Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Идеалы, принципы и нормы в научном исследовании.

2017-06-05 563
Идеалы, принципы и нормы в научном исследовании. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Идеалы и нормы науки - представляют собой регулятивные идеи и принципы, выражающие представления о ценностях научной деятельности, ее целях и путей их достижения. Различают два аспекта функционирования науки:

1. Познавательные идеалы и нормы, которые регулируют процесс воспроизводства объекта в различных формах научного знания.

2. Социальные нормативы, которые фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития, управляют процессом коммуникации исследователей, отношениями научных сообществ и учреждений друг с другом и с обществом в целом и т.д.

Познавательные идеалы и формы науки реализованы в следующих основных формах:

1. Идеалы и нормы объяснения и описания.

2. Идеалы и нормы доказательности и обоснованности знания.

3. Идеалы и формы построения и организации знаний.

В совокупности они образуют своеобразную схему метода исследовательской деятельности, обеспечивающую освоение объектов определенного типа. На основе познавательных идеалов и норм формируются специфические для каждой науки конкретные методы эмпирического и теоретического исследования ее объектов.

Несмотря на то, что идеалы и нормы тесно связаны и могут «перетекать» друг в друга, их не следует отождествлять.

Норма Идеал
указывает на типичное, усредненное правило, на должное и обязательное в наук указывает на высшую эталонную форму развития объекта, которая выходит за рамки нормы
претендует на повсеместную реализацию требовать универсальной степени реализуемость вряд ли правомерно, он в большей мере выступают как ориентир.
задает пределы пространства для реализации целей есть экстремум, в котором совпали цели и ценности, цель реализуется как предельно-совершенное состояние
подвержена изменениям и трансформациям отличается большей устойчивостью

 

Идеалы и нормы науки исторически развиваются. В их содержании можно выделить три взаимосвязанных уровня смыслового выражения:

1. Общие характеристики научной рациональности.

2. Их модификация в различных исторических типах науки.

3. Их конкретизацию применительно к специфике объектов той или иной научной дисциплины.

1 уровень представлен признаками, которые отличают науку от других форм познания. В разные исторические эпохи природа научного знания, процедура его обоснования и стандарты доказательности понимались по-разному. Однако то, что научное знание отлично от мнения, что оно должно быть обосновано и доказано, что наука не может ограничена непосредственной констатацией явлений, а должна раскрывать их сущность - данные информативные требования выполнения. И в античной и в Средневековой науке, и в науке Нового времени, и в науке 20 века.

2 уровень содержания идеалов и норм исследования представлен историческими изменчивыми установками, которые характеризуют тип научной рационализации, стили мышления, доминирующие в науке на определенном историческом этапе ее развития (идеал изложенного знания как набор рецептов решения задач, принятых в математике Древнего Египта и Вавилона в древнегреческой математике заменяется идеалом организации знания, как целостной теоретической системы, в которой из исходных (Евклидовая геометрия) посылок-постулатов выводится теория следствия).

Ученые Средневековья различали правильные знания, проверенные наблюдателями и приносящие практический эффект, и истинное знание, раскрывающее символический смысл вещей, позволяющее через земные предметы соприкасающиеся с миром небесных сущностей. В процессе становления естествознание в 16-17 веке утвердились новые идеалы и нормы обоснованности знания, в соответствии с которыми главная цель познания определялась, как изучение и раскрытие природных свойств и связей предметов, обнаружение естественных причин и законом природы. Из этого следует, что в качестве главного требования обоснованности знания о природе было выдвинуто требование его экспериментальной проверки (важнейший критерий истинности знания).

Историческое развитие естествознания было связано с формированием классической, неклассической и постнеклассической рациональности, каждая из которых изменяла предшествующие характеристики идеалов и норм исследований. В содержании идеалов и норм науки можно выделить

3 уровень, в котором установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки (математика, физика, биология). Например: в математике отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, но для опытных наук он обязателен. В физике существуют особые нормативы обоснования развитых математических теорий – они выражены в принципах наблюдаемости, соответствия, инвариантности.

Данные принципы регулируют физическое исследование, но они избыточны для наук, только вступающих в стадию теоретизации и математизации. Современная биология не может обойтись без идеи эволюции и поэтому методы историзма органично включаются в систему ее познавательных установок. Физика же к настоящему времени не прибегала в явном виде к этим методам. Если для биологии идея развития распространилась на законы живой природы (эти законы возникают вместе с установлением жизни), то в физике до последнего времени вообще не ставилась проблема происхождения действующих во Вселенной физических законов.

Лишь в современную эпоху благодаря развитию теории элементарных частиц в тесной связи с космологией, а такие достижениями термодинамики неравновесных систем (концепция Пригожина) и синергетики в физику начинают проникать эволюционные идеи, вызывая изменения ранее сложившихся дисциплинарных идеалов и норм. Особая система познания характерна для социально-гуманитарных наук. В них учитывается специфика социальных объектов – их историческая динамика и органическая включенность.

Идеалы и нормы науки двояко детерминированы: с одной стороны, они определены характером исследования объектов, с другой – мировоззренческими структурами, доминирующими в культуре той или иной исторической эпохи. Первая наиболее ярко проявляется на уровне дисциплинарной компоненты содержания идеалов и норм познания, второе – на уровне, выражающем исторические или научные рациональности. Определяя общую схему метода деятельности, идеалы и нормы регулируют построение различных типов теорий, осуществление наблюдений и формирование эмпирических фактов. Процессы построения и функционирования научных знаний демонстрируют идеалы и нормы, в соответствии с которыми создавались эти знания. В их системе возникают своеобразный эталон формы, на который ориентирован исследователь. Выработка новых методологических принципов и утверждение новой системы идеалов и норм науки, является одним из аспектов глобальной научной революции, в ходе которой возникает новый тип научной рациональности.

Современные ученые считают, что идеалы и нормы науки выполняют роль регулятивных принципов. Они задают цели, определяют процесс воспроизведения объекта, ход исследовательской деятельности. Идеалы и нормы имеют конкретно-исторический характер и накладывают свой отпечаток и на процесс коммуникации ученых, они проявляются в оформлении научно-исследовательских работ и в самой тактике построения научного исследования.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.