Умение учащихся распознавать формы предметов, пропорции и конструкцию — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Умение учащихся распознавать формы предметов, пропорции и конструкцию

2017-06-25 562
Умение учащихся распознавать формы предметов, пропорции и конструкцию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В работе по изучению внешних признаков и конструкции объ­ектов, которые нужно изобразить, учитываются особенности по­знания предметов детьми с недостатками слуха. Дети с недостат­ками слуха, особенно глухие первоклассники, хуже, чем формаль­но развивающиеся дети, познают предметы окружающего мира. Чем это объясняется?

Слух играет важную роль в познании окружающего мира. Слу­ховые восприятия в комплексе с другими вызывают в человеке по­вышенный интерес к предметам, потребность полнее и разносто­роннее их обследовать. Слова, обозначающие предмет, его призна­ки, помогают отличать этот предмет от других.

У детей с недостатками слуха первого года обучения в школе гораздо хуже, по сравнению со слышащими сверстниками, про­текает аналитико-синтетическая деятельность. Это связано с тем, что предметы окружающей действительности не привлекают их внимание в такой мере, как слышащих. Дети с недостатками слу­ха познают признаки и свойства предметов менее полно, чем слы­шащие дети, что приводит к накоплению дефицита в познании, к задержке и своеобразию развития ребенка.

Глухие и слабослышащие первоклассники выделяют в предме­тах значительно меньше деталей, чем слышащие одногодки. Их внимание в первую очередь привлекают те части предмета, ко­торые выступают в его форме или конструкции, резко отличаются от других частей по фактуре или окраске. Вследствие этого в рисунках детей с недостатками слуха гораздо чаще, чем у слыша­щих, выделены не характерные, а малосущественные детали. В связи с этим можно сказать, что глухие дети видят предметы как бы менее расчлененными, чем слышащие. Но наряду с этим и синтез в восприятии глухих затруднен. Глухим младшим школь­никам в значительной мере труднее, чем слышащим, увидеть предмет как единое целое (целостно), поэтому они испытывают больше трудностей при выделении общей формы предмета, при передаче пропорциональных отношений и т. д., вследствие чего передача сходства предмета и рисунка у них более затруднена по сравнению со слышащими сверстниками. Возможно, этим объ­ясняется приверженность глухих к стереотипам изображения, их большая стойкость, чем у нормально развивающихся детей.

 

Методы и приемы обучения изображению плоских и объемных

Предметов

Несмотря на то что при изображении плоских предметов не требуется передавать объем, детям не всегда удается нарисовать их сходно. Трудности изображения зависят от расчлененности формы натуры, сложности конструкций. Так, передать сходство, изображая лист дуба, клена, несомненно, сложнее, чем успешно нарисовать яблоко, грушу. Поэтому на начальном этапе обучения детей приемам наблюдения особенностей формы, строения и про­порций предметов нужно использовать плоские объекты с пре­дельно простой формой и конструкцией (например, флажки, ли­стья сирени, тополя, березы, осины), после чего приступать к изображению более сложных (листья дуба, боярышника, веточка акации, рябины).

При обучении рисованию плоских объектов используют­ся методы и приемы работы, направленные на развитие аналити­ческого и целостного видения и усвоения способов изображения.

Осуществлять познание предмета нужно в связи с развитием эстетического восприятия учащихся. Так, прежде чем обследовать предмет, нужно взглянуть на него с позиции «радости встречи с прекрасным»: полюбоваться красотой его формы, окраски, факту­ры, декоративного оформления (декора), выявить его место в ок­ружающей среде или определить назначение в быту. Положитель­ный эффект оказывает знакомство с произведениями сходной те­мы известных художников, скульпторов, мастеров народного твор­чества.

Особенно ценно наблюдение предмета в движении. Движение привлекает детей. Интерес активизирует аналитико-синтетическую деятельность, способствует лучшему запоминанию воспринятого. Например, падающие листья (листопад) вызывают положитель­ные эмоции, желание лучше рассмотреть каждый лист, зарисовать его, качающиеся от ветра деревья вызывают различные ассоциа­ции, потребность в сравнении и т. д. Движение, помимо того, что вызывает интерес и потребность познать объект лучше, способст­вует выразительному изображению этого предмета (например, бегущий человек, зайчик и др.).

Эффективно наблюдение предмета в сравнении. В сравнении относительно более легко проходит выделение нужных, важных для сходного изображения признаков предметов — общей формы, частей, пропорций, конструкции.

Для успешного изображения предмета его необходимо обсле­довать в определенном порядке, в процессе чего выделить важ­нейшие, характерные признаки предмета, точное воспроизведение которых обеспечит в изображении сходство с натурой. Обследо­вание объекта проводится при наличии схемы (рис. 10).

Наблюдение объекта завершается показом способа его изобра­жения. Он осуществляется расчлененно, соотносится с натурой и схемой изображения, после чего графически воспроизводится на доске.

Важную роль в обследовании играет слово. Словом обознача­ется каждый выделенный признак (например, при обследовании листа сирени: размер листа, главная жилка, ширина, форма, бо­ковые жилки). Слово направляет и организует процесс наблюде­ния и изображения.

При сравнении предметов использование словесных обозначе­ний помогает обнаружению у них важных признаков. Например, увидеть общую форму листьев помогают слова «расширяется вни­зу, наверху»: У листа сирени форма расширяется внизу, а у ли­ста дуба —наверху (рис.11). Сравнение позволяет совершенство­вать представления учащихся, уточнять их, делать их более пол­ными и отчетливыми. Полные и точные представления о предме­те и о новом способе его изображения препятствуют влиянию старого опыта изображения, в котором общая форма предмета, как правило, стереотипна (рис. 12).

Весь речевой материал проговаривается и записывается уча­щимися в альбом или специальную тетрадь. На каждом последую­щем занятии, целью которого будет изучение способов обследо­вания и изображения предметов плоской и объемной формы, запи­санный речевой материал закрепляется фронтально или индиви­дуально.

В обучении изобразительной деятельности детей с недостатка­ми слуха нужно использовать прием совместной поэтапной рабо­ты учителя и учеников. Такой прием считается целесообразным на нескольких первых занятиях, пока учащиеся не усвоили приемы обследования и способы изображения предметов, имеющих как сходные, так и различные признаки, и пока эти способы не полу­чили у них некоторое обобщение. Потом учитель отказывается от совместного с учащимися изображения. Здесь возможны два ва­рианта: схема последовательности изображения рисуется учите­лем на доске или, если она заранее заготовлена в виде «раскла­душки» (рис. 10), учитель ограничивается показом последова­тельности изображения предмета на схеме.

Самостоятельная работа учащихся с натуры эффективна тогда, когда усвоены и обобщены способы обследования и изображения.

Работа с объемными предметами несложной, мало рас­члененной округлой формы (фрукты, овощи, народные игрушки) строится по такой же методике. Однако программой предусматри­вается после обследования натуры предварительно слепить объ­емное изображение из глины или пластилина, а потом приступать к показу графического способа изображения. Лепка позволяет лучше познать предмет, его конструктивные особенности, своеоб­разие формы, пропорциональные отношения.

Лепную работу дети зарисовывают, используя графический способ изображения, предложенный учителем.

Человек, животные, деревья по сравнению с такими предмета­ми, как яблоко, кринка, являются более трудными для изображе­ния объемными объектами, потому что они обладают сильно рас­члененной формой. Чтобы научиться рисовать такие сложные объ­екты, нужно прежде всего разобраться в их строении: в фигуре человека нужно выделить главные части (голову, туловище, конечности), понять, как эти части соединяются, образуя целое, вы­явить их пространственные соотношения с учетом того, в состоя­нии покоя или в движении находится наблюдаемый объект. Та­ким образом, важно прежде всего получить представление о схеме строения тела человека и животного, после чего следует присту­пать к анализу формы объекта в целом и ее частей, их окраски.

В такой же последовательности должно формироваться пред­ставление о дереве.

Вследствие сложности образования графического образа, за­дания, включающие изображения человека, животного и дерева, вызывают у учащихся I класса определенные трудности. Между тем эти объекты привычны для детей, их изображения оживляют, делают выразительными детские рисунки, поэтому обучение рисо­ванию человека, животных, деревьев в I классе нужно проводить с учетом выделенных обстоятельств.

Эту работу целесообразно начинать не с обследования с целью изображения живой натуры (такая задача непосильна для учащихся I класса), а с рассматривания натуры в плане знаком­ства с ней как объекта изображения и как эстетической ценности: выделить красоту формы, ее выразительность в движении, обра­тить внимание на обогащение рисунка, когда в нем присутствуют эти объекты. Вслед за этим нужно рассмотреть упрощенное изо­бражение человека, животного, дерева в объеме и на плоскости. Для этой цели рекомендуется использовать объемные игрушки и иллюстрации в детских книжках.

Изображенный в форме игрушки объект стилизован. Это озна­чает, что его характерные признаки сохранены, но в то же время упрощены. Так, в игрушке, изображающей человека или живот­ное, несколько изменены пропорции частей, упрощена их форма, что делает ее выразительной, привлекательной. Измененные про­порции в игрушке обращают на себя внимание рисующего. Напри­мер, дети отмечают у куклы, собачки, львенка, крокодила Гены слишком большие головы и короткие конечности. Эти особенности игрушки учитель может умело использовать при обучении изобра­жению сложных по форме и строению объектов.

Так, формирование графического образа чело­век а рекомендуется начинать с рассматривания игрушки. Учи­тель обращает внимание детей на части тела и их пространствен­ное соотношение, места, по которым части соединяются в целое, образуя фигуру человека (т. е. помогает понять строение), форму частей, пропорции. Он предлагает сравнить форму и пропорции частей тела у куклы и вылепленного им заранее человечка из пластилина: «Это кукла Маша. У куклы голова очень большая, а руки и ноги слишком короткие. А мы слепим из пластилина та­кого человека, чтобы он был похож на настоящего. У этого чело­века голова должна быть меньше, ноги и руки длиннее— вот та­кие» (рис. 13).

 

Учитель показывает детям человечка из пластилина и, перед тем как начать его лепить, предлагает вспомнить приемы леп­ки (V). Он раздает учащимся по комочку пластилина или глины и затем начинает свой комочек по-pазному преобразо­вывать: раскатывает, сплющи­вает, прищипывает, вытягива­ет, сглаживает, сгибает. Дети повторяют за ним приемы леп­ки, словесно обозначая их.

Следующий этап работы — установление последовательно­сти лепки (планирование, см. рис. 14). Учитель сообщает детям: «Посмотрите, что бу­дем лепить сначала, а что — потом. Мы будем лепить по плану». Он показывает гото­вые детали фигуры человека и приемы их лепки: скатывает шарики, раскатывает «кол­баски», сплющивает их. После­довательность объяснения сле­дующая:

«Сначала слепим голову. Чтобы правильно слепить туловище (такое туловище, какое нужно для этого человечка), смотрим, какая получилась голова (большая или маленькая). Слепим вот такое туловище.

Чтобы правильно слепить ноги, смотрим, какого размера голо­ва и туловище. Слепим вот такие ноги.

Чтобы правильно слепить руки, смотрим, какого размера по­лучились остальные части тела человека (голова, туловище, но­ги). Слепим вот такие руки.

Осталась шея. Шея должна быть небольшая. Посмотрим, ка­кой размер у головы, туловища, и слепим шею».

Дети должны получить целостное представление о процессе лепки. Поэтому на следующем этапе работы должно быть пока­зано соединение отдельных вылепленных частей фигуры в целое — объемное изображение человека. Это и демонстрирует учитель, сочленяя готовые детали частей тела человечка, показывая прием соединения частей в лепке —примазывание (рис. 14).

Учащимся дается задание вылепить такого же человечка, но меньших размеров. Учитель предлагает учащимся представить, что вылепленная фигурка —это папа, а нужно слепить мальчика, его сына. При этом педагог обращает внимание учащихся на то, что у мальчика все части тела пропорционально уменьшены. Полезно еще раз обратиться к игрушке — кукле Маше, у которой соответ­ственно уменьшены все части тела, кроме головы. Дети смогут слепить фигурку мальчика самостоятельно, если хорошо знают приемы лепки и если учитель подготовит в виде «раскладушки» схему последовательности лепки чело­века (рис. 15). В том случае, если схе­ма отсутствует, нужна совместная ра­бота учителя и учащихся: учитель ле­пит деталь, а учащиеся повторяют, за­тем так же организуется соединение всех деталей в единое целое.

 

Следующий этап работы — зари­совка с натуры вылепленных челове­ческих фигурок, которые находятся в определенных позах покоя или движе­ния (стоящих с опущенными руками, с поднятыми разведенными руками и расставленными ногами, идущих — рис. 16). Для успешного усвоения приемов обследования и изображения фигурки человека в состоянии покоя и в движении целесообразно использо­вать подвижную модель (рис. 17). В отличие от подвижной аппли­кации детали (части тела) подвижной модели человека и живот­ного соединяются в определенных точках с помощью проволочки, что позволяет изменять их положение при демонстрации движения фигуры. Подвижная модель присоединяется к темному фону про­волочкой.

Следует заметить, что демонстрацию движения объекта лучше осуществлять в сравнении с таким же объектом в позе, отражаю­щей состояние покоя. Поэтому полезно ставить рядом фигурку «папы» в позиции «смирно» и «мальчика», у которого подняты руки. Как третий компонент сравнения нужно использовать по­движную модель, у которой можно изменять пространственное расположение рук и ног (расставить ноги, развести и поднять ру­ки и т. п. — рис. 18).

 

Анализ объемных фигурок и подвижной модели завершается демонстрацией последовательности изображения данного объекта на доске. Таким образом дети нарисуют фигурку в разных поло­жениях. Каждый раз самостоятельной работе учащихся предшествует показ приема изображения человека в определенной последовательности в заданной позе.

 

При анализе фигуры че­ловека в движении не следует обращать внимание учащихся на членение ко­нечностей, —это трудная за­дача для первоклассников. Нужно ставить перед ними задачу увидеть и передать в рисунке небольшой изгиб рук, ног, достаточный для того, чтобы понять, что фи­гура движется.

Обучение учащихся изображению животных проходит аналогично, по тем же этапам. Практика показывает, что боль­шинству детей, особенно детей-горожан, нарисовать лошадь, ко­рову, собаку или другое животное сложнее, чем изобразить че­ловека. (Здесь, конечно, имеется в виду определенный уровень изображения, которого достигли учащиеся Г класса.) Это можно объяснить прежде всего тем, что человек более привычен для них и как объект наблюдения, и как объект изображения. Человек — это чаще всего одно из первых изображений, которыми пытается овладеть малыш.

Кроме этого, наиболее информативная позиция, в которой вы­является конструкция человека,— фронтальная. В этом положении отчетливо выступает симметрия, понимание которой облегчает воспроизведение. Дети, овладевшие принципом симметричного по­строения, довольно быстро усваивают способ изображения чело­века в фас, профильное изображение человека, как более слож­ное, осваивается ими позднее.

Строение животного отчетливее просматривается в профильной позиции, которая лишена симметрии. Если рассматривать живот­ное в профильном положении, когда оно стоит, нельзя наблюдать все четыре ноги, оба уха и два глаза. В движении форма живот­ного, как и человека, преобразуется. Каждый миг движения силь­но расчлененной формы воспринимается как совершенно новое пространственное соотношение частей в отношения целого. В этом заключается сложность восприятия и воспроизведения движуще­гося живого объекта.

Дети, осуществляя в рисунке свои впечатления, чаще воспро­изводят профильную позицию животного. Если наблюдение жи­вотного проводилось недостаточно правильно, ребенок изображает голову, коровы, лошади или др. в профильном положений, но с двумя глазами, ушами, рисует у животного четыре ноги. Т. е. он изображает предмет не таким, каким видит его в данный момент, а то в предмете, о чем он знает. Это свидетельствует о несформированности у рисовальщика единой точки зрения на натуру, так как он совмещает фронтальное и профильное изображение. Ри­сунок быстро бегущей лошади со множеством ног свидетельствует, наоборот, о том, что ребенок наблюдательный и стремится точно воспроизвести увиденное.

 

 

Иногда детям удается, хотя и наивными способами, но доста­точно информативно, отразить свои наблюдения животного во фронтальной позиции (рис. 19).

Трудности изображения животного некоторые исследователи объясняют переходом от одной системы отсчета к другой, а имен­но: при изображении человека дети учитывают вертикальное по­ложение собственного тела в пространстве и крестообразное строение (голова вверху, ноги внизу; руки сбоку, справа и слева и т. п.). У животных отмечаются те же части тела, то же кресто­образное строение, но расположенное по горизонтали.

Понимание сложности объектов изображения, какими являют­ся животные, и анализ рисунков детей, выполненных по самостоя­тельным наблюдениям, позволяет найти рациональный путь обуче­ния. Обучение должно быть направлено на развитие приемов на­блюдения и усвоение способов изображения животного.

Объектом наблюдения и изображения может быть лошадь, ос­лик или другое животное. Для анализа строения животного на уроке желательно иметь муляж, а также иллюстрацию или фото­графию с его изображением. Для того чтобы учащиеся получили достаточно полное и точное для изображения представление, нуж­но с помощью вопросов помочь детям выделить основные признаки строения и формы животного. Например, можно использовать та­кие вопросы: «Как называются части тела лошади? Как располо­жено туловище (голова, шея и т. д.): горизонтально, вертикально или наклонно? Посмотрите, какая форма головы (какая по форме голова), на что похожа; какое туловище и т.д.»

 

 

Учитель просит показать, где соединяются части тела: где голова присоединяется к шее; как голова присоединяется к шее; где и как шея соединяет­ся с туловищем; где и как ноги соединяются с туловищем; где и как хвост соединяется с туловищем.

Для более глубокого осознания особенностей строения живот­ного в работе с учащимися можно использовать две игры, позво­ляющие из частей составлять целое (объемное или плоскостное) изображение лошадки-игрушки.

1. Игра с объемной разборной игрушкой. Учи­тель выкладывает на стол детали — части тела лошадки или лю­бой другой разборной игрушки, предлагает назвать эти части и узнать по ним, кто это. Затем учитель предлагает одному ученику собрать игрушку. Остальные дети следят за правильностью вы­полнения задания. В собранной игрушке учащиеся еще раз выде­ляют все важные признаки строения лошадки.

2. Игра с расчлененным плоскостным изобра­жением животного.

Для проведения на уроке игры учитель должен изготовить три разрезные, пропорционально уменьшенные фигурки лошадок: большую лошадку, среднюю и маленькую (рис. 20). Для облегчения условий выполнения задания шею и туловище можно не разъединять. При назывании частей тела эту деталь обозначить как «туловище и шея».

Части тела в произвольном порядке располагаются на магнит­ной доске или на листе бумаги так, чтобы видели все учащиеся (рис. 21). Дети называют части тела и узнают, какому животному они принадлежат. Затем они приступают к составлению трех изображений лошадок по заданию: «Сложи лошадку большую, поменьше и маленькую лошадку». Для выполнения задания к дос­ке вызываются по очереди три ученика. Если ученик ошибается, учитель вызывает желающего помочь.

При складывании изображений дети испытывают определен­ные трудности. Анализ ошибок, сделанных детьми, свидетельству­ет о том, что одни из них не могут определить, каким образом соединяется голова с шеей и туловищем (рис. 22); другие уча­щиеся недостаточно отчетливо представляют пространственное расположение частей тела и линии, по которым происходит соеди­нение этих частей при составлении фигуры животного. Для того чтобы помочь детям преодолеть эти ошибки, учитель использует поэтапные виды помощи: контурное изображение лошадки пер­вый этап), вычленение в контуре двух частей тела—головы и зад­ней ноги (второй этап) или полностью расчлененное изображение

(третий этап) (рис. 23). Некоторые дети правильно складыва­ют изображение лошадки уже после первого этапа помощи, дру­гим требуется три вида помощи, чтобы решить эту задачу. В про­цессе такой работы дети учатся анализировать форму частей, представлять, как их нужно соединить, чтобы получилось целое, т. е. учатся выявлять конструкцию объекта. Наряду с этим у них совершенствуется видение пропорций.

После такой предварительной работы лепка животного прохо­дит, как правило, успешно. Этому способствует использование на уроке схемы последовательности лепки (рис. 24, а) и этапов изображения (рис. 24,6). Дети зарисовывают свои лепные работы с натуры в профильном положении в двух видах: «лошадка сто­ит» и «лошадка идет» (рис. 24, в).

Вариантом работы может быть рисование с натуры дымковских и Городецких расписных лошадок-игрушек. При отсутствии натур­ного материала можно построить работу с зрительными опорами: повесить на доску книжные иллюстрации, заранее подготовлен­ную таблицу с изображением народных игрушек (рис. 25), по­казать слайды.

После того как дети рассмотрят игрушки, нужно кратко рас­сказать об их происхождении и выразительных средствах (VII), после чего предложить тему рисунка — «Табун сказочных лоша­док». Слово табун объясняется при сопровождении показа ил­люстрации из книги, слайда, при этом обращается внимание уча­щихся на то, что одни лошадки стоят, другие — идут, щиплют травку или весело бегают, резвятся.

До того, как дети приступят к выполнению задания, нужно проанализировать форму расписных лошадок, обратить внимание учащихся на способы украшения ее узором; рассмотреть на таб­лице мотивы дымковской и городецкой росписи, на примерах по­казать, как форма изделия определяет дизайн, органично с ним сочетается. Слабоуспевающим школьникам учитель предлагает предварительно порисовать элементы узора (рис. 25).

Обучение учащихся изображению деревьев осущест­вляется в I классе без подробного обследования натуры. Не сле­дует ставить перед детьми сложную задачу запомнить характер­ные признаки определенных пород деревьев (форму кроны, харак­терное размещение сучьев и ветвей на стволе). Детям нужно пред­ложить во время прогулки полюбоваться красотой деревьев (их формой, окраской) и обратить внимание на строение дерева, вы­делив в нем все части: ствол, сучья, ветки и листья, составляющие крону.

Просмотр на уроке слайдов, репродукций с картин известных художников поможет детям оживить впечатления прогулки (на­пример, картин И. Шишкина, К. Коро, И. Левитана или др. по выбору учителя). Преследуя эту цель, учитель также прочитает на уроке стихотворение, в котором запечатлен красочный облик деревьев осенней или зимней поры, например строчки из стихот­ворения А. Фета:

 

Печальная береза У моего окна,

И прихотью мороза Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят,—

И радостен для взгляда Весь траурный наряд.

 

или строчки из стихотворения В. Мировича «Осенью»:

 

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели.

Днем и ночью дождик льет,

Грязь и лужи у ворот.

 

Далее учитель показывает на доске последовательность изоб­ражения деревьев (рис. 26). Изученные способы изображения бе­резы, сосны, ели, дуба будут основой, на которую наслоятся даль­нейшие самостоятельные наблюдения. Это будет препятствовать образованию стереотипов, графических штампов.

 

В качестве практического задания учащимся можно предло­жить проиллюстрировать текст небольшого рассказа из книги для чтения или из букваря.

Закрепление приемов изображения человека, животного й де­ревьев проводится на уроках тематического рисования, на кото­рых учитель напоминает учащимся о полученных знаниях и уме­ниях, проведенных наблюдениях и предлагает использовать их при создании своих композиций.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.