Правовая характеристика соглашений между МВФ и заемщиками — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Правовая характеристика соглашений между МВФ и заемщиками

2017-06-26 230
Правовая характеристика соглашений между МВФ и заемщиками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дискуссионным является вопрос о том, относятся ли соглашения между МВФ и получающими кредит государствами к категории международных договоров 33. Сам МВФ и ряд ученых исходят из того, что соответствующие соглашения не являются договорами — речь идет лишь о том, что на поступающий от страны запрос на предоставление кредита Исполнительный совет дает согласие. Соответственно, применение механизма «стенд-бай» зависит лишь от одностороннего решения МВФ. Этому взгляду, как представляется, соответствует правовая позиция государств, которые обращаются с запросом на предоставление кредита, поскольку соответствующие соглашения, как правило, не ратифицируются на внутригосударственном уровне. Согласно противоположной точке зрения, эти соглашения носят договорный характер, поскольку они служат источником широких международно-правовых обязательств соответствующего государства и МВФ.

В пользу первой из указанных точек зрения говорят следующие аргументы: если МВФ и получающее кредит государство исходят из того, что соглашение между ними не является международным договором, то это означает, что у обеих сторон отсутствует воля к заключению договора (лат.: animus contrahendi). В соответствии с решением, принятым Исполнительным советом МВФ в 1979 году34, тексты соглашений избегают терминов, из которых можно было бы сделать вывод, что между сторонами возникли обязательства в силу международного договора. Как правило, говорят о том, что МВФ дает согласие на заключение соглашения с целью оказания поддержки мерам, предусмотренным в письме о намерениях.

Извлечение из типового соглашения о кредите «стенд-бай»35

«К настоящему документу прилагается письмо [с приложенным к нему меморандумом] от ___, направленное (министром финансов и (или) председателем центрального банка), содержащее заявку на предоставление кредита «стенд-бай» и излагающее:

  1. задачи и политические меры, которые власти (государства-члена Фонда) намереваются реализовать в течение периода действия механизма «стенд-бай»; и
  2. задачи и политические меры, которые власти (государства-члена Фонда) намереваются реализовать в течение [первого года] периода действия механизма «стенд-бай»; и
  3. договоренности (государства-члена Фонда) с Фондом, касающиеся [a] проверки(-ок), которые будут проводиться в отношении хода реализации задач программы, политических мер и мероприятий, которые власти (государства-члена Фонда) будут реализовывать в течение оставшегося срока действия механизма «стенд-бай».

В поддержку соответствующих задач и политических мер Международный валютный фонд предоставляет кредит «стенд-бай» в соответствии со следующими положениями: (…)»

Наличие международно-правового обязательства также нельзя вывести из письма о намерениях. Государство, конечно, может в соответствии с общепринятыми принципами международного права взять на себя юридические обязательства путем одностороннего заявления. Для этого, однако, также требуется воля государства на принятие на себя подобного рода обязательств, которая в случае письма о намерениях отсутствует. Письмо о намерениях представляет собой лишь политическое (но не юридическое) заявление о намерениях.

ВАЖНО! Правовая характеристика соглашенийо кредитованиимежду МВФ и его членом, обращающимся за кредитом, —этопредмет дискуссии. Согласноточке зрения, которую разделяет преобладающее большинство специалистов-практиков, речь в данном случае идет орешении МВФ.По мнению теоретиков, такие соглашения представляют собоймеждународные договоры.

Отказ в признании соглашения между МВФ и государством-членом международным договором имеет значимые последствия: нарушение соглашения или невыполнение мер, о которых было заявлено в письме о намерениях, не составляет международно-противоправного деяния. То есть правительство может пересмотреть обещанные меры, не нарушая при этом одного из основные принципов международного права – pacta sunt servanda («договоры должны соблюдаться»)64. Однако на это со стороны МВФ может последовать реакция в виде прекращения выплаты средств или отказа от предоставления средств в будущем. Вследствие этого кредитоспособность соответствующего государства может серьезно пострадать в глазах прочих займодавцев. Имеющиеся у МВФ возможности для реагирования и соответствующие последствия имеют при этом решающее значение. Несмотря на отсутствие у кредитных соглашений между МВФ и его государствами – членами характеристик международного договора в распоряжении МВФ имеются эффективные возможности, позволяющие ему гарантировать соблюдение соглашения.

Недоговорный характер соглашений представляет собой проблему с внутригосударственной и конституционно-правовой точек зрения: как уже упоминалось, соглашения с МВФ, как правило, не подлежат ратификации, поскольку речь идет не о международных договорах. Вследствие этого национальные парламенты формально лишены возможности заниматься содержанием соглашений, в частности, содержанием реформ, обещание которых дается в письме о намерении. Вытекающий из этого дефицит демократических процедур лишь частично восполняется необязательным характером соглашения. О действительной автономии государств в вопросе несоблюдения соглашений можно говорить лишь в редких случаях.

c) Контроль за политикой

В соответствии с разделом 3(а) Статьи IVСтатей Соглашения МВФ фонд контролирует соблюдение общих обязательств своими членами. Этот контроль (англ.: surveillance) распространяется не только на вопросы валютной политики, но касается также финансово-экономической политики членов МВФ в целом36. В пределах своих полномочий осуществлять контроль МВФ оценивает, к примеру, действующий в государстве режим обменных курсов, сильные и слабые стороны финансового сектора и риски для страны, которые могут быть связаны с международными потоками капитала. Кроме того, МВФ исследует институциональные вопросы, например, независимость центрального банка и надзор за финансовым рынком. Наконец, МВФ оценивает структурные вопросы, например, состояние внешней торговли и положение дел на рынке труда конкретной страны. Каждый член МВФ подвергается описанному контролю через равные промежутки времени. Например, последний отчет по результатам проверки положения дел в России был подготовлен МВФ в апреле 2014 г.37

Ограничение объема и степени контроля со стороны МВФ предусмотрено разделом 3(b) СтатьиIVСтатей Соглашения МВФ: МВФ обязан уважать «меры, применяемые государствами-членами в социально-политической сфере внутри страны». На практике эта граница толкуется расширительно. В отчетах МВФ регулярно приводятся оценки и предложения по мерам политики на рынке труда и в социальной сфере, которые могут оказать влияние на макроэкономические показатели соответствующего государства.

Контроль осуществляется на основании сведений, которые соответствующий член фонда обязан предоставлять в распоряжение МВФ, и консультаций (так называемые консультации на основании статьиIV), проводимых между МВФ и соответствующим членом фонда. На основании этих консультаций работники МВФ составляют отчет для Исполнительного совета. Отчет и заключение Исполнительного комитета передаются соответствующей стране. Выводы отчета и заключения (так называемые Информационные бюллетени для общественности) по согласованию с соответствующей страной чаще всего обнародуются. Распространяется практика публикации самих отчетов, опять же с согласия соответствующей страны38.

Как рекомендации, которые МВФ дает в рамках контроля политики, так и условия кредитования односторонне ориентированы на монетаристскую и неолиберальную экономическую модель. Они, как правило, предусматривают такие меры, как либерализация торговли, сокращение государственных расходов, снижение налогов и упразднение дотаций. Однако эти реформы не обязательно приводят к стабильности валютно-финансовой системы государства, проводящего такие реформы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в последнее время всё чаще звучит критика в адрес масштабного расширения компетенции МВФ и раздаются требования, в соответствии с которыми МВФ следует сосредоточиться на основных задачах в сфере валютных отношений.

Как решить задачу?

Правовым основанием кредита, который МВФ предоставил Новоландии, служит раздел 3 Статьи V Статей Соглашения МВФ. Для оценки правовых последствий несоблюдения обещания о проведении реформ, которое содержится в письме о намерениях, следует определить правовой характер соглашения между МВФ и Новоландией, поскольку письмо о намерениях составляет часть этого соглашения. Если придерживаться мнения отдельных теоретиков и признать это соглашение международным договором, то окажется, что Новоландия нарушит принцип «pacta sunt servanda» и совершит тем самым международно-противоправное деяние. Если же вместе со специалистами-практиками и некоторыми теоретиками признать это соглашение не международным договором, а лишь односторонним согласованием кредита со стороны МВФ, то нарушение международного права со стороны Новоландии иметь места не будет. Более убедительной представляется последняя точка зрения, поскольку в ней учитывается тот факт, что ни МВФ, ни обратившийся с заявкой на предоставление кредита член фонда не имеют воли на заключение именно международного договора. По этой причине новому правительству Новоландии, с правовой точки зрения, ничто не мешает отказаться от последующего соблюдения обязательств, предусмотренных письмом о намерениях. Однако в заключении следует обратить внимание министра финансов на политические и экономические последствия их несоблюдения: в будущем МВФ может отказывать в предоставлении кредитов либо соглашаться с предоставлением на еще более жестких условиях. Кроме того, несоблюдение обязательств может повлечь за собой ухудшение кредитоспособности Новоландии на рынках частного капитала. Следовательно, несмотря на допустимость несоблюдения обязательств с правовой точки зрения, против такого решения говорят весомые аргументы.

Торговая политика

Цели:

1. рассмотреть основные понятия по теме, определить сущность торговой политики;

2. понять необходимость существования ограничений в международной торговле;

3. пробудить интерес к предмету и к данной теме в частности.

Ключевые слова: торговая политика, тариф, ГАТТ, ВТО, лицензирование импорта и экспорта, импортная квота, добровольные экспортные ограничения, компенсаци­онные пошлины

Вопросы:

1. Торговая политика. Тариф на импорт и механизм его действия. Последствия введения тарифов.

2. Экспортные субсидии, демпинг и антидемпинговые меры в торговой политике.

3. Нетарифные ограничения в международной торговле


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.