Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским

2017-06-29 280
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В конце XV и в XVI веке, в период укрепления русского централизованного государства, вместо ограниченных в своих заботах князей периода феодальной раздробленности, стали появляться реформаторы государственной жизни России. Таким реформатором был царь Иван IV. При нем была создана централизованная система управления. Политика Иван IV была направлена на укрепление царской власти. Бояре были крайне недовольны. Идеологическая борьба боярства и дворянства отражена в переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским, которая явилась итогом развития русской публицистики XVI века. В центре внимания гревнерусской литературы оказалась государственная деятельность первого русского царя. Сам царь, который заботится о воздействии на подданных не только силой власти, но и силой слова, вступает в полемику. Чаще адресатами Грозного становятся не друзья, а враги, примером чего и является его переписка с Андреем Курбским, бежавшим в Литву в 1564 г.

Князь Андрей Курбский принадлежал старинному роду ярославских князей, был потомком Владимира Мономаха. Он был видным военачальником, активным участником Казанского похода Грозного и в одно время (1560) стоял во главе всего русского войска. Но опасаясь опалы, столь часто настигавшей ближайших сподвижников Грозного, Курбский бежал в Литву. Андрей Курбский опасался гнева Ивана Грозного за поражение русских войск под Невелем, которыми он руководил. Царь объявил его изменником родины.

Переписка началась в 1579г с «Послания князя Андрея Курбского, написанного царю и великому князю московскому из-за прилютного его гонения, в котором Иван Грозный обвинялся в злоупотреблениях своей властью. Их послания это не только личная переписка, они были рассчитаны на широкий круг читателей. Сохранилась легенда, что первое послание Курбского было вручено и прочитано Ивану Грозному слугой князя -Василием Шибатовым. В гневе царь пронзил своим посохом ногу посланника. Превозмогая боль, Шибанов дочитал письмо. Брошенный в темницу, он умер под пытками, не предав князя Андрея Курбского. В послании князь пытается объяснить причину своего бегства и дать характеристику деятельности Ивана Грозного. Князь обвиняет царя в отступлении от веры. «Почто, царь, - спрашивает он, - побил ты сильных, казнил воевод. Ведь эти воеводы брали крепости, побеждали неприятелей. Неужели царь мнит себя бессмертным, впал в ересь, и не боится предстать перед Исусом”- удивляется Андрей Курбский. Сам Андрей Курбский водил полки, проливал пот и кровь. И он перечисляет собственные беды, которые пришлось ему претерпеть от царя. Не оценены его заслуги перед Отечеством и он безвинно изгнан. Теперь царь больше не увидит его лица до Страшного Суда. Князь не будет молчать и будет обличать Грозного.

Казненные царем, взывают об отмщении, а Иван грозный спокойно пирует на бесовских пирах. Это письмо Курбский грозится положить с собой в гроб и с ним предстать на суд господа Исуса. Андрей Курбский уверен, что царь утратил облик идеального правителя. Он предъявляет Грозному обвинения от имени «погибших, заточенных и прогнанных без правды бояр”. Князь обвиняет царя в несправедливости гонения бояр, которые являются по его мнению, опорой государства, составляют его силу. Андрей Курбский считал необходимым разделения власти между царем и боярами.

Послание Андрея Курбского уязвило царя и он сразу пишет ответ: ''Царево государство послание во все его российское царство об измене клятвопреступников – князя Андрея Курбского товарищами. “По объему послание Грозного в 20 раз превышает письмо Курбского. В послании выражен сложный и противоречивый характер Грозного. Выражен также его ум, образованность, начитанность. Свой ответ царь адресует не только Курбскому, но всему Российскому царству. Обличая Курбского, Грозный выступает против всех бояр. Он выступает как политик и государственный деятель. Грозный доказывает Курбскому законность своей власти, унаследованной от своих славных предков: Владимира Мономаха, Александра Невского, Дмитрия Донского. Он отмечает, что власть царя освящена богом. От всех требует преданности, а своих подчиненных считает холопами, которых он «волен жаловать и казнить». Изменнику Курбскому ставит в пример преданность его холопа Василия Шибанова, принявшего смерть за своего господина. Объясняя свое отношение к боярам, царь вспоминает детство. Бояре расхитили казну, убили многих соратников его отца, и его хотели убить в детстве. В детстве ему и его брату никто не помогал, он только надеялся на бога. В восемь лет он остался круглой сиротой и бояре не заботились о нем, а только боролись за власть. В отличие от Курбского, он считает бояр изменниками. Не они составляют силу и славу Российского государства. Грозный в послании излил все свои чувства, которые его переполняли. Он не считается с правилами риторики. Речь Грозного порывиста, насыщена, взволнованна живыми конкретными образами, пересыпана остротами. Курбский в своем ответе высмеивает стиль послания Грозного. Он считает, что этот стиль не достоин не только царя, но даже простого воина. Не подобает благородным людям браниться как простолюдины. И такое послание, уверен Курбский нельзя посылать в чужую страну. Ответное послание Курбского не имеет точной датировки. Позднее он отмечает, что из-за закрытия границы он не смог своевременно отправить свой ответ царю.

Второе послание Ивана Грозного Андрею Курбскому было написано в 1577 году, т.е. через 13 лет, он пишет новое послание. Это не было ответом на второе послание Курбскому, к тому времени второе письмо Курбского еще не попало в Россию. Просто 1577 году Иван Грозный победил, и вся Ливония была в его руках. Царь как победитель пишет многим своим оппонентам и среди них Андрей Курбский. Во втором послании Грозный осуждает всех бояр. В лице Курбского и Грозного столкнулись два мировоззрения: царя и боярских сил. Курбский считал, что страной должен править не только царь, но и бояре. А Грозный уверен, что царь ни с кем не должен делить власть. Многовластье ― это безумие. За все свои поступки царь несет ответственность только перед богом, а не перед холопами. Царь не должен быть робким. Он – гроза не для добрых, а для злых дел. Третье - и последнее послание Курбского Грозному, было ответом на Второе послание царя. Это сочинение писалось в несколько приемов, на протяжении 1578-1579 годов, так как в нем нашли отражение военных событии этих лет. К Третьему посланию князь приложил и свое Второе. На этом переписка политических противников прервалась.

Послания Курбского написаны по всем правилам книжного красноречия того времени, отличаются краткостью и стройным построением. А Иван Грозный в своих посланиях не придерживается книжных традиций, нарушая правила риторики, смело выражая свои мыли и чувства.

Противоречивый, сложный характер Грозного, его писательское дарование выражены не только в посланиях к Курбскому, но и в других письмах, в частности, в посланиях в Кирилло – Белозерский монастырь, написанное в 1573 году. В этот монастырь Грозный - сослал опальных бояр. Бояре нарушали устав монастыря и жили привольно. Эти послания интересны тем, что рисуют жизнь, быт крупного монастыря. Царю всегда был дорог этот монастырь. Он часто приезжал в Кирилло Белозерский монастырь. Впервые посетил его будучи юношей. И тогда был поражен суровыми порядками монастыря. Грозный вспоминает, как кто-то из его свиты попросил на обед стерлядей. Но ни царю, ни его окружению в монастыре не пожелали сделать исключения, в виду строгих монастырских порядков. Игумен монастыря ответил: «Государя боюсь, а Бога надо больше бояться». Царь с похвалой отзывается о строгих порядках в Кириллове монастыре. И поэтому он особенно зол, что бояре сумели нарушить эти давние порядки. Так, боярин Шереметьев при монастыре имеет свою особенность и запасов на целый год. Он ест, пьет в монастыре вино. Шереметьев не подчинялся монахам, а монахи подчинились ему и некоторые даже распивают с ним вино. Грозный уверен, что монастырь это то место, где надо очищать душу. И только суровые порядки, аскетический образ жизни может этому способствовать. Ведь раньше, как пишет царь, в монастыре не держали даже лишней иголки. И он в своем послании призывает игумена восстановить прежние крепкие монастырские нравы. Это конкретное и образное «Послание» стало частью литературного наследия Грозного.

Послания Грозного – яркое свидетельство разрушения строгого книжного, литературного стиля и появление стиля индивидуального. Особенно этот индивидуальный стиль характерен переписке Грозного с Василием Грязным. Переписка велась в 1576-1577 годах, когда Василий ближайший опричник Ивана Грозного попал в плен к крымцам. Крымцы решили выменять Василия на их знатного воеводу, захваченного в плен русскими. Грозный решительно отказывает. В переписке этих двух людей чувствуется их находчивость, ум. Грозный выступает как большой государственный человек, полный забот об интересах государства. В его отказе выражена забота об государстве. Личные привязанности царь не ставит выше государственных интересов. Василий балагур, шутник, преданный, но эгоистичный. Он старается вымолить себе выкуп из плена. Их переписка - свободная беседа, словно записанный разговор, оба перекидываются шутками.

Такой стиль был совершенно новый в древнерусской литературе. Никогда еще русская литература до Ивана IV не знала такой эмоциональной речи, такой блестящей импровизации. Грани между письменной речью и живой устной были стёрты. Грозный пренебрегает всеми искусственными приемами писательства во имя живой правды. Он пишет так, как говорит, смешивая цитаты книжные с просторечием, он всегда искренен. Академик Д.С. Лихачёв отмечал: «Это – по настоящему русский писатель. Смелый новатор, изумительный мастер языка, то гневный, то лирический, всегда принципиальный, всегда «самодержец всея Руси», пренебрегающий всякими литературными условностями ради единой цели убедить своего читателя, воздействовать на него – таков Грозный в своих произведениях».

 

 

Памятники XVI века

В XVI веке были изданы документы, которые регламентировали различные стороны жизни древнерусского человека. Юридические вопросы освещались в сводах законов – “Судебник”. Первый «Судебник» издан в 1497 г при Иване III, а второй - при Иване Грозном в 1550 г. Вопросы церковной жизни отражены в книге “Стоглав”, которая и состояла из ста главвопросов. Эти вопросы были заданы Иваном Грозным духовенству, а ответы царю были даны на специальном собрании 1551 году. Книга “Стоглав” была авторитетной для русских на протяжении ста лет. В 17 веке, когда Никон стал проводить церковные реформы, то старообрядцы выступили против этих нововедений. Для них был очень важен “Стоглав”. Старообрядцы считали, что ничего нельзя менять в этой книге. В 20-50 годы создается свод церковного чтения – “Великие Минеи Четии”. Под руководством митрополита Макария были собраны все святые книги, написанные на Руси. На основе этих книг и был создан свод церковного чтения т.е. “Великие Минеи Четии” В состав этого свода вошли и жития святых, и хождения, и повести, послания, церковные уставы, и даже книги святого содержания – т. е. все виды книг, которые были в библиотеках монастырей. Тексты этого свода были предназначены и для богослужения, и для индивидуального чтения.

Домострой

Вопросы мирской жизни и домашнего быта освещал “Домострой''. Памятник был посвящен разнообразным вопросам семейной жизни и домашнего быта древних русичей. Русский “Домострой” сложился еще в конце XV века, в Новгороде. Вторая, московская редакция составлена в эпоху Ивана Грозного, в середине XVI века. «Домострой» - энциклопедия семейной жизни, домашних обычаев, традиций, русского хозяйствования. Составителем книги, ее редактором был известный церковный и государственный деятель того времени ― священник Сильвестр. По происхождению новгородец, он приехал в Москву в 1542г, чтобы продолжить роботу в скриптории (книгописной мастерской) митрополита Макария. Сильвестр был назначен в Благовещенский собор Московского Кремля. Человек яркий, образованный, он имел сильное влияние на молодого Ивана Грозного. Сильвестр входил в состав “Избранной Рады” – т е правительство того времени. Но царь не любил тех, кто постоянно ему давал советы. Но в скоре Сильвестр попадает в опалу и его переводят в Кирилло - Белозерский монастырь под новым монашеским именем - Спиридон. Мы не знаем, когда он точно умер, но князь Курбский упоминает о нем в 1577г. как о покойнике. Царский гнев не распространился на семейство Сильвестра. Сын писателя, Анфим – тот самый, которому посвящен “Домострой” – служил в 1560г дьяком в Смоленске.

Сильвестр был великий книжник. Он не только писал и переписывал книги, но и собирал их, часто дарил книги в разные храмы и монастыри. Так, сохранилась запись о том, что Сильвестр подарил монастырям 66 книг. Сильвестр – автор “Жития святой княгини Ольги'', некоторых глав “Стоглава”, но главным в его наследии остается книга “Домострой”. Профессор В.В. Колесов пишет, что основная ценность “Домостроя” состоит в том, что с его помощью мы можем заглянуть в быт наших предков XV-XVIв как бы присутствовать при их разговорах. “Домострой” состоит из 63 глав, а 64 написана Сильвестром. Это послание к его сыну Анфиу. Все главы распадаются на 3 части: в первой части говорится о строении духовной жизни, 2 часть - строение мирской жизни, а III- ведение домашнего хозяйства.

В “Домострое” в единое целое связана семья, церковь и государство. Главные основы домостроевской системы ― это бог на небе, царь – бог на земле, а отец – государь в доме.

Главные действующие лица “Домостроя”- хозяева дома – “государь” и “государыня”. Глава семьи – отец. Ничего в доме не должно совершаться без его согласия, а кто нарушит его волю, того надо плетью отстегать. Бить надо разумно, нельзя бить, чем попало и бить по глазам. Надо бить наедине, без гнева, а потом пожалеть. Детей надо держать в строгости. “Бей ребенка – он не умрет, а поздоровеет”, - записано в “Домострое”. Девочек надо учить рукоделию, а мальчиков ремеслу. Все вопросы решал отец. Он поучал жену, детей, поощрял и наказывал слуг. В “Домострое” упоминаются ключник, повар, мастера с учениками и слугами, торгующие в хозяйских лавках. Слуг надо кормить, одевать. Хозяин закупает продукты, варит пиво, следит за огородом, проверяет отчеты ключника, два раза в день - утром и вечером обходит дом, а ночью прислушивается, не полагаясь на сторожей.

Жена – второе лицо в доме. Она заведует хозяйством. Хорошая жена – драгоценность. Она должна раньше всех вставать, заниматься своим хозяйством. Хорошая жена не сплетничает, а когда ее о чем - то спрашивают, она должна отвечать: “Я ничего не знаю, я ничего не слышала”. Слуги тоже члены семьи. Они не должны рассказывать, что делается в доме хозяина. В хозяйстве ничего не должно пропадать. В хорошем доме “и остатки и обрезки живут”. В избе должно быть чисто, посуда вымыта. Написан “Домострой” живым разговорным языком.

ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА

События XVII века называют “смутным” т. е. тревожным, неспокойным временем. У Ивана Грозного не оказалось наследника: старшего сына он убил, младший Дмитрий погиб в младенчестве, а средний Федор был робким, тихим человеком. Он скончался в 1598 году, и с его смертью оборвалась династия Рюриковичей, занимавшая русский престол более семи веков. Новым царем был избран Борис Годунов, который к тому времени уже фактическии правил страной уже несколько лет. Проявил себя как тонкий дипломат и умелый политик. Благодаря его усилиям были преодолены некоторые последствия Ливонской войны: Россия получила назад од Швеции несколько городов и смогла вести торговлю на Балтике. При Борисе Годунове начинается сооружение Большой засеченной черты - цепи крепостей и укреплений от Рязани до Тулы. Эти сооружения защищали южные рубежи страны от набегов кочевников. Но эти усилия были перечеркнуты голодом 1601-1603. Царь и его окружение приняли все меры, но народ был недоволен Годуновым. При нем был отменен Юрьев день и усилили крепостную зависимость.

В 1602г появился первый Самозванец. Он утверждал, что он Дмитрий – сын Грозного. Одни считали его потомком старого боярского рода, постриженного в Чудов монастырь. Другие считали, что это выходец из польской шляхты. Польша рвалась в Москву и в 1604 году Самозванец с войском подошел к границам России. В 1605 году внезапно скончался Годунов, Дмитрий захватил власть и правил 11 месяцев. Народ выступил против поляков. Народное движение возглавил Минин и Пожарский. Поляков изгнали, а в 1613 г состоялся Земский собор - съезд бояр, помещиков, купцов, духовенства, которые должны были выбрать нового царя. Избрали 16-его костромского боярина - Михаила Фёдоровича Романова. Он царствовал 32 года и основал династию Романовых, правивших до 1917г.

В XVII веке происходят значительные перемены в культурной жизни Руси. При церквях и монастырях стали открываться школы. В 1687 г в Москве была создана Славяно-греко – латинская академия, где изучались греческий, латинский языки, русская грамматика и риторика. Расширялся выпуск печатных книг, в боярских и дворянских семьях собирались домашние библиотеки. С воцарением Романовых на службу стали приглашаться иностранные специалисты: врачи, актеры, военные. При Алексее Михайловиче появился придворный театр.

Бурные события XVII века нашли широкое отражение в литературе. Последнее столетие в литературном процессе Древней Руси называют переходным периодом. Сохраняя традиции, литература XVII века приобретает злободневный характер, отражает интересы различных социальных групп. В XVII веке усиливается светское начало, писатели используют в своем творчестве художественный вымысел. Традиционные жанры произведений наполняются новым содержанием, появляются новые жанры, (сатира, драматургия, поэзия, возникает театр).

В XVII веке в исторических повестях описываются не только конкретные исторические события, но и факты из жизни отдельно взятых людей. В центре повести – простые по происхождению, но сильные и отважные герои. Литература XVII века проявляет интерес к обычному человеку. Герой не доволен своей судьбой, жалуется на жизнь, он не уверен в себе, верит в рок. В XVII веке герой не идеализируется, как это было в XI - XVI веках. Часто действуют безымянные герои, которые названы «молодец», «бедный»; «богатый»;»крестьянский сын»; и другие. Безымянность героя способствовала утверждению вымысла в художественном произведении, к созданию не идеализированного, а типичного героя. Средневекового читателя вымысел пугал, все чего не было в действительности – обман, а обман – от дьявола. Герои XVII века нарушают старые, домостроевские нормы поведения. Молодые люди не слушаются родителей, живут своим умом, делают свой выбор. В древнерусской литературе людей делили на хороших и плохих. В XVII веке человек представлен более многогранно - со своими достоинствами и недостатками. Появляются авантюристы (Фрол Скобеев), люди пропащие - (Повесть о Горе-Злочастии), продавшие душу дьяволу, (Савва Грудцын). В XVII века развиваются индивидуальные стили. В 17 веке особенно видоизменяется жанр жития. Жития XVII веке это уже лирическая автобиография. В житие упоминаются факты из быта, прослеживается связь с фольклором. Во второй половине XVII века появляются бытовые повести (“Повесть о Савве Грудцыне”, “Повесть о Фроле Скобееве”). Судьба конкретного человека, его поиски и жизненный путь становятся темой бытовых повестей. Их герои – обыкновенные люди, купеческие и дворянские дети, по-новому проявляющие себя в патриархальном быту.

В XVII веке активно переводят, особенно с польского. Популярны были западноевропейские рыцарские и авантюрные романы, о Бове Королевиче, Петре Златых и др. Герои изображались в обычных жизненных ситуациях. И для бытовых повестей и вообще для литературы XVII века характерно тяготение к беллетристике. В отличие от высокой литературы, беллетристика призвана была развлекать. Литература XVII века не лишена была занимательного начала.

Бытовые повести XVII в.

“Повесть о Горе–Злочастии”- самая значительная бытовая повесть – II половины XVII века, автор неизвестен. Повесть дошла до нас в списке XVIII века, но написана в середине XVII века, когда после Смутного времени тема “отцов и детей” приобретает в русской литературе особую важность. В повести отразилось новое отношение к человеческой личности. Найдена повесть академиком А.Н. Пыпиным в 1856г. и опубликована в журнале “Современник”.

В начале “Повести” автор рассказывает о первом грехе человечества ― грехе Адама и Евы. Господь, наказывая человечество, приводит на путь спасения. Вслед за этой экспозицией начинается рассказ о герое повести ― безымянном Молодце. В литературе на смену исторической личности приходит вымышленный герой. Центральная тема повести – тема трагической судьбы молодого поколения, стремящегося порвать со старым семейным укладом, жить по-своему, по-новому.

Герой повести – Молодец вырос в купеческой патриархальной семье. Его родители учили жить “в разуме и безлобии”. В наставлениях родителей представлены основы патриархальной морали. Он окружен любовью, заботой. Родители наставляли молодца не ходить “в пиры”, не пить много, не прельщаться женщинами, бояться глупых друзей, не обманывать, не брать чужого, выбирать надежных друзей, не дружить с глупыми, не играть в кости, не прельщаться золотом и серебром, не обижать убогого.

Но герой был молод, он рвется на свободу, он хочет жить по-своему, а не по родительским наставлениям. К их советам он относится легкомысленно и очень быстро попал в руки дьявола. Молодец в один миг утратил доброе имя, завел недобрых друзей, пропил в кабаке деньги, оказался ограблен, разут, раздет, голоден. Ему пришлось одеть лохмотья и ему стыдно в таком виде возвращаться к родителям. Он уходит в чужие края и попадает на пир. Добрые люди его угощают и замечают, что Молодец грустит. Он рассказал о себе, о том, что не прислушался к советам родителей. Чужие люди наставляют его на путь истинный. Вскоре он разбогател, присмотрел себе невесту, решил устроить свою жизнь. Накрыл стол, пригласил гостей и опять допускает ошибку. Он стал себя хвалить, что всего сам добился. И как пишет автор: “А всегда гнило слово похвальное”. Его хвалебные речи подслушало горе. Горе олицетворяет судьбу, долю человека. Горе говорит Молодцу, что бы он не хвалился ни своим счастьем, ни богатством. Оно горе может учинить ему злое счастье. Горе не сразу овладело героем. Когда горе явилось к нему во сне, он его не послушался, но когда оно явилось во второй раз в облике архангела Гавршила, молодец оказался у него в плену. На голову юноши осыпались великие беды, которые довели его до отчаяния, нищеты, голода, и он пришел к мысли о самоубийстве. Напуганный горем Молодец хочет покориться воле родителей, но горе не отпускает, преследует его, угрожает Молодцу. Но каков выход из положения? Молодец вспоминает о спасенном пути, он идет в монастырь, куда Горю Злочастию уже дороги нет, и оно остается за воротами. В стенах монастыря молодец находит свое спасение, он постригся в монахи- такова расплата героя за нарушения заповедей старины. Молодец расплачивается за свою непокорность. Он стремился к свободе, но вековые традиции не одобряли путь Молодца.

В повести противопоставлены два миропонимания. С одной стороны родители и “добрые люди”- они за вековые патриархальные традиции, а с другой стороны Молодец, воплощающий стремление нового поколения к свободной жизни. Интересен образ горя, символизирующее враждебную человеку силу.

В повести ставятся и социальные вопросы. Молодец попадает в кабак, пьянство стало большим народным бедствием в XVII веке. Сатирическая литература того времени называла кабак “дому разоритель,” “души погубитель”. Образ Молодца – первый образ босяка в русской литературе. Интересен и образ горя, которое имеет в повести глубокое трагическое содержание. Оно символизирует бедность, нищету. В “Повести” использован фольклор. Это было возможно в XVII веке, когда народная поэзия оказывает на литературу сильное влияние. Так, образ Горя имеется и в народных сказках. Но если древнерусская повесть заканчивается победой Горя, то в народной сказке проявляется оптимизм простого народа и мужик побеждает Горе, закапывая его в яму.

 

“Повесть о Савве Грудцыне”

 

Написана повесть в 60-ые годы XVII века. Эту повесть переписывали и в XVIII веке и дошло до нас более 80 списков. В этой повести, как и в “Повести о Горе ― Злочастии” раскрываются взаимоотношения двух поколений – отцов и детей. Герой повести купеческий сын Савва Грудцын. Савва едет к другу своего отца к Бажену, в город Орел. Бажен гостеприимно принял Савву, а тот стал тайно встречаться с его молодой женой. Но Савву мучили угрызения совести, ему было стыдно перед Баженом, и он перестал встречаться с его женой. Молодая женщина была разгневана и она опоила Савву волшебным зельем и оклеветала перед мужем. Бажен выгнал Савву и тот устроился в гостинце. Зелье оказало свое влияние и Савва стал скучать и тосковать по своей возлюбленной. Он тяжело переживает разлуку с ней. Автор повести осуждает поведение «злой и неверной жены». Эта женщина толкает юношу на путь греха. В повести отражено представление о женщине как орудии греха. Все прегрешения Саввы и его нечестный роман с женой купца Бажена были результатом вмешательства беса. Савва не смог противостоять этой сокрушительной силе. Бес готов помочь Савве, но требует, чтобы он подписал «харатию», т.е. договор. Савва должен был отречься от бога и вступить в союз с бесом. Савва подписывает харатию и бес ему помогает, и он вновь встречается со своей возлюбленной. По совету беса Савва поступает на службу к царю, он победил польского богатыря. Подвиг Саввы всех удивляет. Во время службы Савва проявил мужество, отвагу, бесстрашие. В последней части повести описывается болезнь Саввы. К больному является бес и мучает его. Во сне Савва видит богородицу, и она советует ему принять монашеский сан. Савва так и поступает. Он раздает свое имущество бедным и принимает монашеский сан в Чудовом монастыре. В церкви он выздоровел и ему помогает богородица. Здесь он прожил много лет и скончался. В повести бесу противопоставлен светлый образ богородицы.

В повести впервые в древнерусской литературе изображены любовные переживания героя. Герой из-за любви идет на союз с бесом. Эта женщина сравнивается со змеёй, львицей. Автор ее называет лукавой. Из-за нее Савва встал на грешный путь. В центре повести нравственные проблемы - проблема взаимоотношения отцов и детей, и эта проблема решена религиозным автором в пользу отцов. Автор защищает вековые традиции. А герой, нарушающий вековые традиции, наказан. Автор изображает жизнь обыкновенного человека и в этом новаторство повести. Многие называют эту повесть первым русским романом.

 

 

«Повесть о Фроле Скобееве»

 

Фрол Скобеев – плут, вор, ябедник, захудалый нижегородский дворянин. Он не верит ни в бога, ни в дьявола, полагается только на свою изворотливость, находчивость. Он хочет добиться материального благополучия и положения в обществе. «Либо покойник, либо полковник» - таков девиз его жизни. Ради достижения цели он готов и обмануть, подкупить, и шантажировать. Фрол очень деятелен и энергичен. Чтобы выбиться в люди он решает жениться на Аннушке, единственной дочери знатного и богатого боярина – Нардин Нащокина. Фрол подкупил служанку и пробрался к Аннушке. Он её уговорил, и она согласилась выйти за него замуж. Отец Аннушки был разгневан поступком дочери. Но его успокоили, и он простил дочь и зятя. Фрол заставил Аннушку притвориться больной, чтобы ее отец пожалел и простил. Отец прощает и приглашает их на ужин. Мир и любовь воцарились в доме. Фрол добился всего. После смерти тестя он наследовал его состояние. Фрол прожил свою жизнь в богатстве, в славе, оставил после себя наследников. Автор не осуждает своего героя, наоборот восхищается его находчивостью, ловкостью, хитростью. Радуется его успехам в жизни и не считает поступки Фрола безнравственными.

Интересен в повести и образ Аннушки. Она смело нарушает домостроевские традиции и заявляет о своих правах самой решать за кого ей выходить замуж. И вместе с Фролом обманывает родителей, притворяется больной. Она, как и Фрол идет к своей цели. Если в «Горе - Злочастии», и в «Савве-Грудцыне» поступками героев управлял дьявол, то Фрол самостоятельно распоряжается своей судьбой. Савва и Молодец грешат, а потом раскаиваются и в молитвах пытаются заманить свои грехи. Фрол, в отличие от них, уверен, что поступает правильно. Он никогда не раскаивается и всегда размышляет «как кого обмануть».

Сюжет этой повести позже будет использован многими писателями. В 18 веке Новиков пишет свою повесть «Новгородские девушки», а Карамзин «Наталью – боярскую дочь». В 40 годы XX века композитор Хренников создает комическую оперу «Фрол Скобеев». Высоко ценил эту повесть И.С. Тургенев. Он писал: «Это чрезвычайно замечательная вещь. Все лица превосходны, и наивность слога трогательна».

 

 

Сатирические повести

 

Эти повести были очень популярны. Использовались образы, художественные средства народных сатирических сказок. Сатирические повести бичуют типичные для того времени пороки феодального общества: неправый суд, недостойное поведение духовенства, взяточничество.

О взяточничестве судей, о судебной волоките рассказывается в «Повести о Шемякином суде». Повесть датирована второй половиной XVII века. Она близка к народной сатирической сказке о неправом суде. Действие повести развивается стремительно. Богатый брат дал бедному лошадь, чтобы бедный привез из лесу дрова, но пожалел дать хомут. Бедняк привязал дрова к хвосту лошади, она зацепилась за подворотню и хвост оторвался. Богач не пожелал принять бесхвостой лошади и возникла тяжба. По дороге в суд братья заночевали у попа. Поп приглашает поужинать богача, а бедняка голодным уложили на печь спать. Бедняк наклонился с печи и засмотрелся на трапезу. Он упал с печи и нечаянно задавил поповского ребенка. И поп пошел в суд. Боясь наказания, бедняк решил покончить с собой, но, падая с моста, нечаянно задавил старика, которого под мостом везли в баню. К богатому брату, к попу присоединился и сын старика. Казалось, выхода нет, но на помощь бедняку пришла смекалка. Он поднял с дороги камень, завернул его в платок и на суде трижды показал судье. Корыстный судья Щемяка подумал, что бедняк предлагает взятку и решил дело в его пользу. Судья выносит следующий приговор: бедняку держать у себя лошадь до тех пор, пока у неё не отрастёт хвост, попу отдать бедняку попадью, с которой тот должен прижить нового ребёнка, а сыну старика прыгнуть с моста и задавить стоящего под мостом бедняка. Все трое дают бедняку деньги, чтобы тот не требовал исполнения решений судьи. После суда судья потребовал награду и увидел, что в свертке был камень. Судья стал благодарить бога, что остался жив. Бедняк прибегнул к хитрости и сказал судье, что готов был убить его этим камнем. Щемянка был счастлив, что решил дело в пользу бедного.

Повесть обличает продажный суд. Дан образ находчивого человека, способного на веселые и ловкие проделки. Новый герой силен своим умом, хитростью, жизнелюбием. Эти качества противопоставляются средне ― вековому отстранению от жизни, уходу в монастырь. Герой не погибает, ему на помощь приходит смекалка.

«Повесть о Щемякином суде» - оригинальная сатира, изображающая реальную вековую тяжбу бедных и богатых.

 

«Повесть о Ерше Ершовиче»

 

Эта повесть дошла до нас в четырех редакциях. Первая редакция наиболее полно отразила социальные противоречия эпохи. Повесть о том, как боярский сын Ерш судится из – за Ростовского озера с сиротами – это крестьяне Лещ и Голавль. Эта тема была типична для XVII века, т.к. феодалы постоянно захватывали земли, а народ все терял. Эта повесть – горестная жалоба. Ерш пришел в Ростовское озеро издалека, выдал себя за крестьянина и попросился на какое-то время пожить и покормиться. Добрые люди его приняли. Ерш остался в Ростовском озере и вскоре начал бесчинствовать, начал грабить соседних рыб.

Лещ и Голавль обращаются в суд и предъявляют свои исконные права на Ростовское озеро. На суде Ерш хитрит и доказывает свою невиновность. Ерш заявляет, что озеро принадлежит его деду, а Лещ и Голавль были холопами его отца и он их отпустил на волю, а они в голодный год сами ушли на Волгу. Ерш притворно жаловался, что ему не давали свету, что его притесняли: он не вор, не разбойник, а человек добрый, что его знают в Москве, что его едят в ухе с перцем и шафраном и уксусом. На суде допрашивают свидетелей и устанавливают, что Ерш виноват и сам он не боярский сын, как выдавал себя, а он крестьянин. Ерш обманом пытался присвоить себе чужие земли. В повести обличаются и тупые судьи и хитрый Ерш. Повесть кончается тем, что Лещ и Голавль отпустили на волю Ерша, но до этого велели всем рыбам бить его кнутом.

Справедливый приговор суда в пользу бедных не был типичен в условиях XVII века. В этой повести, как и в сказках выражена народная мечта о победе добра над злом. Это первое иносказательное произведение в древнерусской литературе. Герои рыбы выражают человеческие отношения. В аллегорической форме эта повесть раскрыла сложный социальный конфликт между крестьянами и земледельцами, показала бесправное положение “голых и небогатых”.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.