Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Знакомство учащихся с выразительными средствами композиции.

2017-06-25 421
Знакомство учащихся с выразительными средствами композиции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Ритм в узоре

 

В I классе проводится работа над осмыслением самого доступ­ного детям выразительного композиционного средства — ритма — на примере построения узоров в полосе, в прямоугольнике. Эти узоры составляются из конкретных форм (листов, цветков и т. д.), причем одни из них мало отличаются от натуры, другие несколь­ко обобщены, подвержены стилизации (например, бабочки), третьи представляют совсем абстрактные формы (геометрические формы — квадраты, ромбы, круги и т. д.).

Учитель должен довести до сознания учащихся, что ритм — это явление, которое можно наблюдать в природе (смена дня и ночи, времен года), в учебной деятельности (чередование урока и перемены), в физиологии (ритмичная работа сердца, легких) и т. д. Человек привык к ритму, поэтому он использует ритм как выразительное средство, которое может радовать глаз в искусстве, в частности в декоративном искусстве — в узоре. Далее нужно вы­делить, что узоры делают вещь красивой, при составлении узоров нужно учитывать форму вещи. После такого вступления к теме можно переходить к работе над понятиями «узор», «ритм в узоре».

Первый этап в работе над понятием «ритм»— беседа, сопровож­дающаяся демонстрацией и иллюстрацией примеров ритма в при­роде, жизни и деятельности человека. Учитель обращается к уча­щимся:

— Дети, положите руки вот сюда, на грудь. Как стучит ваше сердце? Тук-тук-тук. Удары «тук-тук-тук» повторяются равномер­но. Как мы дышим? Вдох-выдох, вдох-выдох. Вдох-выдох повто­ряются. (Учитель демонстрирует сам, учащиеся повторяют.) Вы учитесь в школе. Сначала бывает урок, потом перемена, опять урок, перемена. Урок, перемена повторяются. Какие бывают вре­мена года? Осень, зима, весна, лето. Времена года повторяются всегда одинаково: осень, зима, весна, лето. Такое повторение в жизни встречается очень часто. Оно называется «ритм». Ритм — это повторение и чередование.

Человек может чувствовать ритм и видеть его. Например, че­ловек чувствует ритм сердца (тук-тук-тук), видит ритм в ромашке (учитель рисует ромашку, подчеркивая ритмичное расположение лепестков).

Человек украшает вещи узорами, чтобы они стали красивыми. Узором украшена посуда, одежда, мебель, домашняя утварь, иг­рушки. Узор (или орнамент) мы встречаем в оформлении книги и т. д.

Свой рассказ учитель подкрепляет демонстрацией лучших образцов декоративно-прикладного искусства, народных промыслов,

книжной графики — в на­туре или в изображении на слайдах, в фотографи­ях, в иллюстрациях. Мож­но показать современную чайную посуду Ленин­градского фарфорового завода или традиционные работы гжельских масте­ров, национальную одеж­ду, образцы детской Горо­децкой мебели, туесок из узорной прорезной бере­сты и каргопольскую или дымковскую игрушку, одну из иллюстраций в оформлении худож­ника И. Билибина: «Василиса Прекрасная», «Перышко Финиста Ясна-Сокола, «Царевна-Лягушка», «Сестрица Аленушка и Бра­тец Иванушка», «Белая уточка».

После довольно беглого осмотра вещей, книг, украшенных ор­наментом, учитель подводит итог: вещи очень красивы, когда их форму украшает узор, в узоре обязательно есть ритм, ритм —это повторение и чередование, ритм привычен человеку.

Далее учитель предлагает детям проанализировать несложные узоры с простым мотивом (например, рис. 7, а, б, в).— Эти узоры могут украшать фартук куклы, поясок... Что еще? Что повторяется в узоре? Верно, в узоре повторяются листья. Лист — это часть узора. Форма у листьев одинаковая. (Демонстрируется повторе­ние листьев одинаковой формы в аппликации, рис. 7, а.) В другой аппликации (рис. 7,6) части узора повторяются по-другому, в другом ритме. (Демонстрируется направление протяженности формы листьев с использованием подчеркивающих жестов.) А в этой аппликации (рис. 7, в) что повторяется? Верно, повто­ряются одинаковые по форме листочки, но цвет не у всех листьев одинаковый: одни листочки красного цвета, другие — оранжевого. Здесь ритм другой, называется чередованием: красный —оранже­вый и т. д. Значит, в узоре повторяется и чередуется форма и цвет листьев. Листочки располагаются вот так: здесь, здесь...— одинаково. (Учитель обращает внимание учащихся на равные про­межутки между частями узора.)

Второй этап — практическая работа. Учащиеся составляют аппликацию в полосе по мотиву национальной вышивки. Учитель показывает несколько образцов национальных вышивок (напри­мер, традиционные орнаменты украинского рушника, грузинской мужской рубашки, характерные для Ленинградской и Калужской областей украшения узором для подзора и конца полотенца или др.— по выбору учителя) и предлагает каждому учащемуся выполнить аппликацию в соответствии с одним из этих образцов из приготовленных заранее цветных элементов и фона (например, аппликацию русской вышивки для украшения полотенца).

Третий этап —изображе­ние сделанной апплика­ции — очень важен для уча­щихся в деле овладения процессом работы над ком­позицией узора как построе­ния ритмического целого.

Поэтому для учащихся не­обходима демонстрация по­следовательности изображе­ний с выделением ее этапов (рис. 8). Учитель обращает вним ание детей на то, что только тогда они могут по­чувствовать ритм и выпол­нить его в узоре верно, если не будут рисовать каждый элемент отдельно, а будут стремиться поэтапно изо­бражать узор как единое целое. Чтобы облегчить ус­ловия выполнения задания, предлагается работать сов­местно с учителем.

Четвертый этап в работе над понятием «ритм»—это творческая деятельность. На самостоятельное составле­ние узоров отводится целый урок.

Учитель предлагает ^де­тям придумать узор для де­ревянной коробочки, соста­вить эскиз орнамента для коврика или сумки, который можно воспроизвести в вы­шивке или аппликации из старых кусочков разноцвет­ной материи.

Поскольку зрительный опыт детей еще довольно беден, а практику осознанной работы над композицией узора они только осваивают, в их распоряжение нужно предоставить варианты рас­тительных и геометрических мотивов. Эти мотивы учитель может срисовать с демонстрируемых ранее образцов декоративно-при­кладного искусства, народных промыслов.

Варианты мотивов в виде красочно выполненных таблиц вы­вешиваются на доске. Рядом записан речевой материал: узор (ор­намент), элемент узора, элементы узора повторяются или череду­ются, повторяется (или чередуется) форма, цвет, расположение элементов в узоре, ритм формы, ритм цвета.

Варианты мотивов в виде вырезанных из плотной бумаги си­луэтов учитель готовит заранее.

Для индивидуальной работы с учащимися, испытывающими по­вышенные трудности в овладении приемами построения ритмиче­ской композиции, учитель заранее готовит варианты мотивов в виде вырезанных из плотной бумаги силуэтов. Дети, которые не усвоили сущности явления ритма как повторения или чередования элементов на равных интервалах, должны перед изображением задуманного орнамента сложить всю аппликацию. Учащимся, у которых имеются большие трудности в пространственной ориен­тировке, нужно предложить обвести аппликацию. Если у детей основные трудности проявляются в выдержке равенства интер­валов между элементами узора, то они могут сложить только часть аппликации, после чего учителю нужно еще раз обратить их внимание на эту особенность ритмического построения, затем учащиеся нарисуют узор.

Учитываются и возможности хорошо успевающих детей, кото­рым не требуется индивидуальное использование аппликационных средств для усвоения явления ритма в узоре. Им учитель предо­ставляет больше самостоятельности в выборе мотивов, в сложно­сти построения орнамента.

В конце урока учитель организует выставку ученических ра­бот. Коллективно выделяются лучшие рисунки, проводится ана­лиз самых удачных композиций.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.