Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Китайские инвестиции в инфраструктуру стран Африки

2017-06-09 665
Китайские инвестиции в инфраструктуру стран Африки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Экономический ландшафт Африки претерпел в последние годы серьезные изменения: 7 из 10 наиболее быстро развивавшихся стран мира оказались африканскими, а, по данным МВФ, из 22 государств, чей рост составит в 2014-2019 гг. в среднем 7% в год, что позволит им удвоить размер своей экономики, 14 будут в Африке. Бурно идут процессы урбанизации: процент горожан в Африке вырос с 32% в 90-е гг. до 40% в 2010 г. и составит, по прогнозам, 47% к 2025 г.

Однако на пути экономического развития Африки немало препятствий; едва ли не главное из них – отсталость инфраструктуры. Континент ежегодно теряет 2% роста ВВП в результате дефицита инфраструктурных объектов. По данным Всемирного Банка (ВБ), в 2011 г. в Африке южнее Сахары было проложено 16% дорог, тогда как в Латинской Америке – 26%, в Восточной Азии – 65%, в странах ОЭСР – 79%.; лишь один из трех африканцев имеет доступ к электричеству (в развитых странах 9 из 10 человек). Африка имеет 23% мировых земель, но лишь 7% железнодорожных линий. Чтобы залатать эти дыры, инвестиции в инфраструктуру должны составлять примерно 93 млрд. долл. в год, а пока что Африка тратит на инфраструктуру 45 млрд. долл. в год.

Впрочем, финансовые вливания не всегда способны решить проблему. За истекшие годы Африка получила от стран Запада миллиарды долларов, что, казалось бы, должно было изменить лицо континента, однако, этого не произошло. ПИИ направлялись, в основном, в сырьевые сектора экономики: так в 2009 г. на долю 15 африканских стран- экспортеров нефти пришлись 75% притока ПИИ[5]. Традиционные инвесторы «голосовали ногами» в таких важных для развития Африки сферах, как инфраструктура, промышленность, сельское хозяйство. Они опасались долгого оформления проектов, политических рисков и других сложностей работы на континенте. Так, с конца 1970-х гг. Агентство международного развития США (ЮСАИД) практически перестало вкладывать средства в инфраструктурные проекты в Африке.

В последние годы эту брешь активно заполняет Китай. Китайские инвесторы быстро осознали, какие преимущества дает им рост африканских стран, ставший результатом экономических реформ, либерализации торговой политики, сокращения препятствий для бизнеса. Хотя нефтяная и горнодобывающая отрасли африканской промышленности – в фокусе инвестиций КНР, китайские ПИИ активно идут и в другие сферы экономики.

ПИИ КНР в Африку составили в 2012 г. 15 млрд. долл. На Китай приходятся 30% стоимости инфраструктурных проектов, реализуемых в 50 странах континента. Китай уже осуществил более 500 инфраструктурных проектов. Для ряда стран он стал одним из главных инвесторов в экономику. Так, в 2010 г. он обошел Великобританию, став крупнейшим инвестором в Уганду, в 2012 г. стал вторым после Великобритании инвестором в Танзанию. Китайские фирмы инвестируют в строительство железных и шоссейных дорог, ГЭС, телекоммуникационных сетей и другие объекты, и, что особенно импонирует африканским странам, в отличие от политически обусловленных инвестиций стран Запада, предоставляет средства без каких-либо предварительных условий.

Согласно Министерству коммерции КНР (МОФКОМ), в 2012 г. в Нигерии насчитывалось 230 китайских компаний, в ЮАР – 150, в Эфиопии – 112, в Гане – 100. По данным китайского посольства в Танзании, в 2012 г. в стране было зарегистрировано более 300 китайских компаний, создавших 60 тысяч рабочих мест; при этом 11 компаний реализовывали 37 проектов строительства дорог, а в конце 2013 г. число китайских компаний в стране приблизилось к 500.

Со странами, богатыми ресурсами, заключаются пакетные соглашения, включающие вложения не только в добычу и экспорт в Китай сырья, но и в строительство объектов инфраструктуры. Так, «Чайна Нейшнл Петролеум Корпорейшн» («СNPC») – инвестор в суданскую нефтяную промышленность – вложила средства в нефтепровод и терминал вблизи порта Судан, в реконструкцию железной дороги, cвязавшей Хартум с Порт Суданом. Еще одна китайская компания выиграла тендер и получила контракт стоимостью 1,2 млрд. долл. на участие в строительстве нового международного аэропорта в Хартуме, финансовое обеспечение которого осуществил «Эксимбанк» вместе с банками Саудовской Аравии, Кувейта и Турции.

Проекты в сфере транспортной инфраструктуры реализуются не только в странах, богатых сырьем. Китайский «Эксимбанк» вложил средства в строительство дорог в столице Руанды - Кигали, инвестировал в строительство железной и шоссейной дорог в Кении, железной дороги в Мозамбике. Китай постоянно вкладывает в ремонт построенной с его помощью в 1960-х гг. железной дороги ТАЗАРА, открывшей доступ Замбии к Индийскому океану через территорию Танзании. Он рассчитывает связать с помощью реконструированной дороги две специальные экономические зоны, которые создает в Африке: в Чамбиши и Дар Эс-Саламе, а также Замбию с Бенгельской железной дорогой, пересекающей Анголу до побережья Атлантического океана, которая также перестраивается с помощью Пекина, что позволит создать коридор Восток-Запад через весь континент.

В сентябре 2012 г. «Чайна Рейлуэй Констракшн Корпорейшн» подписала контракт на 1,5 млрд. долл. на модернизацию железнодорожной системы в западной части Нигерии. В 2014 г. подписан контракт с Кенией на строительство 952-километровой железнодорожной линии, которая свяжет порт Момбаса с г. Малаба у границы с Угандой. Стоимость проекта 5 млрд. долл. Ожидается, что дорога к 2018 г. будет продлена до Руанды, Уганды и Танзании[6]. В Демократической Республике Конго (ДРК) две китайские строительные компании и компания, занятая добычей меди, подписали контракт на строительство шоссейной и железной дорог, стоимость которого – 9 млрд. долл. превышает весь национальный бюджет ДРК.

Китай активно реализует в Африке гидроэнергетические проекты. С 2009 г. функционирует построенный с его помощью гидроэнергетический узел Мерове – самое крупное сооружение на реке Нил после Асуанской плотины. Инвестиции составили 1,5 млрд. долл.; ведущий инвестор – «Эксимбанк» Китая. Мерове удовлетворяет потребности Судана в электроэнергии и позволяет стране продавать ее соседям. Китайские инвесторы вложили средства в сооружение гидроэнергетического комплекса в Замбии, в строительство электростанций в ЮАР, в гидроэнергетику Кении и Уганды.

В 2013 г. китайский телекоммуникационный гигант «Хуавей Текнолоджи» (Huawey Technology) заключил контракты стоимостью 400 млн. долл. на обеспечение мобильной связью Кении, Зимбабве и Нигерии. Другая крупная телекоммуникационная компания ЗетТЕ (ZTE) вложила средства в модернизацию телевизионной и телефонной сетей в Анголе и Эфиопии, где она обязалась установить 1,2 млн. линий мобильных телефонов в Аддис-Абебе и еще восьми городах. Такие компании, как Хуавей и ЗетТЕ, вытесняют западные компании телекоммуникационного оборудования на континенте.

Помощь китайским компаниям в Африке оказывает государственный Китайский Банк развития (Чайна Девелопмент Бэнк, CDB). Под его эгидой в 2007 г. был создан Фонд развития Китай-Африка (Чайна-Эфрика Девелопмент Фанд, CADF), для поддержки китайских инвесторов в Африке. В 2013 г. один из руководителей CADF заявил, что с момента создания Фонд израсходовал 2,4 млрд. долл. на 64 проекта в более чем 30 африканских странах. В ходе визита в Африку в мае 2014 г. китайский премьер Ли Кэцян заявил, что Китай предоставит ее странам 12 млрд. долл. дополнительной помощи. При этом 2 млрд. долл. будут вложены в Китайско-африканский Фонд развития, а остальные 10 млрд. долл. добавятся к обещанной Пекином на 2013-2015 гг. кредитной линии в сумме 20 млрд. долл., что поможет активизировать процесс трансформации африканской инфраструктуры[7]. На Инвестиционном форуме в Гонконге в ноябре 2013 г. было заявлено о намерении Пекина инвестировать до 2025 года 1 трлн. долл. в африканскую инфраструктуру, промышленность и сельское хозяйство.

Помимо финансовых вложений, для решения проблемы модернизации африканской инфраструктуры необходима тщательная проработка проектов и создание подходящих условий для их реализации. Это удается не всегда, и не все китайские компании добиваются успеха. Так, инвестиционный портфель вложений в реабилитацию железнодорожной системы Нигерии компании «Чайна Сивил Инжениринг Констракшн Корпорейшн» (CCECC), составлявший в 2006 г. 8 млрд. долл., сократился к 2012 г. до 850 млн. долл. Затрудняют работу китайских компаний и политические риски, подчас вынуждающие их сворачивать работы, что произошло, например, в Ливии во время памятных событий «арабской весны».

В последние годы Китай реформирует свою инвестиционную политику. Если ранее он осуществлял, по большей части, содействие в реализации объектов «жесткой» инфраструктуры, то на 5-й конференции Форума китайско-африканского сотрудничества в 2012 г. было решено сделать упор на «мягкую» инфраструктуру (образование, человеческие контакты, совместные исследования и проч.), а также на промышленное и инновационное развитие. Так, Китай обязался предоставить странам Африки 18 тыс. стипендий и подготовить 30 тыс. специалистов[8].

Хотя африканские страны позитивно оценивают инвестиционную политику Пекина, некоторые аспекты его деятельности вызывают критику на континенте. Негативно расценивается, в частности, использование китайскими компаниями своих рабочих в ущерб местному персоналу, упрекают Китай и в разрушении экосистем. Ли Кэцян признал такого рода критику неизбежным следствием активности китайских компаний и призвал последние считаться с местным законодательством, оперативно реагировать на жалобы в свой адрес и ответственно относиться к проблеме охраны окружающей среды[9].

Активное участие Китая в развитии африканской инфраструктуры побуждает к более решительным действиям других международных игроков, таких как Индия, Бразилия, а также Япония, страны ЕС и США. Складываются новые партнерские отношения, такие как вновь сформированный Банк развития БРИКС, соглашение о создании которого было подписано на последнем саммите БРИКС в Форталеза в мае 2014 г. Нельзя не признать лидирующую роль в создании этого Банка Китая, давшего согласие вложить в его уставной фонд 41 млрд. долл., притом что Россия, Бразилия и Индия вложат по 18 млрд. долл., а Южная Африка – 5 млрд. В октябре 2014 г. начал деятельность Азиатский банк инфраструктурного инвестирования, который возглавил Китай, являющийся собственником 50% акций банка. А США выступили с получившей 20 млрд. долл. от государственных и частных институтов инициативой Power Africa, партнером которой стал в 2013 г. Африканский банк развития (AfDB).

Таким образом, Китай выступает в роли «драйвера» в вопросах международной помощи развитию африканской инфраструктуры. Вслед за ним идут другие «восходящие» государства, пример которых побуждает и развитые страны обращать более активное внимание на Африку и ее проблемы.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.