Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-06-25 | 214 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ГЛАВА XIX
|
|
|
РЕЧЬ СЕДЬМАЯ
|
ГЛАВА II
|
ГЛАВА III
О животной любви: что она есть вид безумия Однако, быть может, кто-нибудь спросит, чем полезна роду человеческомуэта сократическая любовь, почему столь великими похвалами должна бытьпрославляема, чем вредна противоположная любовь? Что ж, скажу, возвращаясь крассмотренному несколько выше. Наш Платон исступленную страсть определяет в Федре как безумие. Безумияже он представляет два рода. В отношении одного он полагает, что онопроисходит от человеческих болезней, другое от Бога. Первое он называетпомешательством, другое -- Божественным исступлением. Болезньюпомешательства человек отбрасывается ниже человеческого облика, и изчеловека некоторым образом получается неразумное. Существует два родапомешательства. Одно рождается вследствие повреждения мозга, другое --сердца. Мозг часто слишком сильно заполняется разгоряченной желчью, часторазгоряченной кровью, иногда черной желчью. Вследствие этого люди в своевремя делаются сумасшедшими. Те, кто мучается разгоряченной желчью, даженикем не вызываемые на гнев, чрезвычайно сильно гневаются, вопят, бросаютсяна встречных, колотят самих себя и других. Те, кто страдает от разгоряченнойкрови, чрезмерно разражаются раскатами смеха, сверх всякого обыкновениясуетятся, сулят удивительные вещи в отношении себя, выражают радость пениеми с топотом подпрыгивают от ликования. Те, кто испытывает давление чернойжелчи, постоянно печалятся, сами воображают себе видения, которые либоужасают их в настоящем, либо страшат в будущем. И эти три видапомешательства возникают, конечно, вследствие ослабления мозга. Ведь когдаэти жидкости задерживаются в сердце, они порождают тоску и беспокойство, ане сумасшествие. Сумасшествие же возникает тогда, когда они сдавят голову.Поэтому говорят, что эти три вида помешательства случаются при повреждениимозга. В отношении же болезни сердца мы полагаем, что вследствие еевозникает то, в собственном смысле слова, помешательство, которым поражаютсяте, кто гибельно любит. Им ложно приписывается священнейшее имя любви.Однако чтобы случайно не показалось, что от нас отдает враждебностью весьмамногим, мы в диспуте будем пользоваться именем любви также по отношению кним.ГЛАВА IV
В пошлой любви заключена некая порча А теперь устремите ваш слух и внимание на то, что я вам скажу. Кровь вюности нежно-тонкая, светлая, теплая и сладкая. С возрастом, поскольку болеетонкие части разрушаются, она делается более густой, в силу этого делается итемнее. Ведь то, что тонко и редко, является чистым и прозрачным;противоположное же наоборот. Отчего она теплая и сладкая? Да потому, чтожизнь и начало жизни, то есть само порождение, состоит в тепле и влаге исемя, первое порождение живых существ, тепло и влажно. Такие свойствапроявляются в детстве и юности. В последующие периоды жизни они неизбежнопонемногу переменяются в сторону противоположных свойств: сухости ихолодности. Вот поэтому кровь в юноше жидкая, светлая, теплая и сладкая.Поскольку она жидкая, кажется светлой, поскольку свежа, теплой и влажной;поскольку она теплая и влажная (вот по этой-то причине!), она кажетсясладкой. Сладкое ведь, пожалуй, будет в смешении теплого и влажного. На чтоэти рассуждения? Да чтобы вы поняли, что жизненные духи в этом возрастетонкие, светлые, теплые и сладкие. Ибо они, поскольку порождаются тепломсердца из чистейшей крови, всегда в нас пребывают такими же, какова и влагакрови. Как пар жизненных духов создается из крови, так же точно и он сам,как бы через застекленные окна, испускает через глаза подобные себе лучи. Ик тому же, как сердце мира, солнце в своем обращении испускает к болеенизким частям мироздания свет и через посредство света свои совершенныесвойства, так точно сердце нашего тела, в каком-то непрерывном своемдвижении гоня ближайшую к себе кровь, из нее рассеивает во все теложизненные духи и посредством их искры свет по всем отдельным частям тела,более же всего в глаза. Подлинно, к самым высоким частям тела возлетает духглавным образом потому, что он в высшей степени легок и свет его более чемобильно искрится из их глаз, так как сами они прозрачны и являются самымисияющими из всех частей тела. Свидетельством же тому, что есть в глазах и мозгу некоторый свет, хотяи слабый, могут быть многие животные, которые видят ночью, -- те, глазакоторых сверкают в потемках. И также если кто каким-либо определеннымобразом придавит пальцем уголок глаза и повернет, ему покажется, что онсмотрит на какой-то светящийся внутри него круг. Сообщается, что ибожественный Август имел до того светлые и блестящие глаза, что когда онпозорче на какого-нибудь смотрел, понуждал его как бы сиянию Солнцаподставлять лицо. Рассказывается, что и Тиберий имел пребольшие глаза итакие, что они -- удивительное, я бы сказал, дело -- ночью и в потемкахвидели, но в течение короткого времени и лишь как только отверзались от сна-- затем они снова меркли, А что луч, испущенный из глаз, влечет с собой пардухов и пар этот кровь, мы узнаем из того, что гноящиеся и красные глазаиспусканием своего луча заставляют страдать подобной болезнью глазасмотрящего поблизости. Из чего явствует, что и луч простирается вплоть дотого попадающегося навстречу человека и вместе с лучом распространяется париспорченной крови, соприкосновением с которым заражается глаз смотрящего.Аристотель пишет, что женщины, когда истекает менструальная кровь, взглядомсвоим часто марают зеркало кровяными каплями. Я полагаю, что это происходитпо той причине, что жизненный дух, который является паром крови, есть,по-видимому, некая тончайше разжиженная кровь, до того разжиженная, что онаускользает от взгляда, но на поверхности зеркала, сделавшись гуще, яснонаблюдается. Если она попадает на какой-нибудь менее плотный материал, каксукно или дерево, она по той причине не будет видна, что не остается наповерхности той вещи, но проникает вглубь. Если, напротив, на какой-нибудьплотный, но шероховатый, как камни, кирпичи и подобные вещи, -- неровностьютого тела раздробляется и рассеивается. Зеркало же благодаря твердостиудерживает дух на поверхности, благодаря ровности гладкости сохраняетнераздробленным, благодаря блеску луч самого духа поддерживает и усиливает,благодаря холодности редчайший пар его собирает в капельки. По этой жепримерно причине всякий раз, когда мы дышим, раскрывая глотку, в упор назеркало, мы орошаем его поверхность некой тончайшей росой слюны. Потому чтодух, отлетающий от слюны, сгустившись на этом материале, опускается слюною.Так что удивительного, если раскрытый и устремленный на кого-нибудь глазпускает маленькие стрелы своих лучей в глаза стоящего вблизи и вместе сэтими стрелами, каковые суть переносчики духов, он устремляет тот кровянойпар, который мы называем жизненным духом. Потом ядовитая стрела пронзаетглаза и, так как она испускается сердцем поражающего, стремится к грудипоражаемого как бы к естественному для нее месту, ранит сердце и в болеетвердой части его стенки притупляется и обращается в кровь. Инородная этакровь, чуждая некоторым образом по своей природе уязвленному человеку,заражает его собственную кровь. Зараженная кровь больна. Отсюда следуетдвоякая порча: взгляд зловонного старика и женщины, переносящей месячноеочищение, портит юношу; взгляд юноши портит более пожилого. Так как, однако,влага более пожилого холодная и застоявшаяся, она насилу достигает вмальчике стенки сердца и, бессильная проникнуть внутрь, совсем мало тревожитсердце, если только оно не слишком мягко из-за младости лет. По этой причинетакая порча является легкой, та же, при которой более юный пронзает грудьболее пожилого, в высшей степени тяжела. Это то, о наилучшие друзья, на чтожалуется платоник Апулей. "Вся причина, говорит, и источник теперешнегомоего страдания и в то же время лекарство и единственное мое спасение -- этоты! Ведь твои глаза в мои глаза проникли до глубины души и вызвали в сердцемоем сильнейший пожар. Так сжалься над той, что из-за тебя гибнет!" Представьте, ради бога, пред вашими глазами Федра-мирринусинца иплененного любовью к нему славного фиванца оратора Лисия. Лисий смотрит сраскрытым ртом на лицо Федра -- Федр вонзает в глаза Лисия искры глаз своихи вместе с искрами передает и жизненный дух. Дух Федра легко смыкается случом Лисия, с жизненным духом дух также легко соединяется. Пар такого рода,рожденный сердцем Федра, тотчас стремится к сердцу Лисия, коего качеством,противоположным остроте стрел своего луча, делается плотнее и стекаетпрежней кровью Федра. Поэтому один и другой немедленно не удерживаются отвосклицания: (Лисий Федру) "О сердце мое, Федр, дражайшее не-дро". -- (ФедрЛисию) "О дух мой, о кровь моя, Лисий!" Федр следует за Лисием, так каксердце требует своей влаги. Лисий следует за Федром, так как кровяная влагапросит собственный сосуд, требует свое место. Однако Лисий следует за Федромс большим жаром. Легче ведь сердцу прожить без единой частицы своей влаги,нежели самой влаге без собственного сердца. Ручей нуждается в источникеболее, чем источник в ручейке. Таким образом, подобно тому как железо,поскольку воспринято им качество магнита, хотя и притягивается к магнитномукамню, камень, однако, не притягивается, -- так точно Лисий за Федромследует более, чем Федр за Лисем.ГЛАВА V
Сколь легко мы попадаем в тенета любви Скажет кто-нибудь: может ли тонкий луч, легчайший дух, самая малостькрови Федра вымарать столь быстро, столь сильно, сколь опасно всего Лисия?Это не покажется, во всяком случае, удивительным, если вы рассмотрите прочиеболезни, которые возникают вследствие заражения: как зуд, как чесотку, какпроказу, плеврит, чахотку, дизентерию, воспаление глаз, чуму. Любовное жезаражение происходит легко -- и тягчайшее моровое поветрие. Подлинно, этотпар жизненного духа и он же кровь, ввергнутая юношей прямо в человека болеепожилого, обладает, как мы сказали выше, четырьмя качествами: он светлый,нежно-тонкий, теплый и сладкий. Будучи светлым, он превосходнейшим образомсогласуется с ясностью глаз и духа в более пожилом, приятен для него ипривлекателен. Отчего получается, что с жадностью вбирается такими людьми.Поскольку он неуловимо тонкий, стремительнейше прилетает к сердцу, оттуда ончрезвычайно легко проникает во все тело по венам и артериям. Поскольку онтеплый, бурно действует и возбуждает и весьма сильно заражает кровь болеепожилого и обращает его в свою природу. Что Лукреций так помянул: "В сердце отсюда течет сладострастья Венерина влага, Капля за каплей сочась, и холодная следом забота". Кроме того, поскольку он сладкий, согревает некоторым образомвнутренности, питает и доставляет приятность. Отчего получается, что всякровь мужчины, будучи совершенно измененной в сторону юношеской природы,стремится к телу более юного, дабы жить в нем в своих венах и чтобы влагамолодой крови влилась в равно молодые и нежные вены. Получается также, чтоэтот больной испытывает на себе сразу и наслаждение и любовь. Наслаждение --благодаря ясности и сладости все того же пара крови: если первая в самомделе привлекает, вторая услаждает. Боль -- из-за его же тонкости и теплоты.Потому что первая разделяет внутренности и раздирает, вторая отнимает отчеловека то, что принадлежит ему, и превращает его в природу другого,посредством каковой перемены она с полным основанием не позволяет, чтобы онпокоился в себе, но постоянно влечет к тому, кем он заражен. На это такнамекает Лукреций: "К телу стремится тому, что наш ум уязвило любовью. Обыкновенно ведь все упадает на рану, и брызжет Кровь в направлении том, откуда удар был получен; И если близок наш враг, то обрызган он алою влагой". В этих стихах Лукреций желает показать, что кровь человека, раненноголучом глаз, попадает на ранившего, подобного тому как кровь человека,пораженного мечом, попадет на поразившего. Если вы ищете смысл этого, таксказать, чуда, я вам его покажу. Ранит Гектор Патрокла и убивает. Патрокл смотрит на ранящего егоГектора, тогда мысль его принимает решение о мести. Немедленно желчьвозгорается на отмщение, ею кровь воспламеняется и спешит тотчас к ране, какчтобы согреть ту пораженную часть тела, так и для отмщения. Туда же несутсяи жизненные духи, летя вплоть до Гектора, поскольку они легкие, переходят внего; теплотою его они до времени сохраняются, например на семь часов. Иесли в это самое время Гектор вблизи посмотрит внимательно на рану трупа,рана пускает кровь на Гектора, ведь может кровь некоторым образом излитьсяна врага как оттого, что еще не все тепло угасло, не успокоилось ещевнутреннее возбуждение, как потому, что незадолго до этого она была противнего возбуждена, так и потому, что незадолго до этого она была против неговозбуждена, так и потому, наконец, что кровь стремится к своим духам и духитакже притягивают свою кровь. Лукреций считает, что подобным образом кровьуязвленного любовью человека спешит за ранившим его, и мы согласны с ним вэтом.ГЛАВА VI
О некотором удивительном действии пошлой любви Сказать ли, о непорочнейшие мужи, что за этим следует, или же, скорее,обойти молчанием? Скажу, конечно, когда уж само дело требует, даже если вречи это и покажется неблагозвучным. Но кто скажет о непристойных вещахпристойным образом? Столь великая перемена в пожилом человеке, обращенная на подобие болееюного, приводит к тому, что он стремится переместить в него все свое тело ивсе его тело перелить в себя, так чтобы либо свежая влага последовала зановыми сосудами, либо более нежные сосуды за более нежной влагой. Отчего онивзаимно побуждаются к совершению многих гнуснейших поступков. Они ведьполагают, что, так как детородное семя исходит от всего тела, они могутединственно испусканием или вбиранием его все тело целиком передать и всецеликом принять. Это на себе самом прочувствовал знаменитый эпикурейскийфилософ Лукреций, несчастнейший из всех влюбленных: "Также поэтому тот, кто поранен стрелою Венеры, -- Мальчик ли ранил его, обладающий женственным станом, Женщина ль телом своим, напоенным всесильной любовью, -- Тянется прямо туда, откуда он ранен, и страстно Жаждет сойтись и попасть своей влагою в тело из тела... Жадно сжимают тела и, сливая слюну со слюною, Дышат друг другу в лицо и кусают уста в поцелуе. Тщетны усилия их: ничего они выжать не могут, Как и пробиться вовнутрь и в тело всем телом проникнуть, Хоть и стремятся порой они этого, видно, добиться: Так вожделенно они застревают в тенетах Венеры, -- Млеет их тело тогда, растворяясь в любовной усладе..." Таковы слова эпикурейца Лукреция. Что влюбленные желают также вобрать в себя всего любимого, показываетАрфемизия, жена Мавзолия, царя Карии, о которой сообщается, что она любиласвоего мужа более, чем можно было бы поверить в отношении человеческойстрасти, и что она превратила в порошок тело умершего мужа и, растворив вводе, выпила.ГЛАВА VII
Пошлая любовь есть волнение крови Доказательством того, что эта страсть заключается в крови, служит то,что жар этого рода лишен наступающего время от времени успокоения,непрерывная же лихорадка физиками относится на счет крови; та же, котораяоставляет в покое шесть часов, -- на счет мокроты; которая один день --желчи; которая два -- черной жидкости в желчи. Итак, мы с должным основаниемпомещаем ее в крови -- в крови, разумеется, меланхолической; как вы узналииз речи о Сократе, кровь эту всегда сопровождает упорное (итал. текст: иглубокое) размышление.ГЛАВА VIII
Каким образом влюбленный становится подобным любимому Поэтому пусть никто из вас не удивляется, если услышит, чтокакой-нибудь влюбленный воспроизвел в своем теле некое подобие или образсвоего любимого. Часто беременные женщины думают о вине, которого свеличайшей жадностью желают. Усиленное размышление движет внутренниежизненные духи и в них рисует образ придуманной вещи. Духи движут подобнымобразом кровь и в мягчайшем веществе плода отпечатлевают образ вина.Любовник же желает своих услад более горячо, нежели беременные женщины, атакже и более сильно и неотступно размышляет. Что удивительного, еслиудерживающиеся вплоть до этого и вкоренившиеся в память лица под действиемса
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!