Фазы работоспособности и утомления у детей школьного возраста — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Фазы работоспособности и утомления у детей школьного возраста

2017-06-20 1203
Фазы работоспособности и утомления у детей школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Охарактеризуйте фазы работоспособности школьников.

Максимальные и резервные возможности организма взрослого существенно выше, чем у ребенка. Организм ребенка в процессе своей деятельности постоянно испытывает более сильное напряжение, чем организм взрослого. Ребенок, как и взрослый, может использовать свои резервные возможности организма, но если это происходит регулярно и в больших объемах, то вследствие перегрузок может ухудшиться здоровье ребенка.

Фазы работоспособности. Физическая или умственная работа носят фазный характер. Первая фаза работоспособности – врабатывание. Врабатывание – время, в течение которого физиологические процессы в организме переходят на новый уровень функциональной активности. Обычно оно составляет 2–5 минут. В течение этого времени активность функциональных систем организма достигает такого уровня, который соответствует тяжести выполняемой работы.

Вторая фаза работоспособности – устойчивое рабочее состояние. Эта фаза характеризуется установлением соответствующих норме параметров гомеостаза – устойчивым состоянием, когда физиологические функции остаются неизменными, находятся на одном постоянном уровне. Потребление кислорода, частота пульса, МОК- минутный объем дыхания и другие показатели почти не изменяются на протяжении этой фазы. Устойчивое состояние может длиться минуты или даже часы. Это зависит от выполняемой нагрузки. Если интенсивность работы не очень велика, то это способствует установлению баланса между активностью систем, участвующих в выполнении работы и активностью других функциональных систем организма, не задействованных в данном виде деятельности. Третья фаза работоспособности – утомление. В этой фазе нарушается баланс между активностью систем, обеспечивающих выполнение работы и активностью других функциональных систем организма. При этом отклоняются от нормы параметры гомеостаза, в крови накапливаются вредные метаболиты, у человека появляется желание прекратить работу и отдохнуть.

Четвертая фаза работоспособности – восстановление. Восстановление – период, когда работа уже не выполняется, а функции организма еще не вернулись к исходному уровню функциональной активности. После прекращения работы организм не может быстро перейти на нижний уровень функциональной активности. Для того, чтобы активность органов и систем снизилась, а также для удаления из организма вредных метаболитов и восстановления параметров гомеостаза требуется время. Длительность периода восстановления зависит от интенсивности, объема работы и может составлять от 2–3 мин до нескольких часов. При длительной и напряженной работе период восстановления увеличивается. Если внешнее воздействие (психологическое давление) вызовет у ребенка значительные нарушения гомеостаза, как у взрослого, то процессы восстановления у него будут идти намного медленнее, чем у взрослого.

Переходными фазами работоспособности являютсяфаза врабатывания и фаза восстановления. Это периоды временного нарушения гомеостаза, связанного с переходом от одного уровня функциональной активности к другому. Поэтому обе эти фазы называют переходными.

2. Охарактеризуйте причины и фазы утомления школьников

Причинами утомления у детей при выполнении работы являются: 1) истощение нервных центров, которые не могут посылать импульсы к органам-исполнителям и управлять ими; 2) нарушения гомеостаза, не позволяющие продолжать работу; истощение органов и тканей, которые несут на себе основную нагрузку выполняемой работы. Утомление включает три фазы.

Первая фаза утомления – это напряжение в деятельности физиологических систем. Устойчивое состояние пока еще не нарушено. При этом работа выполняется в том же объеме и интенсивно.

Вторая фаза утомления – нарушение устойчивого состояния, характеризуется отклонением от нормы физиологических показателей. Эффективность работы снижается (увеличивается число ошибок) при сохранении ее скорости. Снижается эффективность деятельности систем. Третья фаза – срыв устойчивого состояния. Нарушается баланс в деятельности функциональных систем и наступает отказ от работы. Пределы колебаний показателей гомеостаза у детей уже, чем у взрослых, характерна незрелость нервных центов, поэтому у детей больше выражена утомляемость. Утомление от нагрузок большой мощности у младших школьников наступает в 20–30 раз быстрее, чем у старших школьников. Признаки утомления: потливость рук и лица, покраснение лица, жалобы на головную боль и др. При переутомлении – бледность, тошнота, обмороки. Фактором утомления при умственной работе может быть гипогликемия (снижение уровня сахара в крови).


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.