Формирование взаимодействия Церкви и государства в современной России — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Формирование взаимодействия Церкви и государства в современной России

2017-06-02 241
Формирование взаимодействия Церкви и государства в современной России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Впервые открыто о равном взаимодействии с государством Церковь заговорила при патриархе Алексии II. Так в одном из первых своих больших интервью Литературной газете в ноябре 1990 года патриарх на вопрос об отношении к атеистическому государству говорит: «Ненавидь грех и люби грешника, - так говорят православные. … Не оправдывая грех гонений на Церковь со стороны государства и со стороны вдохновителей этих преследований, мы все же всегда старались видеть в гонителях живых людей». (6) (см. Осн. источники, № 1, стр. 27)

И далее патриарх говорит «Слава Богу, люди и власти наконец поняли, что вести войну с Церковью и с верой – значит вести ее со своей собственной душой. … Церковь не имеет готовых решений для общества в целом. … Здесь мы должны искать и думать вместе. Здесь и лежит поле собственно диалога. Диалог этот Церковь ведет через участие в Верховном Совете и в других органах власти, через совместные конференции, школы, издания». (7) (см. Осн. источники, № 1, стр. 29)

Особенно патриарх останавливается на необходимости «дать светским специалистам во всех областях знаний возможности ознакомления с основами христианского видения мира и человека, чтобы, исходя из этого видения, они могли бы в своей профессиональной деятельности искать решения созвучные христианским целям». (8) (см. Осн. источники, № 1, стр. 30)

В этих словах сформулированы основные направления сотрудничества Церкви, государства (различных государственных органов) и светского общества (специалистов во всех областях знаний), которые в дальнейшем получили развитие и конкретизацию в решениях Архиерейских соборов и стали основой для Социальной концепции Русской Православной Церкви.

О необходимости выработки такой общецерковной позиции по важнейшим вопросам современной жизни патриарх сказал уже в 1990 году, - «Совместными усилиями богословских сил Церкви Священный Синод вырабатывает позицию Церкви по важнейшим вопросам современной жизни. Поэтому затруднение того или иного священника дать нужный ответ не означает, что подобающий ответ не может найти вся Церковь». (9) (см. Осн. источники, № 1, стр. 32)

Но не надо думать, что отношения Церкви и государства - это всегда сотрудничество и идиллия. Этого и не может быть после десятилетий гонений на Церковь со стороны атеистического государства, но и в Византийской православной империи, и в Московском царстве, и в Санкт-Петербургской империи были десятки мучеников, пострадавших за Христа от нечестивых или заблудших государственных политиков. Достаточно здесь вспомнить сотни и тысячи пострадавших в Византии от ереси иконоборцев, свт. Иоанна Златоуста, сосланного в ссылку и умершего в ней, св. Корнилия Псково-Печерского, убитого Иоанном Грозным, свт. Гермогена Московского, заключенного в тюрьму и там погибшего в Смутное время, десятки закрытых монастырей и сотни монахов, изгнанных из них во времена Петра I и Екатерины II.

Об этом предупреждает и патриарх Алексий II в апреле 1991 года в интервью газеты «Комсомольская правда», - «неизбежны и неизживаемы конфликты между Церковью и государством, Церковью и властью. Они были всегда. С самого начала Церкви приходилось платить кровью своих мучеников за право жить. … И в Византии и в России государи продолжали считать свои интересы абсолютными, а к Церкви относились как к инструменту своей государственной политики». (10) (см. Осн. источники, № 1, стр. 40)

Завершая краткое изложение позиции Церкви в отношениях с государством, которое было сформулировано в беседах патриарха с журналистами в 1990 – 1991 годах еще при действующей Советской власти, хочется обратить внимание на слова патриарха о будущей судьбе России и российского государства, которые сегодня являются для нас определенным напутствием и благословением.

«У России своя судьба. И я убежден, что она отлична от путей других народов. Но нельзя внешне вернуть то, что было 70 или 300 лет назад, - во времена царской России или допетровской Руси, добавим мы, - это утопия, нельзя вернуть политическую систему, но можно перейти, вернуться к утраченной системе ценностей. … Если мы хотим возродить святую Русь, то мы должны возродить ту систему и иерархий ценностей, которой мы обязаны лучшим страницам своей истории». (11) (см. Осн. источники, № 1, стр. 45)

Тогда, в 1990 году все изменения российской жизни были еще впереди и само российское государство еще только создавалось. Сейчас, когда прошла четверть века, а земная жизнь патриарха Алексия II уже закончилась, эти слова приобретают особый смысл. Сегодня Россия уже не похожа на Советский Союз, но еще меньше она похожа на Российскую империю начала 20 века и какой ей быть, зависит, в том числе, и от нашего духовного выбора. «Мы не знаем, какие судьбы ждут Россию, - говорит патриарх в своей беседе, - но мы должны исполнить свой долг, мы должны нашу радость о Христе воскресшем подарить как можно большему количеству людей». (12) (см. Осн. источники, № 1, стр. 49)


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.