Просветительско-педагогическая сфера — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Просветительско-педагогическая сфера

2017-06-02 231
Просветительско-педагогическая сфера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Церковь видит исключительную роль семьи в развитии личности и выражает озабоченность разрушением традиционных связей родителей с детьми, в результате дети начинают восприниматься как ненужная обуза.

Социальная концепция РПЦ, 10 глава, «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности».

Церковь полагает полезным и необходимым проведение уроков христианского вероучения в светских школах по желанию детей или их родителей, а также в высших учебных заведениях.

Социальная концепция РПЦ, 14 глава, «Светские наука, культура, образование».

 

Просвещение славянских земель началось трудами святых Кирилла и Мефодия во исполнение Евангельской заповеди "Идите и научите все народы" (Мф. 28, 19). Богословские, литературные, научные труды Византии стали на многие века основой для просвещения и образования Руси. Эта образовательная традиция несла и миссионерскую направленность, помогая воцерковлению научно-образовательных и иных сфер жизни древнерусского общества. Свт. Филарет Московский писал: "Свет образования без христианской истины - то же, что свет Луны без Солнца - холодный и безжизненный. Он скользит по душе, не проникая вглубь". Насильственное отделение Церкви от школы в 1917 году, разрушило отношения Церкви и государства, которые складывались веками и воспитывали граждан России.

Религиозное образование

Первым направлением, которое восстановила Церковь, выйдя из 70-летнего плена богоборческой власти, стало открытие Отдела религиозного образования и проведение уже с 1992 года Общеобразовательных Рождественских чтений. Чтения стали крупнейшим примером сотрудничества Церкви, государства и общества в педагогической сфере. Они объединяют на пленарных заседаниях и десятках секций, тысячи специалистов из разных научных областей и духовенство из десятков регионов России.

Другим важным направлением религиозного образования стало создание методической базы для воскресных школ, подготовка книг и пособий. Были заключены Соглашения с образовательными структурами государства о совместной деятельности в области православного образования в школах и вузах, аккредитации и повышения квалификации учителей.

Особое внимание уделяется подготовке программ по нравственному воспитанию и ограждению детей от развратных сексуальных программ, внедряемых в наше образование из-за рубежа. Совместно с общественными силами создано движение "За нравственное возрождение", имеющее поддержку во многих городах России, вместе с родителями и учителями проводятся конференции и слушания, обществом "Жизнь" открыт раздел в интернете по этой теме.

Важным шагом образовательной деятельности стала разработка и включение в Федеральный стандарт специальности "Теология", подготовленный Свято-Тихоновским институтом. Теперь в каждом ВУЗе России могут обучаться студенты по данной специальности. Такие группы по этой специальности уже несколько лет обучаются в Омске.

В России действует несколько православных ВУЗов: Университеты св. Иоанна Богослова в Москве и Царицынский в Волгограде, Св. Тихоновский Институт в Москве. Открыт теологический факультет в Государственном Университете в Омске, создается ряд подобных факультетов в нескольких регионах. В Иоанно-Богословском Университете действуют факультеты: библейский, философский, экономический, исторический, юридический, экономический. В Свято-Тихоновском институте факультеты: пастырский, регентский, иконописный, педагогический, катехизаторский и исторический.

Молодежное служение

В начале 90-х годов для более активной просветительской и социальной работы в молодежной среде было создано Всецерковное (ныне Всероссийское) Православное Молодежное Движение (ВПМД). Центральным направлением работы ВПМД стала поддержка детских православных организаций: скаутов, разведчиков и следопытов.

Другим важным направлением деятельности ВПМД на федеральном уровне стало противодействие экспансии сект и деструктивных культов в молодежной среде. При штаб-квартире ВПМД работал реабилитационный центр для помощи пострадавшим в тоталитарных сектах. Кроме этого Центр вел работу по излечению наркоманов, так как многие секты пользуются, для усиления зависимости, наркотиками. Положительный опыт этого центра необходимо распространять по регионам России.

Просветительские и краеведческие программы проводятся также в детских оздоровительных лагерях (ДОЛ), где в них есть особая необходимость в связи с малой занятостью детей и активной работой в ДОЛах представителей различных инославных иностранных организаций, сект и языческих культов. В связи с этим православные программы здесь очень полезны и необходимы. Это понимают и руководители ДОЛов и охотно приглашают к себе православных вожатых и воспитателей. В ряде регионов Церковь проводит учебу вожатых, в частности, в Санкт-Петербурге и в Екатеринбурге.

ВУЗы

С середины 90-х годов начали развиваться межвузовские просветительские программы в Москве в храме св. Татианы в МГУ и в Санкт-Петербурге. По инициативе Молодежного Земского Союза совместно с Советом ректоров вузов Санкт-Петербурга и Духовной Академией был учрежден Почетный знак св. Татьяны, который в Татьянин день вручается представителям молодежи и преподавателям. К 2000-летию Рождества Христова учрежден Межвузовский Творческий конкурс, проводимый по 8 направлениям (живопись, музыка, литература, видео, прикладное искусство и др.) с конкурсными комиссиями в профильных вузах. Итоги Конкурса подводятся в Татьянин день и расширяют интерес студентов и преподавателей к этой теме.

С 2000 года в вузах Санкт-Петербурга проводятся просветительские научно-практические конференции и чтения - Кирилло-Мефодиевские, Покровские педагогические, Знаменские, Татьянинские и другие. Для дальнейшего развития просветительских и социальных программ в молодежной и студенческой среде создана Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров», учредителями которой стали 10 вузов Санкт-Петербурга, Духовная Академия и Совет ректоров. В ряде учебных заведениях открыты храмы, которые содействуют воспитанию учащихся на основе традиционных ценностей, создают нравственную атмосферу среди преподавателей и студентов, организуют просветительские беседы, встречи и семинары.

Школы

Просветительская деятельность Церкви в школах ведется в различных формах. Уже 10 лет существуют православные гимназии, где создается гармоничное сочетание веры и знания. Первая такая гимназия создана обществом "Радонеж" в 1991 году. Создаются Национальные школы. Ведутся просветительские программы и в детских садах.

Школьное образование необходимо нацеливать на сохранение и развитие национальной культуры, в которой вырабатываются духовные качества личности, на воспитание подлинной культуры, являющейся антиподом безликости массовой культуры. Большую помощь в расширение культурного и духовного кругозора учащихся может оказать курс «Основы православной культуры», который успешно преподается в Курской, Московской, Белгородской и ряде других областей России.

Центром православной образовательной деятельности на приходском уровне являются воскресные школы. Кроме вероучительных дисциплин в таких школах преподаются: музыка, иконопись, традиционные искусства. Воскресная школа нередко являются учреждением дополнительного образования и поддерживаются государством. Воскресная школа может быть центром методической работы, в них проводятся семинары для педагогов, циклы лекций по основам христианского брака, готовятся рождественские и пасхальные представления, концерты для больниц, воинских частей, социальных учреждений, проводятся выставки детских рисунков.

СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКАЯ СФЕРА

Деятельность Церкви направлена на утверждение в обществе истинных духовных и нравственных ценностей, Церковь не судья для преступников, она видит свою задачу в нравственном их исцелении, а также в служении милосердия и облегчению тяжкой участи заключенных.

Социальная концепция РПЦ, 9 глава, «Преступление, наказание, исправление».

Попечение о человеческом здоровье – душевном и телесном – искони является заботой Церкви. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного не является безусловной ценностью.

Социальная концепция РПЦ, 11 глава, «Здоровье личности и народа».

Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак духовной деградации. Церковь почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются нерожденные дети.

Социальная концепция РПЦ, 12 глава, «Проблемы биоэтики».

 

В земной жизни Церковь одним из главных приоритетов имеет заботу о слабых и обездоленных, о страждущих и отверженных, об униженных и оскорбленных. Долг каждого православного человека помнить о Заповеди Спасителя, заботиться о голодном - "ибо алкал я, и вы дали мне есть", жаждущем - "жаждал, и вы напоили меня", больном - "болен, и вы посетили меня", лишенном одежды и крова - "был наг, и вы одели Меня", заключенном - "в темнице был, и вы пришли ко Мне" (Мф. 26, 36).

Помощь питанием и одеждой, забота о больных и заключенных - именно эти направления всегда были частью церковной жизни и они стали возрождаться в Церкви в конце 80-х годов, как только спал пресс богоборческой власти. Уже в 90-м году возникло братство врачей-христиан при Красном Кресте, была открыта первая православная больница св. Ксении Блаженной, создано общество "Душепопечения", для оказания различной помощи людям. В том же 90-м году, по благословению митрополита, ныне Патриарха Алексия П, за приходами Петербурга были закреплены тюрьмы.

В начале 90-х годов были созданы общецерковный и епархиальный отделы по благотворительности и социальному служению. На основе полученного опыта Церковь в середине 90-х годов заключила договора с министерствами и ведомствами для организации совместной работы в больницах и медицинских учреждениях.

Для обсуждения наиболее острых и спорных медицинских вопросов врачами, священниками и представителями общественности в Москве был создан Совет по биоэтике, особенно сегодня сложна и даже трагична ситуация в сфере рождения детей и проведения абортов, которые фактически стимулируются государственным здравоохранением, сделавшим из этого страшный и безнравственный бизнес.

Тюрьмы

Первым в тюрьмах в начале 90-х годов был построен силами самих заключенных храм св. Вениамина Петроградского под Санкт-Петербургом. В настоящее время в большинстве тюрем открыты или строятся православные часовни и храмы. Ограничена деятельность различных сект, которые могут привести к тяжелым последствиям и нервным срывам, особенно опасным в условиях замкнутого тюремного пространства.

Многие руководители и сотрудники исправительных учреждений сами вошли в православные братства или содействуют их работе. Заключенные с помощью православных храмов и братств получают на Пасху пасхальные яйца и куличи, регулярно проводятся богослужения и беседы, открываются для заключенных православные библиотеки при храмах и общинах, организуются мастерские. Но этих усилий пока не достаточно. Проведение богослужений и присутствие в тюрьме священника поддерживает нравственной атмосфере среди заключенных и ведет к снижению правонарушений.

Больницы

Открываются храмы и в больницах, где священники, нередко с медицинским образованием, служат постоянно, проводятся занятия для больных, совместно с медицинскими училищами - курсы для сестер милосердия и патронажной помощи на дому.

В большинстве епархий при поддержке государства и общества проводят совместные семинары и конференции для ознакомления с опытом социальной работы, издают просветительские газеты и брошюры для больниц, готовят программы, направленные на помощь детям-сиротам, инвалидам, многодетным матерям, престарелым.

НАУЧНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА

Церковь по достоинству оценивает труды, направленные на преодоление экологического кризиса, и призывает к активному сотрудничеству в защите творения Божия. Владычество над природой и обладание землей, к которым человек призван, не означает вседозволенности.

Социальная концепция РПЦ, 13 глава, «Церковь и проблемы экологии».

Церковь подчеркивает большое значение культурного творчества, которое способно стать средством благовестия, и не напрасно отцы Церкви отмечали божественное происхождение культуры. Если же культура противопоставляет себя Богу, превращается в антикультуру, то Церковь противостоит ей.

Социальная концепция РПЦ, 14 глава, «Светские наука, культура, образование».

Современная международно-правовая система основывается на приоритете земной жизни человека перед религиозными ценностями. Такой приоритет закреплен в национальном законодательстве многих стран и нередко используется в открытом противостоянии вере и Церкви.

Социальная концепция РПЦ, 16 глава, «Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризации»

 

Особое значение для русской культуры и науки имеет миссия святых Кирилла и Мефодия, которые не только создали письменность, она была и до них. Главное - они дали славянам и Руси Священное писание и богословскую литературу в таком совершенном переводе, что это было равносильно передаче ими подлинника. Это был первый шаг передачи всех знаний античной и византийской цивилизации, передачи исторического опыта, юридических норм, духовных ценностей и художественно-культурных идеалов.

В 19 веке светская культура постепенно возвращается к Церкви, формируется понимание, что "православная культура" по существу иная, чем западная, так как дух православия иной, чем у западных христиан. Это возвращение к Православию не отвергает светской культуры, а ставит вопрос о ее освящении и христианском преображении. Особая роль культуры в том, чтобы пробудить души к встрече со Христом, тех, кто не в силах прямо прийти к нему, и в этом заключается ее подлинное служение.

Наука

Иногда высказывается мысль, что Православие является тормозом естественно-научной традиции. Это неверно. Православие огромное значение имело в Древней Руси, но сегодня, когда наука вышла за рамки Евклидова мира, ей открылась глубина православного мировоззрения. Не случайно в последние годы во многих городах и научных центрах все чаще проходят совместные церковно-научные конференции.

Такие научно-религиозные встречи очень важны, так как современная наука и техника в своем развитии часто приводят к опасным для человека результатам. Поэтому ученые должны очень ответственно подходить к новым открытиям и технологиям, не вовлекать человечество в порочный круг создания и удовлетворения новых сиюминутных потребностей, а служить насущным нуждам людей - с таким словом обратился Патриарх Алексий П к ученым. В 2000 году на конференции по взаимодействию Церкви и научных центров России в Троице-Сергиевой Лавре было предложено создание постоянного коллегиального органа, объединяющего Церковь и научные центры.

Для более плодотворной работы в этой сфере необходимо создание общецерковного Отдела Московской Патриархии по взаимодействию с наукой и культурой и соответствующих отделов в епархиях. В некоторых регионах подобные отделы уже существуют, так в Екатеринбургской епархии активно действует Отдел культуры.

Культура

Важным вкладом в миссионерское служение Церкви должны быть культура, наука и искусство, - говорится в решении Архиерейского собора 1997 года. Наиболее успешными формами такого служения стали творческие конкурсы и православные выставки. Один из таких конкурсов - "Православие на телевидении" - стал, по словам Патриарха Алексия П за 9 лет существования подлинным телефорумом всей России, демонстрирующим высокий уровень православного телевидения. Ныне, когда бездуховность массовой культуры способна только увеличить разделение в обществе, большое значение имеет проповедь евангельской истины, раскрытие духовной сокровищницы Православия. Эти задачи решает и крупнейший кинофестиваль православных и славянских народов "Золотой витязь", проходящий в различных городах России с начала 90-х годов, открывший много новых талантливых православных художников, режиссеров, актеров.

Другой пример успешного распространения православной культурной традиции - крупнейшая православная выставка "Русь православная", уже девятый год собирающая иконописцев, художников, архитекторов, издателей, представителей церковных и светских организаций из десятков городов России. Выставка стала стимулом к возрождению различных традиционных промыслов, и ремесел, созданию православных творческих объединений и мастерских в различных сферах деятельности. Подобных выставок стало уже несколько в различных городах России.

Важным направлением возрождения православной культуры является восстановление храмовых и монастырских комплексов и их убранства. Большая часть этих комплексов является музеями, где особенно важно сотрудничество Церкви и государства, которое может приводить к созданию совместных церковно-государственных музеев и, где, интересы музейных сотрудников и священнослужителей будут объединены в деле сохранения и использования по православным канонам этих древних святынь.

Развивается сотрудничество Церкви и государства и в вопросах изучения церковно-исторического наследия. С участием большого числа церковных и светских исследователей проходят конференции по защите русского языка, по вопросам нравственного воспитания и другие. Совместные церковно-научные исследования ведутся сотнями ученых и десятками объединений в рамках проекта "Православная энциклопедия". Создан Фонд митрополита Макария для поддержки православных историко-культурных исследований.

Еще одно направление культуры, особо почитаемое в Церкви - духовная музыка, в развитии которой есть много примеров сотрудничества. Так, уже ряд лет проводится в Москве фестиваль православной музыки, ставящий целью возрождение церковно-певческого искусства. Большой интерес и положительные отклики у населения получают Пасхальные музыкальные фестивали в С.-Петербурге, Москве и других городах.

Экология

Особое отношение у православных людей к окружающей природе как к творению Божьему. Необходимость бережного отношения к природе является православной традицией, - это понимание важно донести до окружающего мира сегодня, когда выживание человека и природы оказывается под угрозой. Церкви надо активнее обращать внимание православных людей на важнейшие природоохранные и экологические проблемы и пути их решения. В ряде регионов развиваются экологические православные проекты. В Воронежской епархии действует экологическое братство, в Томске - православная экономическая школа, в Москве - православный лицей с углубленным изучением экологии. Организуются детские и семейные поселения с проведением работ по очистке природы, природоохранными и восстановительными мероприятиями.

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ СФЕРА

Указывая на греховные причины войны и признавая ее злом Церковь не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях направленных на защиту ближних и восстановление попранной справедливости. Церковь имеет особое попечение о воинстве, воспитывая его в духе высоких нравственных идеалов.

Социальной концепции РПЦ, 8 глава, «Война и мир».

 

Армия не может быть бездуховна. Служба Отечеству, исполнение воинского долга предполагают устойчивые моральные качества. А вера - главный источник, из которого воин черпает нравственные правила и духовное здоровье. Эта необходимость пастырского окормления военнослужащих все больше понимается государством и обществом. Духовное окормление воинства всегда было традиционным служением Церкви, которая с большим уважением относилась к воинской службе и защите Отечества во исполнение евангельской заповеди "положить душу свою за други своя". Многие из древнерусских святых были воинами - св. Кн. Александр Невский, св. Кн. Дмитрий Донской и другие. В дореволюционной России в каждом полку и крупной части был свой храм, в котором служили священнослужители, духовно окормляя воинов. Были храмы на всех крупных кораблях и в других силовых ведомствах. Существовало отдельное благочиние военных и военно-морских церквей, глава которого - протопресвитер армии и флота входил в состав Святейшего Синода.

С начала 90-х годов Церковь восстановила свое попечение об армии, флоте и других силовых ведомствах. Постепенно стали проводиться встречи со священниками, конференции по обсуждению сотрудничества Церкви и армии. В ряде военных Академий начал читаться курс "Введение в православие", были восстановлены первые храмы в воинских частях. Все это стало основой к проведению конференции в Генеральном Штабе в 1994 году, на которой был обсужден Договор между Церковью и Министерством обороны, по итогам которой в Московской Патриархии был создан Отдел по связям с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. В дальнейшем подобные Договора были заключены Церковью с МВД, ФПС, ФАПСИ, МЧС. В договорах поставлены цели преодоления духовно-нравственного кризиса, укрепления порядка и законности, духовно-нравственного просвещения, патриотического воспитания, реализации религиозных прав военнослужащих, открытия храмов и часовен.

Особая необходимость пастырского служения Церкви проявилась в горячих точках, особенно в Чечне, куда священники приезжают вместе с военнослужащими из своих регионов, доставляют в воинские части собранные в приходах продукты питания и одежду, содействуют в решении бытовых проблем военнослужащих. Епархии совместно с региональной государственной властью организуют шефство над воинскими частями, участвующими в боевых действиях в Чечне, и других "горячих точках", проходящих службу в дальних гарнизонах и особо сложных условиях.

Священный Синод и Патриарх приняли несколько специальных обращений в поддержку российских воинов и правоохранителей, исполняющих долг защиты целостности России и ее мирных граждан всех национальностей. Церковь призвала с уважением относиться к традициям народов Кавказа в образовании, семейной жизни и восстановлении прав верующих всех конфессий и мусульман и православных. Церковь оказывает помощь раненым воинам, находящимся на излечении в госпиталях, собирает подарки и духовную литературу, ведет пастырское окормление.

Особое служение Церкви в окормлении ветеранов Отечественной войны и других военных конфликтов. Установлен особый молитвенный чин, который служится во всех храмах в день Победы - 9 мая и в день Памяти - 22 июня. В местах наиболее крупных боев созданы мемориальные церковные комплексы, как на Прохоровском поле, где вместе с Патриархом собираются в день Курской битвы президенты славянских государств - России, Белоруссии, Украины.

Еще одной стороной служения Церкви в военно-патриотической сфере является попечение о молодых людях, готовящихся к службе в армии. При учебных заведениях и по месту жительства при поддержке Церкви создаются военно-исторические клубы и союзы молодежи в честь святых князей Александра Невского, Дмитрия Донского, полководцев Александра Суворова, Георгия Жукова и других.

Кроме клубов при учебных заведениях по месту жительства совместно с Церковью и местной властью могут создаваться казачьи и земские общества и дружины по поддержанию правопорядка, изучению законодательно-правовых вопросов и подготовке к поступлению в правоохранительные, юридические и военные учебные заведения.

С середины 90-х годов православные призывники по рекомендации настоятелей храмов и монастырей могут призываться в воинские части, в которых действуют или строятся православные храмы и ведется пастырская работа священнослужителями. В воинских частях, расположенных рядом с некоторыми крупными монастырями - Троице-Сергиевой Лаврой, Валаамом и др., по согласованию с Церковью созданы православные подразделения, в которых служат учащиеся духовных училищ и семинарий.

Примером общественной деятельности в военно-патриотической сфере могут служить казачьи общества и округа. В их руководящий орган - казачий круг - по традиции, закрепленной в Уставе, входит священник, любое решение круга требует благословения и участия в его обсуждении священника. Все это ставит вопрос о введении института священства казачьих войск, который обсуждался на Архиерейском Соборе.

Проводя просветительскую работу в армии и силовых ведомствах необходимо учитывать присутствие в частях представителей других традиционных для России конфессий и содействовать в предоставлении им возможности совершать свои религиозные обряды. В то же время в вооруженных силах и силовых ведомствах недопустимо деятельности сект и деструктивных культов.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.