Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Разновидности внешнеторговой политики

2017-06-26 471
Разновидности внешнеторговой политики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары. Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран — торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты. Протекционизм, экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Протекционизм связан с определённым историческим строем общественного хозяйства, с интересами главенствующего в этом строе класса, опирающегося на поддержку правительства: «…вопрос о протекционизме и свободе торговли есть вопрос между предпринимателями (иногда между предпринимателями разных стран, иногда между различными фракциями предпринимателей данной страны)». Характер протекционизма и соответственно средства торговой политики (запрещение ввоза, ставки пошлин и структура тарифов, количественные ограничения и т. д.) изменялись в зависимости от общей экономической политики, проводимой в ту или иную эпоху. Протекционизм был широко распространён во Франции (протекционистские тарифы 1664 и 1667 Кольбера), Австрийской монархии, многих германских государствах, в России — впервые при Петре I. Таможенная охрана сыграла большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности. Протекционизм развивающихся стран носит принципиально иной характер. Их внешнеэкономическая политика направлена на защиту формирующихся отраслей национального хозяйства от экспансии со стороны империалистических держав. Этот протекционизм содействует достижению экономической независимости молодых суверенных государств.

Основные направления протекционизма:

-Селективный протекционизм — защита внутреннего рынка от конкретного вида товара, или от конкретного государства;

-Отраслевой протекционизм — защита отрасли производства;

-Коллективный протекционизм — взаимозащита нескольких стран, объединенных в союз;

-Скрытый протекционизм — не таможенные методы протекционизма.

-Свобода торговли — внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров.

Фритредерство — направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества. Движение сторонников фритредерства зародилось в последней трети XVIII века в Великобритании и было связано с промышленной революцией. Теоретическое обоснование политики свободной торговли, выгодной всем странам и народам, дали Адам Смит и Давид Рикардо. Борьба английских фритредеров была направлена против аграрных пошлин, поддерживавших высокие цены на сельскохозяйственные продукты в интересах крупных землевладельцев. В результате была осуществлена таможенная реформа, и в середине XIX века фритредерство полностью победило в Великобритании. В дальнейшем тенденции фритредерства проявились временно в торговой политики Франции, Германии, России и других странах. Однако большинство государств придерживалось протекционистской политики. Возрождение свободной торговли началось в ХХ веке, особенно в связи с созданием региональных экономических группировок.

Регулирование торговли

Тарифные методы:

Практическим инструментом политики протекционизма является таможенное регулирование внешней торговли. Существуют две основные группы методов протекционизма : таможенно-тарифные и нетарифные. Таможенно-тарифные методы предполагают установление и взимание различных таможенных пошлин к внешнеторговой деятельности. Нетарифные методы, которых насчитывается до 50, связаны с установлением различных запретов, квот, лицензий и ограничении в сфере внешнеторговой деятельности. В действительности внешнеторговая политика любой страны основана на сочетании этих двух групп методов.

Наиболее распространенным и традиционным способом таможенно-тарифного регулирования внешней торговли является таможенная пошлина.

Таможенная пошлина — это косвенный налог, который взимается за товар, ввозимый или вывозимый из таможенной территории, и который не может изменяться в зависимости от двух факторов: от общего уровня налогообложения и от стоимости услуг, оказываемых таможней. Таможенная пошлина имеет два существенных признака. Во- первых, она может изыматься только государством. И поэтому поступает в государственный (федеральный), а не местный бюджет. Во-вторых, импортная пошлина применяется к товарам иностранного происхождения. А экспортная (хотя и нетипичный вид пошлины) — к товарам отечественного производства. В связи с этим важной проблемой в таможенной практике является правильное и точное определение страны происхождения товара.

Нетарифные методы

Нетарифные методы регулирования внешне экономической деятельности — совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

1. Квота — это ограничение в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды).

В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта. Добровольные ограничения экспорта означает обязательство одного из государств-партнеров, или взаимное обязательство, ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны. Например, в 1994 году, например, были введены «добровольные» ограничения по поставке в ЕС карбида кремния, алюминия, текстильных товаров.

2. Лицензирование

Эта нетарифная мера в международной торговле отличается большим разнообразием. Лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных государственных органов на ввоз определенного объема товара. В лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товара. Лицензирование толкуется в международной практике как временная мера, которая осуществляется на основе строгого контроля тех или иных товарных потоков. Оно практикуется в случаях временного ограничения нежелательных объемов импорта. В современной зарубежной практике в основном применяются генеральная и индивидуальная лицензии. Генеральная лицензия - постоянно действующее разрешение фирме на право импорта определенных товаров из перечисленных в ней государств без ограничения объема и стоимости. Иногда в лицензии указываются товары, запрещенные к ввозу. Генеральные лицензии со списками товаров регулярно публикуются в официальных изданиях. Индивидуальная лицензия выдается как разовое разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара. В ней указываются также сведения о ее получателе, количестве, стоимости и стране происхождения товара. Она является именной, не может передаваться другому импортеру и имеет ограниченный срок действия (как правило, до одного года).

3. Добровольные количественные ограничения

С начала 70-х годов широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта - добровольные экспортные ограничения, когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. Уже заключено несколько десятков подобных соглашений, ограничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделий и т.д., главным образом из Японии и новых индустриальных стран в США и страны ЕС. Конечно, на деле такие экспортные ограничения бывают не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угрозы применить более жесткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).

В принципе добровольные количественные ограничения представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером. Однако последствия такой меры по ограничению внешней торговли для экономики страны-импортера носят еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты. Примером может служить добровольное ограничение российского экспорта в США неочищенного урана и стали.

4. Экспортные субсидии.

Для защиты национальных производителей государство одновременно с ограничением импорта предпринимает меры, направленные на поощрение экспорта. Одна из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей - экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. Благодаря таким субсидиям экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).

5. Демпинг

Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера. Демпинг может быть, во-первых, следствием государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидию. Во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует свой доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается того же результата путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынков путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

6. Экономические санкции

Экономические санкции – ограничительные меры экономического характера, применяемые страной или группой стран к другой стране или группе стран с целью вынудить правительства стран – объектов санкций изменить свою политику. Санкции могут выражаться в полном или частичном запрете импорта из этих стран товаров, экспорта товаров в эти страны, а также в ограничении финансовых операций с данными странами, включая трансграничные расчеты и инвестиции. В последние десятилетия появились многосторонние механизмы наложения санкций на отдельные страны международным сообществом, прежде всего – через решения ООН.

Цель экономических санкций – заставить правительство определенной страны или группы стран принять решения самого разного уровня значимости: от заключения отдельных договоров вплоть до существенного изменения государственного строя. К таким решениям может относиться вывод войск с оккупированных территорий, присоединение к международному договору (например, договору о нераспространении ядерного оружия), прекращение практики нарушения прав человека, проведение честных выборов, прекращение поддержки международного терроризма.

Например: Санкции в связи́ с событиями в Крыму и на востоке Украины — ограничительные политические и экономические меры, введённые в отношении России и ряда российских и украинских лиц и организаций, которые, по мнению международных организаций и отдельных государств, причастны к дестабилизации ситуации на Украине, а также ответные действия России.

15. Международная торговля услугами

Международная торговля услугами (МТУ) – форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.

Специфическая особенность услуги, как товара, состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке – это поступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительские стоимости.

Мировой банк классифицирует услуги по принципу их взаимодействия с другими формами МЭО на следующие группы: 1. факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением капиталов, рабочей силы и технологии (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата нерезидентов).

2. нефакторные услуги – остальные виды услуг (транспорт, туризм и прочие неофициальные услуги).

В системе национальных счетов услуги подразделяются на потребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, кон- салтинг, финансовые и кредитные услуги), распределительные ( торговые, транспортные, фрахтовые).

Классификационный перечень услуг, который принят в Генеральном Соглашении по Торговле Услугами (ГАТС) насчитывает двенадцать отраслевых видов услуг, в рамках которых выделено еще 160 узких позиций.

Классификатор включает следующие виды услуг:

· деловые услуги;

· услуги связи;

· строительные и инжиниринговые услуги;

· дистрибьюторские услуги;

· общеобразовательные услуги;

· услуги по защите окружающей среды;

· финансовые услуги, включая страхование;

· услуги по охране здоровья;

· туризм и путешествия;

· услуги в области организации досуга, культуры и спорта;

· транспортные услуги;

· прочие услуги.

В соответствии с руководством МВФ(международный валютный фонд) по составлению платежного баланса все торгуемые услуги подразделяются на следующие 11 видов, в рамках которых существуют подвиды:

1. транспорт (грузовой пассажирский);

2. поездки (деловые, личные);

3. связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.);

4. строительство;

5. страхование (рисков, личное);

6. финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют);

7. компьютерные и информационные услуги;

8. роялти и другие лицензионные платежи;

9. другие бизнес услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные);

10. лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки);

11. правительственные услуги.

Международная торговля услугами имеет ряд специфических особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами.

Во-первых, услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой часто используется посредничество.

Во-вторых, эта торговля тесно взаимодействует с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства и реализации (включая послепродажное обслуживание).

В-третьих, сфера услуг обычно больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и стра- ховые услуги, наука во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают общественность и правительства многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами.

В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающих преимущественно в личное потребление (например, коммунальные и бытовые).

Предоставление услуг – самая динамичная статья мировой торговли, так доля всех видов услуг в ВВП развитых стран близка к 70%. В развивающихся странах этот показатель приблизился к 55%.

Ведущими экспортерами на рынке услуг являются США (18,8% от общего объема экспорта услуг), Великобритания (7,9%), Германия (6,3%), Франция (5,2%), Япония (4,5%). Эти же страны являются и основными импортерами услуг.

В США на долю туристических услуг приходится 30% всего экспорта услуг, на транспортные услуги приходится 17,6% (половина из них – авиаперевозки). Наиболее значимым сегментом являются деловые услуги – 52,4% (166,8 млрд. долл.), к которым относятся роялти и прочие лицензионные выплаты, компьютерные и информационные услуги, консалтинг и др.

Структура услуг Великобритании показывает также высокую долю деловых услуг – 68,4% (из них наибольший объем – финансовые и другие бизнес – услуги). На транспортные и туристические услуги приходится по 15%.

В Республике Беларусь экспорт услуг имеет устойчивое положительное сальдо. Положительное сальдо в торговле услугами Беларуси за 2004 год увеличилось на 174,7 млн. долл. и составило 743,9 млн. долл. Внешнеторговый оборот услугами в 2004 году составил 2 млрд. 717,7млн. долл. и по сравнению с 2003 годом вырос на 11,4%. Экспорт услуг республики увеличился по сравнению с предыдущим годом на 15,1%, до 1 млрд. 730,8 млн. долл. Наибольший удельный вес в общем объеме экспорта услуг занимают транспортные, объем которых в 2004 году составил 1 млрд. 46,7 млн. долл. и увеличился на 21,7%. Динамично развиваются услуги связи, поездки.

По итогам 2004 года импорт услуг увеличился на 5,6% и составил 986,9 млн. долларов. Наибольший удельный вес в нем занимают поездки, транспортные, деловые услуги, услуги связи, объем которых составляет более 90% от всех оказанных республике услуг.

Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта. Кроме того, международная торговля услугами оказывает все большее влияние на международную торговлю товарами. Так, например, для поставки товаров за рубеж привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество услуг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают его успех на внешнем рынке.

Причины, стимулирующие быстрый рост мирового рынка услуг, следующие:

· высокий уровень жизни, повышающие спрос на услуги;

· развитие всех видов транспорта стимулирующие международную мобильность, как предпринимателей, так и населения;

· новые формы связи, позволяющие заменить личные контакты продавцов и покупателей;

· ускорившийся процесс расширения и углубления международного разделения труда ведущий к образованию новых видов деятельности, прежде всего в непроизводственной сфере.

На современном этапе международная торговля услугами характеризуется следующими тенденциями:

· снижается доля фрахта и других транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле;

· увеличивается доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма;

· возрастает доля развивающихся стран, в первую очередь, за счет стран Азии, например, Южная Корея специализируется на инженерно-консультационных строительных услугах, Гонконг и Сингапур ориентированы на финансовые услуги;

· в поступлениях развитых стран наибольший удельный вес составляют деловые услуги, а в поступлениях развивающихся стран главной является статья «туризм» (в среднем 17% всех валютных поступлений, а в ряде стран и более, например, на Ямайке – 30%, в Панаме – 55%).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.