Творчество Кирилла Туровского — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Творчество Кирилла Туровского

2017-06-29 105
Творчество Кирилла Туровского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Кирилл Туровский – церковный деятель, писатель, просветитель, мыслитель древнерусского государства. Он автор торжественных слов - одного из ведущих жанров древнерусской литературы. Сведений о его жизни немного. Из “жития Кирилла” мы узнаем, что он родился и вырос в городе Турове (город на северо- западе Киевской земли) Сын состоятельных родителей, он не любил богатства. Позже учился в Киеве и Смоленске Кирилл Туровский получил хорошее домашнее образование, владел в старославянским греческим языком, знал византийскую культуру, особенно поэзию и красноречие. Рано постригся в монахи, служил в Туровском монастыре. Кирилл Туровской - первый известный столпник на Руси. Он уединялся от всех в келье, чтобы полностью предаться размышленьям и молитвам. В келье он написал многие свои произведения. Богословские труды принесли Туровскому известность. Вскоре князь назначил его епископом в Турове. Современники называли Туровского “русским Златоустом”. Его слова и поучения включены в сборник “Златоуст” и “Торжественник”. В эти сборники включали лучшие произведения торжественного красноречия.

Кирилл Туровский ― автор 30 молитв, восьми слов, написанных по поводу различных церковных праздников. Главная тема ― религиозно - философского творчества Кирилла Туровского ― проблема человека и его служения Господу. Его сочинения это похвальная песнь человеку, ради которого Господом создан весь мир. Ради духовной чистоты, человек должен подавлять в себе все греховное.

Проблема взаимоотношения человеческой души и тела в центре внимания в “Притче о человеческой душе и теле” (второе название “Слово о слепце и хромце”.) Кирилл Туровский осуждает ростовского епископа Федора, который хотел, чтобы ростовская епископская кафедра стала самостоятельной, не подчинялась Киевской. Кирилл Туровский осуждает поведение Федора, который вносил раскол в церковном единстве Руси. В “Притче о человеческой душе и теле” в аллегорической форме Кирилл Туровский отразил злободневные проблемы своего времени. В известной притче владелец виноградника поручил слепому и хромому стеречь его владения. Хозяин подумал, что такие сторожа не смогут его обокрасть. За хорошую работу обещал вознаграждение, а за воровство – наказание. Но сторожа решили обвести своего хозяина. Хромец сел на слепого и они обокрали владельца виноградника, за что и были наказаны. Слепец – аллегория души, а хромец – тела. Душа соблазняет тело. Слепой символизировал епископа Федора, который соблазнил князя Богословского, учредить отдельную епископию. Такая политика не способствовала объединению и церкви и государства. Туровский осуждает все, что вносило раскол, разобщение.

В притче инициатором преступления становится слепец, т.е. душа. Слепец почувствовал сладкий запах из виноградника и уговорил хромца обокрасть его. Но виновен и хромец, который расписывает прелести виноградника и еще более соблазняет слепца. Виноваты оба: первый потому что искушал, а второй – не устоял. Причина преступления – это излишняя забота о теле и безразличие к своей душе. Кирилл Туровский утверждает, что человек должен постоянно заботиться о душе – молиться, не грешить.

Торжественные слова Туровского читались во время праздников. В “Слове на новую неделю по Пасхе” автор описывает праздник Пасхи. Языческая Русь приняла христианство. Кирилл описывает весеннее пробуждение природы. Весеннее обновление природы Кирилл Туровский связывает с духовным обновлением человечества, принявших христианскую веру.

А в “Слове о бельцах и монашестве” создает картину “ некоторого города”, где живет царь кроткий и милостивый, но в одном был не разумен - не боялся нападения и не держал войско для защиты. У царя было много друзей, советников, среди которых был один благоразумный и одна умная дочь. Мудрый советник печалился о царском легкомыслии, искал случая сказать своему повелителю о необходимости подготовиться к битве. Когда ночью в городе раздался шум, царь с советниками отправился на поиски того, кто шумел. Они подошли к горе с пещерой, где было оружие. Царь понял, что должен заботиться о защите государства. В “Слове” Туров отмечает, что монах должен носить самую грубую одежду, вести скромный образ жизни. Монастырь – единственное место, где человек может справиться со всеми искушениями. Туровский прославляет Киево-Печерский монастырь и его игумена Феодосия Печерского, который был для него духовным наставником. Подобно Печерскому, он выступал за единство русской церкви. В своих проповедях Туровский всегда осуждал междоусобные войны.

Сочинения Туровского свидетельствуют о литературном мастерстве писателя. Он блестяще знал Библию и часто ее цитировал, пересказывал. В совершенстве владел приемами риторики. Туровский считается лучшим писателем ХII в. Его слова - яркий образец торжественного красноречия. Он был очень скромным человеком. О себе Кирилл говорил: «Я не жнец, а собираю колосья; я не художник в книжных делах». Его литературное наследие оказало большое влияние на развитие древнерусской литературы. Его притчи, слова, сказания переписывались, а молитвы заучивали наизусть. Русская православная церковь причислила Кирилла Туровского к лику святых.

 

 

Поучение Владимира Мономаха

 

Владимир Мономах ― великий киевский князь. Правил с 1113 – 1125г Его отец – Всеволод Ярославович-любимый сын Ярослава Мудрого, а мать Мария ― дочь византийского императора Константина Мономаха. Отсюда его прозвище Мономах. Владимир Мономах – выдающийся государственный и политический деятель конца ХI начала ХII в. Его деятельность способствовала укреплению единства Руси, Он отражал набеги половцев, способствовал временному прекращению княжеских междоусобиц, заключил двадцать мирных договоров. Мономах всегда предлагал решать спорные вопросы не на поле боя, а на «снемах» - т.е. на съездах князей. Владимир Мономах осудил вражду князей, начавшуюся сразу после съезда в Любече в 1097г. Все целовали крест и поклялись не нападать друг на друга, но нарушили клятву. Съезд в Любече был созван по инициативе Владимира Мономаха. Шесть князей приехали на съезд. Владимир Мономах говорил о необходимости создания единого войска для борьбы с половцами.

Через несколько лет был созван еще один съезд. Эти съезды способствовали прекращению междоусобиц, сплочению князей, их княжеств и укреплению Руси.

Владимир Мономах и как государственный деятель, и как человек пользовался большим авторитетом. Его христианские взгляды не расходились с его делами. В междоусобной войне, развязанной Олегом Святославичем (Гориславичем), погиб сын Мономаха ­― юный Изяслав. Мономах нашел в себе силы не мстить Олегу, он отступил от правила “ Око за око, зуб за зуб”. И тем самым показал пример христианского прощения и на время установил мир в стране. Современники считали его страдальцем за Русскую землю, братолюбцем, нищелюбцем. Великим князем Монамах стал в 60 лет. До этого правил в Чернигове, Смоленске, Переяславе. За плечами были долгие годы правления, опыт. Он был мудрым государственным деятелем и законодателем. В годы его правления были написаны справедливые законы. При Владимире Мономахе “Русская Правда” была дополнена важными статьями. Эти статьи ограничивали права ростовщиков, защищали права сельских работников, облегчали положение рабов. Владимир Мономах также представлял льготы иностранным купцам, потерявшими товары. Он был против смертной казни. При правлении Владимира Мономаха отмечается процветание Киевской Руси. Именно эти годы в “Слове о погибели Русской земли” названы самым счастливым временем для Руси. Великий князь был покровителем летописания. В 1116 по 1117г. по его приказу Нестор создает вторую редакцию “Повести временных лет. ” При Мономахе создано “Сказание о Борисе и Глебе”, которые особенно почитались во времена правления великого князя. Владимир Мономах скончался 19 мая 1125г. Ему было 72г. Похоронен в Киеве в церкви святой Софии.

Владимир Мономах прошел сложный жизненный путь, который решил описать в своем “Поучении”. Он обращается к своим детям, но надеется, что молодое поколение учтет его опыт. Свое “Поучение” Мономах пишет “сидя на санях”, т. е. на пороге смерти, готовясь к последнему пути. В Древней Руси в любое время года покойника перевозили на санях. Князю было 64 года, когда он приступил к “Поучению” Традиционно“ Поучение ” состоит из трех частей: 1 часть – вступление, в которой автор обращается к детям и ко всем тем, кто будет читать его произведение. В этой части он восхваляет Бога. II часть, рассказ о жизни Мономаха. III часть - Письмо к Олегу Святославичу.

“Поучение”- нравственное и политическое завещание и своим детям, а было у него 12 детей и среди них Юрий Долгорукий, и ко всем, кто готов его слушать. Поводом написания поучения стали следующие события. Его родные братья предложили Мономаху выступить против двоюродных братьев Ростиславичей. Мономах отказал им. Он был уверен, что каждый князь должен править в своей земле. Он всех призывал править по чести и совести. И сам всегда так жил.

“Поучение” построено по четкому плану: во вступительной части он просит своих детей не осуждать его, не смеяться над его писанием, а послушать его. Далее князь размышляет о природе человеческой, о борьбе добра и зла в душах людей. Размышляя он понимает, что человек еще очень далек от совершенства, но он верит в очищение грешного человека. Его восхищает как гармонично устроен мир: небо, солнце, луна, звезды, реки. Все это бог дал человеку для радости и счастья.

Далее Мономах обращается к князьям. Каждый князь должен выполнить свой священный долг – заботиться о государстве, о его единстве. Только мир способствует процветанию страны и князь обязан сохранить мир. Князь должен соблюдать договоры, клятвы. Мономах советует каждому совершать добрые дела и приводит слова из Псалтыри: “Уклонись от зла, сотвори добро”. В обществе надо соблюдать предписанные правила: “ не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, избегать суеты'' Мономах предостерегает от лжи, от пьянства, от которого погибает и душа и тело. “Поучение” – это зарождение светского этикета. Мономах выступает против смертной казни: “не велите убивать, хотя бы и заслужил он смерти; не губите ни одной христианской души”.

Князь уверен, что надо посещать больных, провожать на кладбище умерших, говорить человеку приветливое слово, быть гостеприимным: “Более всего уважайте гостя; откуда бы ни пришел он к вам, простой ли человек, или знатный, или посол. Если не можете воздать подарком, то угостите пищей и питьем” Мономах считает, что князь должен быть образованным человеком. Он пишет: “что знаете, того не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь”. В качестве примера приводит своего отца Всеволода, который знал пять языков и “ за это был почтен в чужих землях.”Самым страшным пороком человека Мономах считал лень и он призывает: “В доме своем не ленитесь…, на войне не ленитесь, да не застанет вас солнце в постели”. Мономах советует детям не полагаться ни на слуг, ни на воинов, а самим вникать во все дела. Он пишет: “ на войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано, а оружие не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает”. Передавая опыт ведения хозяйства, мономах пишет: “за всем сами наблюдайте: не полагайтесь на тиуна или отрока, чтобы не смеялись приходящие к вам ни над вашим домом, ни над обедом вашим”. Князь подчеркивает, что в жизни он следовал этим правилам, все старался делать сам. Мономах стремится установить доверительные отношения с теми, к кому обращается. Он не поучает, он беседует с читателем, делится с ним своими размышлениями, своим жизненным опытом и книжными знаниями.

I часть поучения – философские рассуждения о добре и зле, радости и печали, о грешниках и праведниках

II часть - это рассказ о жизни Мономаха. Он трудился с 13 лет. Мономах перечисляет города, в которых он был. Князь пишет: “ весной ходил в Переяcлавль, а зимой – в Новгород, а летом с отцом – под Полоцк”. Где ― то он воевал, с кем то заключал мир. Стиль повествования меняется. О своей жизни князь повествует сухо, по-деловому. Он не хочет, чтобы его рассказ о походах, охотах воспринимали как восхваление самого себя. Мономах перечисляет свои 83 похода. И в дороге, и дома, и на войне, и на охоте, и в жару, и в стужу он все делал сам, не давая себе покоя. Особую роль в подготовке воина в Древней Руси играла охота. Князь относился к охоте, как к важному средству физической и моральной подготовки война. Он считал, что охота это не отдых, не развлечение, а тяжелый труд. Встреча с опасными зверями, готовила Мономаха к войне. Мономах голыми руками мог поймать и оленя, и вепря. Он пишет: “Дети, ни войны, ни зверя не бойтесь, делайте дело мужское”. Сам он выполнил свой долг, много воевал, но восхваляет не себя, а хвалит Бога, который сохранил его от смерти.

Последняя часть “Поучения” это письмо к Олегу Святославичу. Поводом написания письма послужила распря в ходе которой Олег убил сына Мономаха – Изяслава, а его жену захватил в плен. Мономах призывает князя к прекращению братоубийственных войн и предлагает примириться. Он пишет: “ Договоримся и помиримся, а Русскую землю не погубим. ” Письмо проникнуто скорбью о потере сына и искренним религиозным чувством. Князь просит Олега освободить невестку, и он вместе с ней будет оплакивать своего сына. Ради интересов родины, Мономах прощает Олега. Он предлагает забыть вражду и восстановить мир, т.к. в этих войнах погибает русская земля. Князь уверен, что надо заботиться о живых.

А.С. Пушкин писал об этой эпохе: “Ужасный век, ужасные сердца, но уже в это время были сердца, подлинно человеческие, были люди великой совести”. Таким человеком был Владимир Мономах. В письме он призывает к примирению и Олега и других князей. Во имя блага Руси князь готов на всё и показал пример личной уступчивости. Д. Лихачев считал, что письмо Мономаха должно занять одно из первых мест в истории человеческой совести, если эта история совести будет когда-либо написана. Письмо завершается мыслями о временном существовании человека на земле и о необходимости отвечать за свои дела перед Богом. В историю Руси Владимир Мономах вошел как князь миротворец, а литературу обогатил своим “Поучением”, заложившим нравственные основы древнерусской литературы.

 

Житийная литература Древней Руси

Житие ― одно из основных жанров древнерусской литературы. Житие - это описание жизни и деятельности человека, признанного церковью святым (канонизированного после смерти, т.е. официально признанного святым). Жития в переводе с греческого означает жизнь. Святой человек это-человек, проживший праведную жизнь, соблюдая нравственные правила. Он совершил духовный подвиг, потерпел страдания, совершал чудеса при жизни и после смерти. Жития или агиографии (агиос-святой) относятся к церковной литературе. Житие составлялось по правилам, утвержденным церковью. Жития описывали всю жизнь святого. Первоначально этот жанр достиг своего расцвета в Византии в VIII-IX веках. Это жития Николая Чудотворца, Антония Великого, Иоанна Златоуста. Популярные византийские жития были переведены на Руси. Но древнерусская литература не могла ограничиться только переводами. Русская церковь стремилась к самостоятельности, и она создавала своих святых, которые должны были упрочить авторитет национальной церкви. Древнерусская литература, использовала правила писания жития, сложившиеся в Византии. Это и строгая композиция: житие состояло из вступления, в которой автор прославлял бога, из основной части – это рассказ о рождении святого от благочестивых родителей и его жизни и деяниях после его смерти. А заключительная часть - похвала святому.

Первые русские жития датированы Х1 в. Автор жития ведет повествование взволнованно, он не скрывает своего восхищения святым, преклоняется перед его праведной жизнью. Автор уверен, что святых необходимо почитать, надо описывать их жизнь. Себя же автор считает невежественным и необразованным и просит бога помочь ему описать жизнь святого. Агиограф отбирает из жизни святого только те факты, которые должны подчеркнуть его святость. Житие это не автобиография. В житие мало дат, точных географических названий, имен исторических лиц. Действие жития происходит вне исторического времени, оно разворачивается на фоне вечности. Представлено не живое лицо человека, не его портрет, а икона, представлен его лик. Изображаются только качества святого, при этом автор жития не должен наделять его индивидуальными чертами. Повествование в этих памятниках настолько абстрактны, что не понятно в какое время жил святой, о каких исторических событиях идет речь. Русская житийная литература, опираясь на византийскую традицию, внесла в жанр жития много нового. И уже первые жития, составленные на Руси, свидетельствуют о национальном своеобразии этих произведений.

Житийный цикл о Борисе и Глебе. Первыми русскими князьями, причисленными к лику святых стали убитые Борис и Глеб. В древнерусской литературе есть три описания трагической гибели: Летописный рассказ в “Повести временных лет” под 1015г. в основном передающий факты, события. “Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу”. В памятнике – отражено только злодейское убийство братьев. “Чтение о житии и о погубление Бориса и Глеба”. Автор Нестор. “Сказание о Борисе и Глебе” описывает событие 1015г. После смерти князя Владимира началась борьба за престол. Его сын Святополк убивает двух своих братьев Бориса и Глеба. До своей смерти Владимир определил сыновьям место их княжения. Святополку достался Пинск, Ярославу (будущий Ярослав Мудрый) Новгород, Борису – Ростов, а Глебу ― Муром. Князь Владимир послал Бориса с дружиной в поход на печенегов. До возвращения Бориса, Владимир умер. Святополк тайно похоронил отца и не сообщил братьям о смерти Владимира. Святополк захватил киевский престол и по его приказу убивают Бориса и Глеба, как претендентов на власть. Против Святополка выступает Ярослав, четыре года длится борьба. Ярослав победил коварного брата и стал киевским князем. Ярослав добился канонизации своих братьев Бориса и Глеба: они самые почитаемые на Руси святые. Это покровители воинов, а 24 июля – день почитания этих святых. В “Сказании” нарушены все каноны жития. Здесь нет развернутого вступления, рассказа о детстве героя. “Сказание” повествует только о трагической гибели Бориса и Глеба. Борис и Глеб не выступают против старшего брата. Они смиренно принимают смерть. Автор жития отмечает, что братья были истинными христианами. Так, Борис щедр, правдив, тих, кроток, и смирен. Он всех жалел, всем помогал. Чтил отца и мать и с готовностью выполнил волю отца и выступил в поход против печенегов. Отец был для Бориса наставником и его смерть – большое горе для сына. Борис сожалел, что в последние минуты его не было рядом с отцом. В “Сказании” дан внутренний монолог Бориса, напоминающий устное народное причитание. Главная особенность этого жития – это использование внутреннего монолога. Произносятся они героями в уме, в душе своей, т. е. не вслух, а про себя. Борис не знает, как будет жить дальше без отца, без его советов. Он себя чувствует осиротевшим. Борис решил пойти к Святополку и сказать ему: - “Будь мне отцом, ведь ты брат мой старший.” Он поступает так в соответствии с христианской нравственностью и сложившимся по народным обычаем: старший брат в семье заменяет отца. Борис не желает нарушить правила наследования власти старшим братом. Он догадался, что брат хочет его убить. Дружина просит Бориса начать борьбу за власть. Но у него не поднимется рука на брата и он отказывает дружине. Воины покидают его, они понимали, что будут убиты вместе со своим князем. Борис остается один, но он уверен, что прав. Лучше смерть, чем борьба с братом. В ночь перед гибелью, Борис вспоминает о страданиях святых срастотерпцев, (устар. слово, т е страдалец, мученик) о страданиях распятого Христа. Борис решил принять мученическую смерть. Когда убийцы подходят к его шатру, он молится. Он просит их дать ему возможность закончить молитву. Последние слова молодого князя поражают убийцу. Он говорит: “И да будет мир брату моему и вам, братья.” Воины-варяги убивают Бориса.

Далее Святополк вызвал Глеба в Киев. Глеб едет к брату, не подозревая о его коварных замыслах. По дороге его встречают убийцы. Он не может понять, за что его хотят убить. Глеб просит о пощаде: “Не трогайте меня, братья мои”. Князь называет себя: “несозревшим колосом”, “не выросшей лозой”.

Поведение Глеба в “Сказании” характеризует его, как человека юного, непосредственного, несколько наивного и неопытного. Глеб предлагает княжеским наемникам быть его господами, он готов стать их рабом. Это мысль, немыслимая для средневековья. Но убийцы были неумолимы и Глеб смирился. Описание мучений и смерти святых князей неизвестный автор считал основной задачей своего произведения. Далее благородный Ярослав в битве на Альте победил Святополка. Раненный и потерпевший поражение Святополк, бежит с поля боя. Князьям – мученикам, олицетворяющих мир добра и святости, противопоставлен Святополк, воплощающий зло и насилие. Он не знает жалости и ради власти идет на убийство своих братьев. Автор указывает на его безобразную внешность: “прескверные уста,” “злой голос.”Автор называет его вторым Каином Убийца несет заслуженное наказание. Святополк после поражения обезумел, ослаб, его несли на носилках. Он все время находится в страхе, ему постоянно чудится погоня Ярослава. Святополк бесславно завершает свою жизнь. Его погребли в пустынном месте, а от его могилы исходит злой смрад. Люди обходили его могилу стороной. Народ прозвал его окаянный. Подобным образом в древнерусской литературе описывались смерть злостных еретиков и грешников. Например,,,Сказание о месте погребения Иуды''. В отличие от Святополка, о святых князей Борисе и Глебе в народе живет добрая память. В заключительной части описываются посмертные чудеса. У гробниц святых все больные исцелялись. Завершается произведение похвалой Борису и Глебу и просьбой к ним не забывать своего отечества, защитить русских людей от бед. В “Сказании” автор сообщает, что Ярослав, став киевским князем, добился мира, при его правлении прекратились распри, междоусобицы.

Этот памятник не соответствовал канонам византийского жития. Во – первых, повествовалось только о мученической смерти братьев. Они мало были похожи на святых, это обыкновенные люди со своими чувствами, мыслями. Это и страх, и смятение, и сожаление о молодой жизни. Все это нарушало каноны житийной литературы.

Нестор пишет житие, которое соответствует канонам правильного жития.

“Чтение” Нестора начинается с обширного вступления, в котором автор традиционно просит прощения за свое невежество, необразованность, и выражает надежду, что с божьей помощью сумеет описать жизнь святых. Далее кратко изложена история человечества от Адама и Евы до крещения. Автор описывает детсво Бориса и Глеба, отмечает, что с ранних лет они молились и готовились к подвигу. В отличии от “Сказания,” в “Чтении” братья знают о своей участи, спокойно ждут своей кончины, не сожалеют и не плачут, ведут себя так, как подобает святым. Завершается “Чтение” описанием многочисленных чудес. Нестор создает правильное житие, повествующее о всей жизни героев.

В Древней Руси “Сказание” было более популярным памятником, чем “Чтение”. Известно более 160 списков “Сказания” В этом памятнике братья представлены как живые люди и древнему читателю именно такие герои были ближе и понятнее. Все эти произведения составили единый цикл и утверждали культ Бориса и Глеба.

 

Житие Феодосия Печерского

Феодосий Печерский был известным церковно – политическим деятелем и писателем ХI века. Он монах, затем игумен, один из основателей, Печерского монастыря в Киеве. Печерский т. е. пещерный. Первоначально монахи жили в пищерах, выкопанных в крутом берегу монастыря в Киеве. В 1108г. Феодосий Печерский был официально причислен к лику святых, что и побудило Нестора взяться за описание его жизни. ''Житие” написано в 80-ые годы ХIв. ''Житие - Феодося Печерского'' это правильное житие. В своей работе Нестор использовал легенды, устные рассказы и предания, бытовавшие в Киево-Печерском монастыре. Нестор обращается также к житиям VI в. написанные известным византийским агиографом Кириллом. Скифопольским польским. Нестор не знал Феодосия лично, он пришел в монастырь, когда игумен уже умер. О Феодосии Печерского рассказывают старцы, которые жили с ним и помнили его. В “Житие” Нестора, Феодосий представлен в образе ''типичного святого'', идеального положительного героя.

Житие начинается со вступления. В этой части Нестор традиционно отмечает, что он недостоен писать об этом преподобном монахе и просит бога помочь ему описать житие жизнь святого. Нестор опечален тем, что жизнь Феодосия до сих пор никем не описана. Феодосий сын благочестивых родителей, он уже в раннем детстве поражал всех своим поведением: прилежно посещал церковь, сторонился сверстников, был нетребователен к своей одежде, рано выучил грамоту, и вскоре все были поражены его премудростью.

Так, в духе житийной литературы, Нестор излагает обязательную биографию героя. Дальнейшее повествование разбито нa ряд небольших рассказов – новелл, связанных с центральным персонажем: 1. О вознице, который вез Феодосий из Киева в монастырь; 2. Об ангеле, который дал Феодосию золотую гривну; 3. О разбойниках, напавших на монастырь Печерский; 4. О бочке, наполнившейся медом во славу Феодосия. Каждая новелла, по замыслу Нестора, должна была представить святость Феодосия. Создан образ сурового и деятельного игумена. Он все дни трудился. Раньше всех приходил в церковь и последним из нее выходил, с радостью помогал пекарям месить тесто или выпекать хлеб, носил из колодца воду, сам рубил дрова. Нестор создает образ аскета. Как аскет, Феодосий носит на теле власяницу, из ключей шерсти. Феодосий был простым, смиренным, кротким человеком. Всегда заступался за вдов и сирот.

В житие Феодосию противопоставлена его мать – сильная мужеподобная женщина, с низким грубым голосом. После смерти мужа взяла на себя все его деловые обязательства. Она буквально одержима любовью к сыну, и чрезмерная любовь являлась источником постоянных столкновений между ними. Стремление сына посвятить себя служению Богу наталкивается на жестокое сопротивление матери. Она уговаривает Феодосия отказаться от своих стремлений “то ласково, то угрозами, а иногда и побоями.” Она не может смириться с тем, что ее сын, будучи из состоятельной семьи, ходит в ветхой одежде, большую часть времени проводит в молитвах. Она желала сыну добра и обыкновенного человеческого счастья, как она его понимала. Мать Феодосия считала, что он живет неправильно и умоляет его жить как все его сверстники. Она говорит ему: “ Молю тебя, чадо мое, брось ты свое дело, ибо срамишь ты семью свою, и не могу больше слышать как все потешаются над тобой и твоим делом. Разве пристало отроку этим заниматься.” Поведение Феодосия, вызывает у матери гнев. Когда он отправился с паломниками, мать догнала его, вернула домой и наказала. Но Феодосий опять уходит. Мать оплакивает сына как покойника. Она идет к сыну и просит его вернуться домой. Но Феодосий убеждает мать постричься в монахини. Эта властная женщина уступила, она постриглась в женский монастырь. Нестор запечатлел образ противоречивой натуры. В ней соединились любовь, гнев, жалость, хитрость. Этот образ свидетельствует о пробуждении интереса в древнерусской литературе к человеку, к его чувствам, к миру его душевной жизни. В отличие от матери Феодосии был тихим, спокойным, кротким. Все его любили и чтили как отца. Нестор повествует о чудесах, которые происходили в монастыре. По молитве Феодосия в монастырь привозят еду, когда уже нечем кормить монахов. Чудесным образом появляется монета золотая, и на нее покупают все необходимое. Феодосий прожил достойную жизнь. Далее описана его смерть. Феодосий, как и подобает святым, заранее знает о дне своей кончины и готовится к ней. Он дает наставления, молится, просит избрать своего преемника, благословляет и получает нового игумена. Он со всеми прощается и спокойно умирает.

При Феодосии построили церковь, кельи для монахов, богадельню для нищих, слепых и больных. Феодосий умел находить богатых покровителей, на средства которых строили, благоустраивали Печерский монастырь. Феодосий не остался в стороне и от политической борьбы, вмешивался в княжеские междоусобицы. “Житие Феодосия Печерского” содержит богатый материал, повествующий о жизни Руси Х1века, о монастырском быте, о взаимоотношениях игумена и князя.

Это житие оказало огромное влияние на литературную и духовную жизнь Древней Руси. Жизнь Феодосия стала идеалом для всего русского монашества. Этот памятник древнерусской письменности послужил образцом для создания житийных произведений в последующие эпохи. Нестора считают ''отцом русской агиографии”.

 

 

Патерики

Близкими к житийному жанру были патерики. Это сборники рассказов о монахах, прославившиеся своими благочестивыми делами, но не причисленные к лику святых. Героем патерика мог стать добрый, трудолюбивый монах. Литература патериков развивается в Греции с 1V по V века, когда появляется азбучный патерик. В азбучном порядке по именам монахов, начиная с Антония собраны изречения старцев, их рассказы. В Древней Руси популярным способом систематизации патериковых рассказов стал не азбучный, а географический: Египетский патерик, Римский, и другие. По территориальному признаку собирались материалы для оригинальных древнерусских патериков - Киево-Печерского, Волоколамского и др.

Древнейшим древнерусским патериком является Киево-Печерский патерик. Основу этого патерика составила переписка между Владимиро-Суздальским епископом Симоном и монахом Печерского монастыря Поликарпом. Это 20-ые годы ХIII века. Оба они были образованными и талантливыми книжниками своего времени, но судьбы их сложились по- разному. Симон стал епископом в Суздале и Владимире, а Поликарп остался в монастыре Поликарп был честолюбивым монахом, очень хотел стать епископом. Он считал, что его положение не соответствует ни его знаниям, ни его способностям. Поведение Поликарпа возмутило Симона (Поликарп был его учеником) и он отправляет ему послание, где обличает его в гордости, желании славы, непослушании монастырскому начальству. Поликарп уже несколько раз покидал свою келью, пытаясь игуменствовать в разных киевских монастырях. Симон называет Поликарпа “санолюбцем.” Он лично готов свой сан епископа променять на тихую жизнь в стенах Киево-Печерского монастыря. И чтобы убедить своего собеседника в благодатности его места жительства, прикладывает к своему письму несколько произведений об истории монастыря – “Слово о создании церкви Печерской” и рассказы о жизни одиннадцати монахов. Позже образумившийся Поликарп добавляет к этим сочинениям свое послание еще о тринадцати монахах Печерского монастыря. Позже переписка Симона и Поликарпа была дополнена “Житием Феодосия Печерского”, устными преданиями. На основе этих сочинений, тверской епископ Арсений создает в начале XV века патерик. Это Арсеньевская редакция патерика. В середине XV века монах Киево-Печерского монастыря Кассиан создает более полную редакцию патерика, которую называет “Патерик Печерский”.

Начало патерика повествует о строительстве Печерского монастыря. В своих рассказах Симон и Поликарп прежде всего возвеличивают Киево-Печерский монастырь. Патерик отразил противостояние монастыря и князей. Киево-Печерский монастырь отстаивал свою самостоятельность.

Патерик рассказывает о лучших монахах. В изображении Симона и Поликарпа Печерские монахи - люди особые. Бог посылает им дар пророчества и умение творить чудеса. Они исцеляют больных, тушат пожары, воскрешают мертвых. Их посещают ангелы и святые, им является богородица, с ними беседует Господь. Так, в одном из рассказов к монаху Григорию забираются воры. Однажды враг рода человечества научил злых людей украсть у Григория его единственое богатство - книги. Воры вошли в келью. По его молитве Бог наслал на злодеев сон. Они проснулись только через пять дней. Григорий покормил их и отпустил. Властилин города узнав об этом, схватил воров. Григорий отдал властелину свои книги, чтобы он выпустил этих людей. Остальные книги он продал, чтобы никому не было искушения украсть их, а деньги раздал нищим. Прощенные воры покаялись и стали работать в Печерском монастыре. В другой раз воры хотели украсть плоды с огорода Григория. Но, взяв ношу, они не могли сдвинуться с места, так и простояли два дня.

В другом рассказе Григорий на берегу Днепра встречается с князем Ростиславом, который направляется в монастырь получить благословение перед походом на половцев. Монах предсказал ему гибель в воде. Рассерженный князь приказал связать и утопить Григория. Патерик рисует Ростислава как человека самонадеянного и гордого. Три дня монахи безуспешно ищут пропавшего инока. Лишь на третий день тело Григория с камнем на шее чудесным образом оказывается в его запертой келье. А Ростислав действительно тонет при переправе. А монах Прохор отличался удивительным воздержанием: даже не ел хлеба, и собирал лебеду и пек из нее хлеб. Когда настал великий голод, люди, подобно Прохору, тоже стали печь хлеб из лебеды. Прохор свой хлеб раздавал людям

. Если он сам давал этот хлеб, то он был вкусным, а если кто-то крал у Прохора хлеб, то он становился очень горьким, и есть его было невозможно. После такого чуда слава о Прохоре прошла по всей земле. Когда началась очередная междоусобица, по всей Русской земле не стало соли, потому что не пускали купцов. Прохор собрал пепел и этот пепел по его молитве превращался в соль. Всем он раздавал эту соль бесплатно, и цена на соль сильно упала. Продававшие соль пришли к князю Святополку и стали жаловаться на Прохора. Князь решил отнять соль у инока и сам продавать ее по высокой цене. Но когда у Прохора забрали соль, то увидели, что это просто пепел. Князь держал этот пепел у себя три дня, а потом велел выбросить его. Он тотчас же превратился в соль, и горожане собрали ее. Князь узнав об этом чуде, пошел в Печерский монастырь и покаялся. С тех пор он стал любить и почитать святую обитель, особенно Прохора. А в рассказе о старцах Феодоре и Василии патерик обличает жадность и жестокость киевского князя Мстислава. Старцы нашли клад. Князь пытается узнать, где он находится, но старцы не говорят. Тогда князь приказал их убить. Мстислав за свою жестокость был наказан. Во время боя он был убит. Суровая кара постигла всех, кто не почитал монастырь и его иноков. Повествования, вошедшие в состав Киево-Печерского патерика, различны по характеру. Некоторые из них, как например, рассказы епископа Симона, отличаются краткостью, посвящены лишь отдельным эпизодам из жизни героев. В других рассказах жизненный путь персонажей прослеживается на протяжении многих лет. В патерике яркое отражение нашел монастырский быт. Монахи здесь мелют муку на ручной мельнице, выращивают деревья, пишут иконы. Патерики восхваляют своих лучших иноков. Среди них были врачи, художники, писатели. В период феодальной раздробленности Киев утратил свое значение политического центра Руси. Патерик напоминал о былой славе и величии Киева. Киево-Печерского монастырь был символом единства Руси. “Прелесть простоты и вымысла” патериковых рассказов высоко ценил А.С. Пушкин. Патерики отразили жизнь Древней Руси на протяжении длительного периода с 11 по 15 века.

 

“Слово о полку Игореве”

 

''Слово о полку Игореве” - одно из самых прекрасных, сложных и загадочных произведений русской литературы. Текст "Слова" был найден в конце 80-х годов 18 века обер-прокурором Священного синода, це<


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.