Тема: Восточная Европа во второй половине ХХ века: история и современность. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема: Восточная Европа во второй половине ХХ века: история и современность.

2017-06-12 830
Тема: Восточная Европа во второй половине ХХ века: история и современность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы:

1. Сталинизация восточноевропейских стран во второй половине 40-х гг. и ее результаты.

2. Восточная Европа в условиях сталинской модели социализма (конец 40-х - конец 80-х гг.).

3. События конца 80-х гг. - начало демонтажа тоталитарных систем.

4. Социально-экономические и политические преобразования в 90-е гг.

Литература:

*5 Политические кризисы и конфликты 50-60-х гг. в Восточной Европе. М., 1993.

*6 Посткоммунистическая Восточная Европа: Новые межгосударственные отношения и внешнеполитические ориентиры. М., 1996.

*7 История стран Центральной и Юго-Восточной Европы ХХ века. М., 1997.

*8 Постреволюционная Восточная Европа: экономические ориентиры и политические коллизии. М., 1995.

*9 Тоталитаризм: исторический опыт Восточной Европы. М., 1995.

*10 Центральная Европа как исторический регион. М., 1996.

*11 Центрально-Восточная Европа во второй половине ХХ века. Том 1. Становление “реального социализма”. 1945 - 1965. М., 2000.

 

1. Сталинизация восточноевропейских стран во второй половине 40-х гг. и ее результаты.

После окончания второй мировой войны в странах Центральной и Юго-Восточной Европы развернулась борьба за национальное возрождение и социальный прогресс. Начавшиеся преобразования приняли форму народнодемократических революций и явились важным фактором формирования двухполюсного мира.

За 1944 - 1947 гг. в 7 странах (Польша, Румыния, Венгрия, Чехословакия, Болгария, Албания и Югославия), а также в Восточной Германии и Северной Корее были созданы народные органы власти, искоренены остатки прошлого, восстановлены независимость и внешнеполитический суверенитет, проведены крупные социальноэкономические реформы, естественно при непосредственном участии Советского Союза, который стремился направить ход событий в нужную ему сторону и навязать этим странам советскую модель развития.

Эти страны освободили или помогала освобождать Советская армия. И поэтому на их территориях (за исключением Албании) находились советские войска:

- в Чехословакии и Югославии до 1945 г.;

- в Румынии до 1959 г.;

- в Венгрии и Польше до 1989 - 1990 гг.; - В Восточной Германии до 1994 г.

Согласно ялтинским договоренностям они входили в сферу влияния СССР.

Однако в настоящее время в исторической науке существует и другая точка зрения относительно процессов, происходивших в 1944 - 1947 гг.: ставится под сомнение само наличие народно-демократических революций в этих странах, факт широкого народного движения за демократические преобразования. Считают, что СССР с самого начала навязал странам Восточной Европы сталинскую модель общественного развития.

После окончания войны, объективно имели перспективу 3 модели политико-экономического развития общества:

1. буржуазная;

2. социал-демократическая;

3. коммунистическая (советский путь).

Вероятность буржуазного пути развития общества, обусловливалась наличием у национальной буржуазии довольно твердых позиций как в народе, так и в парламенте.

Во многих странах (Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия, Албания), как пережитки прошлого, сохранились монархии. Монархии, в лице королей, имели некоторый авторитет. Короли оказывали поддержку буржуазии и в свою очередь искали у ней надежную опору.

Однако наравне с буржуазией с каждым днем набирало вес рабочее движение, выдвигавшее свою модель послевоенного устройства.

В 1947 - 1948 гг. коммунистические партии восточноевропейских стран при содействии СССР развернули борьбу за овладение всей полнотой государственной власти.

В большинстве стран (за исключением Албании и Югославии) существовавшая многопартийная система формально сохранялась, но фактически государством стали руководить коммунистические партии. В борьбе за власть они использовали все средства: политическое давление, демонстрации, забастовки, фальсифицированные судебные процессы. Деятельность буржуазных партий всячески ограничивалась. Их лидеров преследовали, вынуждали к эмиграции, арестовывали. Социально-демократические и социалистические партии принуждали объединяться с коммунистами в единые рабочие партии под фактическим руководством коммунистов.

Например, в Болгарии лидер оппозиционного Болгарского земледельческого союза Н. Петков был обвинен в антигосударственном заговоре, приговорен к смертной казни, расстрелян. Болгарский земледельческий союз оказался в зависимости от коммунистической партии (переименованной с 1944 г. в Болгарскую рабочую партию).

В Польше лидер оппозиционной партии С. Миколайчик был вынужден бежать за границу, а его партия (Польске строництве людове) подверглась преследованиям и постепенно сошла с политической сцены.

В Румынии правительство П.Гроза обвинило лидеров оппозиционной национал-царанистской партии в попытке бегства за границу, арестовало их и отдало под суд. Оппозиционные буржуазные партии были запрещены.

В Венгрии коммунисты и социал-демократы добились отстранения от власти самой крупной политической партии - партии мелких сельских хозяев, обвинив ее лидеров в заговоре.

В Чехословакии в феврале 1948 г. возник острый политический кризис - министр внутренних дел, принадлежавший к коммунистам, уволил из своего министерства буржуазных деятелей и заменил их коммунистами. В ответ на это 12 из 26 министров правительства подали в отставку и потребовали отставки всего правительства. Коммунисты и социал-демократы отказались уйти в отставку и развернули массовое движение в свою поддержку (стачки, демонстрации и т.п.). Президент Бенеш принял отставку буржуазных министров, и правительство фактически перешло под контроль коммунистов. Бенеш вскоре умер. Президентом был избран председатель коммунистической партии К. Готвальд. Все важнейшие посты заняли коммунисты; буржуазные партии подверглись чистке.

Фактически во всех европейских странах Народной демократии компартии полностью взяли власть в свои руки, хотя в ряде стран продолжали действовать и другие партии, зависевшие от коммунистов. Везде был создан тоталитарный режим советского типа, отличавшийся от советского образца сохранением внешних форм западноевропейского парламентаризма. Получив безраздельную государственную власть, уничтожив оппозицию, смяв все альтернативные предложения, коммунисты начали воплощать в жизнь просоветскую модель общественного устройства.

Таким образом, в борьбе трех альтернатив победила модель социализма советского типа.

Чем же это было вызвано?

Во-первых, к этому времени на территории Восточной Европы устанавливается прямое советское влияние, которому нелегко было противостоять. Некоторые страны (Румыния, Венгрия, Польша), в первую очередь те, которые были нестабильными с политической точки зрения, подверглись военной оккупации.

Из Югославии и Чехословакии советские войска были выведены в 1945 г., из Болгарии - в 1947 г., в Венгрии и Польше советские войска оставались до 1989 - 1990 гг., в Восточной Германии до 1994 г.

Во-вторых, помимо силового давления, со стороны СССР оказывалась значительная экономическая помощь, в которой остро нуждались страны Восточной Европы.

Чем можно объяснить ту политику, которую проводил СССР по отношению к восточноевропейским странам?

Вероятно, что в обстановке нарастания международной напряженности, конфронтации и назревания «холодной войны», СССР требовалось укрепление и увеличение так называемого социалистического лагеря.

Склоняя в добровольно-принудительном порядке правительства восточноевропейских стран к просоветской ориентации, СССР надеялся в ближайшее время получить государства в Восточной Европе, перешедшие к установлению сталинской модели социализма. К тому же многие из них, точнее большинство, имели общие границы с СССР, что было в тех условиях далеко немаловажно.

Позднее, Н.С. Хрущев отмечал, что помощь восточноевропейским государствам преследовала и рекламные цели: дескать СССР имеет неисчерпаемые возможности даже после продолжительной тяжелой войны, и все это благодаря социалистическому устройству.

Большой интерес к восточноевропейским государствам проявляли и западные державы (Великобритания и США), которые также как и СССР, стремились установить свое влияние. В этом они были заинтересованы и экономически. Еще до войны англо-американский капитал проник в экономику большинства стран. В случае национализации, американские и английские предприятия теряли бы миллионы и поэтому западные державы всячески старались сохранить позиции буржуазно-демократических правительств и не допустить усиления влияния СССР.

Противоборство между СССР и Западом по вопросу послевоенного устройства государств Восточной Европы особенно проявилось при подготовке мирных договоров с бывшими союзниками Германии (Румыния, Венгрия, Болгария, хотя Болгария не объявляла войны СССР и фактически не участвовала в военных действиях). С 1944 по 1947 гг. (от подписания перемирия до заключения мирных договоров) они находились под надзором Союзных контрольных комиссий по наблюдению за выполнением условий перемирия, которые возглавлялись представителями СССР.

Наибольшую остроту дипломатические споры достигли, когда США и Великобритания пытались включить в условия договоров экономические аспекты, что позволило бы иностранному капиталу прочнее закрепиться в Восточной Европе. Конечно же, СССР отверг все подобные заявления о намерениях, т.к. экономически сильные США и Великобритания вероятнее всего, в скором времени смогли бы установить монополии в экономике и увеличить свое влияние в Восточной Европе, а СССР имел свои планы в отношении стран Восточной Европы.

Естественно, правительства восточноевропейских стран принимали советское вмешательство вполне лояльно: ведь если западные державы предоставляли продовольственную помощь за валюту и золото, то СССР поставлял зерно и сырье, даже не требуя возмещения транспортных расходов.

Таким образом, все факторы советского влияния, как военное присутствие, экономическая помощь, политическое покровительство являлись решающими при принятии странами Восточной Европы советской модели социализма, как своей перспективы.

Однако влияние СССР и поддержка им коммунистических партий есть фактор внешний. Необходимо отметить, что искусственное насаждение «социализма» было бы невозможно, если бы в странах не существовали внутренние общественно-политические силы, готовые воплотить это направление в жизнь, стать проводниками того общественного строя, который был фактически слепком с советского образца. Такие силы легко обнаружились, т.к. довольно широкие слои населения находились под гипнозом:

- героической победы СССР в войне;

- отсутствия в СССР безработицы и экономических кризисов;

- форсированной индустриализации, полная цена которой тогда была еще неизвестна; - прожектов социалистического переустройства, обещающих трудящимся светлое будущее.

Однако слепое копирование и апологетическое восприятие советского опыта привело в последующем к неблагоприятным процессам в экономике и политике стран Восточной Европы.

В рассматриваемых странах были проведены глубокие реформы, которые изменили все социалистические и политические институты.

Монархии, сохранившиеся в Венгрии, Болгарии, Румынии, Югославии, Албании, были заменены республиканскими правительствами.

Все государства Народной демократии стремились осуществить антифашистские и демократические преобразования: наказать фашистов, восстановить народное хозяйство, провести выборы, принять новые конституции, осуществить земельные реформы в пользу трудящегося крестьянства.

По существу, это были революционные меры, получившие наименование народно-демократических революций. Часто они осуществлялись «сверху», не дожидаясь окончания войны, при помощи СССР и поддержке значительной части населения, в обстановке демократического подъема и воодушевления, вызванного разгромом фашизма. Коммунистические партии обычно действовали в составе Народных, Демократических, Отечественных, Народно-Демократических фронтов.

Во всех странах Народной демократии в 1946 - 1948 гг. были приняты новые конституции. Желая подчеркнуть революционный и демократический характер установленного общественного строя, они объявили себя Народными республиками (Югославия - Федеративной народной республикой, состоящей из 6 республик). Польша и Чехословакия, в которых еще до войны существовал республиканский строй, изменили официальные наименования: Польша стала Народной республикой, Чехословакия - Народно-демократической республикой.

Новые правительства провели преобразования по следующим трем основным направлениям: 1) аграрные реформы; 2) национализация крупной промышленности; 3) введение планирования экономики.

Характер и скорость реализации всех этих нововведений варьировались от страны к стране.

Аграрная реформа наиболее широко проводилась в Венгрии, Польше. Была осуществлена она и в Чехословакии, Югославии, Албании, Румынии. В ограниченных масштабах - в Болгарии, где мелкая крестьянская собственность уже преобладала.

Отличительной особенностью аграрных реформ в странах народной демократии было отсутствие национализации земли. Земля, как правило, изымалась и распределялась между крестьянами на условиях выкупа (часто за символическую плату) в частную собственность, но с ограничениями (запрещение или ограничение купли-продажи, аренды, ипотеки). В результате в Восточной Европе была уничтожена крупная земельная собственность и повсеместное распространение получило мелкое крестьянское хозяйство.

Другой важной реформой стала национализация промышленности и финансовых учреждений. Первоначально национализация проводилась в странах, которые были союзниками СССР в войне, а в странах - бывших противниках - значительно позже (за исключением Венгрии). Национализация осуществлялась поэтапно. В государственную собственность передавались крупные капиталистические предприятия, т.е. создавался государственный сектор в экономике. Национализированы были средства транспорта и связи. Собственность фашистского государства и военных преступников конфисковывалась безвозмездно. Компенсация крупным собственникам имела место в некоторых случаях, однако она носила символический характер. Сохранилась значительная часть мелких и даже средних предприятий в промышленности, ремесле, розничной торговле и сфере услуг.

Что касается идеи планирования, то она была широко распространена среди экономистов Восточной Европы, естественно, идея планирования развивалась не без влияния опыта СССР. Это были краткосрочные планы (на 1 2 года), направленные на восстановление народного хозяйства. Исключение составляла только Югославия, где составлялись более амбициозные планы.

Большую помощь в восстановлении и развитии народного хозяйства Восточной Европы оказал СССР. Они получали из СССР техническую помощь, промышленное оборудование, сырье, топливо, продовольствие.

Все эти реформы, особенно в первый период их реализации, отличались в силу национальной специфики. Например, только небольшая часть той земли, которую распределяли между крестьянами в Чехословакии и Польше, была отобрана у крупных собственников, все остальные угодья приходились на территории, отторгнутые у немцев (в Судетах, в Пруссии и на западе Польши).

Национализация в Югославии, Польше, Чехословакии была осуществлена в основном путем, конфискации имуществ бывших оккупантов, также большая часть предприятий была покинута или потеряна бывшими владельцами во время войны.

Для всех стран общим был фактор советского влияния, однако в политической ситуации сохранились специфические особенности. Внутри отдельных стран происходили резкие столкновения различных политических сил. Различались внешние формы этих столкновений:

- в Чехословакии и Венгрии они носили парламентарный характер, здесь прошли законные выборы (38 % голосов получили коммунисты в Чехословакии и 17 % - в Венгрии);

- в Польше столкновения вылились в настоящую гражданскую войну, среди сторонников правительства за два послевоенных десятилетия погибло 15 тыс. человек;

- в Румынии и Болгарии борьба велась традиционными «балканскими» методами: в качестве основных рычагов управления государством без всяких предрассудков использовались не избирательные урны, а вооруженные силы, направляемые против политических противников.

Общими для всех этих стран были такие явления, как советская гегемония и проникновение. Роль движущей силы играли коммунисты, они везде, даже в Финляндии находились в составе правительств, в составе широкой коалиции политических сил, за исключением Югославии и Албании. Коммунисты во всех странах после окончания войны имели наиболее конкретную и динамичную программу, способную получить самую широкую поддержку.

Итак, демократические преобразования в Восточной Европе осуществлялись в острой идейно-политической борьбе. На этом этапе сохранялась многопартийность, во всех странах были сформированы общественнополитические объединения типа народных фронтов, правительства формировались на коалиционной основе.

Таким образом, за короткий промежуток времени в странах Восточной Европы произошли крупные преобразования. В результате революций 40-х гг. возникла переходная форма политической системы общества - народная демократия. Югославия и Болгария сразу же заявили о вступлении на социалистический путь развития, другие - после 2-3 лет преобразований.

Результаты были отличными: побеждена инфляция, начали работать заводы, повысился жизненный уровень населения.

Канонизация советского опыта привела к механическому копированию модели государственнобюрократического социализма в СССР.

Навязывание сталинской модели социализма в 1947 - 1948 гг. искусственно прервало процесс народнодемократических революций. Страны народной демократии стали на путь «ускоренного социалистического строительства».

Особое положение существовало в Восточной Германии, которая до 1949 г. не являлась самостоятельным государством и управлялась СВАГ (советской военной администрацией). Коммунистическая и социалдемократическая партии в апреле 1946 г. объединились в СЕПГ (Социалистическая Единая Партия Германии).

Осенью 1949 г., после раскола Германии, была образована ГДР. Ее правительство, состоявшее из партий антифашистско-демократического блока, возглавили руководители СЕПГ. Советская военная администрация передала ему функции управления.

Но, несмотря на всю специфику развития, ГДР находилась под полным контролем СССР, а в 1952 г. ее руководство провозгласило курс на строительство социализма по советской модели. Наиболее отошла от этой модели Югославия.

2. Восточная Европа в условиях сталинской модели социализма (конец 40-х - конец 80-х гг.).

Именно с 1947 - 1948 гг. страны Восточной Европы стали называться социалистическими, постепенно превращаясь в 50-е гг. в авторитарно-бюрократические государства.

Все факторы советского влияния, как военное присутствие, экономическая помощь, политическое покровительство явились решающими при принятии странами Восточной Европы советской модели социализма как своей перспективы. Первоначально существовало представление о возможности различных путей к социализму.

Свою программу создания структуры Восточной Европы изложил Г. Димитров на пресс-конференции в Бухаресте в феврале 1948 г. Он выдвинул идею участвовать всем восточноевропейским странам, исключая СССР, в сотрудничестве, создать таможенную унию с целью торговой кооперации на интернациональном уровне. Создание федерации пока счел он несвоевременным. Была изложена программа тесной экономической интеграции.

Сталин увидел в альтернативе Димитрова зародыш международной оппозиции. Советско-югославский конфликт 1948 г. - платформа, на которой Сталин намеревался добиться унификации государственных систем в Восточной Европе в соответствии с принципами советского режима. Подлинная суть заключалась в необходимости добиться исключения вероятности покушения на гегемонию Сталина в Европе.

Поэтому в Югославии в конце 40-х - начале 50-х гг. утвердилась иная модель общественного развития – «самоуправляющийся социализм», основой которого стала система самоуправляющихся трудовых коллективов на предприятиях, которые осуществляли выполнение производственных планов, действуя в условиях хозрасчета. На основе планирования производства самими предприятиями осуществлялись общие линии развития государственного плана. Югославия отказалась от политики коллективизации сельского хозяйства, и большинство сельскохозяйственных кооперативов распалось. Была разрешена свободная продажа и аренда земли, использование в определенных пределах наемной рабочей силы.

Югославская модель общественного развития дала свои позитивные результаты: увеличилось промышленное производство, производство сельскохозяйственных продуктов, товарно-денежные отношения использовались как важный рычаг подъема производительности труда, выросла конкурентоспособность югославских товаров на рынках индустриально-развитых стран.

В результате конфликта, под давлением Сталина началась клеветническая кампания против югославского руководства, которое проводило самостоятельную политическую линию. Были прерваны все экономические и политические связи с СССР и его союзниками.

Так сформировалась особая югославская модель социализма, которую долго рассматривали как альтернативную советской. Но в Югославии сохранялся жесткий однопартийный политический режим, предложения по установлению многопартийной системы были отклонены. Преследовалось инакомыслие, в стране развивался культ личности Иосиф Броз Тито, который сосредоточил в своих руках посты президента, главы правительства и генсека Союза коммунистов Югославии (СКЮ). Это дает основания говорить о Югославии как об одном из вариантов тоталитарного социализма.

Однако к концу 50-х гг. югославская модель стала приводить к несбалансированности народного хозяйства и тормозить экономическое развитие страны. Опыт Югославии показал, что введение элементов самоуправления в структуру административного социализма без изменения ее основных принципов может дать положительный результат лишь на короткое время.

Всем остальным странам была навязана сталинская модель «строительства основ социализма»: огосударствление всех экономических укладов; национализация промышленности; экстенсивный путь индустриализации с ускоренным развитием тяжелой промышленности и т.п. При помощи СССР были построены сотни новых крупных промышленных предприятий.

Для содействия экономическому и научно-техническому сотрудничеству был создан в январе 1949 г. СЭВ (международная экономическая организация). В него вошли Болгария, Чехословакия, Польша, Румыния, Венгрия, Албания, СССР, а в 1950 г. - ГДР.

В связи с быстрым развитием промышленности выросла численность городского населения, увеличились кадры рабочего класса, сократилась численность крестьянства, исчезла буржуазия. Прежние аграрные страны превращались в аграрно-индустриальные. Повышался уровень жизни населения, хотя он и отставал от темпов роста промышленности.

Сельское хозяйство, напротив, развивалось медленно, его производительность оставалась низкой. Сельскохозяйственные кооперативы часто оказывались убыточными.

Ускоренная индустриализация курс на обязательное создание основных отраслей тяжелой промышленности без учета международного разделения труда и при административных методах государственного управления хозяйством привели к серьезным напряжениям и диспропорциям в экономике. Основные капиталовложения направлялись на производство средств производства, тогда как легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство, жилищное строительство оставались без необходимых средств.

Фактические проводился курс на ликвидацию частной собственности, независимо от ее размеров и характера. Мелкие торговцы и ремесленники оказались в невыгодном положении. Все это сказалось на обслуживании населения, сократилось производство многих потребительских товаров.

Что касается политических преобразований, то в конце 40-х - начале 50-х гг. происходило дальнейшее укрепление единовластия коммунистических партий. С этой целью было проведено объединение коммунистических и социал-демократических партий под фактическим руководством коммунистов.

В результате объединения были созданы следующие партии:

Румынская рабочая партия, во главе лидер коммунистов Георги Георгиу-Деж;

Венгерская партия трудящихся, во главе лидер коммунистов Матиас Ракоши;

Польская объединенная рабочая партия, во главе коммунисты Болеслав Берут и Владислав Гомулко;

Коммунистическая партия Чехословакии после объединения сохранила свое прежнее название и руководство, во главе Клемент Готвальд;

Коммунистическая партия Болгарии, прежний руководитель Георгий Димитров.

Естественно, новые парламентские выборы конца 40-х - начала 50-х гг. в условиях явного преобладания коммунистов, обеспечили им большинство голосов избирателей и большинство мест в парламенте. Во всех странах народной демократии коммунисты возглавляли правительства. Происходил процесс слияния государственного и партийного руководства. Коммунистические партии становились частью государства, его главной руководящей силой, это положение компартий было юридически закреплено в новых конституциях. Все остальные партии, еще сохранившиеся, уже не могли претендовать на власть и следовали за коммунистами.

Во всех странах развернулась «культурная революция», в процессе которой была ликвидирована неграмотность, увеличилось количество школ, кинотеатров, музеев, библиотек. Однако вся общественная и культурная жизнь была поставлена под контроль коммунистической партии и государства. Совершенно не принимались во внимание национальные особенности и традиции населения. Все перестраивалось по советскому образцу.

Установление единовластия коммунистов сопровождалось массовыми репрессиями против всех несогласных. Преследовались все противники коммунистического режима. Во всех странах начались «чистки» подозреваемых в симпатиях к Югославии и всех занимающих самостоятельные позиции. Жертвами «чисток» стали: секретарь ЦК БКП Т. Костов; генеральный секретарь ЦК КПЧ Р. Сланский; заместитель генерального секретаря ВПТ Я. Кадар; генеральный секретарь ПОРП В. Гомулко и другие.

Руководители стран Народной демократии называли свои страны социалистическими, а установленный политический строй - диктатурой пролетариата. Фактически же там была создана диктатура коммунистических партий, тоталитарный режим советского типа, отличавшийся от советского образца сохранением внешних форм западноевропейского парламентаризма.

Тоталитаризм проникал в жизнь в несколько этапов:

1) компартия уничтожила оппозиционные партии в духе сталинизма, сфабриковав дело о заговоре против государства;

2) объединение компартии с социал-демократической партией, причем авторитарными методами, т.е. простое насильственное поглощение коммунистами старых социалистических партий;

3) внутренние репрессии по отношению к тем, с которыми были разногласия по вопросам коллективизации, индустриализации и т.д.

Влияние Сталина и его постоянное вмешательство во внутренние дела компартий социалистических стран было очень велико. Для осуществления прессинга было создано в 1947 г. Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ). Его задача: организация обмена опытом и координация деятельности компартий. Через этот орган насаждалась в странах Восточной Европы сталинская схема социализма, абсолютизировался советский исторический опыт, пресекались любые попытки социалистических стран отойти от директив СССР. Пример, советско-югославский конфликт.

Во второй половине 50-х гг., после смерти Сталина, СССР предпринял попытку укрепить и расширить экономические и политические связи со странами социалистического лагеря, обеспечить их экономическую интеграцию и координацию внешней политики. С этой целью 14 мая 1955 г. на совещании в Варшаве руководители 8 государств (СССР, Албания, Болгария, Венгрия, Румыния, Польша, Чехословакия, ГДР) подписали коллективный Варшавский договор о взаимной помощи, т.е. был создан коллективный военнополитический блок социалистических стран, аналогичный Североантлантическому блоку. По примеру НАТО были созданы единые вооруженные силы, единое командование во главе с представителями СССР.

Югославия не вошла в Варшавский пакт. Однако новое руководство СССР попыталось нормализовать советско-югославские отношения. В июне 1955 г. Хрущев посетил Югославию, была признана необоснованность обвинений, выдвинутых ранее СССР и социалистическими странами против Югославии, была подписана советско-югославская декларация о дружбе и сотрудничестве.

Однако уже в первой половине 50-х гг. в ряде социалистических стран назрел глубокий экономический и общественно-политический кризис:

- ускоренная индустриализация и коллективизация сельского хозяйства привели к экономическим диспропорциям;

- ликвидация мелких торговых и ремесленных предприятий ухудшила обслуживание населения;

- сельское хозяйство оказалось малопродуктивным;

- репрессии, тоталитарный режим, отсутствие политических свобод, пренебрежение национальными обычаями и традициями вызвали у населения раздражение и недовольство, которое после смерти Сталина начало приобретать открытый характер.

В июне 1953 г. в Венгрии началась критика курса ускоренной индустриализации и антидемократических методов руководства М. Ракоши. В результате он был смещен с поста премьер-министра. Его место занял Имре Надь, выступающий за демократизацию общественной жизни и ускоренное развитие сельского хозяйства.

В июне 1953 г. в ГДР в ответ на очередное повышение норм выработки, рабочие-строители Восточного Берлина забастовали, многие города охватили антиправительственные демонстрации. Правительство ГДР обратилось за помощью к СССР, демонстранты были разогнаны с применением силы.

ХХ съезд КПСС оказал большое влияние на положение дел в социалистических странах. Доклад «О культе личности», о фальсификации судебных процессов, о жестких репрессиях против населения вызвал бурю негодования против коммунистов. Почти во всех странах прежнее руководство, тесно связанное со Сталиным, вынуждено было уступить свои посты новым политическим деятелям.

В Польше и Венгрии начались массовые антисоветские и антикоммунистические демонстрации.

В Польше в июне 1956 г. рабочие Познани организовали забастовки с требованием увеличить заработную плату и улучшить условия труда. Правительство двинуло против них полицию и войска. В результате 74 человека погибло, свыше 500 - ранено. Усилился общественно-политический кризис в стране, в партии, в руководстве ПОРП. Прежнее руководство ушло в отставку, на пост генерального секретаря и руководителя государства избрали Гомулко, который в 1949 - 1954 гг. находился под арестом.

Гомулко объявил о намерении установить равноправные отношения с СССР, повысить роль парламента и общественного самоуправления, оживить деятельность партий, нормализовать отношения с католической церковью, отказаться от принудительной коллективизации сельского хозяйства.

В Венгрии события развивались более драматично. Массовые демонстрации жертв фальсифицированных судебных процессов переросли в вооруженное восстание против коммунистического режима.

23 октября 1956 г. в Будапеште по инициативе студентов строительно-технического университета началась демонстрация с требованием вывода советских войск, реабилитации жертв репрессий, суда над руководителями ВПТ и проведения свободных выборов на многопартийной основе. Столкновения с полицией и силами госбезопасности завершились вооруженным восстанием (громили помещения партийных комитетов, повесили многих партийных работников и активистов, фактически овладели Будапештом).

24 октября премьер-министром вновь стал Имре Надь, который встал на сторону повстанцев. Он распустил органы государственной безопасности, сформировал правительство с участием возобновивших свою деятельность буржуазных партий, потребовал вывода советских войск, отказался от участия в Варшавском договоре, провозгласил Венгрию нейтральной страной и обратился за помощью в ООН.

СССР, считая, что в Венгрии победила контрреволюция, с одобрения руководителей всех социалистических стран (исключая Югославию и Китай) приняло решение подавить восстание вооруженной силой. С этой целью в Москве было сформировано правительство во главе с Я. Кадаром, назвавшее себя Венгерским революционным рабоче-крестьянским правительством.

4 ноября 1956 г. начались военные действия против повстанцев. Руководство страной перешло к правительству Кадара. ВПТ самораспустилась. Ей на смену пришла Венгерская Социалистическая Рабочая партия. И. Надь в 1958 г. казнен за измену родине и организацию заговора с целью свержения народно-демократического строя.

Таким образом, кризис коммунистических режимов середины 50-х гг. подорвал морально-политический авторитет СССР. Однако контроль над странами Восточной Европы был сохранен.

В конце 50-х гг. - первой половине 70-х гг. в странах Восточной Европы существовала противоречивость процессов социально-экономической жизни. С одной стороны, страны Восточной Европы добились известных успехов в развитии экономики, в улучшении жизни населения. С другой стороны, все более стали сказываться негативные кризисные тенденции. Продолжалась ускоренная индустриализация, преимущественное развитие тяжелой промышленности, больше внимания уделялось новым отраслям - приборостроению, электронике, химии.

Ход индустриализации имел свои отличия по странам. ГДР и Чехословакия принадлежали к развитым индустриальным государством. Более того, в ГДР остро стояли задачи экономического соревнования с более богатым, динамично развивавшимся соседом - ФРГ. По общему объему производства ГДР занимала второе место после СССР.

Польша несколько отставала от ГДР и Чехословакии, но опережала другие государства. За нею следовала Венгрия, хотя в ней больший удельный вес принадлежал сельскому хозяйству.

Еще в большей степени от уровня ГДР и Чехословакии отставали Югославия, Болгария и особенно Румыния, преимущественно аграрные прежде страны. В Румынии главной целью было преодоление исторического отставания страны, создание основы тяжелой индустрии.

Наиболее сложные проблемы стояли перед Албанией, которой предстояло преодолеть отсталость и полное отсутствие промышленности, патриархальный характер сельского хозяйства, крайне низкий уровень развития социальной сферы.

Особое внимание уделялось социальной политике: повысился уровень жизни; отсутствовала безработица; увеличились социальные расходы государства; развивались культура, здравоохранение, образование, жилищное строительство.

Уже к концу 50-х гг. в Болгарии, а в остальных странах в начале или середине 60-х гг. было объявлено о «завершении построения основ социализма» и о переходе к построению вслед за СССР «развитого социалистического общества».

При всех достоинствах в восточноевропейских странах уже в 50-е гг. обозначились негативные тенденции. Полное огосударствление экономики, командно-административная система руководства, диктат центра, количество в ущерб качеству, уравниловка в оплате труда снижали заинтересованность работников в результатах труда и в совершенствовании производства.

Во второй половине 50-х гг. был взят курс на ускорение производственного кооперирования сельского хозяйства. В Болгарии оно было завершено к концу 50-х гг., в других


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.