Всемирная торговая организация / Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ВТО / ГАТТ). — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Всемирная торговая организация / Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ВТО / ГАТТ).

2017-06-26 365
Всемирная торговая организация / Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ВТО / ГАТТ). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основных успехов политика либерализации достигла в области таможенных пошлин, общий уровень которых в послевоенный период существенно сократился. Сам характер таможенных тарифов обуславливает их либерализацию на широкой международной основе. С этим связано создание соответствующего международного института - Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

ГАТТ было подписано в Женеве в 1947 г. и вступило в силу 1 января 1948 г. для 23 подписавших его стран и представляло собой многосторонне международное соглашение, содержащее свод правовых норм, на которых основывались торговые отношения меду странами-участницами.

Местонаходение – Женева (Швейцария).

ГАТТ выполняло 3 функции:

· оказание воздействия на государственную торговую политику путем выработки правил мировой торговли;

· форму для урегулирования и либерализации торговых отношений и споров.

В основу правового механизма ГАТТ положены следующие принципы и нормы:

· недискриминация в торговле, которая обеспечивается, с одной стороны, принципом наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных, транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, с другой - национальным режимом, т.е. уравниванием в правах товаров импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилам, регулирующим внутреннюю торговлю;

· использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка;

· прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров;

· взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

· разрешение торговых споров проведением консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия - рассмотрение споров в специально создаваемых третейских группах.

Структура ГАТТ

· сессия договаривающихся сторон;

· совет представителей;

· комитеты, рабочие группы, органы по урегулированию споров;

· секретариат.

Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов, результаты которых привели к десятикратному сокращению таможенной пошлины. После II мировой войны она составляла 40%, в середине 90-х годов - около 4%. В 1995 г. в ГАТТ состояло уже около 130 стран.

Результатом 8-го Уругвайского раунда стало создание новой многосторонней системы международной торговли и замена ГАТТ Всемирной торговой организацией (ВТО), которая начала свою деятельность в 1995 г.. Ее членами-основателями стала 81 страна. Соглашению в создании ВТО предшествовал 7-летний период переговоров в рамках "уругвайского раунда".

Всемирная торговая организация помимо принципов ГАТТ включает в себя Соглашение о торговле услугами (ГАТС) и соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС). ВТО также регулирует международный обмен услугами и интеллектуальной собственностью и контролирует защиту инвестиций. По оценкам, ее компетенция распространяется на товарооборот в 5 трлн.$. Деятельность Всемирной торговой организации должна принести мировой экономике около 250 млрд.$ дополнительного дохода ежегодно.

К концу 90-х годов средневзвешенная ставка таможенных тарифов развитых стран снизилась примерно до 3%.

На Уругвайском раунде ГАТТ были подняты вопросы об охране интеллектуальной собственности, санитарном и фитосанитарном контроле, которые также могут стать преградой на пути свободной торговли. Все эти вопросы предстоит решать Всемирной торговой организации. Новая организация должна руководствоваться в своих действиях Меморандумом о правилах урегулирования споров и Механизмом пересмотра торговой политики.

Основной задачей ВТО является коммерческая и экономическая ориентация государств-членов на повышение уровня жизни путем:

· обеспечения полной занятости;

· роста производства и торгового обмена товарами и услугами;

· оптимального использования источников сырья с целью обеспечения долгосрочного развития, зашиты окружающей среды.

ВТО имеет следующую структуру:

1. Конференция министров (раз в два года).

2. Всеобщий совет:

· Комитет по урегулированию разногласий,

· Комитет по пересмотру торговой политики.

3. Вспомогательные органы:

· Совет по услугам, Совет по товарам,

· Совет по торговым аспектам защиты прав на интеллектуальную собственность,

· Комитет по торговле и развитию,

· Комитет по бюджетным вопросам.

Результаты деятельности ГАТТ, особенно в последнее время, свидетельствуют о том, что ГАТТ/ВТО является центральным международным учреждением по вопросам торговли на современном мировом рынке. Именно в рамках этого соглашения принимается большинство конкретных мер по модернизации и развитию правовой основы международной торговли.

Согласно положениям ГАТТ/ВТО основным инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф. В соответствующих документах содержатся правовые нормы, определяющие условия таможенного тарифного регулирования. Применение для целей регулирования внешней торговли других средств разрешается на основе решении Уругвайского раунда ГАТТ и некоторых других соглашении. Например, допускается принятие следующих мер:

· административные ограничения внешней торговли по неэкономическим соображениям;

· административные ограничения внешней торговли с целью выхода из тяжелого экономического положения (серьезный ущерб, нанесенный национальной промышленности, нарушение равновесия платежного баланса н др.);

· пресечение недобросовестной конкуренции поставщиков иностранных товаров:

· добровольные ограничения экспорта и импорта по взаимному согласию правительств или фирм стран-экспортеров и импортеров;

· ограничения, вводимые по неэкономическим соображениям (защита национальной безопасности, охрана окружающей среды и др.).

Однако иногда меры, принимаемые, например, по неэкономическим соображениям, сознательно используются в протекционистских целях. Достигнутые договоренности в рамках ГАТТ/ВТО существенно ограничили возможность произвольной трактовки правил регулирования внешней торговли и создали общие условия для их применения. Например, к 2000 г. должны быть отменены добровольные ограничения экспорта и импорта, а срок действия мер против недобросовестной конкуренции ограничен пятью годами.

Для устранения такого серьезного препятствия в международной торговле, каким является расхождение национальных систем внешнеэкономического регулирования, ГАТТ/ВТО проводит соответствующую унификацию. Например, установлены общие принципы определения таможенной стоимости и страны происхождения товаров. действуют соглашения по техническим барьерам в торговле, по санитарным и фитосанитарным нормам и др.

Украина не является членом ГАТТ/ВТО, поэтому ее торговые отношения с другими странами основаны не на соответствующих документах ГАТТ/ВТО, а на двусторонних торговых договорах и соглашениях, содержащих режим наибольшего благоприятствования.

Основные принципы функционирования ГАТТ.

Исходной посылкой, на которой строилась договорная система ГАТТ, являлось стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и минимизации регламентирующих действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы. Для достижение этих целей необходимым считается соблюдение ряда принципов и норм, лежащих в основе Генерального соглашения:

1) равноправие в торговле, которая обеспечивается взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой – национального режима, т.е. равного подхода к импортным и отечественным товарам с точки зрения внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

2) использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных административных мер;

3) постепенное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров и их юридически оформляемое закрепление на согласованном уровне;

4) взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

5) разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия – путем рассмотрения споров в специально создаваемых третейских группах, решения которых обязательны для договаривающихся сторон ГАТТ.

Правило режима наибольшего благоприятствования было сформулировано в Статье I ГАТТ и носило безусловный характер. Это значило, что страны, вступившие в ГАТТ, обязаны применять эту статью в полном объеме: «В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз или вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом, любое преимущество, льгота, привилегия или изъятие из-под действия законов, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару, происходящему из любой другой страны и предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из всех других стран-участниц, или предназначенному для всех других стран-участниц».

Принцип национального режима фиксировался в Статье III ГАТТ. Согласно этому принципу, устанавливались равные условия конкуренции импортных и отечественных товаров. Это значит, что от стран-участниц требовалось предоставление товарам иностранного происхождения точно того же режима, что и их национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.