Культурно-просветительская сфера — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Культурно-просветительская сфера

2017-06-02 279
Культурно-просветительская сфера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Особое значение для русской культуры и науки имеет миссия святых Кирилла и Мефодия, которые не только создали письменность, она была и до них. Главное - они дали славянам и Руси Священное писание и богословскую литературу в таком совершенном переводе, что это было равносильно передаче ими подлинника. Это был первый шаг передачи всех знаний античной и византийской цивилизации, передачи исторического опыта, юридических норм, духовных ценностей и художественно-культурных идеалов». (24) (см. Приложение, 2 гл.).

 

Культура, как личное творчество

Остановимся более подробно на вопросах, представленных в Концепции и получивших свое развитие в культурно-просветительской сфере. В Концепции культуре посвящен второй раздел 14 главы, в котором даются основные понятия культуры, как возделывания, воспитания, почитания, то есть культура помогает сохранению окружающего мира и «забота о нем является богозаповеданным деланием человека». (25) (см. Осн. источники, № 5,14 гл.)

Рассматривая плоды человеческого труда, созданные в области культуры и искусства, Церковь «переплавляя плоды творчества в горниле религиозного опыта, стремясь очистить их от душепагубных элементов, а затем преподать людям». Любой творческий человек, живущий церковной жизнью, обращаясь к средствам искусства, желает выразить свой духовный опыт, который он обрел, через свои произведения и подарить его людям. «Церковь позволяет по-новому увидеть человека, его внутренний мир, смысл его бытия, … предлагая путь очищения сердца и сочетания с Творцом, она делает его открытым для соработничества Богу». (26) (см. Осн. источники, № 5,14 гл.)

То же может относиться и к светской культуре, «так в годы государственного атеизма русская классическая литература, поэзия, живопись и музыка становились для многих едва ли не единственными источниками религиозных знаний». Светская культуры может говорить о душе, о высоких нравственных идеалах используя для этого разные стили и художественные направления, главное, «если намерение художника является искренне благочестивым и если он хранит верность Господу». (27) (см. Осн. источники, № 5,14 гл.)

Церковь и мир культуры не могут всегда сотрудничать. В Концепции приводятся слова святого Иустина Философа «Истинное Слово, когда пришло, показало, что не все мнения и не все учения хороши, но одни худы, а другие хороши». «Признавая за каждым человеком право на нравственную оценку явлений культуры, Церковь оставляет такое право и за собой. Более того, она видит в этом свою прямую обязанность. Не настаивая на том, чтобы церковная система оценок была единственно принятой в светском обществе и государстве, Церковь, однако, убеждена в конечной истинности и спасительности пути, открытого ей в Евангелии. Если творчество способствует нравственному и духовному преображению личности, Церковь благословляет его. Если же культура противопоставляет себя Богу, становится антирелигиозной или античеловечной, превращается в антикультуру, то Церковь противостоит ей. Однако подобное противостояние не является борьбой с носителями этой культуры», - надо обличать грех, но помогать грешнику. «Церковь напоминает людям культуры, что их призвание – возделывать души людей, в том числе и собственные, восстанавливая искаженный грехом образ Божий». (28) (см. Осн. источники, № 5,14 гл.)

В этом кратком ознакомлении с основными темами, представленными во 2 разделе 14 главы, мы видим, что авторы этого раздела достаточно подробно рассмотрели вопросы внутреннего духовного выбора автора, художника, творца и вопросы служения Богу или противодействия Ему в творчестве.

Церковь и музеи

Тема взаимодействия Церкви, государства и общества в сфере культуры не ограничивается духовно-нравственными проблемами художника или творца. В сфере культуры существуют еще многие направления, не нашедшие своего места в Концепции. Одной из важнейших в сфере культуры является музейная тема, существуют десятки и сотни церковных музеев, многие крупнейшие государственные музеи находятся или находились в церковных и монастырских зданиях, все это требует очень сложного взаимодействия и учеты интересов Церкви и музейного сообщества.

В настоящее время эти вопросы остро встали в конфликте Церкви и части светского обществе в вопросе передачи Церкви Исаакиевского собора, накал страстей, которые сопровождают эту передачу, говорит о том, что эти вопросы еще далеки от своего решения и Концепция должна давать ответы на такие острые вопросы взаимоотношений Церкви и общества.

Возможным решением таких конфликтных ситуаций, может стать формирование концепции «церковно-государственных музеев, где интересы музейных сотрудников и священнослужителей будут объединены в деле сохранения и использования по православным канонам этих древних святынь», как об этом говорится в прилагаемом авторском Курсе в разделе «Культура и наука» (29) (см. Приложение, 2 гл.)

Церковь и кинематограф

Другая очень значительная область в сфере взаимодействия Церкви, государства и общества в сфере культуры является тема кинематографа. Существуют десятки и сотни православных кинофестивалей, студий, творческих конкурсов и выставок, которые уже много лет успешно действуют в сфере культуры, снимаются десятки полноэкранных и небольших кино и видеофильмов о русских святых и других событиях в церковной жизни.

Одним из таких конкурсов можно назвать "Православие на телевидении", который стал за много лет существования, по словам Патриарха Алексия II на Архиерейском соборе 1997 года, «подлинным телефорумом всей России, демонстрирующим высокий уровень православного телевидения. Ныне, когда бездуховность массовой культуры способна только увеличить разделение в обществе, большое значение имеет проповедь евангельской истины, раскрытие духовной сокровищницы Православия. Эти задачи решает и крупнейший кинофестиваль православных и славянских народов "Золотой витязь", проходящий в различных городах России с начала 90-х годов, открывший много новых талантливых православных художников, режиссеров, актеров». (30) (см. Приложение, 2 гл.)

В сфере кино также встречаются острые конфликты между Церковью и светским обществом, которые требуют своего решения. Так, в настоящее время, развивается конфликтная ситуация вокруг выхода в прокат кинофильма «Матильда», который рассказывает об отношениях Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Редактор сайта «Православие и мир» задает вопрос, - как быть в этой ситуации? – и не находит ответа. Любой ответ, по ее мнению, только сделает рекламу этому недоброкачественному и тенденциозному фильму. (31) (см. Доп. источники, № 38)

Именно Концепция должна давать ответы на такие острые вопросы. Сейчас, особенно важно его соборно найти и дополнить Концепцию, которая и создавалась чтобы «дать принципиальный богословский ответ на проблемы церковно-государственных и церковно-общественных отношений». (32) (см. Осн. источники, № 6)

Можно назвать еще ряд важных направлений церковно-государственного взаимодействия в сфере культуры, которые необходимо подготовить и включить в Концепцию. Это проектирования и реставрации разрушенных храмов и монастырей, вопрос, с которым Церковь сталкивается ежедневно. Это вопросы церковно-исторического наследия, библиотечная деятельность, «совместные церковно-научные исследования ведутся сотнями ученых и десятками объединений в рамках проекта "Православная энциклопедия"». «Еще одно направление культуры, особо почитаемое в Церкви - духовная музыка, в развитии которой есть много примеров сотрудничества. Так, уже ряд лет проводится в Москве фестиваль православной музыки, ставящий целью возрождение церковно-певческого искусства. Большой интерес и положительные отклики у населения получают Пасхальные музыкальные фестивали в С.-Петербурге, Москве и других городах». (33) (см. Приложение, 2 гл.)


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.