Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Умения учащихся использовать средства перспективы и светотени

2017-06-25 377
Умения учащихся использовать средства перспективы и светотени 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Учащиеся III класса заметно больше, чем второклассники, стремятся к более точному и полному воссозданию зрительного образа. Они лучше осознают конструкцию объектов (особенно яс­но расчлененный), лучше выделяют признаки формы, более точно определяют пропорции частей и целого. В поиске новых путей до­стижения правдивости и убедительности рисунков, учащиеся сами часто приходят к объемному изображению предметов. Наблюде­ния помогают многим третьеклассникам понять, что форма пред­мета в перспективе изменяется. Однако, как происходит это пре­образование, его закономерности и приемы воспроизведения де­тям еще неизвестны. Поэтому, рисуя предметы цилиндрической и призматической формы, они совмещают способ объемного и плос­костного изображения. Это объясняется тем, что дети при наблю­дении уже начинают выделять отдельные признаки преобразова­ния формы предметов в перспективе, но при этом еще не учиты­вают уровень зрения и единую точку зрения. Ошибки в изображе­нии округлых предметов обычно легко устраняются, если после наблюдения каждого нового положения круга учитель делает его зарисовку. Важно, чтобы дети на примере перспективы круга усвоили понятия «точка зрения» и «уровень зрения». Тогда у них будет меньше затруднений при изображении предметов призма­тической формы.

Некоторые учащиеся в своих работах пытаются передать объем тенью. При этом они часто используют не собственные наблюде­ния, а заимствуют увиденный способ передачи объемности. После знакомства с явлениями света и тени и способами их отображе­ния в рисунке учащиеся начинают использовать тень в изображе­нии предметов.,

Неотчетливо понимая явление освещенности, учащиеся выде­ляют в нем наличие признаков (свет, собственная и падающая тень от предметов), но не соотносят их. В результате в рисунках получаются такого рода ошибки; падающие тени расположены в отрыве от изображаемого предмета, в произвольном направлении, без учета источника света.

 

* * *

 

Среди задач третьего года обучения нужно выделить совер­шенствование у учащихся навыков рисования с натуры, по пред­ставлению и по воображению. Изображение с натуры при целе­направленном наблюдении под руководством учителя способству­ет образованию у учащихся более точных и полных представлений о форме предметов и ее изменении в соответствии с законом перс­пективы. Воспроизведение по памяти обогащает их зрительный опыт. В свою очередь, обогащенный зрительный опыт является основой для развития воображения.

Для совершенствования изображения с натуры детям важно овладеть также приемами изображения градаций света и тени с использованием таких художественных материалов, как карандаш, акварель. Это необходимо им для передачи объемности изобра­жаемого предмета.

Одной из частных задач можно считать усвоение детьми эле­ментарных сведений о линейной перспективе на примере измене­ний формы круга.

У третьеклассников нужно совершенствовать способы наблю­дения и изображения некоторых конкретных предметов в состоя­нии покоя и в движении (животных и человека).

 

Методы и приемы обучения реалистическому изображению

Предметов

 

В а р и а н т р а б о т ы 1. Рисование круга в перспективе.

Для того чтобы не обучать детей приему изображения каждо­го из предметов округлой формы (шарообразных, цилиндрических, конических), следует систематизировать их наблюдения и пока­зать общие способы изображения этих предметов. Предварительно важно познакомить детей с разнообразными предметами этой груп­пы и попросить их найти общее (например, показывая кастрюлю, кружку, вазу, сковородку, предложить им назвать предметы и най­ти, в чем они похожи, что у них общее).

Если учащиеся затрудняются в ответе, нужно обратить их вни­мание на форму краев и дна чашки, кастрюли и т. д., показав детям эту часть предмета во фронтальном положении. Затем пред­ложить учащимся наблюдать, как визуально изменяются края и дно предметов при повороте на 30, 60, 90, 180, любой из демонст­рировавшихся предметов следует показать каждому ученику в по­ложениях выше уровня глаз, ниже уровня глаз, на уровне глаз.

Вслед за этим нужно показать изменения формы круга. На­блюдения за изменениями круга целесообразно проводить, исполь­зуя модель-«окошко». Демонстрация положений круга производит­ся на уровне глаз учащихся. После этого учитель зарисовывает на доске круг в нескольких положениях (рис. 57). Учащиеся вы­полняют это упражнение вслед за учителем.

После упражнения рекомендуется выполнить зарисовку каких- либо предметов округлой формы (с натуры или после наблюде­ния по памяти). Зарисовку нужно сделать быстро, поэтому це­лесообразно использовать такие художественные материалы, как мягкий карандаш, уголь.

В процессе работы используются слова, словосочетания, фра­зы: округлые предметы, уровень глаз, выше уровня глаз, ниже уровня глаз, предмет расположен, круг изменяется; предмет ри­суют так, как его видят; овал.

На следующем уроке учитель может запланировать работу по композиции, в которой будут предусмотрены зарисовки округлых предметов.

Вариант работы 2. Знакомство с явлениями света и тени. Выявление формы изображаемого предмета светотенью.

Обдумывая план урока, учитель ставит перед собой следую­щие задачи: 1) показать учащимся в явлении освещенности нали­чие определенных признаков (источник света, собственная и па­дающая тень у предмета) их взаимосвязь (падающая тень начи­нается от основания предмета и располагается в направлении от источника света); 2) познакомить учащихся с вариантами осве­щенности предметов (освещен­ность справа, слева, спереди, сзади); 3) научить детей ис­пользовать светотень для вы­явления объема формы.

Прежде всего на уроке про­водится работа над понятиями «свет» и «тень». В качестве наглядного материала для де­монстраций используется лам­па (как источник света) и лю­бой объект наблюдения (рис. 58). Поскольку учащие­ся III класса изучают приемы изображения округлых пред­метов, лучше всего взять для наблюдения кринку, кружку, яблоко.

Демонстрация освещения предметов позволяет учителю выполнить две первые постав­ленные задачи. Однако этого недостаточно для самостоятельного выполнения рисунка с натуры, где используется светотень. Учителю нужно показать способы вос­произведения светотени, позволяющей передать объем предмета и глубину пространства, в котором находится этот предмет. Он де­монстрирует на белой бумаге приемы наложения штрихов по фор­ме изображенного предмета: на горловине кринки они прямые, вертикально расположенные, а на широкой части (тулове)— кри­вые, подчеркивающие ее округлость (рис. 59). Рисунки исполняют­ся мягким карандашом, углем, однотонной акварелью.

Перед самостоятельной работой можно использовать дидакти­ческую игру: расставлять варианты силуэтных изображений ва­зы, яблока с учетом воображаемого освещения со стороны лампы.

Вариант, работы 3. Работа над выявлением характерной формы предмета.

Характерная форма предмета проявляется в особом соотноше­нии частей и целого (в пропорциональных отношениях). Точное выявление пропорций позволяет передать сходство предмета и натуры. С целью выявления конструкции объекта и соотнесения его частей обычно используется метод сравнения.

 

В соответствии с программой третьеклассники должны на­учиться рисовать предметы довольно сложной конструкции (утюг, машинки, детскую железную дорогу). Учитель выбирает для изображения объект характерной формы, готовит таблицу с пятью вариантами силуэтных рисунков, из которых один верный (рис.60,в), два изображения с ошибками, в них нарушены про­порции частей, но близки к правильному воспроизведению ;;(рис." 60;а, б); в остальных (рис. г, д)—большие нарушения в конструкции и соотнесении частей (утеряны или изменены от­дельные признаки, например, в воспроизведении ручки утюга, или признаки заметно преувеличены, например в воспроизведении кор­пуса утюга). Учащимся предлагается определить, где на таблице верные изображения, где — с ошибками, и объяснить ошибки в изображении.

На уроке используются знакомые и новые слова, словосочета­ния, фразы: силуэт, форма, части (детали); рисуй предмет, как его видишь. Весь этот речевой материал выписан на табличках.

После фронтальной работы с таблицей, которая проводится в форме игры, учитель демонстрирует на доске последовательность изображения предмета (например, утюга, машинки, паровозика или др. — см. рис. 61). Вслед за демонстра­цией учащиеся рисуют объект с натуры.

 

 

Хорошо рисующим детям учитель пред­лагает избрать для изображения объекты посложнее, изобразить их в композиции с другими. Учащимся предлагается передать в рисунке объем средствами линейной перспективы и светотени.

Завершается урок анализом выполнен­ных работ, во время которого учитель стре­мится закрепить новый речевой материал.

Вариант работы 4. Выявление и воспроизведение характерных признаков движения формы.

В I и II классах учащиеся лепили че­ловечка в статической позе и в несложном движении, делали зарисовки этих объемных изображений. В III классе продолжается работа над совершенствованием изображе­ния человека. Третьеклассники к концу учебного года должны научиться рисовать человека в движении с учетом трехчастного деления его конечностей.

Целесообразно познакомить учащихся с произведениями художников (А. Венециа­нов. «На пашне», «Спящий пастушок»; И. Репин. «Бурлаки»; В. Суриков. «Взятие снежного городка»; В. Васнецов. «Богаты­ри»; П. Корин. «Александр Невский»; Т. Яб­лонская. «Сбор урожая»; А. Матисс. «Та­нец» или др.). При демонстрации сначала нужно обратить внимание детей на то, что статическое изображение формы или дви­жение формы обусловлены задачами содер­жания изображаемого (например, сопоста­вить изображение в статических позах защитников Родины в картинах «Богатыри» В. Васнецова и «Александр Невский» П. Ко­рина, стоящих на страже русской тверди, на границе нашей земли русской,— с динамикой наступления в картинах М. Грекова «Та­чанка», «Трубачи Первой Конной армии»).

Сравнивая изображения человека, нужно помочь детям увидеть способы передачи статики и движения в изображении, пользуясь при этом сравнительным анализом.

Учителю нужно также использовать детские рисунки, в которых удачно передан какой-либо сюжет; обратить внимание учащихся на то, как удалось замысленное содержание выразить в каждой композиции; какую роль при этом сыграли изображения людей в точно переданной той или иной позе, в движении.

Демонстрация художественных произведений, беседа по ходу демонстрации, включающая сравнительный анализ картин, дет­ских рисунков, преследует цели: показать связь формы и содержа­ния изображаемого; заинтересовать учащихся и обнадежить воз­можностью совершенствования их изобразительных способностей, довести до их понимания, что, используя разные способы изобра­жения, можно добиваться его выразительности.

После такой беседы можно приступать к практическому усвое­нию приемов изображения, их совершенствованию. Для этого це­лесообразно использовать изображение человека в виде подвиж­ной аппликации (рис. 62), с которой дети уже работали во II классе. В работе эффективно применение сразу двух таких одинаковых аппликаций: это позволяет использовать прием сравнения одновременно присутствующих изображений. Так одна апплика­ция изображает стоящего человека (статика, исходное положе­ние), на другой учитель демонстрирует появляющееся движение, т. е. преобразует пространственное положение частей конструкции.

Установленные положения фигуры в движении (человек идет, человек бежит) нужно сравнить. Привлекается внимание детей к изменению пространственного положения частей фигуры: «По­смотрите, как теперь расположено туловище (оно наклонилось)? как расположены теперь голова, руки, ноги и т. д.».

В процессе сравнения учитель делает на доске схемы — на­броски различных положений фигуры (рис. 63). После этого уча­щимся предлагается зарисовать схемы сравниваемых силуэтов.

Завершается работа выполнением набросков с натуры (один из учащихся встает в позу движущегося лыжника или принимает позу гимнаста, выполняющего определенное упражнение). Уча­щиеся работают мягким карандашом или углем.

При анализе работ учитель выделяет те из них, в которых наилучшим образом передано движение человека.

 

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ УМЕНИЙ ВИДЕТЬ ЦВЕТ ПРЕДМЕТОВ И ПЕРЕДАВАТЬ ЕГО В ЖИВОПИСИ С ПОМОЩЬЮ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРИЕМОВ РАБОТЫ КРАСКАМИ

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.