Оценочные системы. Обобщенные критерии. Шкалы. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Оценочные системы. Обобщенные критерии. Шкалы.

2017-06-13 786
Оценочные системы. Обобщенные критерии. Шкалы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Значительная роль при проведении процедур многокритериального экспертного оценивания принадлежит оценочным системам.

Структура оценочной системы

Оценочная система, используемая при многокритериальном экспертном оценивании, включает такие важные составляющие, как:

§ перечень критериев, характеризующих объект принятия управленческого решения;

§ оценка сравнительной важности критериев;

§ шкала для оценки проектов по критериям;

§ формирование принципа выбора.

Формирование составляющих оценочной системы в различной степени трудоемко. Однако отсутствие какой-либо из перечисленных выше составляющих либо недостаточное качество какой-либо из них делают невозможным получение адекватной оценки проекта и как следствие затрудняют процесс выработки и принятия эффективных решений.

Остановимся подробнее на каждой из составляющих оценочной системы.

Определение сравнительной важности критериев

Когда альтернативы оцениваются не по одному, а по нескольким факторам, признакам, критериям, сложность анализа и обработки результатов экспертиз существенно возрастает.

Более трудоемким становится определение их сравнительной предпочтительности, предполагающее знание того, какие критерии и в какой степени влияют на оценку альтернатив при выработке и принятии управленческих решений как при сравнительных оценках альтернатив, имеющих явно выраженный количественный характер, так и при их качественных оценках.

После выявления критериев, определяющих оценки альтернатив, часто возникает задача формирования обобщенного критерия, с помощью которого можно рассчитать оценки альтернатив по оценкам значений частных критериев.

Далее будут более детально рассмотрены методы формирования линейных обобщенных критериев и обобщенных критериев более сложного вида. В их основе лежат различные предположения о природе обобщенных критериев и характере анализируемой информации.

Шкалы

Это даже необязательно должны быть количественные измерения в привычном для нас понимании. Это могут быть и каче­ственные оценки, позволяющие судить о происходящих изменени­ях, об их динамике.

Поэтому, когда мы говорим об оценках экспертов, мы по­нимаем под этим количественные или качественные измере­ния соответствующих показателей.

Отметим сразу, что экспертные измерения, т. е. оценки, которые даются экспертами при выработке и принятии управ­ленческих решений, обладают некоторыми особенностями.

Обсудим их более подробно. Для этого нам придется вспомнить основные положения теории измерений. Любое измерение производится, как правило, в определен­ной шкале. Например, если мы измеряем температуру, то обя­зательно производим это либо в шкале Цельсия, либо в шка­ле Фаренгейта, либо в шкале Кельвина и т. д.

Один и тот же объект в один и тот же момент времени в од­ной и той же точке пространства имеет, естественно, опреде­ленную температуру, которая, будучи измерена в различных шкалах, даст различные численные значения.

Измерения веса также могут производиться в различных шкалах, но между шкалами,в которых измеряется температу­ра, и шкалами, в которых измеряется вес, есть одна сущест­венная разница.

Если для второго типа шкал значение имеет только отно­шение значений веса измеряемых объектов, то для первого ти­па шкал к этому добавляются и различные точки отсчета. Более детальное изложение основ теории измерений чита­тель может найти в работе [3].

Характер произведенных экспертных измерений необходи­мо принимать во внимание и при проведении процедур экс­пертного оценивания, выработке и принятии управленческих решении, определении коллективных решений.

Эксперты должны однозначно понимать, что именно и в какой шкале они оценивают, чтобы избежать ситуаций, когда эксперты оценивают один и тот же показатель, характеризую­щий объект исходя из различных предпосылок.

В зависимости от целей экспертизы эксперты могут оцени­вать стоимость объекта, ожидаемую инфляцию, ожидаемые изменения валютного курса, степень удовлетворительности достигнутого уровня по тому или иному показателю, приори­тетность финансирования, кредитные лимиты, устойчивость фирмы, рейтинг банка и т. д.

Оцениваемые показатели, как и объекты оценки, достаточно разнообразны. Если эксперт должен оценить значение количественного показателя, он может это сделать, указав соответствующее численное значение либо интервал, в котором, по его мнению лежит значение оцениваемого показателя.

При коллективной экспертной оценке значения показате­ля, указанные экспертами, либо усредняются, либо обрабаты­ваются с помощью других специальных методов.

Могут использоваться также различные методы получения экспертной информации — методы экспертных измерений, которые мы обсудим ниже.

Если критерии, по которым оцениваются проекты, носят экономический характер и измеряются в рублях (долларах), годах (месяцах), процентах и т. д., то мы, как правило, поль­зуемся соответствующими общеизвестными шкалами.

Однако нередко при оценивании проектов возникает необхо­димость в использовании критериев, оценки по которым могут быть получены лишь с помощью специально разрабатываемых вербально-числовых шкал.

Вербально-числовые шкалы применяются преимущественно в тех случаях, когда оценки по критерию носят субъективный ха­рактер.

Например, субъективный характер, в основе которого опыт и знания эксперта, носят оценки степени риска, ожидаемой конкурентоспособности продукции, сравнительной значимо­сти того или иного фактора и многие другие.

Смысл вербально-числовых шкал в том, что они позволяют измерить степень интенсивности критериального свойства, имеющего субъективный характер.

В состав вербально-числовых шкал входят, как правило, содержательное описание градаций шкалы и числовые значения, соответствующие каждой из градаций шкалы.

В качестве примера вербально-числовой шкалы, имеющей достаточно широкое применение, мы приведем шкалу Харрингтона, характеризующую степень выраженности критериального свойства и имеющую универсальный характер (табл. 5.1). Отметим, что численные значения градаций шкалы Харрингтона получены на основе анализа и обработки большого массива статистических данных.

Однако при оценке объектов принятия управленческих решенийпо критериям, допускающим лишь субъективную оценку специалистов, целесообразны разработка и использо­вание специальных шкал, отражающих специфику того или иного критерия, той или иной группы объектов при выработ­ке и принятии управленческого решения.

Таблица 5.1. Вербально-числовая шкала Харрингтона

№ п/п Содержательное описание градаций Численное значение
  Очень высокая 0,8- 1,0
  Высокая 0,64-0,8
  Средняя 0,37 - 0,64
  Низкая 0,2 — 0,37
  Очень низкая 0,0 — 0,2

 

Можно использовать следующую процедуру для формиро­вания вербально-числовых шкал, специально предназначен­ных для оценки проектов по критериям, для которых обще­принятые вербально-числовые шкалы отсутствуют.

Формирование вербально-числовой шкалы можно разбить на два этапа:

§ выбор градаций (делений) шкалы,

§ определение численных значений градаций шкалы.

Очень важно при определении набора градаций шкалы вы­брать такие,содержательные интерпретации которых одинако­во или почти одинаково (с незначительными разногласиями, не превышающими заданного порога) принимаются всеми экспертами, участвующими в выработке управленческих реше­ний.

Для получения численных значений, соответствующих со­держательно описанным градациям шкалы, могут быть ис­пользованы специальные методы. Ознакомиться с алгоритма­ми формирования вербально-числовых шкал можно, напри­мер, в работе [3|.

Таким образом, нами рассмотрены основные проблемы формирования оценочной системы, предназначенной для вы­работки и принятия управленческих решений.

Самостоятельный интерес при формировании оценочной системы представляет определение принципа принятия реше­ния, на основании которого по значениям критериев оценен­ных альтернативных вариантов решений устанавливается их сравнительная предпочтительность.

Некоторые методы и правила определения принципа при­нятия решений — выбора наиболее предпочтительного альтернативного варианта — уже были обсуждены.


 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.