Калькулирование как способ группировки затрат, их измерение и определение себестоимости. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Калькулирование как способ группировки затрат, их измерение и определение себестоимости.

2017-06-05 524
Калькулирование как способ группировки затрат, их измерение и определение себестоимости. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Калькуляция как прием стоимостного измерения - это способ группировки затрат и определения себестоимости единицы произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, приобретаемых материальных ценностей.
Калькуляция определяется необходимостью получения показателей себестоимости для соизмерения затрат, установления цены продукции, работ, услуг, контроля с целью выявления резервов ее снижения. Основа калькуляционных расчетов - правильное определение калькуляционной единицы, калькуляционного периода и выбор объектов калькуляции.
Калькуляционная единица используется для измерения изготовленной продукции и выполненного однородного объема работ.
Калькуляционные единицы могут быть:
• по характеру использования - натуральные, трудовые, стоимостные;
• по содержанию выполненных работ - видовые для отдельных видов работ, комплексные для расчета себестоимости совокупности работ;
• по целям - на уровне бизнес-единиц и всей организации;
• по отношению к смежным технологическим производствам и качеству производимой продукции - условно-натуральные единицы, базисно- натуральные.
Калькуляционной единицей могут выступать 1 ц, 1 т, 1000 шт., 100 условных единиц.
Калькуляционный период - период, за который исчисляется себестоимость, как правило, за месяц, а например, в сфере услуг (рестораны, бары, кафе) - за день.
Объект калькуляции - продукция определенной потребительной стоимости разной степени готовности.
По объектам калькуляции затраты группируют в разрезе статей затрат с учетом отраслевых особенностей. Так, организации, выпускающие промышленную продукцию, при составлении калькуляций используют следующие (типовые) статьи затрат:
• сырье и материалы;
• возвратные отходы (вычитаются);
• покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций и предприятий;
• топливо и энергия на технологические цели;
• оплата труда производственных рабочих;
• начисление ЕСН;
• расходы на подготовку и освоение производства;
• общепроизводственные расходы;
• общехозяйственные расходы;
• потери от брака;
• прочие производственные расходы.
Весь процесс учета производственных затрат подразделяется на этапы:
• группировка затрат по объектам учета;
• распределение затрат по объектам калькуляции;
• определение себестоимости единицы продукции (работ, услуг).
Калькуляции позволяют:
- выявлять резервы снижения себестоимости;
- сравнивать фактические затраты с плановыми затратами аналогичных организаций;
- принимать оптимальные управленческие решения по использованию.
Калькуляции способствуют повышению экономической обоснованности цен на продукцию, поскольку они базируются наряду с потребительной стоимостью товара на общественно необходимых затратах на производство и продажу продукции, работ и услуг. Калькуляции помогают принять продуманные решения о производстве новых видов продукции и снятии с производства устаревших.
Особенно возросла роль калькуляций в рыночных условиях, когда каждому подразделению необходимо соизмерять свои затраты с доходами, а экономия производственных затрат становится основным источником увеличения доходов трудовых коллективов, а также повышения конкурентной способности организации.
В зависимости от своего назначения калькуляции подразделяются следующим образом.
По времени составления - плановые, нормативные, провизорные, фактические (отчетные).
Плановая калькуляция представляет собой расчет себестоимости производства конкретных видов продукции, работ, услуг. Она основана на плановых затратах и плановом выпуске продукции, работ, услуг. Плановая себестоимость используется для оценки выпуска продукции, работ, услуг в течение отчетного периода, а также для сравнения фактической себестоимости при анализе ее показателей с целью выявления резервов снижениязатрат на производство.
Нормативная калькуляция представляет собой величину затрат, которую организация на момент расчета себестоимости может израсходовать на единицу выпускаемой продукции с учетом действующих норм и нормативов. Нормативная калькуляция используется при организации нормативного метода учета и управления издержками производства.
Провизорная калькуляция составляется для анализа и прогнозирования хозяйственной деятельности с целью принятия необходимых управленческих решений. В отдельных сезонных производствах составляют калькуляцию до совершения всего производственного цикла.
Фактическая (отчетная) калькуляция - это калькуляция, составляемая после совершения хозяйственных процессов, целью которой является проверка выполнения задания по себестоимости, а также оценка товарных запасов, незавершенного производства и установление реализационной цены на продукцию, работы, услуги.
По периодам времени, циклу производства, технологического передела, процесса - месячные, квартальные, годовые, цикла производства, конкретного технологического передела или процесса.
По объему включаемых в себестоимость затрат калькуляции бывают производственной себестоимости, включающие в себя затраты, возникшие в сфере производства, и полной себестоимости, включающие в себя затраты, возникшие в сфере производства и обращения.
Калькуляции полной себестоимости отличаются от калькуляций производственной себестоимости на величину затрат, связанных с продажей продукции, работ, услуг.
Учет по полной себестоимости широко распространен в отечественной практике и имеет важное значение при определении финансового результата организации, исчисления налоговых платежей, для оценки перспектив в развитии производства.
Система учета по полной себестоимости имеет ряд достоинств:
• соответствие действующим в Российской Федерации нормативным актам по бухгалтерскому учету и налогообложению;
• корректная оценка стоимости запасов незавершенной и готовой продукции.
Существенными недостатками такой калькуляции являются:
• включение в себестоимость продукции затрат, не связанных непосредственно с ее производством (в результате происходит искажение рентабельности отдельных видов продукции);
• утрата объектами калькуляции индивидуальности из-за использования общих баз распределения при списании косвенных расходов;
• капитализация постоянных накладных расходов в запасах готовой продукции на складе, когда спрос на продукцию уменьшается;
• отсутствие в плановой калькуляции себестоимости заранее предусмотренного риска получения убытков.
Калькуляция применяется для стоимостного измерения затрат на всех стадиях кругооборота: на первой - определяется себестоимость заготавливаемых предметов труда; на второй - рассчитывается производственная себестоимость продукции, работ, услуг; на третьей - исчисляется полная фактическая себестоимость реализованной продукции, работ, услуг.

Калькулирование один из основных приёмов исчисления себестоимости продукции (работ, услуг). Для исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) составляется калькуляция (от лат. calculation- исчисление). Калькуляционные расчёты оформляются в специальном документе – калькуляционном листе, в котором производится расчёт себестоимости по установленным статьям расходов. Калькулирование включает организацию и ведение учёта по объектам затрат и объектам калькулирования по установленной номенклатуре статей затрат, центрам ответственности (цехам, участкам, бригадам) и по организации в целом.

При разработке калькуляций важное значение имеет правильная группировка затрат по их видам (элементам) и статьям затрат, точность подсчёта затрат по объектам калькулирования, обоснованность метода распределения косвенных расходов, имеющих отношение к нескольким объектам калькуляции.

При помощи калькулирования затраты организации сопоставляются с его доходами, определяется уровень рентабельности производства в целом по организации, по отдельным отраслям и видам продукции.

Калькулирование позволяет выявить отклонение фактической себестоимости продукции от плановой или нормативной себестоимости, установить их причины, подсчитать резервы повышения эффективности производства и роста показателей рентабельности.

Различные показатели себестоимости обуславливают необходимость разработки и различных видов калькуляций.

По времени составления калькуляции подразделяются на предварительные и последующие. К предварительным относят калькуляции:

· Плановые (расчётно-плановые);

· Сметные;

· Нормативные;

· Провизорная.

Эти калькуляции разрабатываются до изготовления продукции или выполнения работ.

К последующим калькуляциям относят отчётные калькуляции, рассчитанные по фактическим данным после изготовления продукции.

Плановая (расчётно-плановая) калькуляция составляется на начало отчётного периода на планируемый срок, на основе плановых норм расхода материальных ресурсов, расценок и нормативов труда и заработной платы, затрат на управление и организацию производства, планируемых показателей производства продукции с целью исчисления среднегодовой (среднеквартальной) себестоимости продукции. Плановая калькуляция является составной частью плана социального и экономического развития организации, ее бизнес-плана.

Сметная калькуляция исчисляется в том же порядке, как и плановая, но только на изделия и работы, выполняемые в разовом порядке (ремонт машин, зданий, сооружений, строительство, услуги). Она используется для обоснования затрат на изготовление изделий и выполнение работ, и для расчётов с заказчиками.

Нормативная калькуляция рассчитывается строго по нормам расхода сырья, материалов, комплектующих деталей, полуфабрикатов, топлива; нормам и расценкам по оплате труда, действующим на определённую дату и по утверждённым сметам расходов на управление и обслуживание производством. Она предназначена для определения нормативной себестоимости продукции, работ, технологических процессов в тех организациях, которые применяют нормативный метод учёта затрат, а также для оперативного контроля за отклонениями фактических затрат от установленных нормативов.

 

Провизорская калькуляция составляется по состоянию на 1 октября текущего года в сельскохозяйственных производствах на основании фактических данных о затратах на производство и выходе продукции за 9 месяцев, а также расчёта предполагаемых затрат и ожидаемого объёма продукции в IV квартале. Показатели провизорской себестоимости применяются для исчисления предполагаемых финансовых результатов (прибыли или убытков) организации в отчётном году, позволяют определить уровень плановых заданий по снижению себестоимости продукции и рентабельности её производства не в начале будущего года, а в октябре текущего года.

Отчётная калькуляция представляет собой расчёт фактической себестоимости продукции. Она составляется по данным бухгалтерского учёта о фактических затратах и количестве произведенной продукции и характеризует уровень отдельных видов расходов на производство конкретной продукции. При разработке отчётных калькуляций используют те же статьи затрат и тот же способ включения отдельных видов затрат в себестоимость продукции, что и при составлении плановых калькуляций. Это позволяет проконтролировать выполнение плановых заданий по снижению себестоимости продукции, оценить прогрессивность действующих норм расхода ресурсов и эффективность использования средств организации, позволяет провести экономический анализ себестоимости продукции (товаров, работ, услуг).

В отчётную калькуляцию включаются также расходы и потери, которые не предусмотрены плановой калькуляцией. Например, потери материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, оплата простоев по внутрипроизводственным причинам, расходам на исправление брака продукции и др. Сопоставимость плановых и отчётных калькуляций при этом не нарушается, более того, возрастают контрольные и аналитические функции учётной информации.

В зависимости от состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг различают калькуляции цеховой, производственной и полной (коммерческой) себестоимости.

Калькуляция цеховой себестоимости позволяет исчислить затраты отдельных структурных подразделений организации (цехов, участков, бригад) на производство как единицы, так и всей продукции. В цеховую калькуляцию включаются только затраты конкретного структурного подразделения организации.

Калькуляция производственной себестоимости отражает в целом затраты организации на производство продукции. Её цель – исчислить себестоимость конкретных видов продукции (всей и единицы).

Калькуляция полной (коммерческой) себестоимости включает помимо затрат на производство продукции, также и расходы по её реализации. Её назначение - определение финансовых результатов от реализации продукции, работ, услуг и определение показателей рентабельности производства и реализации.

В зависимости от количества охватываемых организаций различают индивидуальные, фирменные и отраслевые калькуляции.

Индивидуальные калькуляции рассчитываются с целью определения себестоимости продукции конкретной организации.

Фирменные калькуляции разрабатывают для исчисления себестоимости определённого вида продукции по затратам организации, входящих в объединение, комбинат, трест и т.д.

Отраслевая калькуляция рассчитывается по данным подведомственных организаций на совокупные затраты на производство и реализацию отдельных видов продукции всей отрасли. Она составляется отдельно по государственным и коллективным организациям и по территориальным признакам.

45..Сущность, функции и задачи бизнес плана, типология бизнес-плана

Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения.

Назначение бизнес-плана – показать реальные шансы реализации бизнес идеи. Он не только дает правдивую оценку возможностей и рисков, но показывает необходимость (или же отсутствие таковой) в привлечении дополнительных инвестиций, открытии кредитных линий. По сути, бизнес-план показывает успешность управления и пути развития предприятия для достижения поставленной цели.

Бизнес-план имеет две группы пользователей – внутренних (инициатор бизнес-идеи, учредители и персонал фирмы) и внешних (потенциальные инвесторы, кредиторы, партнеры).

Бизнес-план служит трем основным целям:

1) он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект;

2) служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект;

3) кредитор при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.

Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

· четкая формулировка целей предприятия, определения конкретных количественных показателей их реализации и сроков достижения;

· определить конкретные направления деятельности фирмы,

· целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

· сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения, определения конкретных количественных показателей их реализации и сроков достижения.

· определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.

· оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

· выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

· определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

· оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана;

· организовать систему контроля над ходом осуществления проекта.

Тип — по основным сферам деятельности, в которых существует проект;

- технический бизнес план, (исследования и развития — разработка нового продукта, исследования в области менеджмента и маркетинга, разработка нового проекта программного обеспечения.) - организационный бизнес план, (реформирование предприятия, реализация концепции новой системы управления, создание новой организации или проведение международного форума.) - экономический бизнес план, (приватизация предприятий, создание аудиторской системы, введение новой системы налогов.) - социальный бизнес план(реформирование системы социального обеспечения, здравоохранения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений) - - смешанный бизнес план.

2. Оценка риска при разработке бизнес-плана, типы областей риска

Назначение анализа риска заключается в том, чтобы получить необходимые данные для принятия решений о целесообразности участия в проекте и оценить последствия.

При их анализе в бизнес-плане уместно выделять коммерческие, фи­нансовые и внутрифирменные риски.


К коммерческим рискам относятся:

• снижение объемов реализации товаров из-за упавшего спроса или неэффективной работы сбытовой сети;

• неудовлетворительная деятельность партнеров;

• повышение цен на ресурсы и оборудование; • увеличение арендной платы, транспортных издержек и т. д.;

К финансовым рискам можно отнести:

• риск неплатежа за поставленный товар;

• риск неоптимального выбора источников финансирования;

• риск больших инвестиций в крупномасштабный проектит. д.


Внутрифирменные риски заключаются:

• в недовольстве работников предприятия и риске заба­стовки;

• возможности утечки информации;

• ошибках управленческого персонала и т. д.

2. В зависимости от величины вероятных потерь принято вы­делять три вида рисков:

• допустимый, при котором наблюдается потеря части при­были или всей прибыли;

• критический, при котором величина потерь превышает расчетную прибыль;

• катастрофический, при котором потери превышают де­нежные возможности предпринимателя.

Следует отметить: проектная деятельность возможна при каждом из рассмотренных видов риска. Однако при этом тре­буемая доходность, страховые отчисления, необходимые резервы и т. д. по проектам, связанным с катастрофическим риском, будут существенно выше, чем в иных случаях.

В условиях рыночной экономики выделяют пять основных областей риска деятельности любой фирмы.

Безрисковая область - при реализации проекта фирма ничем не рискует, отсутствуют какие-либо потери, фирма получает, как минимум, расчетную прибыль. Теоретически, при выполнении проекта прибыль фирмы не ограничена.

Область минимального риска - в результате деятельности фирма
рискует частью или всей величиной чистой прибыли.

Область повышенного риска - фирма рискует тем, что в худшем произойдет покрытие всех затрат, а в лучшем – получит прибыль намного меньше расчетного уровня. В этой области возможна производственная деятельность краткосрочных кредитов.

Область критического риска - фирма рискует потерять не только
прибыль, но и недополучить предполагаемую выручку и затраты будет
возмещать за свой счет.

Область недопустимого (катастрофического) риска - деятельность фирмы при реализации проекта может привести к банкротству, потере инвестиций.

3. Планирование производственной программы и товарооборота предприятия общественного питания с постоянным изменяющимся контингентом потребителей

Планирование производственной программы и товарооборота предприятий общественного питания

Общий (валовой) товарооборот предприятий питания состоит из двух частей:

- реализация продукции собственного изготовления;

- продажа покупных товаров.

План товарооборота общественного питания разрабатывается в следующей последовательности:

1. рассчитывается производственная программа;

2. планируется общий товарооборот предприятия питания.

Основная часть плана товарооборота предприятия питания – это реализация продукции собственного производства, разрабатываемая на базе производственной программы, то есть оборота собственной продукции в натуральном исчислении. Так как в состав предприятия питания могут входить хозяйственные единицы, имеющие различную специализацию, типы, разный состав обслуживаемого контингента, спрос, то в каждом конкретном случае используются различные методы.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.