Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Обучение правилам размещения изображений на изобразительной плоскости

2017-06-25 750
Обучение правилам размещения изображений на изобразительной плоскости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Знакомство учащихся с правилами размещения изображения на листе бумаги начинается с работы над понятием «край (сере­дина) листа бумаги».

Предварительно детей нужно познакомить с объектами изобра­жения-образцами народного творчества: дымковскими распис­ными игрушками, филимоновскими и абашевскими игрушками- свистульками, матрешками (семеновской, загорской, полховской) или др. (рис. 2), в доступной форме рассказать о происхождении народной игрушки, ее национальном характере, о художествен­ных особенностях и достоинствах, отметить сходство и различие в, форме матрешек, особенность дизайна.

Вариант содержания беседы. «Эти игрушки делают народные мастера в селах Дымково, Филимоново, в Полхов-Майдане, деревне Семеново, и поэтому игрушки называются: филимоновские свистульки, дымковские расписные игрушки, семеновские матрешки и т. д. Эта народная игрушка (учитель указывает на матрешку) изображает русскую девушку Матрену. Она одета в русский костюм: сарафан, передник и платок. Таких девушек мож­но было раньше увидеть в деревне. Форма игрушек и их украше­ния узором просты и красивы. Народный мастер выбирал яркие цвета, чтобы раскрасить игрушки. Узор повторяет форму игрушки так, чтобы ее было лучше видно, чтобы она была еще красивее», и т. д.

 

* * *

 

Первое занятие, посвященное изучению некоторых особенно­стей работы над композицией (взаимосвязи изображения с изобра­зительной плоскостью), целесообразно проводить после того, как дети попробуют слепить из глины или пластилина понравившиеся игрушки (например, русскую матрешку, абашевскую свистульку или др.). На следующем этапе можно начать работу с подвижной аппликацией. Учитель заранее подготовит к уроку силуэты или рисунки фигурки матрешки разных размеров: большой, средней, маленькой по величине (матрешка большая, средняя, маленькая)

(рис. 3).

Можно показать три объемные матрешки разной величины, а затем их рисунки или силуэты, вырезанные из плотной бумаги,- Осмысливаются значения слов: большая, средняя, маленькая.

Вслед за этим учитель приступает к обучению детей приемам поиска соответствия между размером, формой изображения и изобразительной плоскости (рис. 4).

На этом этапе применяются различные виды работы. Учитель, например, может воспользоваться магнитной доской, и, прикла­дывая к одному листу бумаги матрешки разной величины, задать вопрос: «Красивая ли получилась аппликация?» Однако будет бо­лее правильно, если учитель даст детям возможность сравнивать не в уме, что вызывает у глухих и слабослышащих первоклассни­ков большие затруднения, а наглядно. Для этого нужно несколь­ко силуэтов (или рисунков) матрешек и несколько листов для фона аппликации. На глазах у детей учитель будет накладывать силуэты матрешек на фон и просить их, сравнивая, решать, какая из аппликаций лучше и почему.

Так, сравнивая аппликации (рис. А, а, б, в) дети легко уста­навливают, что красивее аппликации на рисунке 4, б. Возможно, что они даже сами смогут объяснить, что первая аппликация не­красивая, потому что матрешка очень большая. Учитель допол­няет, что матрешка заняла много места, весь лист, поэтому ап­пликация некрасивая. Обращаясь к аппликации на рисунке 4, в, учитель (или сами учащиеся) отмечают, что матрешка на ней изображена очень маленькая. Демонстрируя еще раз верно сде­ланную аппликацию (рис. 4, б), учитель снова обращает внимание учащихся на соответствие размеров матрешки и листа бумаги.

После этого неверно сделанные работы (рис. 4, а, в) убирают­ся и предлагается для сравнения аппликация, где не учитывается протяженность формата (рис. 4,6, г). Учащиеся отвечают на во­прос: «Какая аппликация красивее?»

Показывая учащимся, что красивее аппликация на рисун­ке 4, б, учитель использует жест, подчеркивающий протяженность фигуры и соответствующего направления протяженности листа бумаги.

Далее детям нужно помочь осмыслить значение понятий «се­редина» и «край» (листа бумаги). Для этого дети снова сравни­вают аппликации (рис. 4,6, д,е). Учитель отмечает, что две аппли­кации (рис. 1, 0, е) сделаны неверно, потому что матрешки наклеены у «края листа», а аппликация (рис. 4,6) сделана верно, потому что матрешка наклеена в середине листа.

Обучающая часть урока завершена. На следующем этапе нуж­но предложить учащимся самостоятельную работу. Каждому уче­нику раздается лист тонированной бумаги и по три вырезанных силуэта (или рисунка) матрешек (слишком большой, средний и маленький). Дети наклеивают выбранный силуэт матрешки на бумагу. Выбор матрешек в процессе работы над аппликацией спо­собствует включению мыслительной операции сравнения. Ценно в этом методе работы также и то, что ученик, выбрав нужный объект, реально передвигает его на плоскости, располагая в про­странстве этой плоскости.

Четвертый этап работы — рисование матрешки. Учитель пока­зывает объемную матрешку, образец рисунка матрешки и сооб­щает: «Нарисуем матрешку вот так». Далее следует демонстрация изображения на доске (рис. 5, 6). Последовательность изображе­ния учитель сопровождает такими высказываниями: «Положу лист вот так», «Нарисую матрешку вот здесь, вот такой величи­ны», «Проведу линию вот так. Линия тонкая», «Нарисую вот так: здесь голова, здесь туловище матрешки», «Форма матрешки вот такая», «Нарисую у матрешки голову, туловище, руки», «Украшу одежду матрешки красивым узором», «Распишу матрешку крас­ками».

Последовательно изображая матрешку, учитель соотносит каж­дую линию с натурой и итогом изображения — рисунком. После объяснения схема последовательности изображения и натура (объемная матрешка) не убираются.

В процессе изображения (индивидуально, а затем фронтально) закрепляется словарь: нарисовал матрешку, середина (край) ли ­ ста, части тела, форма и размер (величина) матрешки, распи­сываю красками, красивая матрешка, красивый рисунок, украшаю одежду матрешки узором.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.