Живая природа как предмет научного исследования. Понятие «жизни» в философском и естественнонаучном знании. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Живая природа как предмет научного исследования. Понятие «жизни» в философском и естественнонаучном знании.

2017-06-05 618
Живая природа как предмет научного исследования. Понятие «жизни» в философском и естественнонаучном знании. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Понятие «природа» — одно из важнейших философских понятий. Нельзя уяснить сущность многих фундаментальных философских понятий, например общества, культуры, духа, сущности человека и других, не рассмотрев их в соотношении с природой. В сознании современного образованного человека слово «природа» ассоциируется главным образом с двумя значениями: 1) природа в смысле естественной среды обитания человека и 2) природа как объект специального научного исследования в рамках целой совокупности так называемых естественных наук (естествознания). В этих своих значениях термин «природа» восходит к латинскому слову «natura», которое было воспринято и усвоено практически всеми народами и языками христианского мира. Отсюда и «натуралисты» в смысле — исследователи («испытатели») природы, и «натурализм» как философская позиция, подчеркивающая всегда особую значимость именно «природы» при рассмотрении и решении центральных философских вопросов бытия и познания, особенно бытия человека и человеческой культуры.

Более внимательный анализ историко-философского, историко-научного материала и материала, относящегося к истории европейской культуры в целом, показывает, что, во-первых, термин «природа» имел и до сих пор сохраняет и другие существенно важные значения, а, во-вторых, за всеми этими значениями (включая и общепринятые) стоят глубокие идейные и культурно-исторические основания, без осознания которых невозможно понять роль понятия «природа» в постановке и решении именно философских проблем.

 

Понятие жизни чрезвычайно широко по объему, поскольку вклю­чает в себя все ее возможные виды как явления космического порядка. Содержание понятия жизни раскрывается в дихотомии «живое — не­живое», отличительные признаки которых дают самое общее пред­ставление о жизни. В Новой философской энциклопедии (М., 2001) жизнь определяется как «специфическая форма организации мате­рии, характеризующаяся единством трех моментов: 1) наследственной программой, записанной в совокупности генов (геном), т. е. в соот- нетствующих последовательностях нуклеотидов дезоксирибонуклеи­новой кислоты (ДНК); 2) обменом веществ, специфика которого определяется наследственной программой; 3) самовоспроизведением и соответствии с этой программой. Код, с помощью которого запи­сывается наследственная программа, универсален, так что все живые существа используют одну и ту же универсальную схему для кодиро- нания, переноса (и перевода) информации и биосинтеза» (Т. 2. С. 29). Строение генома обеспечивает сохранение консервативной стороны наследственности, а его подвижная часть - изменчивость.

Б. Рассел отмечает такую особенность жизни, как направленность, которая характеризуется следующими особенностями: 1) прекраще­нием действия с достижением цели; 2) продолжением действия, если цель не достигнута; 3) возможностью варьирования методов и способ­ностью их комбинирования, если цель не удается достигнуть; 4) огра­ничением направленного поведения внешними условиями.

Происхождение жизни во многом является загадкой, посколь­ку ни одна из имеющихся гипотез не получила экспериментального подтверждения. Так, гипотеза, предполагающая, что жизнь занесена из космоса, фактически уходит от ответа на вопрос о происхождении жизни. Гипотеза естественного происхождения жизни и гипотеза о со-

твонорении живого, при всей противоположности породивших их уста­новок, не обеспечены достаточным материалом для своего обоснова­ния и потому могут быть приняты только на веру.

Жизнь — уникальное явление природы, ее сохранение - нрав­ственная задача всего человечества. Принцип благоговения перед жизнью, провозглашенный А. Швейцером, призван определить от- нетственность каждого человека, и ответственность здесь не должна переноситься на власти, право, общество в целом (хотя такого рода ответственность существует). Но если каждый человек в своем повсед­невном поведении не будет руководствоваться данным принципом, жизнь на Земле всегда будет находиться под угрозой уничтожения.

Названные характеристики живого проявляются и в истории чело­вечества, и в истории и жизни отдельного человека. Так или иначе, жизнь человека в биологическом смысле обладает всеми признаками жизни вообще. Тем не менее жизнь человека, общества и культуры - несравненно более богатое явление, чем жизнь в ее биологическом смысле. В социально-гуманитарном познании категория «жизнь» за­нимает центральное место, т. к. все проявления общества и существо­вание человека возможны только там, где есть жизнь.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.