Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Работа с учащимися над воссозданием пространственных отношений в тематическом рисунке

2017-06-25 360
Работа с учащимися над воссозданием пространственных отношений в тематическом рисунке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Проблема передачи пространственных отноше­ний в рисунке, и композиционная деятельность неразрывно взаи­мосвязаны. Работая над композицией, художник непременно использует среди ее выразительных средств приемы передачи глу­бины пространства, соответствующие закону линейной и воздуш­ной перспективы: разноплановое изображение предметов на плос­кости (ближние изображаются ниже, дальние —выше по листу); уменьшение по мере удаления примерно равных по размерам, но по-разному удаленных от наблюдателя предметов; загораживание предметов в рисунке; изображение линии горизонта; изменение яркости, насыщенности цвета предметов и четкости их очертаний по мере удаления.

Использование глухими учащимися приемов передачи глубины пространства в рисунке начинается только в результате целена­правленного обучения. Его нужно построить таким образом, чтобы дети осознали необходимость использования того или иного прие­ма. Для этого учителю целесообразно опираться как на имеющий­ся у детей жизненный опыт, так и на новые, свежие наблюдения, которые учитель проводит вместе с учащимися. Целесообразно занятия, на которых учитель будет заниматься проблемой отра­жения пространственных отношений в рисунке, строить в следую­щей последовательности: предварительные наблюдения на прогул­ке во внеклассное время (с воспитателем по заданию учителя); рассматривание иллюстраций, репродукций, просмотр слайдов и т. п.; работа с подвижной аппликацией; выполнение учащимися самостоятельного рисунка на тему. Такие формы работы позволят детям глубже усвоить учебный материал.

Вариант работы. Рисование по памяти и по наблюдению на тему «Строят новый дом».

Прежде чем дать такое задание, учитель должен уточнить представления детей об основных направлениях: вертикальном, го­ризонтальном, наклонном. Предварительные наблюдения можно провести в классе таким образом: учитель рисует на доске вер­тикально расположенную линию и просит детей назвать предметы, основные поверхности которых расположены тоже вертикально. На доску вывешивается табличка со словом вертикально. Дети назы­вают классную доску, шторы боковые поверхности шкафа, деревья, которые видно из окон класса и т. д. Потом учитель рисует горизонтально и наклон­но расположенные линии, вы­вешивает таблички со словами горизонтально, наклонно. Дети называют предметы или их поверхности, имеющие в про­странстве комнаты аналогич­ное направление.

После этого выполняется упражнение, в котором уча­щиеся тренируются в проведе­нии линий в разных направле­ниях. Учитель рисует на доске лестницу, забор, шары (рис. 31) и просит в этих изображениях назвать направление линий. Учащиеся выкладывают нужные таб­лички, называют направления. Вслед за этим дети делают в аль­бомах зарисовки тушью или гуашью, палочкой или кистью этих же или других объектов.

Оставшуюся часть урока нужно отвести для беседы о строй­ке. Дети могут обменяться впечатлениями от экскурсии, поделить­ся своими наблюдениями. Беседу следует подкрепить анализом иллюстраций, репродукций, слайдов и закончить просмотром хо­роших образцов детских рисунков. Разбор детских работ очень важен, так как приблизительно на этом уровне второклассники будут решать изобразительную задачу. В беседе может быть ис­пользован текст рассказа, раскрывающий тему стройки, профес­сии строителя. '

После беседы и анализа наглядного материала учащимся пред­лагается составить свой вариант композиции с помощью подвиж­ной аппликации. В этой работе они должны учесть не только разнообразные пространственные характеристики направления, но и использовать приемы передачи глубины пространства: планы (передний, задний), уменьшение объектов на дальних планах, за­гораживание, линию горизонта. Для коллективного составления аппликации учитель должен приготовить по три изображения (большое, поменьше и совсем маленькое), дома, крана, машины (рис. 32), заранее написать таблички с речевым материалом: дом, машина, кран, дерево; расположен, расположена, расположено; близко, далеко, очень далеко; большой, поменьше, совсем малень­кий; выше, ниже; спереди, сзади; рядом, загораживает, линия го­ризонта.

Руководя коллективным составлением аппликации, учитель проводит работу в двух направлениях: дает установку, к а к вы­полнить работу (например: «Расположи на аппликации два боль­ших дома, один поменьше и два совсем маленьких. Перед боль­шим домом расположи машину. Какую по размеру ты выберешь машину?»), и просит учащихся обосновать выбор (например: «Почему маленький дом расположен далеко? Почему ты выбрал боль­шую машину?»).

 

Таким образом, работа с учащимися проходит от слова к действию и от действия к слову, что очень важно для прочного усвоения учебного материала.

На следующем уроке дети рисуют выполненную ранее аппли­кацию по памяти. Учитель предлагает учащимся привносить в нее свои наблюдения. В начале урока он еще раз обращает внимание детей на приемы передачи глубины пространства и предлагает использовать их в своей работе. Выполненный карандашом ри­сунок раскрашивается гуашью.

Вариант работы. Рисунок на тему «Зимние каникулы» или «Зи­мой в деревне». Эта тема требует знаний о деревне и ее приметах.

Представления учащихся о внешнем облике деревенских построек и способах их изображения могут оставаться на уровне сложивше­гося в раннем детстве штампа, невыразительной схемы, если в их практике отсутствовали целенаправленные наблюдения натуры, изучение книжной иллюстрации. Поэтому предложенная тема ри­сунка —«Зимой в деревне»—является хорошим поводом не только для усвоения учащимися знаний и графических умений в передаче на изобразительной плоскости глубины пространства, но и для обогащения их представлений о поселениях наших предков, на­пример о некоторых постройках, относящихся к русскому дере­вянному зодчеству XVIII—XIX вв.

В краткой беседе, сопровождающейся показом сохранившихся образцов деревянных строений (из книжных иллюстраций, спрое­цированных на экран через кодоскоп, с помощью слайдов, подго­товленной самим учителем таблицы (рис. 33), можно в доступ­ной форме рассказать учащимся о старинной русской деревне, подчеркнув при этом связь целесообразности, рациональности красоты (красоты и пользы) старых построек, выраженную в про­порциональном облике деревянных строений, декоративных эле­ментах (рис. 34), разумном, согласованном с окружающей при­родой расположением деревенских домов (на горке, вдоль берега реки или озера, на опушке леса).

 

После беседы, учащиеся делают зарисовки творческого харак­тера. Они выполняются на основе хорошо проанализированного материала и при наличии зрительных опор в виде таблицы, где наряду с целостным обликом построек особо выделены отдельные их части (крыльцо, наличники оконных проемов) и их декоратив­ные элементы. Детям предлагается сделать эскизы вариантов де­ревянных строений старой русской деревни, украсить их деревян­ной резьбой. На этом заканчивается первый этап подготовительной работы.

Дальше нужно с помощью фронтального опроса проконтроли­ровать знание учащимися приемов передачи глубины пространства: учитель предлагает найти на заранее выполненной картине или на подвижной аппликации ошибки («Где художник нарисовал непра­вильно? Как нужно нарисовать правильно?»). Если в этой игре используется подвижная аппликация, вызванные по очереди уча­щиеся могут исправить допущенные ошибки под контролем ос­тальных. После этого можно прочитать отрывок из стихотворения И. 3. Сурикова «Деревня»:

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

 

Вот свернули санки,

И я на бок — хлоп!

Кубарем качуся

Под гору в сугроб.

 

 

Обсудив, что можно нарисовать на эту тему (или на сюжет стихотворения), учитель показывает детям прием планирования рисунка, напоминающий эскиз: сначала схематично рисует, где и что будет изображаться, а потом показывает, как будут прори­совываться схемы (рис. 35, 36). Такая последовательность содей­ствует подготовке учащихся к работе над композицией в плане реализации замысла в эскизе.

На третьем этапе учащимися осуществляется самостоятельная работа творческого характера, к которой они хорошо подготов­лены.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.