Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-06-05 | 619 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Научная рациональность означает соотносимость познания с образами, стандартами, логичными и методологичными нормами. Рационально организованная научная деятельность, в принципе, должна руководствоваться критериями доказательности и обосновательности и должна приводить к получению истинного знания.
Внутренняя противоречивость рациональности состоит в том, что разумная творческая деятельность, осуществляясь на основе определенных норм, вместе с тем преодолевает их рамки.
Наиболее четко проблема рациональности встала в новое время с противоположным толкованием рационализмом и сенсуализмом (эмпиризмом) роли разума в познании и деятельности людей.
Кант различал рассудок и разум как два вида мыслительной деятельности.
Гегель дополнительно разбивал: рассудок (низшая рациональность – обыденные науки), разум (высшая рациональность – философия). По Гегелю для конечного рассудка рациональность разума представляется иррациональностью.
Маркс К., Энгельс Ф.: Рациональность не может мыслиться как универсальная и абсолютная, форма и степень ее развития исторически изменчива.
В 1960-1970гг полемика велась вокруг идей Т. Куна.
Совр иссл-ия этой проблемы опираются на разное понимание рациональности - как разумности и целесообразности.
Анализ разнообразных типов рациональности:
Кун Т. предложил модель исторической эволюции науки «Структура научных революций». Он отвергает эмпирический «фундаментализм» неопозитевистов: не существует фактов, не зависимых от парадигмы; не существует теоретически нейтрального наблюдения. Овладевая содержанием парадигмы, учатся видеть мир через ее призму. Не факты судят теорию, а теория определяет какие факты войдут в опыт. Прогресс, по Куну, - понятие в рамках «нормального» развития науки. Парадигмы полностью вытесняют друг друга. Парадигма взрывается под действием аномалий, рассматривающих парадигму изнутри.
|
Само по себе понятие рациональности является абстрактным, более конкретным является понятие рациональной деятельности.
Изначально рациональной можно назвать ту деятельность, которая в данных условиях приводит к поставленной цели.
Типы научной рациональности.
Классический тип научной рациональности (17-18вв.) исходил из того, что при теоретическом объяснении и описании объекта надо абстрагироваться от всего, что относится к субъекту (исследователю), применяемым им средствам и совершаемым операциям. Это абстрагирование рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. На этом этапе стратегия исследования, а в значительной степени и его результаты были детерминированы присущими данной эпохе мировоззренческим установкам и ценностным ориентациям. Лидировала в то время механика, и все знания, полученные физикой, химией, биологией, социальными науками, редуцировались к механической картине мира. Происходили исследования простых систем.
Хотя в конце 18 – первой половине 19 веков механическая картина мира утрачивает статус общественной, и наметился переход к новому состоянию естествознания, приведенный выше стиль ученого и тип научной рациональности сохраняются.
Становление неклассического естествознания происходит в конце 19 века и держится до середины 20 века. Формируется неклассический тип научной рациональности, который уже учитывает зависимость результатов исследования от характера тех средств, к которым прибегает ученый, и от специфики тех операций, которым подвергается изучаемый объект. Сам субъект, внутринаучные и социальные ценности и цели, которые его характеризуют, по-прежнему не находят отражения в описании и объяснении изученного.
|
С середины 20 века – постнеклассическая наука. Ей характерны взаимосвязанные черты; исследование сверхсложных, саморазвивающихся систем и междисциплинарность этих исследований. Постнеклассический тип научной рациональности рассматривает деятельность ученого в более широком поле: учитывается соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с исследовательскими средствами и операциями, но и с ценностно-целевой (как внутринаучной, так и вненаучной, социальной) ориентацией ученого. Этот тип имеет важное значение в развитии современного общества.
Для того, чтобы не погубить цивилизацию нужно не отказываться от научно технического развития, а придать ему гуманный характер. Следовательно, возникает новый тип научной рациональности, включающий в себя в явном виде гумманистические ориентиры и ценности.
Смена типов рациональности – процесс углубления рефлексивной работы мышления, сопровождающей познавательную деятельность. Ее изменение обусловлено как внутринаучными причинами (открытие новых типов объектов), так и причинами вненаучными (ценностные и мировоззренческие установки в культуре той или иной эпохи).
Каждый новый тип рациональности вписан в соответствующую ему научную парадигму. Но между ними не существует глубинного разрыва: новый тип не уничтожает прежний, а показывает границы его применимости. В настоящее время статус доминирующего и определяющего принадлежит постнеклассическому типу рациональности.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!