Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-06-25 | 482 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Теоретические сведения о законах смешения цветов и составления красок (I, VI)
Различают смешение цветов и смешение красок. При смешении спектральных цветов получаются различные цвета и оттенки цвета (например, желто-зеленые, сине-зеленые, красно-оранжевые, желто-оранжевые, коричневые и оттенки коричневого и т. д.).
При смешении некоторых красок хроматических цветов образуется не новый хроматический цвет, а серый, ахроматический. Это означает, что данные краски, смешиваясь, взаимно уничтожили свои цветовые свойства. Однако если эти краски расположены рядом, их цветовое звучание усиливается. Такие парные цвета называют дополнительными. Они находятся в противоположных зонах цветового круга: красный — зеленый, фиолетовый — желтый, голубой — оранжевый.
При смешении красок не дополнительных цветов получают новый, производный хроматический цвет, который находится в цветовом круге между смежными цветовыми зонами; при смешении красного и желтого получается оранжевый, при смешении красного и синего — фиолетовый, желтого и синего — зеленый.
В художественной практике три краски — красную, синюю, желтую — называют основными, потому что, смешивая их, можно получить другие цвета. Цвета, получаемые при смешении основных красок, называют п р о и з в одными, сложными или составными (рис. 27).
Смешение красок может быть выполнено двумя приемами. Поскольку в основе приемов лежит наложение разведенной краски на сухую или мокрую бумагу, то они соответственно называются: работа «по-сухому» или работа «по-мокрому». Эти способы имеют еще и другие названия: «лессировка» и «алла прима».
Способ работы «по-сухому» (или лессировка) позволяет получать нужные цвета и оттенки путем последовательного, одного за другим наложения прозрачных слоев краски. В процессе работы каждый слой краски хорошо просушивается, после чего поверх него осторожно, не повреждая предыдущий красочный слой, наносится следующий легким прикосновением кисти. Наложение прозрачных слоев краски друг на друга напоминает совмещение цветных стекол, в результате чего получается новый цвет или оттенок цвета.
|
В отличие от лессировки прием «алла прима» основан на механическом смешении красок, которое можно осуществлять на палитре или прямо на бумаге. В первом случае нужные краски переносят на палитру и перемешивают их до получения однородной смеси, добиваясь при этом нужного цветового тона, который используют затем при раскрашивании изображения на бумаге.
Во втором случае смешение красок производится сразу на влажной бумаге (отчего такой способ смешения и называют работой «по-мокрому» или работой «по-сырому»). При этом один красочный слой вводится в другой или в уже составленную смесь красок. В результате плавного соединения красок получаются очень интересные сочные оттенки цвета.
Умения учащихся различать цвета и воспроизводить их
В живописи
К началу второго года обучения дети различают главные и составные цвета в пределах стандартных школьных наборов красок и знают их названия, правильно словесно обозначают локальный цвет предмета. Дети усвоили, что яркие теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) и нежно-голубой вызывают у человека чувство радости, покоя, а цвета темные и холодные (черный, фиолетовый, синий)-—состояние грусти, тревоги, поэтому художники подбирают цветовую гамму, соответствующую содержанию их произведения.
Характерно, что при работе цветом учащиеся этого возраста стремятся использовать все краски, находящиеся в наборе; при этом все же их больше всего привлекают яркие, чистые, насыщенные цвета.
|
Учащиеся владеют приемами работы кистью: набирают ею
краску, обводят рисунок кончиком кисти и работают ее корпусом, нанося на бумагу плотные мазки. Однако многие из детей не научились разводить краску до нужной консистенции, остаются трудности в окрашивании изображений больших размеров и фона.
Способы развития восприятия цвета учащимися и обучение их
Работе красками
На первых уроках второго года обучения целесообразно напомнить учащимся правила организации рабочего места на уроках живописи, повторить известные детям свойства красок и кисти и приемы работы ими и правила ухода за ними. Если б I классе довольно много внимания уделялось работе гуашью, то на втором году обучения предпочтение следует отдать акварели. Учащимся нужно рассказать о ее достоинствах (прозрачности, яркости) и особенностях работы ею. Сообщаемые сведения учитель подкрепляет показом слайдов или репродукций с произведений известных художников, а также удачных детских этюдов. Наряду с этим учитель демонстрирует способы работы акварелью.
Вариант работы. Упражнение в окрашивании изображений листьев, цветов, фруктов, овощей.
Урок проходит в три этапа: сначала уделяется внимание организации рабочего места на занятиях живописью, затем учитель предлагает учащимся повторить свойства кисти и гуаши, приемы работы ими и сообщает новые сведения о свойствах акварели. Потом учащиеся выполняют работу, в которой совершенствуют свои умения покрывать ровным слоем раствора краски фон и отдельные изображения.
На предыдущем уроке дети по заданию учителя уже подготовили контурные изображения листьев. Учитель демонстрирует у доски последовательность окраски изображения. Для этого он кладет приготовленное изображение листочка на наклонную плоскость, делает раствор краски нужной консистенции, производит окраску изображения с верхнего края слева, двигая кисть преимущественно в горизонтальном направлении. Он обращает внимание детей на то, что, покрывая большую площадь, нужно работать всей кистью (корпусом), а подходя к краю изображения — кончиком кисти (т. е. держать кисть то наклонно, то вертикально).
При демонстрации приема работы учитель напоминает учащимся о том, что при работе краской должен образовываться валик раствора краски, что при завершении заливки у нижнего края контура скопившуюся краску следует собрать концом кисти, предварительно осушенной тряпочкой.
|
В процессе повторения (во время демонстраций у доски, во фронтальной и индивидуальной работе с учащимися) учитель использует следующие слова, словосочетания и фразы, которыми должны овладеть ученики: акварельные краскигуашь; положил лист бумаги наклонно; развел краску водой; раствор краски; раствор слишком густой (жидкий); краска должна быть не густая и не жидкая; окраска изображения; раскрашивать рисунок; заливка краской, начинай) окраску сверху; с левого края; края контура; образуется валик; осушить кисть тряпочкой.
Обучение составлению цветов следует начать после того, как учитель выделит в наборе красок три основные: красную, синюю и желтую, смешивая которые можно получить другие цвета (зеленый, оранжевый, фиолетовый, коричневый). Учитель на отдельном листе бумаги (пробнике) демонстрирует получение составных цветов. При получении фиолетового и коричневого цветов отмечает, что не всякий красный в смеси с синим дает фиолетовый цвет, а может дать кармин, крап-лак; синий с киноварью дает коричневый цвет (показывает практически).
После упражнения на пробнике дети окрашивают заготовленные контурные изображения листьев в зеленый, оранжевый, красный, коричневый цвета, причем эти цвета дети составляют сами ((рис. 48).
На следующих занятиях дети рисуют цветы, фрукты или овощи. В качестве натуры выбираются объекты с ровной окраской. Если работа в цвете проводится на тонированной бумаге (например, на светло-серой, серо-голубой — при изображении ромашки, подснежника, нарцисса), то учитель предлагает учащимся вместо акварели использовать гуашь.
На следующем этапе обучения учитель знакомит второклассников с возможностью изменять яркость и насыщенность цвета, рассматривает цвета и их оттенки в светлотных отношениях. Демонстрируется свойство белил и черной краски осветлять и затемнять цветовой тон, делать его менее насыщенным. Показывая приёмы смещения красок, учитель словесно обозначает цвета и получаемые оттенки, квалифицирует системы отношений цветов по яркости.
|
Сначала дети выполняют упражнение, которое способствует развитию восприятия светлотных отношений ахроматического тона и их воспроизведению. Для этого учителю нужно заранее подготовить несколько наборов табличек, где в словесной форме отражены разные системы сравниваемых светлотных отношений:
1. черный, темно-серый, серый, светло-серый, белый;
2. темные — светлые;
3. темный, светлее, еще светлее;
4. светлый, темнее, еще темнее.
Полученные растворы черной и серой краски разной светлоты (яркости) используются в упражнении при окраске пяти квадратов или прямоугольников. Под ними учащиеся подписывают словесные обозначения ахроматического тона при той или иной степени посветления.
После этого проводится работа по развитию восприятия светлотных отношений в хроматических тонах: красном, синем, зеленом. Для этой работы у учителя должны быть заранее подготовлены наборы этих Цветовых тонов в следующих отношениях:
темно-красный, красный, светло-красный, розовый;
темно-синий, синий, светло-синий, голубой и т. д.
Работа проводится таким образом. Сначала детям предлагается расположить окрашенные в красный цвет прямоугольники в порядке нарастания светлоты. Дается письменная инструкция: «Разложи красные прямоугольники так: темный, светлее, еще светлее». После выполнения задания ученику предлагается разложить словесные обозначения под каждый прямоугольник (темно-красный, красный и т. д.).
В другом случае учитель дает двум учащимся перемешанные наборы табличек со словами и прямоугольниками, окрашенными в зеленый и желтый цвета. Дети раскладывают их соответственно.
Наконец, учитель раскладывает все светлые и темные тона обособленно и спрашивает, какими словами можно обозначить каждую выделенную группу.
После работы над восприятием светлотных отношений цвета детям нужно показать новый прием посветления тонов — путем разбавления водой. Учитель предлагает нарисовать много шаров и окрасить их в разные тона, имеющие, в свою очередь, разную степень светлоты. Задание может быть таким: «Нарисуй много шаров. Пусть шары будут окрашены в темно-красный, темно-синий, темно-зеленый, зеленый, красный, голубой, розовый, светло- зеленый, желтый цвета». Во время обсуждения с детьми темы рисунка целесообразно прочитать стихотворение Я. Акима «Цветные огоньки»:
В праздники на улицах
В руках у детворы
Горят, переливаются
Воздушные шары.
Разные-разные,
Голубые,
Красные,
Желтые,
Зеленые
Воздушные шары!
Вот над демонстрацией
Летят они, легки,
Как будто в небе вспыхнули
Цветные огоньки.
Разные-разные,
Голубые,
|
Красные,
Желтые,
Зеленые
Воздушные шары!
После того как дети повторили приемы работы с красками, научились при смешивании красок получать новые цвета, можно приступить к тематическому рисунку по памяти и по представлению. В предлагаемых темах — «Туча», «Дождь начинается» и «Праздник» —дети должны использовать приемы смешения красок в творческой работе. Для этого рекомендуется предоставить им ограниченное число красок. Так, при работе над первой и второй темами можно дать синюю, черную, коричневую, зеленую краску и белила, в третьей — красную, желтую, синюю и белила. При обсуждении первой и второй тем учащимся показываются слайды или репродукции с картин Ф. Васильева «Мокрый луг», Н.Дубовского «Притихло», В. Маковского «Дети, бегущие от грозы» или др., проводится элементарный анализ выразительных средств в этих работах: «Художник показал в картине, что скоро будет гроза. Какие цвета он для этого использовал? Посмотрите, где темные цвета, где светлые цвета. Как получить такие цвета? Что нужно сделать?»
Очень помогает учащимся просмотр и обсуждение работ сверстников на аналогичные темы: они запечатлевают высокий уровень изображения и ориентируются на доступный.
После такого разбора дети приступают к самостоятельной работе. Эскиз композиции может быть сделан на предварительном уроке, чтобы дети, эмоционально настроившись после просмотра и анализа репродукций знаменитых художников и удачных рисунков своих сверстников, сразу перешли к работе цветом.
По завершении все работы вывешиваются на доске для просмотра. Обсуждаются достоинства и недостатки, выделяются лучшие среди них.
Как другой вариант работы можно рассматривать темы «Первое мая», «Октябрьская революция»; темы «Отечественная война» и «Советская Армия» (названия тем для учащихся: «Здравствуй, весна, здравствуй, Первомай», «Слава Октябрю!», «Наши пограничники», «Советской Армии —салют!»).
Нужна предварительная беседа с демонстрацией произведений мастеров изобразительного искусства к соответствующим темам. Так, если избирается тема «Первое мая» или «Октябрьская революция», нужно познакомить учащихся с работами скульптора Н. Андреева, относящимися к «Лениниане», с картиной И. Бродского «В. И. Ленин», А. Герасимова «В. И. Ленин на трибуне», Е. Кибрика «Ленин в подполье», «Ленин прибыл в Смольный», В. Серова «С Лениным», П. Соколова-Скаля «Штурм Зимнего» дворца», Г. Савицкого «Первые дни Октября», А. Дейнеки «Оборона Петрограда» или с другими по выбору учителя. Показывая картину А. Варламова «Ленин с детворой», можно рассказать учащимся, как заботился В. И. Ленин о детях—будущем России.
В беседе о Великой Отечественной войне, героизме советского народа в годы войны, победе над фашистской Германией можно показать плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!», репродукции с картины Ю. Непринцева «Отдых после боя», О. Пономаренко «Победа», В. Писарева «Память. 9 Мая», А. Пластова «Фашист пролетел», Кукрыниксов «Окраина Москвы. 1941 г.», изображение мемориала «Брестская крепость-герой» или др. по выбору учителя.
После демонстрации произведений художников необходимо поговорить о возможных вариантах композиций детских рисунков.
Выбор цветовых тонов и их сочетаний в разных темах своеобразен. На это нужно обратить внимание учащихся. Однако, поскольку тема «Цветовые сочетания» изучается в III классе, компоненты цветовой композиции в соответствующих названным темам цветосочетаниях должны быть подсказаны детям. Так, в рисунках на тему праздников можно посоветовать учащимся использовать яркие цвета в контрастных сочетаниях, что отразит праздничное настроение. Для сравнения можно совместно с учащимися определить цветовую композицию для изображения предгрозового состояния в природе (показать через кодоскоп репродукцию или слайды картин Н. Дубовского «Притихло», Н. Диаза «Приближение грозы», К. Коро «Бурная погода. Берег Па-де-Кале» или др.), обсудить и показать практически получение сближенных тонов путем затемнения. Учитель демонстрирует приемы получения нужных цветовых тонов и их сочетаний на бумажной палитре, которую в процессе объяснения приближает к рассматриваемой репродукции для сопоставления.
Вариантом работы, направленным на формирование умения варьировать цветовой тон в светлотных отношениях, может служить декоративное рисование с использованием мотивов росписей жостовских и хохломских народных промыслов. Цветовые сочетания здесь определены традицией.
Учащимся можно предложить составить декоративную композицию подносов в духе названных промыслов.
Как обычно, самостоятельную работу учащихся предваряет показ образцов (в натуре, в книжной иллюстрации, с помощью слайдов)—это жостовские подносы разнообразной формы, деревянная кухонная утварь, шкатулки, расписные декоративные блюда-тарелки Хохломы. Учащиеся вместе с учителем анализируют эти изделия в трех направлениях: со стороны формы, элементов росписи и связи формы с ее декоративным оформлением.
Второклассникам сначала нужно порисовать элементы росписи, овладеть приемами росписи (особенно это необходимо для слабоуспевающих учащихся). Только после этого учитель показывает варианты характерных для того или иного промысла украшений изделий, обращает внимание учащихся на согласование декора с формой. Вслед за этим дети работают самостоятельно, творчески: придумывают Эскизы росписи подносов по мотивам жостовских и хохломских народных промыслов.
Для того чтобы учащиеся не тратили время на изображение формы подноса (круг, овал или др.), нужно установить связь с уроками труда или ППО, где дети подготовят эту форму заранее: вырежут ее из плотного картона и рисовальной бумаги и склеют. Заготовленные белые (или тонированные: красные, черные или цвета светлой охры) формы учащиеся распишут гуашью, акварелью на уроках изобразительного искусства.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!