Психоанализ З.Фрейда и аналитическая психология К.Г.Юнга. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Психоанализ З.Фрейда и аналитическая психология К.Г.Юнга.



Фрейдизм формировался как движение от науки к философии. В рамках позитивизма было наоборот. 1856-1939. Фрейд родился в Австрии, работал в венском универе. Незадолго до смерти эмигрирует в Лондон. Некоторые работы: лекции по введению в психоанализ. В 1922 переведены на русский язык. «Я и оно». В 1924 переведена на русский. «Толкование сноведений». Фрейд признавал, что в философском отношении на него повлияли работы платона, декарта, шопенгауэра и ницше. Сначала его учение воспринималось как оригинальное и революционное. Был период озлобленной критики. Его называли подрывающим моральные основы общества. Это период сменялся внимательным отношением к его учению. Его работы сжигали при Гитлере, запрещали при Сталине. Но интерес к его идеям не пропадал. Психоаналитическое учение Фрейда укоренилось в европ и амер культуру. До сих пор имеет колоссальный успех, теория творчества. До начала 30х отношение к идеям Фрейда было благожелательным. Но в 30-е попали под запрет. Великие диктаторы плохо относились к его идеям. Это фон, на котором его учение развивалось. В рамках психологии считается, что он произвел методологический переворот в этой науке. Хотя и сегодня оценки разные. Считается, что 3 идеи Фрейд сформулировал и обосновал.

 

1) После его работ становится ясным, что неосознаваемые структуры – особый пласт человеческой психики, причем пласт, доступный научному анализу.

2) Фрейд описал эти неосознаваемые структуры, построил единую картину психики.

3) Фрейд создал особый язык психоанализа и разработал особый психоаналитический метод.

При этом считается, что Фрейд своими работами нанес серьезную рану человеческой гордыне. Стало ясно, что человек не является хозяином в собственном доме.

Собственно, концепция. Фрейд шел от данных конкретных наук к серьезным обобщениям. Существенным в его научном творчестве было.

Фрейд был невропатологом, психиатром. У него много сотратников, которые занимались острыми проблемами психиатрии. Конец 19 – начало 20 века. Психиатрия поднимается на новый уровень. Фрейд основывался на широком эмпирическом материале, который он мог собрать во время практической деятельности. Он позволил обратить внимание на бессознательную сферу человеческой психики.

Широкий арсенал научного исследования. Некоторые классические иллюстрации. В конце 19- начале 20 века широко начинает использоваться гипноз как метод проникновения в психику. Само использование этого метода давало интересный материал.



Мотивация сознания не всегда соответствует подлинным мотивам. Поступок может определяться какими-то силами, действующими в нашей психике, но не доходящими до нашего сознания. Эти скрытые психические силы, которые действуют на нас могут с помощью определенных приемов, могут быть доведены до нашего сознания.

Как возникают бессознательные силы? В начале 20 века врачи пытались справиться с некоторыми психическими заболеваниями. Одна из них – истерический паралич.

Многие поциенты, когда удавалось выяснить причины заболеваний и довести их до сознания пациента, у больных улучшалось состояние. Выведение скрытого на поверхность может существенным образом помочь человеку избавиться от некоторых своих болезней. Первое время психиатры пытались воздействовать на больного гипнотическим внушением. Потом тало ясно, что метод гипноза несовершенный. Чтобы владеть арсеналом гипнотических средств нужно иметь соответстующую подготовку. Нужные необходимые качества врача, поциента.

Метод свободных ассоциаций, который лег в основу психоаналитического метода.

Поциен должен быть расслаблен. Этому могут помогать гипнотическое внушение, доверительная атомосфера, неяркий свет. В таком состоянии пациент должен говорить точ, что ему приходит в голову. Отвечать на вопросы, которые ему задает врач. Врач по тем ответам, которые кажутся значимыми может приступать к расшифровке того, что говорит больной. На основании этого метода были сделаны серьезные выводы. Пациенты в качестве причин, определяющих их нынешнее сосотояние имели переживания, которые относились к раннему деству. Как правило, это неприятные переживания. Они были их сферы сознания вытеснены в бессознательную. Часть была полностью забыта. Эти переживания могли связываться в определенные конструкции, которые впоследствии названы комплексами. Но этот метод показал, что все то, что от нас скрыто так или иначе в наше сознание прорывается. Прежде всего, через сновидения. В 1899 Фрейд публикует работу Толкование сновидений, где формулирует идею: сны – королевские ворота бессознательного.



Бессознательное прорывается также через шутки, обмолвки, описки. Когда человек что-то делает не подумав. Задача врача – вытащить все бессознательное наружу. Этот метод давал интересный материал для научных обобщений. Можем ли мы найти силы, которые являются для бессознательного наиболее значимыми? В соответствии с этим размышления над подомными вопросами Фрейда подтолкнули к значимому обобщению. Работа – очерки истории сексуальности. Формулирует мысль о том, что бессознательное, каким бы разнообразным не было, определяется сексуальными мотивами, скрытыми от сознания человека. После этого Фрейд пытается построить единую картину человеческой психики. Пытается рассуждать не только о болезнях, но пытается понять природу человеческой психики вообще. Делает допущение, что не может быть принципиальных различий между психикой невротика и психикой нормального человека. Все, что мы узнали о психике, изучая различного рода заболевания, может быть проецировано на психику вообще. Мы можем представить психику как сложно организованное целое. Чтобы показать, что такое психика Фрейд использует образ замка с огромным количеством комнат, подвалов. В замке темно, идем с факелом. То пространство, которое освещается, это наше сознание. Темнота, которая скрыта, но затем мы движемся и освещаем факелом- предсознание. Оно может вполне стать явным для человека. В конце зала дверь, которая открыта на засов, который нельзя открыть. Все, что за дверью – бессознательное. Этот образ постепенно трансформируется в достаточно явную картинку структуры человеческой психики. В 1923 он пишет работу «Я и оно». В этой работе он дает картинку человеческой психики, достаточно устойчивую. Это попытка описания того, что происходит в человеческой психике. Эту картинку называют слоеным пирогом. Человеческая психика есть явление сложное, структурированное. Мы можем выделить 3 основных уровня:

1) Базовый уровень – бессознательное. Этот уровень обозначается как оно. Что есть в этой сфере? Господствующий принцип этой сферы – принцип удовольствия. Важнейшей составляющей этой части человеческой психики является человеческая сексуальность – эрос. Это наиболее глубинная часть психики. Сексуальные влечения берутся от природы.

Переживания раннего детства. Они забыты, человеку тяжело их вспомнить. Эти переживания могут быть разными. Все то, что вытесняется сознанием в сферу бессознательного в течении жизни. Кроме этого Фрейд со временем дополнил эту сферу. Кроме эроса есть еще одна важная сила – тонатос или влечение к разрушению. Тонатос был выведен в результате 1ой мировой войны, иначе это нельзя было объяснить ту жестокость, которую проявляли люди во время войны.

2) Срединное положение занимает та часть, которую можно обозначить как я. Главный принцип – принцип реальности. Я – наличный уровень нашего сознания, та часть психики, которая отвечает за непосредственный контакт с внешним миром. Наверное это можно обозначить термином сознания. Принцип реальности связан с осмыслением того, что происходит.

3) Уровень, который Фрейд обозначил как сверх я. Здесь главным является принцип долженствования. Сверх я – это социальность, которая присуща человеку. Множество этических норм, которые человек впитывает в семье, которые он приобретает во время социализации. Это совесть, правила поведения, правила, которые получают социальное одобрение. Я должен так поступать.

Эти уровни связаны между собой. Чтобы реализоваться оно всячески стремиться проникнуть в я. Оно стремится стать программой деятельности человека. Он должен строить планы, их реализовывать. Я всячески препятствует проникновению «оно». Сверх я внимательно следит за тем, насколько я является последовательным. Эта наша совесть. Суд этот бывает достаточно жестким, иногда разрушительным для человека. Сталкиваясь с жестким осуждением сверх я своих поступков. Зачастую человек из-за этого уходит в болезнь. У каждого человека несмотря на общность структуры взаимодействия эи х3х слоев являются сугубо индивидуальным. Общество формирует сверх я, человек обладает природными стремлениями, у него собственные вытесненные воспоминания. Результаты далеко не всегда могут быть с точностью предсказаны. Это давление может приобретать жесткие формы, очень тяжелые для человека. У фрейда есть термин либидо – сексуальная энергия, заключенное в сфере оно. Есть пути реализации этой энергии легальным образом. Этот путь Фрейд назвал сублимацией- это переключение сексуальной энергии в энергию другого социально-приемлемого характера. Активная политическая деятельность, творческая деятельность. Создание нового в культуре. По мнению Фрейда все это результат сублимации.

Это взаимодействие между уровнями у каждого человека индивидуально. Оно может привести к неприятным поледствиям. Если давление сверх я достаточно сильно за то, что он допустил проникновение оно в сферу сознания, то это давление может привести к невротическм состояниям. Задача психиатра в том, чтобы помочь боьному разобраться в том, что происходит.

Для Фрейда принципиально значимо, что функции оно являются ведущими в функционировании человеческой психики. Ведущая роль бессознательно особо подчеркивалась Фрейдом. Фрейд использовал образ колесници, где ум – возничий и 2 коня – 1 разумный, второй тянет человека вниз. В зависимости от того, какая из сил перевешивает, человек таким и становится. Это был Платон.

Фрейд. Всадник – человеческое сознание, ему кажется, что он управляет конем. Конь – бессознательное. Конь может завести всадника куда угодно. Роль сознания не так ярка, как роль бессознательного.

Процесс психического развития человека есть биологчески детерминированный процесс всякого рода бессознательного, прежде всего сексуальных стремлений. Это вывод принимали не все современники. Фрейд считал, что бессознательное возникает раньше, чем сознание. Он делал далеко идущие выводы, которые касаются социального характера. Я – несчатное существо. С одной стороны есть внешний мир, с которым надо взаимодействовать. С друго стороны – оно, которое не дает действовать осознано. Кроме того, есть сверх я. Отсюда все человеческие несчастья. По мнению Фрейда, каждый человек обладает устойчивыми комплексами. Они по-разному проявляются у каждого конкретного человека, но они имеют существенную роль в еоо мировосприятия. Эдипов комплекс. Этот комплекс свойственен всем мальчикам. Первое сексуальное чувство обращено на мать. Двойственное отношение к отцу: стремление устранить отца, с другой стороны – почитание, страх, как перед сильным существом, которое может наказать и защитить одновременно.

Постепенно его мировоззрение выходит за рамки психологического и он пытатется рассуждать о вещах, котореы традиционно объяснялись не в рамках психологии. Логика такова: от психологии невротика к психологии нормального человека, и тогда можно объяснить психологию целого народа. Общественные явления объясняет сведением социальных причин к личностным. Редукционизм – сведение более организованного к менее оргнизованному. МЫ можем невроз трактовать как явление, объясняемое психологией ндивида, а религию можно объяснить используя общественную психологию.

Тотем и табу – в этой работе Фрейд пытается показать, что явилось источником формирования таких явлений как нравственность или мораль. Пытается показать, как появляются религия, гос-во. Опирается на идеи Дарвина и онтрополага АНткинсона. Разрабатывали проблему, как организуется первичная человеческая общность. Фрейд формирует миф-гипотезу, в которой пытается показать, как можно объяснить появление соц явлений. Первичная человеческая общность – большая полигамная семья, во главе которой стоит могущественный самец, который имел возможность удовлетворять все желания свободно. Мог изгонять молодых самцов. Мы можем исходный момент человеческой истории заключается в следующим: молодые изгнанные самцы объединяются между собой, убивают отца-патриарха и занимают его место. Это первое совместное действие разобщенных индивидов. Дальше возникает чувство вины и чувство раскаяния. Религия – это дело социально организованное чувство раскаяния по отношению к совершенным действиям. Зачатки нравственности появляются. Так поступать нельзя. Понимают, что надо положит конец такого рода поступкам, на основании такого рода чувств возникает мораль. Самцы договариваются между собой, что больше так они не поступают. Отсюда запрет на кровосмешение. Отсюда в конечном исходе возникает общество. Тотем – это священное животное, которое запрещено убивать. Постепенно этот тотем в более поздних обществах преобразуется в бога. Табу – запрет на совершение определенных действий. Число запретов постепенно растет, из них возникает нравственность.

В соответствии с таким понимаем социального Фрейд говорит – все здание культуры построено на желании приспособиться к деятельности нашего бессознательного, каким-то образом его обуздать. Цивилизация построена на подавлении инстинктов.

Как бы мы не стремились притормозить стремление к разрушению, они все равно реализуются на уровне социума – войны, столкновения. Если возьмем какие-то явления, которые отторгаются культурой – классовая война, преступность, в основе этого лежит сфера бессознательного, которая требует определенной реализации.

Фрейд двойственно относится к цивилизации. Прогресс есть. Но развитие культуры и цивилизации одновременно есть одновременно подавление природного в человеке. ПО мере развития культуры растет неудволетворенность. Мрачно относится к тому, что людям предстоит пережить. ОН призывает к реформированию культуры. Она должна стать более внимательной к человеку, его стремлениям, желаниям. Ясного рецепта у Фрейда нет. Идея - -нам надо крайности культуры каким-то образом ограничивать влияние культурного на природное.

 

Фрейд своеобразно истолковал формулу классической философией. Философия античности, нового времени, канта, гегеля. Формула может выглядеть так: разум-человек-история. Мы пытаемся понять, что есть человеческий разум, что сделать для его совершенствования. Еси мы в состонии разум человека сделать более совершенным, то человек станет более нравственным. Таким образом переходим к истории. История есть процесс реализации некоторых законов, а в их основе лежит определенный разум. Фрейд на место разума поставил бессознательное. Получилась картинка, в основе которой лежит бессознательное. От понимания отдельного человека переходим к пониманию истории.

Фрейд написал картину психики и создал язык психоанализа. Есть моменты, которые являются спорными на сегодняшний день (т.е. не доказаны):

1) Бессознательное влечение составляют сущность человеческой деятельности. С точки зрения аргументации Фрейду доказать это не удалось.

2) Сексуальные влечения лежат в основе творчества и человеческой деятельности в целом.

3) Фрейд в своей философской деятельности стремился использовать прежде всего тот эмпирический материал. Но он таким образом его организовывал, что этот материал хорошо укладывался в его картину. Эмпирический материал на самом деле намного более разнообразен.

Среди его учеников бли и итакие, какие сталы выдающимися философами, но при этом критично относились к некоторым основным идеям Фрейда.

Карл Густав Юнг. 1875 - 1961

Ученик Фреда, который на опред этапе со своим учителем разошелся в трактовке базовых определений. Создатель аналитической психологии. Написал множество работ, ранние работы — это психологические типы, более поздние – подход к бессознательному.

Расходился с Фрейдом в понимании природы бессознательного. Также считал, что бессознательное играет важнейшую роль в развитии индивида и культуры. Интересная идея, что индивидуальное бессознательное является частью бессознательного коллективного. Юнг

формулирует понятие Архетип. Это коллективное бессознательное. Некоторые символические образы, которые являются общими для всего человечества и в этих коллективных образах выражаются не индивидуальные характеристики индивида, а всеобщие человеческие стремления, потребности, инстинкты. Это устойчивые типичные формы коллективной памяти. У фрейда это связывается с индивидуальной памятью.

Роль архетипа.

Фрейд роль бессознательного оценивал отрицательно. То, что определяет жизнедеятельность человека, но приводит к неприятным коллизиям. Для Юнга архетип – явление безусловно положительное. Архетипы помогают человеку определиться в социуме. Это образцы осмысления мира, самого себя. Функция проявляется на уровне наций, государств. Понятие архетипа невозможно осмыслить дискурсивно -рассуждение, которое подчиняется логическим правилам. В этом смысле психология может стремиться к тому, чтобы архетипы описать, выделить наиболее типичные формы коллективной памяти, но наука не в состоянии последовательно объяснить как они возникают и как они действуют.

Архетипы выражают всеобщие человеческие стремления, инстинкты. Они проявляются в различных образах. Они могут быть мифологическими, религиозными, общими для всего человечества. Если сравнивать мифы, верования, сказки разных народов и эпох. Мы сможем найти образы, которые свойственный каждой культуры. Могут иметь разные названия и облик. Но суть одна. Чудовища дохристианских мифов и сатана, геракл и христос. Представления о олимпе и представления о рае. Эти образы есть архетипические образы. Они помогают человеку определиться в мире, расставить маяки, выработать наиболее приемлемые способы деятельности.

В них заключены общие для всех народов стремления, страхи, переживания. Эти символы помогают установить отношения гармонии между сознательным и бессознательным. Чтобы понять, что представляет индивид, мы должны понять его индивидуальное бессознательное как часть коллективного бессознательного.

Юнг называет архетипы: персона – это некоторая маска, за которой скрывается я. Человек не может представлять себя абсолютно незащищённым. Он одевает маску, которая помогает ему выполнять социальную роль.

Тень – это символ всего темного, страшного, низменного, примитивного в человеке. С помощью этого типа мы можем оценивать события, явления и когда происходят определенные катаклизмы социального характера они могут быть объяснены как неадекватная восприятие архетипа.

Самость -важнейший центральный архетип человеческой личности. В человеке действуют разные силы. Классификация человеческих типов. Это архетип, вокруг которого вращаются остальные чувства человека. Это идеал, к которому нужно стремиться. Человек должен гармонизировать способности, привести их в систему и тем самым коллективное бессознательное помогает человеку построить систему ценностей.

Т.е. у Юнга получается картинка, что не индивидуальное бессознательное подобно коню Фрейда, а коллективное бессознательное, которое помогает человеку организовывать свой собственный опыт.

Сложность возникает, когда Юнг пытается объяснить, как архетипы возникают. Передаются не только через культуру. Человеческий мозг появляется с определенной структурой. Откуда она беретсч. Мозг формируется в течении тысячелетий, имеет свою структуру, значит наверное эта история должна была наложить отпечатки на эту структуру. В человеческом мозге есть следы архаического разума. Мозг может нести отпечатки дочеловеческой истории (предположение).

Его идеи критиковались, не воспринимались как строго научные.

Юнг дал классификацию психологических типов, ей зачастую пользуются до сих пор, хотя она не совершенна

4 полюса сознания: мышление, чувства , ощущения, интуиция. Эти полюса существуют в сознании нераздельно. Но лишь одному из них принадлежит ведущая роль. Отсюда можно выделить 2 типа людей: экстраверты и интроверты. Экстраверты – псих тип человека, который открыт по отношению к внешнему миру, зависит от внешнего мира. Интроверт – псих тип, который концентрируется на себе самом. Этот тип демонстрирует большую независимость. В деятельности исходит не из оценки окружающих, а из собственных, намерений. В чистом виде не существуют, но эти полюса сознания могут концентрироваться вокруг этих типов.

Что позволяет архетип? У человека 4 полюса сознания. Многие болезни связаны с рассогласованием полюсов человеческого сознания. Архетипы помогают согласовать эти 4 полюса. Стремление реализовать самость – стремление согласовать разбегающиеся полюса в одно целое. У Юнга есть важный термин – индивидуация – процесс согласования полюсов нашего сознания. Активное включение нашего самосознания.






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.011 с.