Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности формирования науки в эпоху Возрождения. Становление экспериментального естествознания.

2017-06-05 679
Особенности формирования науки в эпоху Возрождения. Становление экспериментального естествознания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Период с 14 в. до начала 17 в. известен как Эпоха Возрождения. В это время происходит разложение феодализма и становление раннего буржуазного общества. Глубокие перемены охватывают все области общественной жизни. Возникает культура гуманизма, зано во прочитывается античное наследие, появляются ученые-новаторы.

До середины 15 в. основным материальным носителем информации служили рукописи. Материалом для них служили глина, береста. Использовался и пергамент - особым образом обработанная кожа телят и овец.

К 1540 г. житель Майнца Иоганн Гуттенберг предлагает новый способ книгопечатания. Он изобрел формы металлических букв, причем каждое слово разбивалось на отдельные, независимые буквы. Эти буквы могли быть собраны в рамы. Во-первых, каждая буква легко могла быть заменена другой; во-вторых - эти рамы намазывались особого рода составом - краской, и в-третьих они вставлялись в пресс, который отпечатывал краску на бумаге.

С 15 в. начинается эпоха Великих географических открытий. Организатором первых морских экспедиций к островам центральной части Атлантического океан и берегам Африки был португальский принц Генрих (1394—1460), получивший в 19 в. прозвище «Мореплаватель». Он основал в Португалии обсерваторию и мореходную школу, способствовал развитию португальского кораблестроения. Однако сам Генрих непосредственного участия в морских путешествиях не принимал.

В 1419 г. Зарку и Ваш Тейшейра открывают Мадейру и Порту Сайту, в 1431 г. Велью Кабрал - Азорские острова. В 1434 г. Ж. Эаниш обогнул на корабле мыс Бохадор и разрушил легенду о невозможности плыть дальше из-за предполагаемого непереносимо жаркого климата. В 1445 г. Д. Диаш дошел до устья реки Сенегал, где кончалось мавританское население и появились чернокожие люди. Вместе с тем здесь открылся роскошный тропический мир с не ви дан ным бо гат ст вом и разнообразием животных и растительных форм. В 1469 г. Д. Гомиш вместе с Ноли открывают острова Зеленого Мыса. В 1471 г. Ж. ди Сантарен и П. ди Ишкубар впервые перешли экватор. В 1487 г. Бартоломеу Диаш (ок. 1450-1500), спускаясь на юг, достиг мыса Доброй Надежды. Достижение южной оконечности Африки открыло возможность добраться морским путем до Индии и Китая.

Достижения португальцев явились стимулом для снаряжения испанским правительством экспедиции по поиску альтернативного пути в страны Востока. Укоренение представления о шарообразности Земли привело к идее о возможности достигнуть Восточной Азии, плывя на корабле все время на запад. Такую экспедицию в 1492 г. возглавил Христофор Колумб (1451-1506). 12 октября того же года его каравеллы достигли одного из Антильских островов. Во время первого путешествия кроме них был открыт ряд островов, в том числе Куба, принятая Колумбом за Чипанго (Японию). Материка он не коснулся.

Так как Колумб не достиг настоящей Индии и не дошел до Китая, в Португалии началось усиленное снаряжение экспедиции вокруг Африки по пути, указанному Диашем. В 1497 г. она была отправлена с небольшим флотом Васка да Гамы (1469—1524). В 1498 г. да Гама достиг гавани Каликут, а в 1499 г. вернулся в Порту га лию. В это время Колумб совершал свое третье путешествие и, не зная всего значения своего открытия, достиг континента Южной Америки. Колумб умер сам в полной уверенности, что открыл только новый путь в давно известную Индию. Прошло почти 30—40 лет после его смерти, когда мысль о существовании нового континента меж у Европой и Азией про никла в сознание со временников. Одним из мореплавателей, впервые высказавшим эту идею, был Америго Веспуччи (1451—1512), предложившим называть эти страны «Новым Светом». Впоследствии за этой частью света закрепилось название страна Америго, или Америка.

Самым крупным фактом в великом движении 16 в. было путешествие Фернандо Магеллана (ок.1480—1521), совершившего в 1519—1521 гг. первое кругосветное плавание и окончательно не- опровержимо доказавшего шаровую форму Земли и существование континента между Европой и Азией. Сам Магеллан погиб на Филиппинских островах в битве с туземцами.

Од ним из ведущих ученых-энциклопедистов эпохи Возрождения был Леонардо да Винчи (1452—1519). В его трудах использовались методы экспериментально-математического исследования природы. Деятельность да Винчи сочетала работы и изобретения по математике, механике, инженерному делу, анатомии и живописи. В качестве его технических разработок можно назвать принципиальные схемы парашюта и вертолета, а так же выдвижение идеи танка.

Другим крупным мыслителем этой эпохи был Джор дано Бру но (1548—1600). В своем основном натурфилософском труде «О бесконечности Вселенной и мирах» он высказывает идею бесконечности Вселенной и идею существования множества обитаемых миров, подобных Земле. Его сожгли по приговору инквизиции. Ему приписывают фразу «Сжечь - не значит опровергнуть».

Галилео Галилей (1564—1642) использовал для исследования природы экспериментальный метод. Подход Галилея к изучению при роды принципиально отличался от ранее существовавшего натурфилософского способа. При натурфилософском способе для объяснения придумывались чисто умозрительные схемы, не связанные с опытом и наблюдением. Иногда при этом высказывались гениальные догадки, которые на многие столетия опережали результаты конкретных исследований. Согласно новому методу все гипотезы систематически проверялись опытом. Эксперимент можно рассматривать как вопрос, обращенный к природе. А чтобы получить определенный ответ надо правильно сформулировать вопрос. Для этого следу т так построить эксперимент, что бы максимально изолироваться от воздействий посторонних факторов, которые мешают наблюдению и изучению явления в «чистом виде». Основной принцип классического экспериментального метода заключался в разделении объекта и окружения, в том числе и исследователя.

Галилея называли «Колумбом неба». С помощью зрительных труб, примитивных телескопов он увидел горы и впадины на Луне; открыл 4 спутника Юпитера; перемещение солнечных пятен; фазы Венеры. Открыл закон колебания маятника, экспериментально обнаружил весомость воздуха.

Иоганн Кеплер (1571—1630) открыл законы движения планет, смысл которых сводится к следующему: (1) все плане ты движутся по эллипсам, в од ном из фокусов которого находится Солнце; (2) планеты по своей орбите движутся с неодинаковой скоростью - подходя ближе к Солнцу, планета движется быстрее, а отходя дальше от него - медленнее; (3) квадраты времен об ращения планет относятся между собой как кубы больших полуосей эллипсов, описываемых планетами.

В 1620 г. Фрэнсис Бэкон (1561—1626) в трактате «Новый органон» изложил индуктивный метод в науке, основанный на эксперименте Научные истины проверяются, таким образом, опытом и практикой и, в свою очередь, выводятся из них. Рене Декарт (1596—1650) в книге «Рассуждения о методе» (1637) обосновал метод дедукции. Следует подчеркнуть, что и метод дедукции, и метод индукции за родились еще в Древ ней Греции, а Бэкон и Де карт развили их применительно к естествознанию. Декарт ввел в математику переменные величины, установил соответствие между геометрическими образами и алгебраическими уравнениями, положив этим начало аналитической геометрии.

Таким образом, в современном её понимании наука начала складываться в новое время (с 16—17 вв.) под влиянием потребностей развивавшегося капиталистического производства. Помимо накопленных в прошлом традиций, этому содействовали два обстоятельства. Во-первых, в эпоху Возрождения было подорвано господство религиозного мышления, а противостоящая ему картина мира опиралась как раз на данные науки. Наука начала превращаться в самостоятельный фактор духовной жизни, в реальную базу мировоззрения. Во-вторых, наряду с наблюдением наука нового времени берёт на вооружение эксперимент. Он становится в ней ведущим методом исследования и радикально расширяет сферу познаваемой реальности, тесно соединяя теоретические рассуждения с практическим «испытанием» природы. В результате резко усилилась познавательная мощь науки. Это глубокое преобразование науки в 16-17 вв. можно рассматривать как научную революцию.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.