Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Основные этапы и тенденции экономического и политического развития стран Европы и Америки во второй половине ХХ века.

2017-06-12 2260
Основные этапы и тенденции экономического и политического развития стран Европы и Америки во второй половине ХХ века. 4.83 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

АВТОРСКИЙ КОНСПЕКТ

КУРСА ЛЕКЦИЙ ПО «НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ. 1945-2007 ГГ.»

История стран Запада (1945-2007 гг.): Курс лекций.

 

Пояснительная записка

В настоящем курсе лекций рассматриваются наиболее важные проблемы развития государств Европы и Америки в первый период новейшей истории, а также динамику развития международных отношений. При изучении международных отношений различных государств Европы и Америки отдается предпочтение естественно-историческому, эволюционному развитию.

Курс лекций предназначен для студентов дневной и заочной формы обучения, обучающихся по специальности

«История» и другим смежным дисциплинам.

 

Оглавление

 

Лекция 1. Введение в курс.

Лекция 2. США во второй половине ХХ – начале XXI вв.

Лекция 3. Великобритания во второй половине ХХ – начале XXI вв.

Лекция 4. Франция во второй половине ХХ – начале XXI вв.

Лекция 5. ФРГ во второй половине ХХ – начале XXI вв.

Лекция 6. Италия во второй половине ХХ – начале XXI вв.

Лекция 7. Куба во второй половине ХХ – начале XXI вв.

Лекция 8. Чили во второй половине ХХ – начале XXI вв.

Лекция 9. Восточная Европа во второй половине ХХ века: история и современность.

 

Вводная лекция.

Вопросы:

Основные этапы и тенденции экономического и политического развития стран Европы и Америки во второй половине ХХ века.

Характеристика источников и литературы.

 

Лекция 2. США во второй половине ХХ – начале XXI века.

Вопросы:

Социально-экономическое развитие, государственное регулирование народного хозяйства и социальных отношений.

2. Эволюция институтов государственной власти (конгресс, президент, судебная система). 3. Внешняя политика США.

Италия во второй половине ХХ- начале XXI века.

Вопросы:

Социально-экономическое развитие Италии, государственное регулирование народного хозяйства и социальных отношений.

Государственное устройство и партийно-политическое развитие Италии.

Внешняя политика Италии.

АВТОРСКИЙ КОНСПЕКТ

КУРСА ЛЕКЦИЙ ПО «НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ. 1945-2007 ГГ.»

История стран Запада (1945-2007 гг.): Курс лекций.

 

Пояснительная записка

В настоящем курсе лекций рассматриваются наиболее важные проблемы развития государств Европы и Америки в первый период новейшей истории, а также динамику развития международных отношений. При изучении международных отношений различных государств Европы и Америки отдается предпочтение естественно-историческому, эволюционному развитию.

Курс лекций предназначен для студентов дневной и заочной формы обучения, обучающихся по специальности

«История» и другим смежным дисциплинам.

 

Оглавление

 

Лекция 1. Введение в курс.

Лекция 2. США во второй половине ХХ – начале XXI вв.

Лекция 3. Великобритания во второй половине ХХ – начале XXI вв.

Лекция 4. Франция во второй половине ХХ – начале XXI вв.

Лекция 5. ФРГ во второй половине ХХ – начале XXI вв.

Лекция 6. Италия во второй половине ХХ – начале XXI вв.

Лекция 7. Куба во второй половине ХХ – начале XXI вв.

Лекция 8. Чили во второй половине ХХ – начале XXI вв.

Лекция 9. Восточная Европа во второй половине ХХ века: история и современность.

 

Вводная лекция.

Вопросы:

Основные этапы и тенденции экономического и политического развития стран Европы и Америки во второй половине ХХ века.

Характеристика источников и литературы.

 

Основные этапы и тенденции экономического и политического развития стран Европы и Америки во второй половине ХХ века.

Современная история стран Запада является неотъемлемой частью мирового исторического процесса, и еѐ изучение завершает подготовку профессионалов-историков.

XX век в целом и вторая его половина в частности занимают совершенно особое место в истории человечества благодаря не только крупнейшим эпохальным событиям, но и потому, что 90 % научных знаний, 90 % учѐных когда-либо живших и 90 % произведений искусства за всю историю «человека разумного» дал именно он, заставив переосмыслить и подвергнуть ревизии большинство из устоявшихся истин и незыблемых догм в науке, жизни и культуре.

Особенностями зарубежной истории второй половины ХХ века является:

- живая связь времен, переплетение истории, незавершенность многих процессов, субъективность нашего восприятия, поскольку мы одновременно и участники исторического процесса, и его исследователи;

- последнее десятилетие века – это гремучая смесь идеологий, коньюктур, субъективизма, национальных и иных пристрастий, часто противоречивая информация, отсутствие необходимого количества достоверных источников и в связи с этим противоположные суждения и поверхностные оценки;

- курс живой, он постоянно расширяется во времени, дополняется его фактическая база, что требует оперативного реагирования, признания приоритета относительности истины перед абсолютной, новых идей и подходов к исследованию проблем, широты кругозора и стремления достичь «тотального» реконструирования картины прошлого на основе междисциплинарного исследования.

Кроме этого, сама событийная палитра новейшей истории достаточно сложна, т.к. появляется ряд явлений, не характерных для прошедших эпох:

1. Последствия второй мировой войны последовавшая за этим перекройка геополитической карты мира, рождение ялтинской системы международных отношений и ее распад через полвека.

2. Крушение колониальных империй, создававшихся веками и новые реалии для стран «третьего мира».

3. Утверждение и распад мировой социалистической системы в еѐ «советском варианте».

4. Вызревание феномена «холодной войны» и его доминанта на протяжении всей второй половины ХХ века.

5. Появление мощного фактора исторического развития – НТР, изменившей и продолжающей до неузнаваемости менять привычный облик мира.

6. Становление современной социальной модели развития Запада – «государства всеобщего благоденствия», включающей в себя устойчивое равновесие таких, казалось, взаимоисключающих понятий, как свобода и справедливость, индивидуализм и коллективизм, частная собственность и морально-нравственные приоритеты общества.

7. В духовной жизни западной цивилизации – череда трансформаций и парадоксов. Отказ от «классической» картины научного и культурного взгляда на мир, классическим отражением в произведениях искусства мира «как он есть», т.е. реализмом и становлением новых естественнонаучных, философско-гуманитарных и культурологических векторов III тысячелетия, которые до предела усложняют представления человека о себе и окружающей его действительности.

Предметом изучения является социальная, политическая, экономическая, интеллектуальная история западных стран и их история культуры.

Социальная история – новое направление в исторической науке: проблемы человека, его взаимосвязь с обществом; демографические проблемы; этнические, национальные и расовые факторы; иммиграция, эмиграция; социальная стратификация современного общества (классы, статус); социальная политика государства; жизненный уклад и «повседневная история» быта.

Политическая история – политические процессы в обществе; государство и его институты в их развитии; международные отношения; биография политических деятелей и их вклад в историю; внутренняя и внешняя политика правительств, история парламентаризма и демократии.

Экономическая история – экономические тенденции; история бизнеса; банковское дело и финансы; мировые экономические, валютные и сырьевые кризисы и их преодоление; роль государства в экономике.

История культуры – человек и его духовное совершенствование; история и литература; живопись, кино, театр, музыка, архитектура; тенденции и течения в культуре ХХ века – реализм, модернизм, постмодернизм; религия и различные церковные концессии, течения, секты.

Интеллектуальная история – идейное наследие выдающихся учѐных; политические учения и их роль в развитии общества; история науки и научных открытий; историография общественной, политической, философской и исторической мысли.

В послевоенной истории стран Европы и Америки и в целом в послевоенной мировой истории можно выделить 4 периода, каждый из которых является своеобразным и характеризует собой определенную ступень в экономическом и политическом развитии стран.

1-й период – с 1945 года до конца 50-х годов (15 лет). Для него характерны такие процессы, как начало НТР; складывание разветвлѐнной системы государственного регулирования в ИРС; народнодемократические революции в странах Центральной и Южной Европы; становление мировой социалистической системы во главе с СССР; начало распада колониальной системы, развязывание «холодной войны» между двумя сверхдержавами США и СССР и формирования на этой основе «двухполюсного мира».

2-й период – с конца 50-х до середины 70-х годов. Характеризуется дальнейшим развитием НТР, применением на еѐ основе неокейнсианской модели государственно-монополистического регулирования (динамичное развитие ИРС) и развѐртывания процесса интернационализации хозяйственной жизни, складывается система транснациональных корпораций.

Завершается распад колониальной системы. В социалистических странах – попытки ускорения экономического развития приводят к застою.

В международных отношениях – «холодная война», гонка вооружений, в конце 60-х годов устанавливается примерное равновесие в стратегических ядерных вооружениях СССР и США. Получила развитие тенденция к разрядке напряжѐнности.

3-й период – с середины 70-х до конца 80-х годов. Глобальные проблемы человечества, прежде всего экологические, время острых экономических и социально-политических кризисов.

В развитых странах неокейнсианская модель государственно-монополистического регулирования сменяется консервативным вариантом. На фоне второго этапа НТР начинается переход от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу.

В странах социализма – усиление кризисных явлений во всех областях общественной жизни, завершившихся распадом мировой социалистической системы.

В международных отношениях – окончание «холодной войны» и состояния «двухполюсного мира». На первый план проблемы международной безопасности.

4-й период – 90-е годы. Дальнейшее развитие НТР, формирование информационного общества в ИРС; сочетание рыночной экономики с государственным регулированием; глобализация мирового развития.

Для бывших социалистических стран Центральной и Юго-Восточной Европы и бывшего СССР – период перехода к рыночной экономике и режимам представительной демократии, сопровождающийся болезненной ломкой, разрушением прежних структур общества и глубокими кризисными явлениями, особенно на территории бывшего СССР и Югославии.

Международные отношения – формирование «однополюсного мира» с гегемонией США, общая нестабильность в международных отношениях. Период обострения национально-этнических, межконфессиональных конфликтов, нарастания глобальных проблем мировой цивилизации, межцивилизационных противоречий.

 

Дадим коротко характеристику всех наиболее важных процессов, произошедших после второй мировой войны. НТР и её социальные последствия.

После окончания второй мировой войны человечество вступило в эпоху НТР, связанную с развитием производительных сил. НТР по своему размаху приняла интернациональный характер, характер компьютерноинформационной революции.

Важнейшей особенностью НТР является превращение науки в непосредственную производственную силу, тесно связав научно-технический прогресс с производством. НТР преобразует все основные элементы общественного производства – орудия труда, предметы труда и источники энергии.

НТР является главной реальной основой опережающего экономического и социального развития стран Западной Европы и США. Главные направления НТР:

- автоматизация и компьютеризация производства и управления производственными процессами;

- овладения новыми источниками энергии;

- освоение космоса;

- развитие химии, биотехнологии, создание искусственных материалов.

1 этап НТР – 50-е – первая половина 70-х гг. Характеризуется развитием новой химической технологии, науки о строении атома и ядерной техники, теоретической и практической космонавтики, создание ЭВМ. Создание в 1940-50-е гг. в США и СССР ракетно-ядерного оружия. В 1957 г. – запуск в СССР первого искусственного спутника земли. 12 апреля 1961 г. – первый полет человека в космос. В июле 1969 г. – американские астронавты Армстронг и Олдрин высадились на Луне.

2 этап НТР – середина 1970-х – конец 1980-х гг. – характеризуется массовым внедрением ЭВМ в быт, в сферу услуг и информации; электронной автоматизацией научно-технического творчества.

Появились персональные ЭВМ, калькуляторы, электронные управляющие устройства в производственной и бытовой технике.

Информационная техника становится специальной отраслью промышленности. Намечается переход от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу. 3 этап НТР – 1990-е гг. Новая технологическая эра: появились новые типы информационных технологий и средств общения между людьми. Стержнем глубоких перемен стал Интернет. Начала складываться «информационная экономика», в основе которой использование символов для организации производства и повышения производительности труда. Информация стала конкретной материальной силой. Новое общество стало постиндустриальным.

Социальные последствия НТР весьма противоречивы, т.к. с одной стороны, они требуют коренного изменения содержания и методов подготовки рабочей силы (повышение расходов на образование, на профессиональную подготовку и переподготовку рабочей силы). С другой стороны, процесс автоматизации делает ненужными многие профессии, вытесняя из трудовой деятельности значительные группы трудящихся. НТР вызвала изменения в социальной структуре общества:

1) Процесс индустриализации сельского хозяйства привел к вымыванию занятого в нем населения, которое уменьшилось в 2-4 раза. Гигантские массы населения переместились в города. Ускоренная урбанизация затруднила условия городской жизни (отравление атмосферы, обострение жилищной, транспортной и др. проблем).

2) Возросли численность и удельный вес населения, занятого в сфере обслуживания, превысив долю занятых в промышленности и на транспорте. Сократилась доля лиц, занятых физическим трудом, возросло количество инженерно-технических работников, квалифицированных специалистов, служащих.

3) Менялся состав промышленного ядра рабочего класса: уменьшилось число рабочих в горнодобывающей и некоторых традиционных отраслях легкой промышленности. Одновременно резко выросло число рабочих в радиоэлектронике, производстве вычислительной техники, в химии, атомной энергетике и др.

4) Обострение проблемы занятости в старых традиционных отраслях привело к росту числа нанимавшихся на работу в худших условиях «неформальной экономики», т.е на мелких предприятиях, где не соблюдалось трудовое законодательство.

5) Изменения произошли в средних слоях: выросли «новые средние слои» города в лице научно-технических работников, интеллигенции и специалистов, связанных с НТР – ученых, инженеров, университетских и школьных преподавателей.

Все это в конечном итоге приводит к таким процессам как:

- углубление дифференциации внутри рабочего класса; - усиление маргинализации населения; - увеличение безработных.

Итак, НТР оказывает огромное воздействие на материально-техническую базу западного общества, на его производственные отношения, на социальную структуру, изменяет быт, идеологию, образ жизни. Поэтому в наиболее развитых регионах возникает новое состояние современного общества, для характеристики которого применяются термины: «индустриальное», «постиндустриальное», «информационное».

Ведущую роль в развитии науки и техники в послевоенные годы играли США, т.к. они собрали у себя многих европейских ученых, искавших в Америке убежище от фашизма. Поэтому в эти годы США далеко опередили все остальные страны, получив 14 из 30 Нобелевских премий, которыми отличаются высшие мировые достижения в области физики, химии, физиологии и медицины. Остальные премии – 6 на долю английских ученых, 3 – ФРГ, 1- Япония. Ученые СССР, Италии, Франции не получили в те годы ни одной Нобелевской премии.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.