История становления конвергентной редакции ОТВ — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История становления конвергентной редакции ОТВ

2017-06-26 157
История становления конвергентной редакции ОТВ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рассмотрим становление конвергенции в рамках медиахолдинга «ОТВ». «ОТВ» – один из самых молодых холдингов в Челябинской области. Первые элементы конвергенции в компании появляются сразу с образованием новых видов СМИ – радио и сайта. Ввиду ограниченного штата телевизионные журналисты работают одновременно для радио и для сайта. Кроме того, корреспонденты уже были задействованы в разных телевизионных проектах. Журналисты в одно и то же время пишут для новостных выпусков, подготавливают программу «Специальный репортаж», а также снимают материалы для редакций художественных и специальных проектов. Поэтому осваивать универсальную работу первыми пришлось именно корреспондентам как самому адаптивному, мобильному звену в редакции и в то же время основной группе, поставляющей контент.

Но, несмотря на введенную «многопрофильность» корреспондентов, остается четкое разграничение редакций, во главе каждой стоит свой шеф-редактор и закрепленный минимальный штат журналистов, а также строго определенный выбор операторов и монтажеров. У каждого такого профильного отдела свои отдельные помещения – кабинеты, никак не связанные с остальными редакциями.

Так что преобразования в работе корреспондентов, с одной стороны, не затрагивают традиционную структуру редакций, касаются только журналистов и не приводят к качественному изменению строя самих профильных отделов. С другой стороны, сотрудники перенимают основы работы в объединенной редакции, пусть и с самого нижнего звена – журналистов. В то же время управление компанией остается в рамках пирамидальной структуры. Если представить ее схематично, она выглядит так: во главе стоит главный редактор, который полностью отвечает за все направления деятельности вверенного ему средства массовой информации: подбор и расстановку кадров, организацию их работы, общее идейное направление СМИ, его творческое лицо и художественное оформление, экономические показатели работы и т.д. У главного редактора есть заместитель по производству. Заместитель главного редактора несет полную персональную ответственность за все направления деятельности: планирует развитие компании, проводит планерки и работает с корреспондентами, а также выполняет любые, как правило, особо сложные и ответственные задания главного редактора.

У главного редактора и его заместителя в подчинении три информационных площадки СМИ, предполагающих разную форму подачи информации – телевидение, радио и сайт. За содержание сайта и радио отвечают шеф-редакторы этих платформ. Они отбирают из всего объема обрабатываемых тем подходящие для данного вида СМИ, обрабатывают большее количество всей информации, раздают задания корреспондентам, выбирают тему дня, которая активно обсуждается и дополняется подробностями в течение суток. Шеф-редактор сайта подбирает главные видео-новости – те, что шокируют, удивляют, поражают, то есть вызывают сильный эмоциональный отклик, и заполняет ленту новостей, выстраивая информационные поводы по временному признаку и степени значимости. Шеф-редактор радиостанции работает сразу над несколькими программами: новостные выпуски выходят каждые полчаса и должны обязательно содержать новую информацию, помимо этого, есть специализированные выпуски для автолюбителей, ценителей моды, знатоков спорта, а также традиционный утренний эфир и беседы с гостями в прямом эфире. У телевизионной платформы несколько шеф-редакторов: по одному на редакцию. Телевизионное производство включает в свой состав несколько творческих коллективов: это информационная редакция, отдел аналитических программ, редакция специальных проектов и редакция художественных программ. У каждого такого профильного отдела свой продюсер и штат закрепленных корреспондентов, которые пишут в основном для данных программ, но в то же время задействованы в других редакциях и уже адаптируют текст для разных платформ. Если представить эту систему взаимодействия в виде схемы, она будет выглядеть, как на рисунке 1:

 

 

 

Рисунок 1. Организационная схема редакций ОТВ

 

Итак, такая пирамидальная структура характерна для первогоэтапа становления конвергенции на «ОТВ», которая тяготеет к традиционной модели с небольшой поправкой в том, что корреспонденты осваивают новые форматы. «У пирамидальной структуры редакции – свои достоинства. Она обеспечивает полное разделение труда в коллективе, единоначалие управления на всех уровнях, высокую персональную ответственность каждого сотрудника за результаты своей работы. Но у нее есть и недостатки. Она громоздка, замедляет прохождение информации, необходимой для управления коллективом»[49].

Во многом начало становления конвергентной редакции внутри медиахолдинга «ОТВ» можно связать с переходным этапом в развитии компании. Важно учитывать то, что на момент, когда появляются первые шаги к объединенной редакции, сайт и радио холдинга находятся еще в процессе становления, формирования и не имеют четкой организации, костного состава. К тому же информационные платформы (телевидение, радиостанция, сайт) изначально имеют тенденцию к размыванию границ. Ввиду такого постепенного «оформления», поиска собственной индивидуальности и линии редакторы сайта и радио прибегают к консультациям коллег-редакторов и продюсеров с телевидения, а ввиду ограниченного штата корреспондентов – просят помогать журналистов телеканала. Поэтому значительным звеном взаимодействия информационных платформ становится обмен темами, поводами, пресс-релизами, исходниками.

Отметим, что трансформация в конвергентном направлении началась именно с телевизионного звена. И важно понимать, почему базой стало именно телевидение: оно предполагает максимальный набор аудиовизуальных выразительных средств. Телевизионные корреспонденты умеют мыслить мультимедийно, писать тексты, подразумевающие дополнительные источники информации (это видео, звук, а также такие отдельные смысловые единицы, как лайфы и люфты, стенд-апы, синхроны). Если сравнивать процесс работы журналиста на разных информационных платформах, то создание телевизионного текста – наиболее трудоемкий и длительный процесс, предполагающий широкий спектр навыков и умений. Телевизионный корреспондент должен хорошо спланировать работу на съемочной площадке, успеть набрать весь необходимый видеоряд, записать синхроны разных участников событий, получить различные мнения и представить официальных лиц. Так что успех материала во многом зависит от профессионализма тележурналиста, умения организовать работу творческой группы, умения правильно выстроить общение с интервьюируемыми и получить интересные ответы. Кроме того, после съемки журналист должен еще раз отсмотреть весь исходник, выбрать необходимые моменты, продумать монтаж и написать соответствующий текст.

Такой журналист уже представляет себе механизм работы на съемочной площадке и тот объем информации, который необходимо получить. Помимо этого, у телевидения в масштабах региона, как правило, всегда больше ресурсная база, чем у радио или сайта, в которую входят и сами кадры (то есть сотрудники), финансовое обеспечение, наиболее мощная материальная база – все необходимое оборудование для съемки и обработки видео и выдачи его в эфир. Тем более, когда речь идет о новой форме предъявления информации в Интернете, где главной становится невербальная, аудиовизуальная составляющая и пользователь сам выбирает, на какой формат ему ориентироваться, именно телевизионный журналист может в кротчайшие сроки дать весь необходимый материал.

«Будучи информационно-коммуникационной технологией, мультимедиа позволяет преодолевать физическое пространство и через интенсификацию обмена информацией способствует постепенному нивелированию разрыва между центром и периферией по концентрации культурной жизни исключительно в мегаполисах. В результате мультимедийные и, в частности интернет-технологии (которые по сути своей мультимедийны), позволяют российскому, и не только российскому, сообществу все более свободно интегрироваться в мировые культурные процессы»[50].

Это напоминает первую особенность физической природы телевидения – вездесущность, т. е. «способность электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, принимаемый телевизором, проникать в любую точку пространства (в зоне действия передатчика)»[51]. Более того, мультимедийные технологии наследуют и другую, не менее важную характерную черту телевидения – экранность: «Способность передавать сообщение в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком. Благодаря экранности телевизионные образы воспринимаются непосредственно-чувственно, а потому доступны широкой аудитории». Это непосредственность и симультанность. «Одновременность действия, события и отображения его на экране – уникальное качество телевидения. Оно обнаруживается только в процессе прямой («живой») передачи, когда изображение идет в эфир непосредственно с телевизионных камер, без опосредования предварительной фиксацией, т. е. в настоящем времени»[52]. Все эти уникальные свойства теперь даже в большей степени характерны интернет-ресурсам.

«Мультимедиа не просто форма, а новая синкретичная форма, которая являет собой синергию между различными художественными формами, синергию между звуком, образами и текстами. В мультимедиа, как в одной мультисенсорной точке, сходятся визуальный, аудио- и текстовой материал внутри интерактивной компьютерной среды. Она может принимать любую форму и состоять из любых комбинаций: текст, гипертекст, двухмерная и трехмерная графика, анимация, движущееся изображение (цифровое видео и фото), музыка, звуковые эффекты. Как продукт нового инструментария, мультимедийные средства вбирают в себя достоинства всех предыдущих аудиовизуальных средств. Но не вытесняют их. Подобно тому, как банан не может заменить яблоко, компьютерная “палитра” должна функционировать в культуре “не вместо”, а “вместе”, обладая своими специфическими особенностями в системе художественной коммуникации, формирующими свой, новый язык художественного мышления»[53].

Другая важная особенность внедрения объединенной редакции: активная трансформация именно новостной службы. Так как те журналисты, что до этого занимались в основном производством новостных телевизионных сюжетов, первыми начинают писать для других платформ и иных телевизионных редакций. Этому есть несколько причин. Первая: новостной контент остается главным продуктом СМИ и их визитной карточкой, фактором узнаваемости. Именно новостные выпуски привлекают максимальное количество аудитории для любой платформы, а отбор поводов и манера подачи создают индивидуальный и неповторимый стиль источника.

Важные редакционные процессы сегодня можно обозначить словом дистрибуция – подготовка различных частей истории в тех качествах и свойствах, которые необходимы для той или иной платформы, и публикации этого контента на них. Другими словами, работа журналиста в современной объединенной редакции подобна ректификационной колонне, где вместо сырой нефти используется входной событийный и информационный поток, который в процессе работы разделяется на фракции, от первоначальных (короткие новости, ответ на вопрос «что») до самых качественных и энергозатратных фракций (краткий, но ясный анализ и объяснения, зачастую в виде инфографики, ответ на вопрос «почему»). И, конечно, каждая из этих фракций истории публикуется на более подходящих, соответственно качеству, платформах. Графически изобразим творческий процесс подготовки материалов на рисунке 2:

 

 

 

Рисунок 2. Порядок подготовки материалов

 

На втором этапе внедрения конвергенции в компании «ОТВ» создается единая техническая и технологическая база. Вся работа с видео в медиацентре осуществляется в цифровом формате (съемка, монтаж, передача). При записи видео используют XDCAMHD-камеры, которые сохраняют файлы на Blu-ray диски. Такой оптический носитель вмещает 23,3 ГБ памяти, а значит, снимать на один диск можно в течение 90 минут. Диски нового поколения служат для записи видео высокого качества, повышенной плотности и хранения цифровых данных. Стандарт Blu-ray был разработан специально для телерадиокомпаний консорциумом BDA (группа компаний, отвечающая за разработку стандартов, продвижение и развитие Blu-ray дисков). Первый прототип нового носителя появился в октябре 2000 года.

Как ни странно, но использование данных технологических разработок оказывает заметное влияние на творческий процесс и организацию работы в коллективе. Оперативнее становятся многие этапы работы: бескассетное производство обеспечивает быстрое поступление файла на сервер, и, следовательно, журналист получает доступ к отснятому материалу в разы быстрее, чем при аналоговых технологиях: «скидывание» видеоряда занимает не ровно столько, сколько отсняли, как при аналоговых технологиях, а только то время, которое необходимо для «скидывания» обычного компьютерного файла (для среднего новостного исходника – это 5 – 10 минут).Важно, что материал не стоит под угрозой «осыпания» пленки, а также несрабатывания записи. Так что при непосредственной работе с исходником у журналиста не возникает форс-мажорных ситуаций (не записался синхрон, часть видеоряда «наложилась» на старый). Кроме того, цифровой формат намного упрощает процесс обмена «исходниками» между телерадиокомпаниями области: видео не надо «кодировать» или «сжимать» в удобные форматы – оно сразу готово для передачи. Цифровой видеоряд удобно хранить в архиве и монтировать. К тому же при многократном копировании съемки, ее обработке и цифровом монтаже качество не изменяется, то есть остается высоким (качество кассетной записи падает при каждой копии и на монтаже вследствие сжатия).

У журналиста нет необходимости совершать дополнительные действия – оцифровку или перемотку кассеты. «Исходные материалы» не приходится «перекидывать» с компьютера на компьютер. Они хранятся на сервере, к которому подключены все компьютеры сотрудников. Всеобщий доступ к любому из серверов обеспечивает единая локальная сеть. Она соединяет все площадки СМИ, каждая из которых требует собственных технических возможностей. Так, сервер телевизионной сети предусматривает хранение и работу с объемными файлами в режиме прокси-копий (то есть с их сжатым вариантом), сервер радиостудии нацелен на обработку стереозвука (то есть обладающего двумя и более аудиоканалами), сервер Web-сайта поддерживает все разнообразие мультимедийных форматов. Помимо этого, хранение всех собственных медийных файлов в полном объеме осуществляется на файловом сервере. Для получения данных из территорий области используют ftp-сервер. Каждый из серверов обеспечивает бесперебойное медийное производство в режиме 24/7: в функционал серверных компьютеров входит хранение материала, обеспечение работы с ним, постоянный доступ в Интернет, обмен информацией, выдача программ в эфир. В то же время доступ к любому из таких компьютеров имеет каждый из сотрудников. Хотя данные и хранятся предельно дифференцированно, локальная сеть стирает грани между технологическими площадками разных видов СМИ. Схематично представим архитектуру сети и серверов на рисунке 3:

 

 

Рисунок 3. Архитектура сети ОТВ

 

Следовательно, сразу через несколько минут после возвращения корреспондента и оператора с места события, доступ к видео и звуку получает каждый из сотрудников канала. Цифровой формат позволяет без дополнительной перекодировки использовать видео для сайта или радио. Он полностью соответствует новой потребности в мультимедийности СМИ: с первых же минут можно или выставлять интересное видео на сайт, или графически его обрабатывать, или вырезать необходимый синхрон для радиовыпуска. Та же схема работает, если сюжеты по одному «исходнику» закрепляют за разными корреспондентами. Одновременно использовать, просматривать, обрабатывать видеоряд может неограниченное количество сотрудников медиацентра. Следовательно, новые технологии делают работу всего коллектива удобнее и открывают новые творческие возможности.

Формированию единого информационного пространства внутри холдинга способствует и программное обеспечение. Сегодня медиацентр для создания текстов всех программ и всех медийных платформ использует Фабрику новостей. Доступ к ней есть у каждого из сотрудников канала. Фабрика предназначена для автоматизации подготовки информационных выпусков в эфир. Она позволяет вести коллективную работу над всеми программами медиацентра и их архивом. Единовременно в этой специализированной программе корреспонденты работают над текстами для разных площадок СМИ.

В условиях конвергенции фабрика делает работу журналиста особенно удобной. В программе находятся сразу все виды СМИ, в которые корреспонденту предстоит адаптировать материал. В фабрике содержится архив текстов, что позволяет отследить развитие новости в течение недели, месяца или полугода. Многие из сервисов программы осуществляются автоматически.

Итак, программа «Фабрика новостей» обеспечивает эффективное планирование и организацию работы над выпусками. Редакторам и корреспондентам она предоставляет следующие возможности и опции:

– ведение нескольких программ с разным составом выпусков и пользователей;

– поддержку одновременной работы над любым числом выпусков;

– планирование расписания новостных выпусков раздельно для каждой программы;

– предварительное формирование структуры выпусков;

– автоматическое разделение выпусков на «прошедшие», «сегодня» и «планируемые»;

– обеспечение обмена материалами между выпусками;

– создание архива материалов, не вышедших в эфир;

– хранение личных материалов в персональной копилке;

– использование общей копилки для передачи информации.

В процессе создания контента фабрика обеспечивает полный цикл верстки:

– расстановку элементов оформления выпуска;

– создание шаблонов выпусков с заранее заданной структурой;

– контроль степени готовности монтируемых видеоматериалов;

– контроль готовности выпуска в целом и по частям в реальном времени;

При создании текста обеспечивается также полный цикл, притом программа подстраивается под индивидуальность каждого корреспондента:

– возможность ввода текста одновременно с просмотром видео сюжета;

– индивидуальный расчет хронометража с учетом параметров скорости речи;

– расчет хронометража по тексту, части текста, от начала текста до курсора;

– копирование и правка текста из копилок и входящих новостей;

– вставка синхронов, интершума и титров;

– управление пользовательскими флагами готовности.

Для информационного обмена в режиме онлайн данный софт предусматривает встроенный месседжер – аналог ICQ для внутреннего пользования. А это:

– возможность просматривать список активных и неактивных пользователей;

– возможность послать сообщение как активному, так и пассивному пользователю. При входе в Фабрику такой пользователь получит все ранее посланные сообщения;

– возможность получать сообщения и сохранять их в личную копилку[54].

Также в составе программного комплекса Фабрики новостей предусмотрены возможности управления выводом текста на телесуфлер. Программа динамически подгружает тексты выпуска из «Фабрики», выбирает те блоки (тексты), которые озвучивает, и выводит на оба монитора, причем на монитор под камерой в зеркальном отображении. Скорость вывода текста на экран настраивается индивидуально под каждого ведущего.

Таким образом, «Фабрика новостей» служит той универсальной эфирной матрицей, в которой, с одной стороны, предусмотрены все необходимые опции и набор основных используемых блоков (интершум, титр, синхрон, склейка), а с другой стороны, за каждым из сотрудников закрепляются индивидуальные показатели (скорость чтения текста, настройки прав доступа и полномочий). Следовательно, программный модуль становится неким виртуальным прообразом существующей редакции, способствует активному обмену информацией внутри холдинга и включению каждого из сотрудников во внешний информационный процесс.

На третьем этапе становления конвергентного производства объединяются усилия продюсеров и координаторов разных площадок СМИ – радио, сайта и телеканала. Таким образом, создается единый продюсерский центр, в который поступают все пресс-релизы, который планирует и аккумулирует новостные выпуски. К тому же продюсеры ищут гостей для радио- и телеэфиров, продумывают «тему дня», разрабатывает структуру телевизионных сюжетов, а также специальных и художественных проектов. Продюсерский центр постоянно накапливает и расширяет базу контактов телекомпании, работает со зрителями, слушателями и пользователями холдинга. И здесь, можно сказать, появляется новая функция: продюсерский центр выступает в роли органа по связям с общественностью, с этого момента он нацелен на формирование положительного имиджа компании. Он начинает отвечать за новую интерактивную составляющую в работе компании.

Мы выделяем появление продюсерского центра как отдельный шаг становления интегрированной редакции, потому что это новое звено объединяет сразу все информационные платформы, способствует их активному взаимодействию. Это значит, что в холдинге зарождается единое планирование. Более того, новая структурная единица позволяет обеспечивать грамотную логистику информации, централизованный поток и подачу контента. Так, раньше ввиду отсутствия слаженности в работе продюсеры выполняли дублирующую работу: насчет одного и того же события организатору поочередно звонили продюсеры радио, сайта и телевидения. Кроме того, у каждого из них была своя, но не до конца сформированная, несколько фрагментарная база контактных телефонов.

С образованием единого центра все контактные лица и номера объединяются и накапливаются в специальной программе, доступ к которой имеет каждый из продюсеров. Создается единый электронный адрес, на который поступают все пресс-релизы и приглашения. Все это способствует оперативности работы.

И если предыдущий этап затрагивает только скорость работы корреспондентов, то данная стадия становления конвергенции приводит к ускорению получения информации, ее отбора и, следовательно, к более четкой организации работы журналиста. Корреспондент раньше узнает, куда ему предстоит ехать и что за событие снимать, больше времени он имеет до выезда, следовательно, лучше готовится и планирует свои действия на съемочной площадке. К тому же продюсер основательнее прорабатывает сюжет, ориентирует журналиста: он рассказывает, кто будет на месте события, какие дополнительные места съемок можно организовать, дает дополнительные сведения, предоставляет предысторию.

Продюсерский центр как новое подразделение в структуре холдинга свидетельствует о серьезных переменах в строе медиацентра «ОТВ» и разрушении традиционной пирамидальной структуры. С единым информационным планированием закладывается основа конвергентной редакции. Данные изменения уже вносят коррективы в процесс циркуляции информации внутри холдинга и затрагивают центральное звено СМИ. Продюсерский центр теперь участвует в производстве контента на двух уровнях и играет более важную роль в создании окончательного продукта: 1) при предварительном планировании, определении тем на грядущий день, неделю и 2) при конкретном планировании отдельного сюжета, когда тема уже согласована и остается получить договоренности, продумать места съемки.

В состав продюсерского центра входят главный продюсер, рядовые продюсеры, продюсер материалов из области и координатор.

На рисунке 4 схематично представим взаимодействие внутри продюсерского центра:

Рисунок 4. Состав продюсерского центра

 

Главный продюсер – один из основных участников планерок. Он отчитывается за материал, который вышел в эфир, и рассказывает о том, какая была проведена работа, какие темы из предложенных областными медиацентрами вышли в эфир и на каких площадках СМИ, что получилось удачно, что не очень. Кроме того, главный продюсер предлагает новые темы. Планирование будущих эфиров осуществляется в рамках трех условных циклов новостей:

– главные новости дня;

– главные новости недели;

– главные новости месяца.

Поэтому продюсерам важно не только выбирать из предложенных пресс-релизов подходящие для тех или иных выпусков темы, но и распознавать, предсказывать информационные тренды, самые рейтинговые новости и события. Информационный тренд – прогнозируемое развитие ин­тереса аудитории к темам повестки дня. Информационный тренд определяет стратегию освещения этих тематик информационными агентствами и другими СМИ, планирование работы редакций. СМИ в Интернете живут в ситуации суточных, сезонных и недельных циклов, которые предполагают особые, но стройные ритмы вещания.

Когда главный редактор компании из всех предложенных вариантов утверждает темы, главный продюсер обсуждает с шеф-редакторами, как лучше выстроить развитие темы, каких гостей пригласить в студию, где снимать видеоряд, у кого взять синхроны, какую инфографику и фоторепортаж предложить на сайте. После такого согласования главный продюсер дает задание рядовому продюсеру и продюсеру областных медиацентров. Первый в свою очередь обращается к единой базе контактных телефонов, созванивается с предполагаемыми участниками съемок, договаривается, получает все необходимые разрешения и ставит в расписание запланированную съемку. Продюсер области предлагает главному продюсеру на выбор все доступные темы, видео-, фото-, текстовые материалы, или, если необходимо снять какой-то эпизод или героя для расширенного сюжета, он заказывает эту съемку у районных компаний и запрашивает все необходимые сведения. Затем в единый план все съемки на грядущий день сводит координатор со временем выезда и прибытия. На этом этапе становления конвергентной редакции ее структура выглядит, как на рисунке 5:

 

 

Рисунок 5. Функционирование конвергентной редакции ОТВ

Заметим, что создание продюсерского центра, помимо прочих преимуществ и удобств, открывает еще и новые творческие возможности для холдинга. Единое информационное планирование помогает связать разные форматы, обеспечить долгосрочное развитие новости на той или иной платформе, поочередную активность разных площадок СМИ в освещении темы. Тем самым подогревается и постоянно удерживается интерес аудитории. В компании начинают использовать такие современные методы подачи новостей, как финишинг, инфотейнмент, эвент экшн, акции. На сайте и в телеэфире значительно увеличивается доля инфографики.

Планирование в конвергентной редакции ОТВ мало отличается от системы планерок в многопрофильном информационном агентстве, когда работа ведется 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Но тщательность и интенсивность планирования становятся еще более важными, как минимум, по нескольким причинам:

– технологический цикл производства разных мультимедийных продуктов может драматически отличаться,

– производство мультимедийных жанров требует координации между подразделениями и сотрудниками,

– конвергентная редакция стремится к производству мульти­медийных историй (статей), поэтому на этапе планирования нужно представлять не только ее составляющие, но и всю историю в целом.

Кроме того, себестоимость мультимедийного продукта достаточно высока, чтобы рисковать и работать вхолостую.

В медиахолдинге ОТВ, как и в большинстве конвергентных редакций, проходит две редакционные планерки в день – утренняя и вечерняя. Утренняя планерка может носить корректирующий по отношению к вечерней характер, на ней обсуждаются статусы готовности мультимедийных материалов, принимаются решения о развитии той или иной темы.

Любая такая планерка, или летучка, идет как бы в двух плоскостях: первая плоскость – это сюжеты или темы, вторая, перпендикулярная ей, – мультимедийные средства, которые будут задействованы в разработке темы. На планерке:

– определяются основные темы дня (как правило, накануне, на вечерней планерке);

– заранее запланированные темы дополняются актуальным контекстом;

– разрабатываются потенциальные сценарии развития темы;

– определяются мультимедийные элементы, которые могут быть полезны для каждой из тем;

– определяются источники мультимедийных элементов (собственное производство или иные);

– определяются участники процессов и распределяются роли;

– назначается продюсер или координатор каждой из историй;

– определяются дедлайны для каждого из элементов;

– определяется дедлайн для мультимедийной статьи или намечаются этапы развития статьи.

В планировании работы конвергентной редакции можно выделить и расширенную общую планерку: она предполагает присутствие главного редактора и представителей всех отделов – шеф-редакторов, продюсеров, координаторов, универсальных журналистов, технических сотрудников (операторов, монтажеров, дизайнеров). Общая планерка должна быть в первую очередь сориентирована на создание и отслеживание сюжетов, анализ результатов и эффективности работы каждого из сотрудников. При таком режиме работы сотрудники чувствуют постоянную личную ответственность за продукт, выясняют недостатки в работе и затем нацеливаются на повышение качества контента.

Планирование должно быть прозрачно и отображать не только поставленную задачу, но и ход процесса, промежуточные и окончательные итоги. Для конвергентного СМИ это важнейшее условие: только при прозрачной карте готовности материалов и дедлайнов можно синхронизировать производство и эффективно собрать мультимедийный материал. На данной стадии внедрения конвергентной основы медиапроизводства корреспонденты получают четкую инструкцию действий, как правильно организовать собственный рабочий процесс, и систему дедлайнов. Это выглядит так: еще на месте события корреспондент должен сформулировать «инфомолекулу», новость-молнию в нескольких предложениях для опубликования на интернет-ресурсе. После возвращения со съемки журналист пишет расширенный материал для сайта, в тексте он указывает тайм-код видео, которое наиболее красочно отражает суть происходящего (это яркие лайфы), а также один или несколько синхронов с расшифровкой. Важно, чтобы первые предложения содержали исключительно фактический материал и давали полное представление о происходящем. Чуть ниже сообщаются интересные подробности и дополнительные полезные сведения, которые, может, и не будут использованы в радио- или телесюжете, но могут быть интересны пользователю. После обработки монтажером сайта материал попадает на страницу 1obl.ru, он оказывается сразу в двух разделах – видеоновости и лента новостей. Затем корреспондент пишет материал для радиоэфира, включив в него синхроны и «говорящий» интершум, после чего начитывает текст в студии. Радионовость должна быть предельно короткой и в то же время емкой: журналист сжато сообщает фактический материал и в нескольких словах описывает обстановку происходящего. Далее на основе уже выданных в эфир материалов корреспондент приступает к самому полному телевизионному сюжету. Он разрабатывает инфографику, выстраивает драматургию материала, представляет максимальное количество точек зрения и участников события в синхронах, текст пишет под видеоряд, комментируя его, но не дублируя смысл. Необходимо предусмотреть логические переходы от одного места съемки к другому, выбрать основного героя. При этом четко обозначены дедлайны – для создания материалов во все форматы журналисту предоставляется 3 часа, если новость выйдет только на телевизионной платформе – у корреспондента 2 часа.

Для мультимедийных материалов устанавливаются промежуточные и окончательные дедлайны, их неукоснительное соблюдение является ключевым условием развития и успешного существования конвергентного СМИ. Это касается материалов для сайта, снабженных графической обработкой, фото-, видео- и аудиофайлами. Для новостныхинтернет-ресурсов скорость опубликования информации имеет решающее значение. И здесь дедлайны максимально приближены к моменту приезда корреспондента с места съемки. Принцип таков: чем раньше появляется новость на сайте, тем лучше. Так как в течение дня выстраивается развитие события, обновление информации происходит постоянно в течение суток. Особенно важна система дедлайнов для новости дня, которая постепенно снабжается всем спектром мультимедиа. Таким образом, пользователь на сайте 1obl.ru сам решает, какой формат и способ подачи выбрать (фоторепортаж, видеоновость, аудиоклип, графика). В случае телевизионной новости конечный дедлайн – эфирное время, но промежуточный дедлайн определяет, сколько сюжетов успевает сделать за день один корреспондент. Если материал обладает сложной структурой и значительным хронометражем, то важно сработать как можно быстрее, чтобы дизайнер успел выполнить графику, а монтажер «скинуть» видео в проект и приступить к работе, текст должен быть готов как можно раньше.

Таким образом, планирование также включает формирование рабочих групп. Рабочая группа создается тогда, когда информационный тренд находится на стыке нескольких редакций и мультимедийных подразделений. Сам процесс формирования рабочей группы должен быть естественным и неформальным. Руководителем мини-проекта (а сюжет по информационному тренду – это всегда мини-проект, или это может быть специальный репортаж) становится журналист, наиболее компетентный в теме.

В настоящий момент становление конвергенции в медиацентре ОТВ продолжается. Развитие компании руководящий состав связывает с освоением журналистами технических навыков, для чего проводится плановое обучение сотрудников холдинга. У корреспондентов появляется новая обязанность – монтаж телесюжета. Этот шаг, с одной стороны, делает журналистов еще более универсальными, заставляет осваивать их все больше смежных профессий, активнее и полнее включаться в цикл производства новостей. Самостоятельный монтаж подталкивает журналиста к более сознательному поведению на съемке, точным требованиям к оператору с его стороны и предварительному планированию сюжета, в аспекте не только текстовом, но и видеодраматургии. С другой же стороны, подготовка сюжета занимает значительно больше времени, дедлайны наступают позже. А ввиду ограниченного штата корреспондентов, под угрозу попадает выпуск новостей. За один день корреспонденты успевают подготовить по 2 – 3 материала, а при появлении новых требований будут успевать делать только по одному. К тому же на первых этапах освоения монтажа сильно страдает качество конечного видеоряда.

Другое стремление приблизить редакцию ОТВ к конвергентной – это реорганизация редакционного пространства. В медиацентре создают подобие ньюсрума. Однако строгая ограниченность помещений и неудобная планировка не позволяют воплотить в полной мере современный «солнечный» ньюсрум. Так что в итоге преобразования ограничиваются перераспределением мест. Если раньше каждый функциональный отдел занимал отдельный кабинет, то теперь все шеф-редакторы разных площадок СМИ сосредоточены в пределах одного помещения. Это заставляет их активно обмениваться информацией, работать совместно в течение всего дня и тем самым придерживаться единой информационной политики, создавать целостный облик холдинга. На особом положении оказываются корресп


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.