Духовно-просветительские встречи в Межвузовском студенческом городке — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Духовно-просветительские встречи в Межвузовском студенческом городке

2017-06-02 266
Духовно-просветительские встречи в Межвузовском студенческом городке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Духовно-просветительские встречи в Межвузовском студенческом городке проводились автором совместно со священнослужителями Санкт-Петербургской епархии при поддержке Творческого объединения «Духовное наследие». Первые встречи были проведены «в декабре 2013 года с членами студсовета МСГ и администрацией корпусов, на которых, кроме духовных тем и ответов на вопросы студентов, обсуждалось в какой форме нужно проводить такие встречи в корпусах, в какие дни и часы это будет наиболее удобно. В МСГ в настоящее время в 12 корпусах проживает около 11 000 студентов из 40 вузов Санкт-Петербурга». (122) (см. Осн. источники, № 16, стр. 621)

Сейчас можно сказать, что только таким образом и нужно действовать, когда приходишь с культурно-просветительскими и миссионерскими предложениями и программами в место, где живут сотни и тысячи человек, со своими правилами и привычками. В некоторые корпуса, где работают православные администраторы, сами звали нас прийти, но из 12 корпусов таких было всего 1-2. В некоторых корпусах, где были благожелательно настроенные администраторы, ожидали первых результатов и потом готовы были обсуждать даты наших встреч, таких было около половины. Часть администраторов, не испытывали желание проводить у себя православные беседы или молебны, но, не желая спорить с руководством Студгородка, которое поддержало такие встречи, занимала выжидательную позицию. Надо сказать, что в дальнейшем за 3-4 месяца встречи прошли по воскресеньям во всех двенадцати корпусах и везде были встрече с интересом и благожелательностью.

Первую встречу в одном из корпусов МСГ «решили провести в воскресенье вечером в кафе этого корпуса. Это время оказалось наиболее удобным для студентов и работников корпуса и в дальнейшем большинство встреч в студенческих корпусах проходили по воскресеньям. Основное время встреч занимали ответы на вопросы самих студентов. В ряде корпусов много вопросов задавалось не только верующими студентами, но и неверующими. От этого разговор становился более живым и дискуссионным, но всегда благожелательным». (123) (см. Осн. источники, № 16, стр. 622)

На первой встрече прошло освещение корпуса и жилых комнат по просьбе студентов, они были по 1-2 комнаты на всех 10 этажах корпуса, в дальнейшем в других корпусах перед освещением комнат на 1 этаже корпуса проходил общей молебен с небольшой проповедью по Евангелию и благословение всех желающих на учебу. Именно на молебен собиралась большая часть студентов, от нескольких десятков до сотни участников, а на освещение комнат и на беседу за чаем в кафе корпуса приходило значительно меньше. Однако сами беседы затягивались на несколько часов, и если бы не закрытие метро, то наверно продолжались бы и до ночи.

В спортзале административного корпуса администрацией Студгородка было выделено помещение, для часовни св. Татьяны, но на беседы и службы в часовню, которые там прошли несколько раз в Прощенное воскресенье и в дни канона Андрея Критского приходило 5-6 человек. В то время как в корпусах на встречи и молебны собиралось в 10 раз больше, т.е студентам было приятно, когда мы приходили к ним в гости, но в административном корпусе уже они чувствовали себя гостями и желания идти в другой корпус у них не было, насильно же на молебны собирать никого нельзя, да это никто и не будет делать.

В праздники Рождества, Сретения, Благовещения, Пасхи студенты с удовольствием приходили на общие праздничные встречи и сами в них участвовали. В Рождественские праздничные дни в одном из корпусов Студгородка прошел праздник «Святки» и студенты из четырех разных корпусов после общего молебна поздравили всех собравшихся, а это было около 100 человек, творческими подарками – песнями, колядками и хороводами.

На Сретение студенты из нескольких корпусов выступили в хоровом концерте Сретенского фестиваля вместе с несколькими приглашенными школьными и студенческими хорами и авторами-исполнителями из Александро-Невской лавры. Концерт получился Ярким и запоминающимся, на концерт пришло несколько сотен зрителей и, практически, никто не уходил до самого окончания. Это была самая массовая духовно-просветительская встреча, которая прошла в Студгородке.

В Великий пост в концертном зале Студгородка состоялся показ и обсуждение известного фильма Павла Лунгина «Остров». На встречу пришло несколько сотен человек, чтобы посмотреть этот фильм, большая часть видела его впервые. Такого сильного эффекта, как после Сретенского фестиваля не было, после фильма несколько десятков человек осталось на его обсуждение и чаепитие в часовне св. Татьяны. Пожалуй – это была самая большая встреча со студентами в помещении часовни, но атмосфера разговора была менее заинтересованная, чем в корпусах, где студенты живут и чувствуют себя как дома. В основном студенты молчали, а говорили 2-3 человека, интересно, что и чай пило всего несколько человек, а в своих корпусах, когда студенты и администрация сами готовили угощение, все с удовольствием угощались.

На Благовещение в концертном зале Студгородка прошло открытие и музыкальный концерт Пасхального студенческого фестиваля, подготовленного автором, который совместно открыли руководство Студгородка и молодежного отдела епархии. В концерте выступили гости из разных вузов Санкт-Петербурга: «духовой оркестра Университета морского и речного флота им. Макарова, студенческий хор Морского технического университета, хоровые ансамбли из ряда корпусов МСГ, авторы-исполнители из Александро-Невской лавры». (124) (см. Осн. источники, № 16, стр. 623)

На Пасхальной неделе прошел вечер Пасхального студенческого фестиваля, на котором приняли участие два молодежных театра, приехавшие на фестиваль – из Челябинска, показавшие необычный пластическую постановку "Белая птица", и из города Кимры, показавшие несколько театральных сцен из жизни молодежи. Правда, на эту встречу руководство Студгородка не пришло, пришли администраторы 2-3 корпусов, которым была интересна эта тема, и вместе с ними пришло несколько студентов.

Еще раз подтвердилось, что без администраторов, на общие встречи ходят только единицы студентов. Однако, молодежные театры не избалованы зрителями и им было интересно выступить и поговорить с теми, кто пришел на их выступление. Тем более, что это уже было второе выступление в рамках фестиваля, днем они выступили перед студентами в Аграрном Университете, там руководство пригласило студентов и само встретилось с гостями, наверно поэтому и студенты в большим желанием и с интересом приняли выступление театров, специально приехавших в Санкт-Петербург на Пасхальный студенческий фестиваль.

Всего до конца учебного года в жилых корпусах, в концертном зале и часовне св. Татьяны в Межвузовском Студгородке, было проведено около 30 духовно-просветительских встреч и бесед. «В общей сложности во всех этих мероприятиях было задействовано около 1500 человек». (125) (см. Осн. источники, № 16, стр. 623)

 

Семинары и мастер-классы по Основам православной культуры

Еще одной программой, которую проводит автор совместно с Творческим объединением «Духовное наследие», является цикл семинаров и мастер-классов для учителей по Основам православной культуры. Первые семинары и мастер-классы прошли осенью 2014 года в Санкт-Петербурге, для определения опыта преподавателей и проблем, с которыми они встречаются, был проведен социологическое исследование, проводимое совместно автором и доктором социологических наук Семеновы Валентином Евгеньевичем. В опросе приняло участие около 50 преподавателей примерно поровну из города и области. (126) (см. Осн. источники, № 20, стр.33)

Выяснилось, что «большинство преподавателей, около 60%, участвовавших в опросе преподают ОПК первый год», т.к. «в большинстве школ курс ОПК в 2014 году стал преподаваться впервые». Большинство преподавателей, около 70 %, закончили курсы ОПК, значительно меньше посещало курсы в Духовной семинарии меньше 10%, примерно столько же изучало ОПК самостоятельно при храмах и на специальных семинарах. (127) (см. Осн. источники, № 20, стр.33)

На вопрос: «Как бы Вы оценили отношение к курсу ОПК у Ваших учащихся? 100%, из ответивших на этот вопрос, написали – положительное. … Это один из наиболее важных выводов, которые можно сделать по результатам опроса, учащиеся 4-х классов во всех опрошенных школах положительно приняли этот предмет и … они высказали заинтересованность в его продолжении в следующих классах». (128) (см. Осн. источники, № 20, стр.34)

Две трети преподавателей - коллег по школе также отметили положительное отношение к предмету ОПК, «отрицательного отношения не отметил никто, 21 % затруднились ответить и 8% преподавателей отметило равнодушное отношение коллег». «Заметно выше поддержка руководства школ предмета ОПК – 88 %, только 6 % затруднилось ответить и 6 % не ответили на этот вопрос, видимо за первые месяцы преподавания ОПК эти учителя еще не разговаривали об этом со своим руководством. Но отрицательного или равнодушного отношения у руководства школ не отметил никто». (129) (см. Осн. источники, № 20, стр.34)

Еще один важный момент, отношение родителей к курсу ОПК, здесь «большинство тоже положительное – 62 % преподавателей ОПК чувствуют поддержку родителей, 28 % преподавателей затруднились ответить, 4 % не ответили на этот вопрос и 6 % учителей не почувствовали поддержки родителей курса ОПК». (130) (см. Осн. источники, № 20, стр.35)

На вопрос о трудностях, с которыми столкнулись учителя при проведении занятий по ОПК, «наибольшее число участников, около 19%, главной трудностью отметили нехватку знаний по ОПК, 17% отметило нехватку методической литературы и дисков с мультфильмами по теме уроков, еще примерно 11 % отметило, что много времени уходит на подготовку к уроку. Это в первую очередь касается тех, кто первый год преподает ОПК, в дальнейшем эти трудности решаются, как написал один из учителей, преподающий ОПК пятый год». (131) (см. Осн. источники, № 20, стр.35)

Еще одну трудность «отметило 13 % учителей, написав о сложных для понимания 9-10 летних детей, текстах в учебнике ОПК, в т.ч. в учебнике д. Андрея Кураева. 6 % учителей написало, что в курсе ОПК нет внеурочной деятельности, которую желательно подготовить в сотрудничестве с Церковью». (132) (см. Осн. источники, № 20, стр.36)

Одним из центральных вопросов социологического исследования, являлся вопрос, считают учителя «себя верующими, религиозными людьми. Действительно, многие в конце опроса отмечали, что преподавать курс ОПК должны быть более подготовленные, чем они – специалисты и верующие. Пожалуй, да, ответило 42 %, примерно столько же – 40 % ответило – да, назвав себя верующими. Но, все же, есть и неверующие педагоги ОПК, т.к. предмет светский и, если в школе нет подготовленного педагога, то учителям начальных классов приходится самим вести эти уроки. Неверующих участников опроса немного, пожалуй, нет, ответило 6 % и нет, ответило – 4 %. Затруднилось ответить – 8 %». (133) (см. Осн. источники, № 20, стр.36)

Завершал исследование открытый вопрос, в котором предлагалось учителям «написать свои предложения и рекомендации по курсу ОПК. Значительная часть участников – 26 % не ответили на этот вопрос. Как написала одна из участниц «не хватает компетенции что-то советовать».Вторая по количеству группа участников отметила, что для преподавания ОПК необходим специалист, обладающий глубокими знаниями и лучше всего, чтобы преподавал или посещал уроки священник. Около 15 % учителей выступило за проведение Духовно – нравственного воспитания или курса ОПК как отдельного предмета с 1 или с 4 класса и далее. Было отмечено, что дети сами хотят его изучать дальше в средней школе. Это могут быть и факультативные занятия, кружки, краеведческие уроки, поездки, другие формы». (134) (см. Осн. источники, № 20, стр.37)

Именно это предложение получило наибольшее развитие и обсуждение на последующих семинарах и мастер-классах, проводимых ТО «Духовное наследие» в 2015 – 2016 годах. В настоящее время автор совместно с участниками семинара при поддержке ТО «Духовное наследие» готовит к изданию сборник с методиками цикла уроков, посвященным основным церковно-государственным праздникам России. Уроки могут преподаваться в школе в разных классах, как дополнительные или в рамках программы по следующим направлениям: основы православной культуры, история, литература и традиционные ремесла. На основе этого сборника, осень 2017 года, планируется проведение конференции, на которой докладчики и участники круглых столов по разным предметам смогут уточнить и дополнить подготовленные материалы сборника. После конференции предполагается выпустить второе дополненное издание этого сборника и передать его учителям в школы.

Для поддержки учителей и повышения заинтересованности школ в проведении подобных уроков и дополнительных занятий, планируется ввести новую номинацию в Татьянинский и Кирилло-Мефодиевский творческие конкурсы, которые проводятся совместно с ТО «Духовное наследие», чтобы отметить учителей, проводящих такие уроки и представивших на конкурс свои методические разработки. В сборник войдут уроки, посвященные следующим церковно-государственным праздникам России: День народного единства, Рождество Христово, Татьянин день, Пасха, День славянской письменности и культуры.

В дальнейшем планируется совместно с ТО «Духовное наследие» подготовить и издать второй подобный сборник по методикам уроков, посвященным Дням воинской славы России: Бородинской и Куликовской битвам, Дню снятия блокады, Победе на Чудском озере и Дню Победы.

Возвращаясь к предложениям и рекомендации учителей по развитию курса ОПК, можно также отметить, что прозвучали предложения о более тесной работе с учителей и Церкви в рамках курса ОПК, для этого необходимо проводить экскурсии в храм, посещать церковные праздники и согласовывать тематику занятий с православным календарем. Подготовка сборника уроков и дополнительных занятий, посвященных церковно-государственным праздникам России, также учитывает эти предложения.

Завершить этот раздел можно словами одного из учителей: «Да, учителя, преподающие сейчас ОПК, прошли специальные курсы, но, на мой взгляд, их недостаточно. Ведя свои уроки, я все время боюсь навредить детям, навязав им свою точку зрения. Чаще всего, детки возраста 4 класса, еще не имеют своей точки зрения, а повторяют слова, ранее услышанные в семье, либо на улице, от своих старших друзей. Иногда эти слова противоречивы». (135) (см. Осн. источники, № 20, стр.38)

Курс Основ православной культуры может и должен помочь таким ученикам «обрести свою позицию в духовной сфере, узнать красоту православной культуры, увидеть, возможно, впервые, православный храм, услышать православное храмовое пение и, как когда-то бояре князя Владимира, открыть для себя православный мир и православный мир. (136) (см. Осн. источники, № 20, стр.38)

В дальнейшем ТО «Духовное наследие» вместе с гимназией Ушинского в Гатчине при поддержке Гатчинской епархии и участников семинара ОПК планируют создание методического центра для учителей ОПК для сбора и распространения опыта работы школ по курсу ОПК в средних и старших классах.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.