князей: Олег, Владимир, Святослав. Великому князю Пушкин посвящает “Песнь о вещем Олеге”, а в “Борисе Годунове ” создает величавый по своей духовной красоте образ летописца Пимена. “Повесть временных лет” воспитывает патриотические чувства, уважение к своему прошлому.

 

 

Торжественное красноречие

Родиной торжественного красноречия является античная Греция. Прекрасными ораторами были: Иоанн Златоуст, Исократ. Они были очень требовательны к себе, т.к. публика могла их освистать, забросить апельсинами. Греческие мастера передали свой опыт болгарам, позже этот жанр становится известен и в Древней Руси. На Руси для обозначения торжественного красноречия использовали термин “слово”. Жанр “слова” важнейший жанр в древнерусской литературе после “летописания”. Расцвет приходится на XIIвек. На Руси устные публичные выступления не получили распространения. Речи заранее писались, иногда их читали вслух. Торжественная речь напоминала стихи в прозе. Все речи отличались злободневностью. Торжественная речь строилась по четкой композиции: вступление, повествование, заключение. Во вступлении надо было эффектно начать речь, привлечь внимание слушателей. Основная часть – рассказ о событии, а заключительная часть – молитва богу. Светское торжественное заключение завершалось похвалой герою, которому и была посвящена эта речь. Уже в X1 веке появляются оригинальные произведения этого жанра. Это слова Луки Жидяты, Феодосия Печерского, Илариона. Все они в “ словах” пропагандировали христианскую мораль, учили как должен себя вести человек-христианин: не обманывать, не льстить, должен всегда ходить в церковь, уважать старых, читать божественные книги, крестить своих детей. Лука Жидята в своем кратком “ слове” “Поучение к братии” в простых выражениях дает первоначальные христианские наставления. Он указывает на недостатки русской жизни – пьянство, сквернословие. “Поучение к братии''-- единственное произведение Луки Жидяты, которое известно.

К жанру “слова'' обращается и Феодосий Печерский. Он автор шести поучений, в которых проповедовал христианскую мораль.

Ораторским мастерством владели князья, воеводы, которые кратко, образно и ярко говорили перед своими дружинниками. Князья своей речью воодушевляли воинов перед боем. Например, князь Игорь в “Слове о полку Игореве” выступил перед боем. Владели искусством устной речи и церковные проповедники, обращаясь к людям во время богослужения.

О расцвете ораторской прозы в литературе Древней Руси свидетельствует “Слово о Законе и Благодати” митрополита Илариона. Иларион до своего назначения митрополитом в Киеве, служил священником в селе Берестове – великокняжеская резиденция под Киевом. В “Повести временных лет” под 1051г. сообщается, что Иларион – один из первых монахов Киево-Печерского монастыря. Он любил уединяться на берегу Днепра, где молился. Иларион был единомышленником и соратником Ярослава Мудрого. При составлении “Устава о церковных судах ” Ярослав Мудрый советовался с Иларионом. Иларион – талантливый, образованный писатель. В 1057 г. он был назначен митрополитом в Киеве. Он стал первым русским митрополитом, главой православной русской церкви. До него митрополитами назначались греки из Византии. После смерти Ярослава Мудрого, Иларион ушел в Киево-Печерский монастырь, а на престол митрополита был вновь назначен грек из Византии. Иларион – автор одного из самых ранних, сохранившихся сочинений - “Слово о Законе и Благодати”. Написано между 1037 и 1050 г. “Слово” он произнес в Киевском Софийском соборе. Памятник создан в период напряженных отношении Киевской Руси с Византией. Русское государство вело борьбу за свою независимость. В “Слове” утверждается идея равноправия всех народов и великих и малых, независимо от времени их крещения. Византия утверждала свое право на всемирное господство. А “Слово” прасловляет христианскую Русь – как равноправное государство среди других стран мира. Памятник состоит из трех частей. В первой части – Закон т.е. иудейская религия сопоставляется с Благодатью- с христианской религией. Закон – религия одного иудейского народа, а Благодать – религия многих народов. Вторая часть – прославляет князя Владимира, крестивший Русь. Прославляя христианскую веру и князя Владимира, Иларион отмечает, как сложно утверждалась новая вера среди народа. Он подчеркивает, что Русь по собственному желанию приняла христианство. Иларион сравнивает князя Владимира с византийским царем Константином: Автор “Слова” уверен, что князя Владимира надо канонизировать. Он так же прославляет Ярослава, продолжившего дело своего отца – распространение христианства на Руси. Автор прославляет его строительную работу. Особенно Илариона восхищает Софийский собор. Заканчивается “Слово” молитвой за всю русскую землю, за её будущее процветание, за ее независимость и мирную жизнь. Иларион молит бога “прогнать врагов, утвердить мир, умудрить бояр, укрепить города”.

Автор “Слова” использует характерные для книжного красноречия приемы: восклицания, риторические вопросы, обращения. Иларион сравнивает Закон с тенью, лунным светом, а Благодать со светом, солнцем, теплотой. Закон сравнивается с рабыней Агарей и ее сыном Измаилом, а Благодать со свободной Саррой и ее сыном Исааком. Закон это пересохшее озеро, а Благодать – полноводный источник. Иларион в этом памятнике выразил политику Ярослава, который укреплял независимость русской церкви. Русский митрополит Иларион сумел подняться до равноправия всех народов. “Слово” это образец высокого ораторского искусства. Оно было рассчитано на читателя, т.к. было большим по объему. Литературное мастерство автора обеспечило его сочинению многовековую популярность. Влияние “Слова” прослеживается в многочисленных памятниках средневекового ораторского искусства.

 

 

Житие Феодосия Печерского

Феодосий Печерский был известным церковно – политическим деятелем и писателем ХI века. Он монах, затем игумен, один из основателей, Печерского монастыря в Киеве. Печерский т. е. пещерный. Первоначально монахи жили в пищерах, выкопанных в крутом берегу монастыря в Киеве. В 1108г. Феодосий Печерский был официально причислен к лику святых, что и побудило Нестора взяться за описание его жизни. ''Житие” написано в 80-ые годы ХIв. ''Житие - Феодося Печерского'' это правильное житие. В своей работе Нестор использовал легенды, устные рассказы и предания, бытовавшие в Киево-Печерском монастыре. Нестор обращается также к житиям VI в. написанные известным византийским агиографом Кириллом. Скифопольским польским. Нестор не знал Феодосия лично, он пришел в монастырь, когда игумен уже умер. О Феодосии Печерского рассказывают старцы, которые жили с ним и помнили его. В “Житие” Нестора, Феодосий представлен в образе ''типичного святого'', идеального положительного героя.

Житие начинается со вступления. В этой части Нестор традиционно отмечает, что он недостоен писать об этом преподобном монахе и просит бога помочь ему описать житие жизнь святого. Нестор опечален тем, что жизнь Феодосия до сих пор никем не описана. Феодосий сын благочестивых родителей, он уже в раннем детстве поражал всех своим поведением: прилежно посещал церковь, сторонился сверстников, был нетребователен к своей одежде, рано выучил грамоту, и вскоре все были поражены его премудростью.

Так, в духе житийной литературы, Нестор излагает обязательную биографию героя. Дальнейшее повествование разбито нa ряд небольших рассказов – новелл, связанных с центральным персонажем: 1. О вознице, который вез Феодосий из Киева в монастырь; 2. Об ангеле, который дал Феодосию золотую гривну; 3. О разбойниках, напавших на монастырь Печерский; 4. О бочке, наполнившейся медом во славу Феодосия. Каждая новелла, по замыслу Нестора, должна была представить святость Феодосия. Создан образ сурового и деятельного игумена. Он все дни трудился. Раньше всех приходил в церковь и последним из нее выходил, с радостью помогал пекарям месить тесто или выпекать хлеб, носил из колодца воду, сам рубил дрова. Нестор создает образ аскета. Как аскет, Феодосий носит на теле власяницу, из ключей шерсти. Феодосий был простым, смиренным, кротким человеком. Всегда заступался за вдов и сирот.

В житие Феодосию противопоставлена его мать – сильная мужеподобная женщина, с низким грубым голосом. После смерти мужа взяла на себя все его деловые обязательства. Она буквально одержима любовью к сыну, и чрезмерная любовь являлась источником постоянных столкновений между ними. Стремление сына посвятить себя служению Богу наталкивается на жестокое сопротивление матери. Она уговаривает Феодосия отказаться от своих стремлений “то ласково, то угрозами, а иногда и побоями.” Она не может смириться с тем, что ее сын, будучи из состоятельной семьи, ходит в ветхой одежде, большую часть времени проводит в молитвах. Она желала сыну добра и обыкновенного человеческого счастья, как она его понимала. Мать Феодосия считала, что он живет неправильно и умоляет его жить как все его сверстники. Она говорит ему: “ Молю тебя, чадо мое, брось ты свое дело, ибо срамишь ты семью свою, и не могу больше слышать как все потешаются над тобой и твоим делом. Разве пристало отроку этим заниматься.” Поведение Феодосия, вызывает у матери гнев. Когда он отправился с паломниками, мать догнала его, вернула домой и наказала. Но Феодосий опять уходит. Мать оплакивает сына как покойника. Она идет к сыну и просит его вернуться домой. Но Феодосий убеждает мать постричься в монахини. Эта властная женщина уступила, она постриглась в женский монастырь. Нестор запечатлел обр


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.