Гигиена питания школьников и детей дошкольного возраста — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Гигиена питания школьников и детей дошкольного возраста

2017-06-20 765
Гигиена питания школьников и детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Каково значение рационального и сбалансированного питания для растущего организма?

Наряду с рациональным режимом дня, оптимальной двигательной активностью рациональное и сбалансированное питание относится к важнейшим факторам, влияющим на здоровье школьника. Его значение заключается в следующем:-обеспечивает развитие и рост органов, организма;-повышает жизненный тонус и работоспособность организма;- повышает сопротивляемость организма и способствует адаптации к условиям среды.Сбалансированное питание предполагает соблюдение определенного энергетического баланса, то есть соответствия энергетической ценности пищи энергетическим затратам организма.

2. Что такое калорийность (энергетическая ценность) пищи?

При определении калорийности питания необходимо учитывать следующие показатели:- энергозатраты, -возраст и пол детей,- двигательную активность.

Калорийность (энергетическая ценность) пищи младших школьников, удовлетворяющая суточный расход энергии, должна составлять в среднем 9623 Дж (2300 ккал). Для подростков, начиная с 11 лет, устанавливают энергетическую ценность пищи с учетом пола. В 11–12 лет энергетические потребности мальчиков составляют 11297 Дж (2700 ккал), а девочек – 10 251 Дж (2450 ккал). В дальнейшем у мальчиков к 14–16 годам отмечается тенденция повышения энергетических затрат (расход энергии увеличивается), поэтому калорийность пищи мальчикам 14–16 лет необходимо увеличивать. У девочек максимум энергетических затрат наблюдается в 12–13 лет – в период скачка роста, поэтому калорийность питания в этот период возрастает. После замедления роста расход энергии уменьшается и в дальнейшем, 16–17 лет он уже ниже, чем у мальчиков. Соответственно, и снижается калорийность пищи девочкам.

3. Каковы особенности питания детей с избыточной массой тела, ослабленных детей и школьников, занимающихся спортом?

Питание учащихся организуется в соответствии с действующими нормами питания детей и подростков. Нормы питания должны соответствовать физиологическим потребностям в основных пищевых веществах и энергии в зависимости от пола в возрастной группе от 14 до 17 лет. При избыточной массе тела желательно использовать кухонные электронные весы для взвешивания порций согласно нормам питания (см. таблицу 12 в Приложении 1). Приготовление пищи детям с избыточной массой тела чаще надо осуществлять в пароварке или специальной посуде, в которой для приготовления мяса или рыбы требуется минимальное количество растительного масла. Однако белковая пища (животный белок), независимо от массы тела школьника, должна ежедневно присутствовать в рационе. Для детей ослабленных, после болезни, нужна более высокая калорийность питания. При интенсивной двигательной активности значительно увеличиваются энергозатраты организма, поэтому у школьников-спортсменов калорийность питания должна доходить до 3500 ккал. В пищевом рационе должно быть учтено правильное соотношение питательных веществ. Для детей младшего школьного возраста и подростков оптимальным считается соотношение белков к жирам и углеводам как 1:1:4 (см. таблицу 12 в Приложении 1).

1. Назовите гигиенические принципы организации питания детей в школе.

Основная форма организации питания в школе – горячие завтраки или обеды. Питание детей должно быть полноценным и рациональным. Необходимо выполнение действующих норм питания по основным продуктам в зависимости от возраста, выполнение примерных меню, соответствие калорийности блюд и рационов гигиеническим нормативам, соблюдение порционирования блюд. Должна быть выделена в режиме учебного дня перемена на обед и отдых продолжительностью 30 мин или две перемены по 20 мин. Должен быть составлен график приема пищи по классам, закреплены места в обеденном зале за классами (группами детей). Особое внимание уделяется организации питания детей первого класса и групп продленного дня (выполнение примерных меню и норм питания). В школе должно быть организовано щадящее (диетическое) питание для детей и подростков с диагнозом хронический гастрит или язвенная болезнь желудка. Обязательно проводится витаминизация рационов питания: С-витаминизация блюд в соответствии с действующими нормативами. Добавляется йодированная соль после приготовления пищи. Важно создать условия для соблюдения личной гигиены. Поэтому перед обеденным залом должны быть умывальники, жидкое мыло и электрополотенца. Питание детей в обеденном зале осуществляется при достаточном количестве посадочных мест (школьная столовая должна вмещать 25 % учащихся). Представляется наглядная информация по культуре питания.Необходима исправность системы водоснабжения и канализации; эффективность работы механической вентиляции и холодильного оборудования.Обязательным является наличие технологического оборудования для раздельного измельчения сырых и готовых продуктов, наличие весов для раздельного порционирования сырой и готовой продукции.

Для учащихся, проживающих с родителями, в школе организуется одноразовое питание (горячие завтраки после второго урока). Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организуется 3-х (4-х) разовое питание.

В школе должны работать бракеражные комиссии, курирующие вопросы питания в школах, а также специальные комиссии РОО по вопросам питания школьников.

5. Охарактеризуйте режим питания детей младшего школьного возраста.

Режим питания детей младшего школьного возраста и подростков устанавливается в зависимости от расписания учебных занятий и наличия групп продленного дня.Младшим школьникам и подросткам рекомендуется четырехразовое питание. Рацион распределяется неравномерно: первый завтрак – 20–25 % суточной калорийности, второй завтрак – 15–20 %, обед – 35 %, ужин – 20–25 %. Дети, находящиеся в группах продленного дня до 10 часов затрачивают около 700–1500 ккал энергии. Для ее восполнения необходима организация питания, соответствующая возрасту и энергетическим затратам детей. Дети в группах продленного дня обеспечиваются завтраками и обедами.Учащиеся, пребывающие в школе только урочное время (4–6 часов) должны обеспечиваться горячими завтраками.

6. Опишите режим питания детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте гигиеническая организация питания – это прежде всего соблюдение режима питания, который включает: - кратность приемов пищи; -часы приема пищи; -распределение суточного рациона по отдельным приемам; - определенное соотношение в рационе ребенка нутриентов, витаминов, минеральных веществ и др. Дома и в условиях дошкольного учреждения следует обеспечить режим питания ребенка для обеспечения оптимального физического и умственного развития. Важно питаться в определенные часы. Когда пища попадает в желудок, железы которого подготовлены к пищеварительному процессу, усвояемость питательных веществ повышается, что способствует удлинению промежутков между приемами пищи до 4–5 часов и служит для профилактики набора избыточного веса у детей.

Детям дошкольного возраста рекомендуется 4-х-разовый прием пищи и равномерное распределение рациона между приемами. Исследованиями доказано, что равномерное по калорийности распределение пищи между отдельными приемами весьма целесообразно для организма детей дошкольного возраста. Пища ребенка должна содержать те питательные вещества, которые входят в рацион взрослого (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода). Однако необходимо, чтобы количество и соотношение этих компонентов соответствовало возрасту и массе тела ребенка. Источники этих веществ должны быть получены из следующих продуктов питания: белки и жиры – из молочных продуктов, мяса и рыбопродуктов. Углеводы дети могут получить из фруктов и овощей.

Пища в дошкольных учреждениях готовится по заранее подготовленному меню. В его составлении участвует врач данного детского учреждения. Меню включает завтрак, обед, полдник и ужин. При этом учитывается объем порций для детей разного возраста.

В детских учреждениях предусмотрено трехразовое питание, дети дома только ужинают. Дети раннего возраста должны получать пищу из продуктов, подверженных более тщательной кулинарной обработке, чем старшие дети. Например, детям 2–3 лет рекомендуются мясные паровые котлеты и фрикадельки, паровые запеканки, тушеные овощи, каши, фрукты. По мере взросления расширяется ассортимент блюд. Ребенку 3–4 лет можно в рацион включать жареные котлеты, картофель тушеный. Дошкольнику, страдающему избыточным весом предлагается диетическое питание (паровые белковые блюда и фрукты).

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.