Исторические повести XVII века — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Исторические повести XVII века

2017-06-29 63
Исторические повести XVII века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В XVII веке развивается и историческая повесть. Популярна была историческая повесть о Азове. Азов принадлежал туркам. Эта крепость закрывала для Руси выход к морю. Донские казаки в 1647 г. захватили крепость и сообщили об этом царю. Но в это время царь Михаил Федорович вел войну с поляками, шведами. Он не хотел пока портить отношения с турками и приказал вернуть Азов. До правления Петра I крепость принадлежала Турции. Азовские события описаны во многих исторических повестях.

Интересна «Историческая повесть о взятии Азова в 1641 г.», автор повести – казак Федор Порошин. Он вместе с казаками едет в Москву, чтобы убедить царя принять крепость. Порошин правдиво описывает подвиг донских казаков, совершивших подвиг ради своей родины. Многие казаки ― это бывшие холопы, бежавшие от своих владельцев на вольный Дон. Они любят свою родину и всегда готовы защитить ее. «Историческая повесть» делится на три части.

В первой говорится о географическом положении Азова. Во второй части казаки выбрали Михаила Ивановича своим атаманом. А в третьей описана борьба за Азов, длившаяся два месяца. Турки окружили город, у них огромная армия. Они предлагают казакам служить султану. Но казаки отвергают предложение врагов и смело им противостоят. Два месяца длится противостояние. Сил нет, все изнемогают от усталости. Казаки прощаются с родиной, тихим Доном. Но казаки победили и долгое Азовское сидение окончилась полной победой. Повесть была написана в Москве, зимой 1641-42г., когда шли переговоры по азовскому вопросу. Царь решил Азов вернуть туркам. Михаилу Федоровичу не понравилось, что казаки без его приказа начали борьбу за Азов, ему не нравилось поведение казаков, их самостоятельность, решительность. Борьба казаков за Азов воспринималась как борьба за народное счастье

 

 

Протопоп Аввакум

 

Талантливым писателем XVII в. является протопоп Аввакум. Он был идеологом старообрядчества – мощного религиозного движения. Богослужебные книги многократно переписывались, были допущены ошибки и они отличались от греческих оригиналов. В 1653 г. патриарх Никон проводит церковную реформу. Были исправлены тексты богослужебных книг. Никоновскую реформу восприняли не все верующие. Так, в русской церкви произошел раскол. Те, кто не поддерживал реформу, примкнул к раскольникам или старообрядцам. Старообрядчество было мощным антиправительственным движением. К раскольникам примкнули прежде всего крестьяне, боярская оппозиция, купечество и сельское духовенство, страдавшее от светских и духовных властей. Каждый использовал старообрядчество в своих интересах. Раскольники выступали против всего нового. Идеологом старообрядцев стал протопоп Аввакум. Он стал символом старообрядческого протеста. Он был мученик. Из шестидесяти лет его жизни почти половина пришлась на ссылки и тюрьмы. Аввакум боролся с церковными, светскими властями, с самим царем. Аввакум был народным заступником, защищал не только старую веру, он защищал угнетенных, униженных.

Он стал писателем уже в зрелом возрасте, до 45 лет за перо брался редко. Аввакум был прекрасным писателем, он автор 80 сочинений: это поучения, челобитные послания, письма, богословские сочинения. Но главный труд его жизни – это его житие: “Житие протопопа Аввакума, им самим написанное”. Он отбирает самые важные, главные события своей жизни.

Аввакум Петрович Кондратьев родился в 1621г. в селе Григорьево, Нижегородской губернии в семье сельского священника. Он упорно учился и был начитанным человеком. Описывая свою нижегородскую молодость, Аввакум вспоминал о постоянных распрях с “начальниками”. Так, он заступился за вдову, у которой начальник отнял дочь. Аввакум вернул сироту матери, а его за это жестоко избили. В 20 лет Аввакум стал священником. Он был строгим, принципиальным священником и поэтому с прихожанами не находил общего языка. Женился он на сироте Настасье Марковне. Аввакум подробно в “Житие” описывает свои мучения. И в темнице его держали, и в ледяную Волгу бросали, и били, и без хлеба держали. Но ничто не сломило его. Он всегда жил честно, защищал сирот, вдов, слабых. Дважды Аввакум отправлялся в Москву в поисках поддержки, правды. Но царь был против старообрядцев и поэтому разгневался на протопопа Аввакума. Царь хотел, чтобы священник замолчал. Но протопоп не мог молчать. И вскоре его с женой и детьми отправляют в Сибирь. Аввакум скитался по Сибири 11 лет. Его вернули в Москву. Аввакум уже был очень популярен среди народа и царь хотел склонить его на свою сторону. Но из этой попытки примирения ничего не вышло. Царь убедился, что Аввакум для него опасен и у непокорного протопопа снова отняли свободу. Его лишили сана, разлучили с семьей и отправили в Пустозерск – маленький городок на берегу Ледовитого океана. Здесь он провел последние 15 лет жизни.

В Пустозерске он стал писателем. До этого он устно общался с людьми. В Пустозерске у него не было этой возможности и он взялся за перо. В 70-ые годы Пустозерск стал одним из виднейших литературных центров Руси. Сюда были сосланы и другие руководители старообрядчества – как Лазарь, старец Епифаний, дьякон Федор. Они сидят в землянке. Но из этой тюрьмы Аввакум руководит старообрядцами, рассылает свои послания по городам Руси, учит “детей духовных,” обличает врагов, призывает бороться за старую веру. В своих посланиях обличает “бедного и худого царишку”, и предрекает Алексею Михайловичу мучения, т.к. он поддерживает сторонников Никона. В реформе Никона Аввакум видел посягательство на весь русский уклад, на весь национальный быт. Если рушится православие, - значит гибнет и “светлая Русь”. Он любовно описывает русский быт, семейный быт. Аввакум защищал патриархальный быт, старые обряды, а новые обряды, считал он, ведут к утрате национальных основ.

В Пустозерске с 1669 по 1675 год пишет Аввакум свое “Житие”. Его открывает вступление, рассказ о юных годах Аввакума и о чудесах, которые должны свидетельствовать о божественном признании автора. Аввакум рассказывает о своем чудесном сневидении: “по Волге плывут стройно два корабля золотые”. Потом он видит третий корабль – символ плавания Аввакума по волнам житейского моря. Он всю жизнь вел борьбу с реформами Никона и большая часть жития посвящена этому. “Житие” Аввакума и автобиография, и исповедь человеческой души. Он повествует и о собственной жизни, и гневно обличает правительство. В житие тесно переплетено личное и общественное. В “Житие” Аввакум рассказывает о своей юности, о трогательных взаимоотношениях с женой – самоотверженной Анастасией Марковной, с детьми. Автор подробно описывает далекий сибирский край – его реки, озера города, монастыри. Это и Лена и Байкалово море (он называет морем) и Тобольск. Подробно описывает Байкаловом море, русские люди рыбу промышляют.

Новаторство «Жития» проявилось в его языке и стиле. Он пишет «русским природным языком». О своей любви к этому языку он заявляет во вступлении и призывает царя говорить на этом языке: «ты ведь, Михайлович, русак, а не грек. Говори своим природным языком: не уничижай его и в церкви, и в дому, и в пословицах». Стиль жития привлек внимание писателей XIX века. И. С. Тургенев восторгался «живой речью Московской» сочинениями Аввакума и отмечал, что он «писал таким языком, что каждому писателю непременно следует изучать его».

Над «Житием» Аввакум работал восемь лет: с 1666 по 1675 год. «Житие» дошло до нас в трех редакциях, тексты которых во многом отличаются друг от друга. Аввакум хорошо знал жития святых, традиции и каноны этого жанра. Он в своем житие нарушает эти каноны, т.к. писать о себе самом было недопустимо. Древнерусские книжники никогда не прославляли самого себя. Аввакум впервые в древнерусской литературе пишет о себе, о своих переживаниях, о своем жизненном пути. Он впервые объединяет автора и героя жития в одном лице. Завершается житие описанием казни. Обычно житие заканчивается описанием кончины святого и его посмертных чудес. Аввакум завершает житие описанием казней в Пустозерске 14 апреля 1670 г. трех его сподвижников. А потом сожгли на костре самого Аввакума. Ничто не сломило этого могучего человека: ни ссылки, ни голод ни холод, ни пытки. Он до конца остался верен своим идеалам, ради веры пошел на смерть.

 

Симеон Полоцкий(1629-1680)

 

Симеон Емельянович Полоцкий – церковный, общественный деятель, писатель. Родился в Белоруcсии в 1629г. в городе Полоцке. В 1651г окончил Киево - Могилянскую академию,- крупнейший тогда православный центр высшего гуманитарного и богословского образования, позже закончил и Виленскую иезуитскую академию. В 1656г в Полоцке в монастыре принимает монашество с именем Симеон. Его имя при крещении нам неизвестно. Получил должность “дидаскала”- т. е учителя в школе при этом монастыре. В Москве, к имени Симеон добавилось прозвище Полоцкий по его родному городу. Уже в школе он проявил себя как европейски образованный человек с глубокими знаниями. В этот период Россия воевала с Польшей, он был на стороне России. Симеон Полоцкий симпатизировал царю Алексею Михайловичу. При взятии русскими войсками Полоцка он поднёс царю свое приветственное поздравление «Метры». Обращаясь к царю, поэт восхваляет его как освободителя Белоруссии:,,Ты нас от нужды избавил Россию на Белу поставил''…. Вскоре он переезжает в Москву, поселился в Спасском монастыре и получил место учителя латинского языка в монастырской школе. Он прекрасно знал латинский, польский, белорусский, украинский, знал также грамматику, геометрию, астрологию. Московский период творчества поэта был самым длительным и плодотворным.

Алексей Михайлович поручил Полоцкому воспитание своих детей: царевича Федора, царевича Алексея, а также выбрать наставника для царевича Петра-будущего Петра Великого. На роль наставника был выбран дьякон Никита Зотов, которого экзаменовал Симеон Полоцкий. Роль домашнего учителя царских детей упрочило положение Симеона в придворных кругах. Он становится одним из влиятельнейших людей при дворе Алексея Михайловича. Будучи по своим взглядам просветителем, Симеон Полоцкий всегда придавал большое значение развитию образования в России. Он составил проект первой Академии в России. В Академии должны были изучать четыре языка - славянский, греческий, латинский, польский, а так же гражданские науки, юридические, богословские. Первое высшее учебное заведение в России было открыто уже после смерти Симеона Полоцкого – это «Славяно-греко-латинская Академия» Использован был проект, разработанный Симеоном Полоцким.

Он также открывает в Кремле типографию, где издавал свои сочинения и других авторов. Одной из главных в своей деятельности, Симеон Полоцкий, считал проповедническую. Им было написано более 200 проповедей. Это были проповеди на дни воскресные, на праздники. Стиль проповедей прост, мысль каждого поучения высказывается определенно. Полоцкий активно выступал против старообрядцев. По просьбе царя он трижды ездил к Аввакуму на переговоры.

В историю древнерусской литературы Симеон Полоцкий вошел как литератор, драматург, поэт, основоположник силлабической поэзии. Сочинение стихов было одним из любимых его занятий. Стихи писал быстро и с большим увлечением. Поэтическое наследие Симеона Полоцкий огромно. Написано 50 тысяч поэтических строк. Симеон Полоцкий свои стихи объединил в два сборника – «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Симеон Полоцкий придавал поэзии большое просветительское и воспитательное значение. Поэзия, считал он, должна быть использована для распространения просвещения, утверждения высоконравственных понятий, для развития культуры. Он писал элегии, сатирические поэмы, эпиграммы, вирши, божественные стихи, которые способствовали развитию хвалебных од.

В состав первого сборника «Рифмологион» вошли стихи, написанные Симеоном Полоцким, по поводу различных событий из жизни царской семьи. Он воспевал браки, именины, рождения царских детей. Центральное место в «Рифмологионе» занимают «книжницы приветственные» - циклы стихотворений, объединенные одной темой. Три стиха – приветственные, написанные по поводу рождения царевичей, и два слова траурные (по поводу смерти царицы Марии Ильиничны). В «Орле российском» на звездном небе изображено солнце, в котором нарисован Орел Российский; солнце испускает сорок восемь лучей, в каждый луч вписана одна из присущих Алексею Михайловичу добродетелей: «правдолюбие», «правасудствие», «добронравие» и др. – Поэт обращается к Аполлону и его музам с просьбой «стиховещати» (объяснить), что означает орел, изображенный в солнце. Каждая из муз прославляет Орла Российского. Скипетр в деснице Орла Российского знаменует благодать, а меч же царский – «Казнь злым». «Калиопиа» советует белому орлу (герб Польского государства), всаднику «мечедержному» (герб Турции) покориться Орлу Российскому, который возьмет их под свою защиту. Далее следует рисунок зодиака и стихотворное объяснение каждого из его знаков: овна, тельца, близнецов, рака, льва и т. п. В аллегорическом толковании поэта каждый знак зодиака знаменует собою одно из тех качеств, прибрести которые должен царевич по примеру своего отца: смирение, труд учения, правосудие, любовь к ближнему и своему народу. Затем следуют стихи, написанные в форме сердца (фигурные стихи). В этих стихах автор выражает лучшие пожелания всему царскому семейству. Заканчивается «Орел Российский» прославляющим царя стихотворением и криптограммой, в которой автор искусно зашифровал свое имя.

Стихи Симеона Полоцкого можно было не только читать, но и рассматривать как картинки. В одном стихотворении сборника автора присутствует рождение Петра I. Он видит в Петре – будущего освободителя Константинополя от власти турок. В своем вирши поэт вводит имена античных богов и героев: Зевс, Феб, Геркулес, Эол, Нептун.

Полоцкий культивирует фигурные стихи в виде сердца, звезды, лабиринта. В «Рифмологион» вошли приветственные, поздравительные, хвалебные стихи, которые относятся к разряду панегирической поэзии. «Рифмологион» СимеонА Полоцкого положил начало традиции, следы которой знамениты у поэтов – одописцев XVIII в.

Второй сборник – “Вертоград многоцветный”.

В этом сборник вошло около 1240стихотворений самых разнообразных жанров. В этом сборнике нашли отражения некоторые идеи европейского стиля барокко. Это направление пришло на смену Возрождению. Стилю барокко был свойственен интерес к крайним проявлениям человеческой личности, ко всяким диковинам. Ведь в переводе с итальянского барокко означало “ странный”, “причудливый”. На русской почве он претерпел некоторые изменения. Так, взамен свойственных Европе трагизм и контрастности, в нем появилось антимистическое ощущение мира и своеобразный энциклопедизм. Алфавит воспринимался барочными писателями в качестве одной из моделей мирового устройства. В сборнике Симеона Полоцкого стихотворения располагаются в алфавитном порядке. Автор задумал свой сборник как всемирную энциклопедию в стихах. В сборник включены стихотворения о самых разных предметах и поводах. Так, включены сочинения, посвященные разнообразным абстрактным понятиям – “Бдение”, “Воздержание”, “Благоденствие”. Многие стихи – это импровизация философских размышлений, житий отдельных святых. Стихи “Ветрограда” посвящены также многим историческим деятелям - Александру Македонскому, Октавиану Августу, Академии Платона. Автор не упускает случая показать свою энциклопедическую образованность. В сборник включены переложения фрагментов из Священного писания. Здесь и сюжеты исторического характера, шутки, анекдоты. Обличаются человеческие пороки. Поэт стремился донести до читателя высшие нравственные ценности. В стихотворении «Достоинство» поэт задумывается над смыслом жизни. Он истинное блаженство видел не в погоне за почестями, чинами, знатностью, а в возможности человека заниматься любимым делом. В стихотворении «Невежда» поэт обличает невежд, в «Чародействе» - дан образ пьяницы. У пьяницы в глазах двоилось и он своих сыновей принял за четверых. Он попрекает жену за неверность. Для доказательства своей невинности он предложил жене взять в руки раскаленное железо. Умная жена попросила мужа подать ей это железо. Прикоснувшись к горячему металлу, пьяница протрезвел и у него перестало двоиться в глазах.

В сатирическом стихотворении «Купецтво» поэт перечисляет восемь смертных грехов, характерных купцам. Купцы хотят дешево купить и подороже продать, а в стихотворении «Монах» поэт обличает монахов. Вначале представлен образ идеального монаха, далее перечислены грехи плохих монахов. Это те, кто пьют, клевещут.

Автор призывает монахов брать пример с древних святых. В стихотворении «Гажданство» поэт утверждает, что все должны подчиняться законам: и простые люди, и правитель. Симеон Полоцкий наметил тему, которая станет одной из главных у писателей классицистов – это тема идеального просвещенного монарха и противопоставление ему монарха тирана. Основой общества считал труд. Все обязаны трудиться.

Симеон Полоцкий не считал стихотворство просто забавой, обслуживающей высшую часть общества. Стихотворство ― это единственный способ создания новой словесной светской культуры. Также переложил Псалтырь в стихи, и издает «Рифмованную Псалтырь». Она была очень популярна, по ней учился Ломоносов.

Полоцкий обращается и к драматургии. Его перу принадлежат две пьесы: «Комедия о Навуходоносоре царе» и «Комедия притчи о блудном сыне». Обе комедии вошли в сборник «Рифмологион».

Обе пьесы написаны для придворного театра царя Алексея Михайловича. Наиболее известна была пьеса о блудном сыне.

Комедия состоит из пролога, шести действии и эпилога. Пьеса была посвящена актуальной проблеме того времени – проблеме взаимоотношений “отцов и детей” (она отражена и в повестях XVII века). В прологе автор обращается к зрителям и сообщает о теме пьесы. Автор в прологе доказывает преимущество зрительного восприятия перед словесным.

В первом действии отец делит свое имение между двумя сыновьями. Он советует сыновьям жить по христианским добродетелям. Сыновья по-своему отнеслись к советам отца.В доме остался старший сын, он решил стать отцом опорой в его стрости, а младший решил жить свободно, покинуть дом отца, ему хотелось объездить весь мир. Он обещал отцу, как только обогатиться опытом и знаниями - вернется домой. Младший сын сразу стал вести разгульный образ жизни: играл в азартные игры, пил. Потратил все деньги, стал нищим. Пытается работать, нанимается свинопасом. Но загубил свинью и его бьют и выгоняют. Блудный сын возвращается к отцу. Отец рад его возвращению и в честь него заколол целого теленка. Старшему сыну не понравился поступок отца. Он трудился, а отец ради него не заколол даже козленка. В пьесе порок наказан, добродетель торжествует. Молодежь должна слушаться старших, опираться на их опыт. Юношей отправляли за границу учиться. Но не все вели себя правильно. Проматывали свои деньги и возвращались в родительский дом как блудные дети. Автор на стороне старшего поколения. В пьесе торжествует мораль родителей.

В соответствии с канонами школьного театра, количество действующих лиц в “Комедии” небольшое. Персонажи делятся на положительных и отрицательных. Каждое действие заканчивается пением хора и интермедией. Интермедия должна была развлечь зрителя, внести комический элемент в серьезный тон основного действия. Интермедии, написанные С. Полоцким, до нас не дошли. Но о них можно судить по другим сохранившимся интермедиям. Это комические сценки бытового содержания. В них изображали простых людей, высмеивалась глупость, тупость, невежество и другие человеческие пороки. Отражая смешные стороны жизни, интермедия послужила основой для развития жанра комедии.

Симеон Полоцкий пользовался силлабическим стихотворством, явился основоположником в русском литературе поэтического и драматического жанров.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.