Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Организация урока и специфика его проведения

2017-06-25 553
Организация урока и специфика его проведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

В специальной школе урок изобразительного искусства про­ходит в очень напряженном ритме вследствие того, что учителю, помимо решения изобразительных задач, приходится уделять вни­мание работе над развитием речи учащихся и их слуховой функ­ции. Поэтому необходима четкая его организация.

Формирование художественных знаний и умений — сложный процесс, постоянно сочетающий в себе усвоение нового материала, его закрепление и обобщение. Структурно урок изобразительного искусства представлен следующими этапами: 1) организация за­нятия, 2) основная часть урока (постановка задачи урока, объяс­нение нового или повторение пройденного учебного материала, самостоятельная работа учащихся), 3) подведение итогов работы и завершение занятия.

Урок начинается с проверки готовности к работе слуховой ап­паратуры индивидуального пользования, рабочего места и посадки учащихся.

Готовность рабочего места учащихся предполагает не только наличие всех необходимых художественных материалов и принад­лежностей, но и целесообразное размещение их на парте (рис. 1). Определенная роль в подготовке рабочего места отводится де­журным по классу: им можно поручить раздать нужные художест­венные материалы и принадлежности, принести кувшин чистой воды и разлить в баночки индивидуального пользования, очинить карандаши и т. д. В процессе выполнения этого задания у детей можно проверить, знают ли они названия предметов, действий («Петя, что ты делаешь? Что ты раздаешь?» и т. д.).

В I классе на первых занятиях нужно в течение урока опра­шивать всех учащихся индивидуально: «Что у тебя лежит на пар­те?», «Как называется?», «Дай Вере красный карандаш», «Сядь прямо» и т. д. Таким образом, проверять знание словесного ма­териала нужно по схеме:

предмет — его словесное обозначение (слово - предмет).

Такая форма работы над речью поможет образовать двусто­ронние связи между представлением о предмете, действии и т. д. и их словесным обозначением.

Другим моментом в организации занятий является подведение учащихся к основной части урока. Для этого учитель каждый раз возвращается к изученному на предыдущем уроке учебному мате­риалу (например: «Ребята, что вы рисовали на прошлом уроке? Что вы делали на прошлом уроке? О чем вы узнали на прошлом уроке?» и т. п.). ’

На вводную часть урока отводится не более пяти минут.

Основная часть урока строится в соответствии с его целями и задачами. Урок может быть посвящен изучению нового учебно­го материала или работе на закрепление и обобщение получен­ных знаний и умений (например, отработке умений работать ка­рандашом и кистью, изучению приемов изображения с учетом размера и формата изобразительной плоскости и т. д.).

В I—II классах при объяснении нового материала возможна (и даже желательна) совместная работа учителя и учащихся в связи с расчлененной, поэтапной формой обучения, в III классе, если дети уже готовы к самостоятельной работе, учитель сначала объясняет, демонстрирует весь процесс восприятия и изображения, затем дети работают самостоятельно.

При объяснении нового материала учащиеся получают те или иные новые сведения: о приемах наблюдения и изображения

предметов с натуры, по памяти или по воображению, о приемах работы кистью, карандашом, о средствах выразительности в работе над композицией и т. д. В беседе об изобразительном искусстве учащиеся впервые знакомятся с приемами рассматривания кар­тины, с видами и жанрами изобразительного искусства и т. д.

К такому уроку учитель готовится особенно тщательно: про­думывает последовательность объяснения нового материала, опре­деляет степень его доступности учащимся, форму подачи материа­ла, подбирает необходимые наглядные пособия, новый речевой ма­териал пишет на табличках, изготовляет схемы этапности изобра­жения и т. д.

При объяснении приемов наблюдения (обследования натуры) и изображения учитель соотносит каждый выделенный признак натуры и его изображение на схеме, словесно его обозначает, за­тем воспроизводит на доске, после чего предлагает детям повто­рить этот прием изображения в альбоме и записать его словесное обозначение.

Следует отметить, что обследование предмета и показ изобра­жения на схеме предшествуют демонстрации этого приема в дей­ствии (рисовании) на доске. Это является одной из особенностей объяснения в школе для детей с нарушениями слуха, так как учи­тель, стоя спиной к учащимся, не имеет возможности сопровож­дать речью изображение на доске, а дети, не видя его лица, не имеют возможности считывать речь с губ.

На уроке, где учитель ставит задачу закрепить полученные знания, обычно повторяется изученный материал на сходных за­даниях. Например, после изучения приемов наблюдения и изобра­жения листа сирени учитель предлагает детям нарисовать лист березы, но перед самостоятельной работой он по наглядной схеме изображения листа сирени прослеживает последовательность на­блюдения и изображения, словесное обозначение каждого этапа. В другом случае, когда дети знакомятся с приемами изображения листа дуба, закрепляются умения рассматривать натуру, выделять ее существенные признаки для передачи сходства (общую форму и ее положение в пространстве, конструктивные особенности и ха­рактерные признаки, например, такие, как закругления).

После изучения и закрепления того или иного учебного мате­риала его нужно обобщить. Учитель подбирает для этого опреде­ленной меры сложности задания, которые учащиеся выполняют самостоятельно. На таких уроках широко используется метод сравнения. Примером может быть урок, на котором учитель по­ставит перед учащимися вопрос: как же вообще рисуются ли­стья? Он предложит детям сравнить листья, их наглядные схемы изображения, названия этапов изображения и задаст ряд вопро­сов (например: «В каком порядке нужно рассматривать и изобра­жать лист?», «Как выделяется его общая форма, главные призна­ки?» и т. д.). После обсуждения выделенных задач учащиеся са­мостоятельно выполнят рисунки листьев, не изображавшихся прежде. На таких уроках учащиеся должны найти творческое при­менение усвоенных знаний и умений. Чтобы помочь им найти сред­ства выразительности, учитель готовит много наглядного материа­ла. Если это урок декоративного рисования, для демонстрации необходимы образцы народного прикладного искусства, успешно выполненные детские работы. К уроку сюжетного рисования гото­вятся репродукции или слайды с картин художников, соответст­вующие теме книжные иллюстрации,. открытки, детские рисунки, резиновые и мягкие игрушки и т. д. Во всем этом наглядном ма­териале дети находят для себя зрительные опоры для новых ком­позиционных решений.

Целесообразно, чтобы основная часть урока по времени зани­мала до 35 минут. Причем на объяснение, если оно не включает совместную с учащимися практическую работу, отводилось бы не более 10 минут.

Урок изобразительного искусства, как и любой другой урок в школе, имеет завершающую часть. Учащимся предлагается пре­кратить практическую работу и участвовать в беседе, в которой учитель задает вопросы по теме урока, например, такого содержа­ния: «Ребята, что мы сегодня рисовали на уроке? Что рисовали сначала, что — потом? Как это называется? Покажи, где у листа сирени «общая форма», где «широко» в общей форме» и т. д.

Лучшие работы (завершенные или на определенном этапе за­вершения) выставляются для обсуждения у доски. Учитель выде­ляет не только достоинства работы, но и останавливается на не­удачных ее сторонах. Плохие рисунки с большим количеством ошибок обсуждать не стоит, чтобы не расстраивать детей, не под­рывать у них уверенность в себе, в своих возможностях. В то же время нужно обратить внимание этих учащихся на сделанные ошибки (например: «А у тебя, Женя, есть ошибка: ты нарисовал лист очень узким, общая форма получилась другая, не похожая на общую форму листа сирени» и т. п.).

В конце занятия учитель сообщает, какие художественные материалы и принадлежности будут нужны на следующем уроке. После этого он говорит, что урок закончен, и предлагает детям убрать свое рабочее место, а дежурным помочь убрать класс и подготовить его к следующему уроку (проветрить помещение, вы­тереть доску, вылить грязную воду из ведра и т. д.),

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.